Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 3. С. 44–63
doi:10.17759/chp.2015110305
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказательства
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, история психологии, психология развития, обучение и развитие, шаг развития , зона ближайшего развития, многовекторная модель зоны ближайшего развития, рефлексивно-деятельностный подход, субъектность, рефлексия, совместная деятельность ребенка и взрослого, дети с особенностями развития, психолого-педагогическая помощь, преодоление учебных трудностей
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110305
Для цитаты: Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 44–63. DOI: 10.17759/chp.2015110305
Фрагмент статьи
Для тех, кто занимается развитием, ищет пути содействия развитию в случаях его задержек и разнообразных отклонений от нормы, таким тезисом является широко известная фраза, первый и единственный раз встречающаяся в текстах Л.С. Выготского в 1934 г. в работе «Мышление и речь» в шестой главе — предпоследней главе в последней из написанных Л.С. Выготским книг [11]. В этой главе, написанной незадолго до смерти1, когда, критикуя позицию К. Коффки по вопросу взаимоотношения обучения и развития, Л.С. Выготский, находясь как бы в полемическом запале, вдруг делает резкое заявление о том, что «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» [11, с .230]. И, видимо, обращаясь именно к Коффке, он, чтобы критикуемому им автору было более понятно, использует для метафоры немецкую, а не русскую валюту («Мы обучили ребенка на пфеннинг, а он развился на марку» [11, там же]2.
Литература
- Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления // Дис. … докт. психол. наук. М., 2002. 41 с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
- Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 19—25.
- Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М.: Смысл, 1996. 420 с.
- Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25—40.
- Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117—126.
- Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Собр.соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 62—84.
- Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 78—98.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. С. 291—436.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. С. 5—361.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.
- Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии) // Собр.соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243—432.
- Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 336—354.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
- Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // П.Я. Гальперин. Психология как объективная наука. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 357—388.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Зарецкий В.К. Эргономика в системе научного знания и инженерной деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике: сб. статей. М.: ВНИИТЭ, 1989. С. 8—20.
- Зарецкий В.К. Исходные методологические представления о движущих силах саморазвития личности в образовательных системах (разработка приемов развития творческого потенциала личности студента) // Психолого-педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой системе обучения. Обзорная информация. Проблемы непрерывного образования. Вып. 2. М.: НИИВО, 1993. С. 6—16.
- Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивно-деятельностного подхода к организации коррекционных занятий по русскому языку // Методы и средства реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: сб. аналит. и методич. материалов / Сост. О.Н. Ертанова, М.В. Громова. М.: ИПИ РАО. 1998. С. 86—90.
- Зарецкий В.К. Помощь детям с трудностями в обучении в опоре на зону ближайшего развития // Материалы международной конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы развития» (г. Москва, 3—4 октября 2006 г.). М.: ООО «АЛВИАН». 2007. С.111—119.
- Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
- Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—25.
- Зарецкий В.К. Думая о Петре Яковлевиче Гальперине // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 73—85.
- Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
- Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 19—26.
- Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 1011. 208 с.
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 2. С. 166—180.
- Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 110—128.
- Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. Коллективная монография / Под общ. ред. Т.Г. Щедриной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 294—299.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2001. 192 с.
- Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. № 4. Т. 22. С. 42—50.
- Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1990. 158 с.
- Мещеряков Б.Г. Взгляды Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 103—112.
- Морозов С.М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности. М.: Смысл, 2002. 118 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.
- Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственновременная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 13—26.
- Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
- Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
- Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2011. 480 с.
- Холмогорова А.Б. (в этом выпуске).
- Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
- Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61—73.
- Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. 432 c.
- Эльконин Б.Д. Педагогическая идея развивающего обучения // Современность и возраст / Б.Д. Эльконин, Б.А. Архипов, О.С. Остоверх, О.И. Свиридова. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. С. 26—28.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. 5-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 384 с.
- Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождения когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии, 1987. № 6. С. 20—30.
- Bandura A.A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191—215.
- The Cambridge Companion to Vygotsky / edited by Harry Daniels, Michael Cole, James V. Wersch. Cambridge University Press, 2007. 462 p.
- R. van der Veer, J. Valsiner. Understanding Vygotsky: a quest for synthesis. BLACKWELL. Oxford: UK&Cambridge; USA, 1991. 450 p.
- Seligman M.E.P. Power and powerlessness: Comments on «cognates of personal control» // Applied and Preventive Psychology. 1992. № 1. P. 119—120.
- Zaretskii V.K. Zone of proximal development: what Vygotsky didn't have time to write // Journal of Russian and East European Psychology. 2009. Vol. 47. № 6. P. 70—93.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8820
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 5117
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 1