Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказательства

5117

Аннотация

В статье на материале опубликованных работ Л.С. Выготского прослеживается динамика его представлений о развитии ребенка, делается попытка обоснования его высказывания о том, что один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии, как одного из ключевых положений культурно-исторической теории в аспекте ее приложения к проблеме развития ребенка. Это положение ставится в один ряд с двумя другими важнейшими положениями о том, что обучение идет впереди развития, и о зоне ближайшего развития. Приводится многовекторная модель зоны ближайшего развития как одного из концептуальных инструментов рефлексивно-деятельностного подхода к оказанию помощи детям в преодолении учебных трудностей. Приводится описание случая оказания психолого-педагогической помощи, способствующей развитию ребенка-сироты с инвалидностью. Делается вывод о том, что тезис Л.С. Выготского о специфическом характере связи обучения и развития имеет принципиальное теоретическое и практическое значение, в том числе для практики работы с особенными детьми.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, история психологии, психология развития, обучение и развитие, шаг развития , зона ближайшего развития, многовекторная модель зоны ближайшего развития, рефлексивно-деятельностный подход, субъектность, рефлексия, совместная деятельность ребенка и взрослого, дети с особенностями развития, психолого-педагогическая помощь, преодоление учебных трудностей

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110305

Для цитаты: Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 44–63. DOI: 10.17759/chp.2015110305

Фрагмент статьи

Для тех, кто занимается развитием, ищет пути со­действия развитию в случаях его задержек и разнооб­разных отклонений от нормы, таким тезисом являет­ся широко известная фраза, первый и единственный раз встречающаяся в текстах Л.С. Выготского в 1934 г. в работе «Мышление и речь» в шестой главе — предпоследней главе в последней из написанных Л.С. Выготским книг [11]. В этой главе, написанной незадолго до смерти1, когда, критикуя позицию К. Коффки по вопросу взаимоотношения обучения и развития, Л.С. Выготский, находясь как бы в полеми­ческом запале, вдруг делает резкое заявление о том, что «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» [11, с .230]. И, видимо, обращаясь именно к Коффке, он, чтобы критикуемому им автору было более понятно, использует для метафоры немецкую, а не русскую валюту («Мы обучили ребенка на пфен­нинг, а он развился на марку» [11, там же]2.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлек­сивного мышления // Дис. … докт. психол. наук. М., 2002. 41 с.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление труднос­тей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
  3. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоцио­нальных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психоло­гии. 1997. № 1. С. 19—25.
  4. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Вы­готский. М.: Смысл, 1996. 420 с.
  5. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологичес­кого схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25—40.
  6. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вто­рая) // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117—126.
  7. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской де­фективности // Собр.соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 62—84.
  8. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 78—98.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Пе­дагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  10. Выготский Л.С. Исторический смысл психологиче­ского кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошев­ского. М.: Педагогика, 1982. С. 291—436.
  11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. С. 5—361.
  12. Выготский Л.С. История развития высших психиче­ских функций // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.
  13. Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии) // Собр.соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243—432.
  14. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л.С. Выготский. Педа­гогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 336—354.
  15. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефек­тологии. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
  16. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // П.Я. Гальперин. Психология как объ­ективная наука. М.: Издательство «Институт практичес­кой психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 357—388.
  17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  18. Зарецкий В.К. Эргономика в системе научного зна­ния и инженерной деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике: сб. ста­тей. М.: ВНИИТЭ, 1989. С. 8—20.
  19. Зарецкий В.К. Исходные методологические пред­ставления о движущих силах саморазвития личности в об­разовательных системах (разработка приемов развития творческого потенциала личности студента) // Психоло­го-педагогические вопросы продвижения личности в мно­гоуровневой системе обучения. Обзорная информация. Проблемы непрерывного образования. Вып. 2. М.: НИ­ИВО, 1993. С. 6—16.
  20. Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивно-деятельност­ного подхода к организации коррекционных занятий по русскому языку // Методы и средства реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: сб. аналит. и методич. материалов / Сост. О.Н. Ертанова, М.В. Громова. М.: ИПИ РАО. 1998. С. 86—90.
  21. Зарецкий В.К. Помощь детям с трудностями в обу­чении в опоре на зону ближайшего развития // Материа­лы международной конференции «Культурно-историчес­кая психология: современное состояние и перспективы развития» (г. Москва, 3—4 октября 2006 г.). М.: ООО «АЛ­ВИАН». 2007. С.111—119.
  22. Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выгот­ский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
  23. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—25.
  24. Зарецкий В.К. Думая о Петре Яковлевиче Гальпери­не // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 73—85.
  25. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексив­но-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
  26. Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности индиви­дуализации образовательного процесса на основе рефлек­сивно-деятельностного подхода в инклюзивной практи­ке // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 19—26.
  27. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Ев­лашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 1011. 208 с.
  28. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 2. С. 166—180.
  29. Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет ис­следования // Консультативная психология и психотера­пия. 2013. № 2. С. 110—128.
  30. Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность // Стиль мышления: проблема историческо­го единства научного знания. К 80-летию Владимира Пет­ровича Зинченко. Коллективная монография / Под общ. ред. Т.Г. Щедриной. М.: Российская политическая энцик­лопедия (РОССПЭН), 2011. С. 294—299.
  31. Коробейников И.А. Нарушения развития и социаль­ная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2001. 192 с.
  32. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зо­ны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. № 4. Т. 22. С. 42—50.
  33. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1990. 158 с.
  34. Мещеряков Б.Г. Взгляды Выготского на науку о дет­ском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 103—112.
  35. Морозов С.М. Диалектика Выготского: внечувствен­ная реальность деятельности. М.: Смысл, 2002. 118 с.
  36.  Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.
  37. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственно­временная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 13—26.
  38. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психаго­гика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
  39. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  40. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия рас­стройств аффективного спектра. М.: ИД «МЕДПРАКТИ­КА-М», 2011. 480 с.
  41. Холмогорова А.Б. (в этом выпуске).
  42. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культур­но-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты // Куль­турно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
  43. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-исто­рическая психология. 2006. № 4. С. 61—73.
  44. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной само­стоятельности. М.: ОИРО, 2010. 432 c.
  45. Эльконин Б.Д. Педагогическая идея развивающего обучения // Современность и возраст / Б.Д. Эльконин, Б.А. Архипов, О.С. Остоверх, О.И. Свиридова. М.: Неком­мерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. С. 26—28.
  46. Эльконин Д.Б. Детская психология. 5-е изд. М.: Из­дательский центр «Академия», 2008. 384 с.
  47. Эткинд А.М. Психология практическая и академи­ческая: расхождения когнитивных структур внутри про­фессионального сознания // Вопросы психологии, 1987. № 6. С. 20—30.
  48. Bandura A.A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191—215.
  49.  The Cambridge Companion to Vygotsky / edited by Harry Daniels, Michael Cole, James V. Wersch. Cambridge University Press, 2007. 462 p.
  50. R. van der Veer, J. Valsiner. Understanding Vygotsky: a quest for synthesis. BLACKWELL. Oxford: UK&Cambridge; USA, 1991. 450 p.
  51. Seligman M.E.P. Power and powerlessness: Comments on «cognates of personal control» // Applied and Preventive Psychology. 1992. № 1. P. 119—120.
  52. Zaretskii V.K. Zone of proximal development: what Vygotsky didn't have time to write // Journal of Russian and East European Psychology. 2009. Vol. 47. № 6. P. 70—93.

Информация об авторах

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 8820
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 5117
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 1