Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении

3035

Аннотация

Какие процессы обеспечивают успешность понимания и прогнозирования поведения людей в ситуациях коммуникации? В настоящей работе оценивались движения глаз здоровых лиц (N=61) и больных шизофренией (N=56) при восприятии «немых» видеоизображений социального взаимодействия. После неожиданного прерывания видеосюжета испытуемые выполняли задачу «фликера» и давали прогноз поведения персонажей. Сопоставлялись параметры когнитивной деятельности наблюдателей, давших успешные и неуспешные прогнозы. Успешные наблюдатели на основе оценки поведения персонажей определяли, в рамках каких категорий те воспринимают объекты и события, и выделяли признаки объектов, обосновывающие применение этих категорий. Информация о данных признаках удерживалась в рабочей памяти и опосредовала восприятие коммуникативной ситуации, что позволяло наблюдателям замечать события, существенные с точки зрения персонажей, понимать направленность их взглядов и действий. Неуспешные наблюдатели выдвигали предположения о том, как персонажи категоризуют объекты и события, но не выделяли признаки объектов, обосновывающие эти категоризации. Из-за этого они демонстрировали «слепоту» к событиям, существенным с точки зрения персонажей, и не улавливали связи между их действиями.

Общая информация

Ключевые слова: социальное познание, социальное взаимодействие, теория психического, невербальная коммуникация, шизофрения, зрительное восприятие, зрительное внимание, вербальная рабочая память, движения глаз, категоризация, методика фликера, слепота по невниманию

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110401

Для цитаты: Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Попова Д.А., Гусева М.С. Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 4–21. DOI: 10.17759/chp.2015110401

Фрагмент статьи

Понимание поведения людей в ситуациях социального взаимодействия имеет фундаментальное значение для успешной жизнедеятельности индивида. Нарушения такого понимания, возникающие при аутизме, шизофрении и других психических заболеваниях, имеют крайне негативные последствия для больных, вызывая невозможность нормальной адаптации к жизни в обществе.

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во МГУ, 1978. 256 с.
  2. Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Войт А.П. Роль по­липерспективных репрезентаций в процессах совместного внимания // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 16—27.
  3. Леонтьев А.А. Лев Семенович Выготский. М.: Просве­щение, 1990. 158 с.
  4. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятель­ности при шизофрении. М.: Медицина, 1974. 167 с.
  5. Ржешевская А.А. Языковые средства построения пер­спективы в дискурсе конфликта: на материале английской драмы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2014. 24 с.
  6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики па­топсихологии и опыт их применения в клинике: Практиче­ское руководство. М.: Медицина, 1970. 215 с.
  7. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «социально­го мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть II. Концепция «социальный мозг» — структурные компоненты и связь с психопатологией // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 86—95.
  8. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Мо­дель психического в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.
  9. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для ста­новления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 25—43.
  10. Andreasen N.C. The Scale for the Assessment of Negative Symptoms (SANS): conceptual and theoretical foundations // British Journal of Psychiatry. 1989. Vol. 155. Р. 49—52.
  11. Baron-Cohen S. Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. 183 р.
  12. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a ‘theory of mind’? // Cognition. 1985. Vol. 21 (1). Р. 37—46.
  13. Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Cohen D. (Eds). Un­derstanding Other Minds: Perspective from Developmental So­cial Neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. 498 р.
  14. Bora E., Yucel M., Pantelis C. Theory of mind impair­ment in schizophrenia: Meta-analysis // Schizophrenia Re­search. 2009. Vol. 109. Р. 1—9.
  15. Brune M. «Theory of Mind» in Schizophrenia: A Review of the Literature // Schizophrenia Bulletin. 2005. Vol. 31(1). P. 21—42.
  16. Bruner J. Beyond the information given: studies in the psychology of knowing. N. Y.: W.W. Norton, 1973. 230 р. [Рус. пер. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977].
  17. Devine R.T., Hughes C. Silent films and strange stories: Theory of mind, gender and social experiences in middle child­hood // Child Development. 2013. Vol. 84 (3). Р. 989—1003.
  18. Emery N.J. The eyes have it: The neuroethology, func­tion and evolution of social gaze // Neuroscience and Biobe­havioral Reviews. 2000. Vol. 24. Р. 581—604.
  19. Fauconnier G., Turner M. The way we think: Concep­tual blending and the mind’s hidden complexities. N.Y.: Basic Books, 2008. 441 р.
  20. Fiszdon J. M., Reddy L. F. Review of social cognitive treatments for psychosis // Clinical Psychology Review. 2012. Vol. 32. P. 724—740.
  21. Frith C.D., Corcoran R. Exploring ‘theory of mind’ in people with schizophrenia // Psychological Medicine. 1996. Vol. 26. Р. 521—530.
  22. Happй F. G. E. An advanced test of theory of mind: Understanding of story characters’ thoughts and feelings by able, mentally handicapped and normal children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1994. Vol. 24 (2). P. 129—154.
  23. Jolliffe T., Baron-Cohen S. The Strange Stories Test: A Replication with High-Functioning Adults with Autism or Asperger Syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1999. Vol. 29 (5). Р. 395—406.
  24. Komogortsev O., Jayarathna U., Koh D., Gowda M. Qualitative and Quantitative Scoring and Evaluation of the Eye Movement Classification Algorithms. In Proceedings of ACM Eye Tracking Research & Applications Symposium. Austin: TX, 2010. Р. 1—4.
  25. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 256 р.
  26. Langton S., Watt R., Bruce V. Do the eyes have it? Cues to the direction of social attention // Trends in cognitive sci­ences. 2000. Vol. 4 (2). Р. 50—59.
  27. Leslie A. Pretense and Representation: The Origins of ‘Theory of Mind’ // Psychological Review. 1987. Vol. 94. Р. 412—26.
  28. Leslie A., Roth D. What autism teaches us about meta­representation // Understanding other minds: Perspectives from autism / Eds. S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D. Co­hen. Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 83—111.
  29. Olivers C. N. L., Meijer F., Theeuwes J. Feature-based memory-driven attentional capture: Visual working memory content affects visual attention // Journal of Experimen­tal Psychology: Human Perception and Performance. 2006. Vol. 32. P. 1243—1265.
  30. Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. Vol. 4. P.515—526.
  31. Rensink R.A., O’Regan J.K., Clark J.J. To see or not to see: The need for attention to perceive changes in scenes // Psychological Science. 1997. Vol. 8 (5). P. 368—373.
  32. Shepherd S.V. Following gaze: gaze-following behavior as a window into social cognition // Frontiers in Integrative Neuroscience. 2010. № 4, 5
  33. Soto D., Hodsoll J., Rotshtein P., Humphreys G.W. Auto­matic guidance of attention from working memory // Trends in Cognitive Sciences. 2008. Vol. 12. P. 342—348.
  34. Sprong M., Schothorst P., Vos E., Hox J., Van Engeland H. Theory of mind in schizophrenia: meta-analysis // British Journal of Psychiatry. 2007. Vol. 191. Р. 5—13.
  35. Walther D., Koch Ch. Modeling attention to salient pro­to-objects // Neural Networks. 2006. Vol. 19. P. 1395—1407

Информация об авторах

Зотов Михаил Владимирович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1988-8391, e-mail: mvzotov@mail.ru

Андрианова Наталия Евгеньевна, ассистент кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: natalia-andrianova@mail.ru

Попова Дарья Артемовна, студент факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: wooshki4@gmail.com

Гусева Марина Сергеевна, медицинский психолог, СПб ГКУЗ «Психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: gusevamarina.kot@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3692
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3035
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0