Методика изучения развития символической функции сознания

1679

Аннотация

Описана методика изучения развития символической функции сознания, которая определяется как функциональный орган, обеспечивающий решение задач по осмыслению и выражению реальности субъект-субъектных отношений с помощью символов. Символ понимается как культурная форма презентации субъектной реальности, опосредствующая отношения и взаимодействие двух или более субъектов. Символ состоит из чувственно представленной формы и смысла, отражающего субъектную реальность. Структура символической функции включает в себя следующие компоненты: порождение и реализация замысла, преобразование символической формы, осознание антиномичности символа, интерпретация символа. Методика исследования разработана в соответствии с принципами построения экспериментально-генетического метода. На основе структуры символической функции определены эмпирические критерии оценки уровней ее развития, а также создана система помощи по осознанию символического смысла. Методика позволяет выявить динамику и условия развития символической функции, ее генетическое строение, а также форму и содержание сотрудничества со сверстниками.

Общая информация

Ключевые слова: символ, символическая функция сознания, опосредствование, субъект, сотрудничество, экспериментально-генетический метод

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120206

Для цитаты: Поляков А.М. Методика изучения развития символической функции сознания // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 59–68. DOI: 10.17759/chp.2016120206

Фрагмент статьи

Л.С. Выготский поставил проблему овладения ребенком культурными орудиями как инструментами развития сознания. За исключением отдельных работ, овладение медиаторами культуры — сенсорными эталонами, словами-понятиями, образцами предметных действий и др. — изучалось в парадигме субъект- объектных отношений.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Цветков А.В. О роли символа в фор- мировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 19—28.
  2. Бэкхёрст Д. О понятии опосредствования // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 61—66.
  3. Веракса А.Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 14—23.
  4. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический ме- тод и психология сознания: в поисках утраченного (ста- тья первая) // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 121—130.
  5. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический ме- тод и психология сознания: в поисках утраченного (ста- тья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. № 1. С. 117—126. doi:10.17759/chp.2015110113
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  7. Дешарне Б., Нефонтен Л. Символ / Пер. с фр. И.Л. Нагле. М: ACT: Астрель, 2007. 190 с.
  8. Залученова Е.А., Калинова О.В. За рубежом. Иссле- дование семейных ритуалов в работах М. Морваль // Пси- хологический журнал. 2000. № 1. С. 96—105.
  9. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психо- логии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 207—232.
  10. Кулагина Н.В. Символ и символическое сознание // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 3—10.
  11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произ- ведения: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  12. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической сим- волики // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 102—110.
  13. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и со- знание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.
  14. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психо- логическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Пи- тер, 2008. 400 с.
  15. Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» — «символ» и «значение» — «смысл»// Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 88—99.
  16. Поляков А.М. Понятие и структура символической функции сознания // Журнал практического психолога. 2011. № 2. С. 134—152.
  17. Поляков А.М. Символическая функция сознания как основа развития субъектности // Философия и соци- альные науки. 2007. № 4. С. 61—69 (Начало); 2008. № 1. С. 76—80 (Продолжение).
  18. Поляков А.М. Субъект и символ. Минск: БГУ, 2014. 255 с.
  19. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Издат- во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
  20. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический ана- лиз знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. 264 с.
  21. Смирнова Е.О. Становление межличностных отно- шений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5—15.
  22. Спирова Э.М. Знак или символ // Знание. Понима- ние. Умение. 2007. № 1. С. 110—114.
  23. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 448 с.
  24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  25. Ячин С.Е. Слово и феномен. М.: Смысл, 2006. 138 с.

Информация об авторах

Поляков Алексей Михайлович, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и медицинской психологии факультета философии и социальных наук, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2089-1093, e-mail: polyakov.bsu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3281
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1679
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5