Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 4. С. 4–21
doi:10.17759/chp.2015110401
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальное познание, социальное взаимодействие, теория психического, невербальная коммуникация, шизофрения, зрительное восприятие, зрительное внимание, вербальная рабочая память, движения глаз, категоризация, методика фликера, слепота по невниманию
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110401
Для цитаты: Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Попова Д.А., Гусева М.С. Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 4–21. DOI: 10.17759/chp.2015110401
Фрагмент статьи
Понимание поведения людей в ситуациях социального взаимодействия имеет фундаментальное значение для успешной жизнедеятельности индивида. Нарушения такого понимания, возникающие при аутизме, шизофрении и других психических заболеваниях, имеют крайне негативные последствия для больных, вызывая невозможность нормальной адаптации к жизни в обществе.
Литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во МГУ, 1978. 256 с.
- Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Войт А.П. Роль полиперспективных репрезентаций в процессах совместного внимания // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 16—27.
- Леонтьев А.А. Лев Семенович Выготский. М.: Просвещение, 1990. 158 с.
- Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974. 167 с.
- Ржешевская А.А. Языковые средства построения перспективы в дискурсе конфликта: на материале английской драмы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2014. 24 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике: Практическое руководство. М.: Медицина, 1970. 215 с.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «социального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть II. Концепция «социальный мозг» — структурные компоненты и связь с психопатологией // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 86—95.
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.
- Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 25—43.
- Andreasen N.C. The Scale for the Assessment of Negative Symptoms (SANS): conceptual and theoretical foundations // British Journal of Psychiatry. 1989. Vol. 155. Р. 49—52.
- Baron-Cohen S. Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. 183 р.
- Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a ‘theory of mind’? // Cognition. 1985. Vol. 21 (1). Р. 37—46.
- Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Cohen D. (Eds). Understanding Other Minds: Perspective from Developmental Social Neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. 498 р.
- Bora E., Yucel M., Pantelis C. Theory of mind impairment in schizophrenia: Meta-analysis // Schizophrenia Research. 2009. Vol. 109. Р. 1—9.
- Brune M. «Theory of Mind» in Schizophrenia: A Review of the Literature // Schizophrenia Bulletin. 2005. Vol. 31(1). P. 21—42.
- Bruner J. Beyond the information given: studies in the psychology of knowing. N. Y.: W.W. Norton, 1973. 230 р. [Рус. пер. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977].
- Devine R.T., Hughes C. Silent films and strange stories: Theory of mind, gender and social experiences in middle childhood // Child Development. 2013. Vol. 84 (3). Р. 989—1003.
- Emery N.J. The eyes have it: The neuroethology, function and evolution of social gaze // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2000. Vol. 24. Р. 581—604.
- Fauconnier G., Turner M. The way we think: Conceptual blending and the mind’s hidden complexities. N.Y.: Basic Books, 2008. 441 р.
- Fiszdon J. M., Reddy L. F. Review of social cognitive treatments for psychosis // Clinical Psychology Review. 2012. Vol. 32. P. 724—740.
- Frith C.D., Corcoran R. Exploring ‘theory of mind’ in people with schizophrenia // Psychological Medicine. 1996. Vol. 26. Р. 521—530.
- Happй F. G. E. An advanced test of theory of mind: Understanding of story characters’ thoughts and feelings by able, mentally handicapped and normal children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1994. Vol. 24 (2). P. 129—154.
- Jolliffe T., Baron-Cohen S. The Strange Stories Test: A Replication with High-Functioning Adults with Autism or Asperger Syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1999. Vol. 29 (5). Р. 395—406.
- Komogortsev O., Jayarathna U., Koh D., Gowda M. Qualitative and Quantitative Scoring and Evaluation of the Eye Movement Classification Algorithms. In Proceedings of ACM Eye Tracking Research & Applications Symposium. Austin: TX, 2010. Р. 1—4.
- Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 256 р.
- Langton S., Watt R., Bruce V. Do the eyes have it? Cues to the direction of social attention // Trends in cognitive sciences. 2000. Vol. 4 (2). Р. 50—59.
- Leslie A. Pretense and Representation: The Origins of ‘Theory of Mind’ // Psychological Review. 1987. Vol. 94. Р. 412—26.
- Leslie A., Roth D. What autism teaches us about metarepresentation // Understanding other minds: Perspectives from autism / Eds. S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D. Cohen. Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 83—111.
- Olivers C. N. L., Meijer F., Theeuwes J. Feature-based memory-driven attentional capture: Visual working memory content affects visual attention // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2006. Vol. 32. P. 1243—1265.
- Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. Vol. 4. P.515—526.
- Rensink R.A., O’Regan J.K., Clark J.J. To see or not to see: The need for attention to perceive changes in scenes // Psychological Science. 1997. Vol. 8 (5). P. 368—373.
- Shepherd S.V. Following gaze: gaze-following behavior as a window into social cognition // Frontiers in Integrative Neuroscience. 2010. № 4, 5
- Soto D., Hodsoll J., Rotshtein P., Humphreys G.W. Automatic guidance of attention from working memory // Trends in Cognitive Sciences. 2008. Vol. 12. P. 342—348.
- Sprong M., Schothorst P., Vos E., Hox J., Van Engeland H. Theory of mind in schizophrenia: meta-analysis // British Journal of Psychiatry. 2007. Vol. 191. Р. 5—13.
- Walther D., Koch Ch. Modeling attention to salient proto-objects // Neural Networks. 2006. Vol. 19. P. 1395—1407
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3692
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 3035
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0