Культурно-историческая психология
2016. Том 12. № 2. С. 59–68
doi:10.17759/chp.2016120206
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Методика изучения развития символической функции сознания
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: символ, символическая функция сознания, опосредствование, субъект, сотрудничество, экспериментально-генетический метод
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120206
Для цитаты: Поляков А.М. Методика изучения развития символической функции сознания // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 59–68. DOI: 10.17759/chp.2016120206
Фрагмент статьи
Л.С. Выготский поставил проблему овладения ребенком культурными орудиями как инструментами развития сознания. За исключением отдельных работ, овладение медиаторами культуры — сенсорными эталонами, словами-понятиями, образцами предметных действий и др. — изучалось в парадигме субъект- объектных отношений.
Литература
- Асмолов А.Г., Цветков А.В. О роли символа в фор- мировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 19—28.
- Бэкхёрст Д. О понятии опосредствования // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 61—66.
- Веракса А.Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 14—23.
- Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический ме- тод и психология сознания: в поисках утраченного (ста- тья первая) // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 121—130.
- Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический ме- тод и психология сознания: в поисках утраченного (ста- тья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. № 1. С. 117—126. doi:10.17759/chp.2015110113
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
- Дешарне Б., Нефонтен Л. Символ / Пер. с фр. И.Л. Нагле. М: ACT: Астрель, 2007. 190 с.
- Залученова Е.А., Калинова О.В. За рубежом. Иссле- дование семейных ритуалов в работах М. Морваль // Пси- хологический журнал. 2000. № 1. С. 96—105.
- Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психо- логии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 207—232.
- Кулагина Н.В. Символ и символическое сознание // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 3—10.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произ- ведения: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
- Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической сим- волики // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 102—110.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и со- знание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.
- Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психо- логическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Пи- тер, 2008. 400 с.
- Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» — «символ» и «значение» — «смысл»// Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 88—99.
- Поляков А.М. Понятие и структура символической функции сознания // Журнал практического психолога. 2011. № 2. С. 134—152.
- Поляков А.М. Символическая функция сознания как основа развития субъектности // Философия и соци- альные науки. 2007. № 4. С. 61—69 (Начало); 2008. № 1. С. 76—80 (Продолжение).
- Поляков А.М. Субъект и символ. Минск: БГУ, 2014. 255 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Издат- во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический ана- лиз знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. 264 с.
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отно- шений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5—15.
- Спирова Э.М. Знак или символ // Знание. Понима- ние. Умение. 2007. № 1. С. 110—114.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 448 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Ячин С.Е. Слово и феномен. М.: Смысл, 2006. 138 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3281
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1679
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5