Рефлексия как прикладная проблема психологии

3412

Аннотация

В статье представлены некоторые процедуры и результаты целостного исследования рефлексии: анализ предшествующих философских идей и взглядов, основные психологические концепции рефлексии, классификация ее типов и видов. С помощью специально подобранных и созданных методологических процедур для теоретического анализа автор синтезирует целостное понимание сущности рефлексии как сложного феномена, проявляющегося в разнообразных модусах: типах и видах. Предложена целостная схема классификации рефлексии, в которой разграничены четыре ее типа. Проанализированы теоретические основания обособления нового, самостоятельного типа рефлексии — праксиологического — и его особенностей. Специально рассмотрены возможности, подходы и некоторые достижения в преобразовании теоретических идей в прикладные практические программы, методики и технологии, основанные на знаниях о рефлексии. Автор представляет основные направления и результаты исследований своеобразной пловдивской традиции в изучении этого интересного человеческого феномена — рефлексии.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, интеллектуальная , личностная , рефлексия как диалог, праксиологическая, рефлексивный подход, технологизация теоретических идей

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120311

Для цитаты: Василев В.К. Рефлексия как прикладная проблема психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 208–225. DOI: 10.17759/chp.2016120311

Фрагмент статьи

Рефлексия как престижная проблематика последнего десятилетия несомненно сохранит свою актуальность и в дальнейшем. Но для этого решающем является ее превращение из элитарной и абстрактной гуманитарной проблемы в прикладную проблему современной психологии. «Элитарность» рефлексии состоит в том, что как проблема она появилась на поле философии, что делает ее сложной и трудной для понимания и исследования.

Литература

  1. Василев В. Рефлексията в познанието, самопознани- ето и практиката. Пловдив: Макрос, 2006. 290 с.
  2. Василев, В. Пловдивската научна традиция в из- следването на рефлексията — история и теория // Страте- гии на образователната и научна политика. 2016. Vol. 24. Number 1, С. 41—54.
  3. Василев В., Джалдети А. Рефлексията — типове и механизми на осъществяването й // Научни трудове на ПУ «П. Хилендарски». 1989. Т. 26. Кн. 2. С. 229—235.
  4. Василев В., Джалдети А. Феноменологическа харак- теристика и логическа аргументация на праксиологическа- та рефлексия // Рефлексия, дейност, култура. Н. трудове на ПУ «П. Хилендарски». 1990. Т. 27. Кн. 2. С. 13—19.
  5. Василев В., Гергова Е., Димова Й. Рефлексията над зна- нието и проблемът за нейното дидактическо моделиране // Н. тр. на ПУ «П.Хилендарски». 1993. Т. 30. Кн. 2. С. 97—103.
  6. Василев В., Судани Т. Жан Пиаже и Лев Виготски — съпоставителен анализ. Принципите на компаративната психология. Пловдив: Сема, 1999. 144 с.
  7. Василев В., Димова Й., Коларова Т. Рефлексията — теория и практика. Пловдив: Макрос, 2005. 143 с.
  8. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1, Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 c.
  9. Георгиева М. Рефлексията в обучението по матема- тика (V—VI клас). В.Търново: Фабер, 2001. 199 с.
  10. Гуружапов, В.А. Дейностно въвеждане на метапред- метно и рефлексивно съдържание на аритметичните дей- ствия на уроците по математика // Стратегии на образо- вателната и научна политика. 2016. Vol. 24. № 1. С. 86—91.
  11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологиче- ского исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  13. Давидов В., Василев В., Стаматов Р. Теоретичен анализ на някои особено-сти на активните методи на об- учението // Н. тр. на ПУ «П. Хилендарски». 1988. Т. 25. Кн. 2. С. 115—121.
  14. Димова Й. Рефлексията над химическото знание в началния етап на обучението по химия: дис. и автореф. на дис. «доктор». София; Пловдив, 2000. 157 с. 32 c.
  15. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  16. Железова-Миндизова, Д. Моделиране на умението за педагогическа рефлексия като детерминанта за устойчиво- то професионално развитие на учителя: дис. и автореф. ... «доктор». Русе, 2012. 190 с./46 с.
  17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 152 c.
  18. Иванова Н. Рефлексивни и синергетични аспекти на евристичната дейност в обучението по планиметрия (в 7—8 клас): автореф. на дис... «доктор“. Пловдив, 2015. 40 с.
  19. Камарска К. Методика за рефлексивно изследване на химични обекти в началния етап на обучението по хи- мия: дис. и автореф. ... «доктор». Пловдив, 2015. 139 с./35 с.
  20. Кант И. Критика на чистия разум. 2-е изд. С.: БАН, 1992. 848 с.
  21. Коларова-Кънчева Т. Интелектуалната рефлексия в обучението по биология в 9 клас: дис. и автореф. на дис. ... “доктор». Пловдив, 2003. 249 с./40 c.
  22. Лайбниц Г. Монадологията. С., «Изток-Запад», 2016. 258 с.
  23. Лефевр, В.А., США Yordanka Dimova. Reflective Approach to Education / LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 120 p. // Рефлексивные процессы и управление. 2011. № 1—2. Т. 11. С. 102—105.
  24. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. 623 с.
  25. Мелоян С. За целенасочено формиране на рефлек- сия в учебната дейност // Начално училище. 1994. № 6. С. 35—43.
  26. Николов П. Рефлексивен подход към учебния про- цес // Годишник на ВПИ-Благоевград. 1985. Т. 2. Кн. 4. С. 9—15.
  27. Психическое развитие младших школьников / Под. pед. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  28. Развитие основ рефлексивного мышления школь- ников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Да- выдова, В.В. Рубцова. Новосибирск: ПИРАО, 1995. 227 с.
  29. Рефлексия, дейност, култура / Под ред. В. Василе- ва. // Научни трудове на ПУ “П.Хилендарски. 1990. T. 27. Кн. 2 (Педагогика и психология). 128 с.
  30. Рефлексия, дейност, култура / Под ред. В. Василева. Пловдив: ПУ «П. Хилендарски». 1993. 72 с.
  31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  32. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ. 2008. 416 с.
  33. Слободчиков В.И., Василев В., Стаматов Р. Анализ на предпоставките за възникване на рефлексията в онтоге- незиса // Психология. 1989. Кн. 6. С. 16—19.
  34. Слободчиков В.И., Василев В., Стаматов Р. Развитие на формите на рефлексията в онтогенетичен план // Реф- лексия, дейност, култура. Научни трудове на ПУ «П. Хи- лендарски». 1990. T. 27. Кн. 2. С. 21—26.
  35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  36. Стаматов Р. Рефлексията в структурата на дей- ността, общуването и съзнанието // Рефлексия, дейност, култура. Пловдив: ПУ, 1993. С. 11—14.
  37. Страхов Н.М. Развитие литогенетических идей в России и СССР. М.: АН СССР. 1971. 608 с.
  38. Тодоров, Е. Рефлексията в обучението по информа- ционни технологии: автореф. на дис. ... «доктор“. Пловдив, 2014. 32 с.
  39. Хаджиали, И. Модел на рефлексивен подход в гим- назиалния етап на биологичното образование: дис. и авто- реф. ... «доктор». Пловдив, 2011. 170 с./32 с.
  40. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельно- сти. Алма-Ата, 1974. С. 12—28.
  41. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности — си- стемно-структурное строение, смысл и содержание // Си- стемные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1987. С. 281—298.
  42. Carnap R. Intellectual Autobiography // The Philosophy of R. Carnap (Ed.: P. Schillp). Cambridge: Un. Press, 1963. Р. 3—81.
  43. Dimova Y. Reflective Approach to Education. Saarbrücken: LAP, 2011. 111 р.
  44. Lakatos I. Falsification and the Methodology of Scientific Research Programmes // Criticism and the Growth of Knowledge. Cambridge, 1970. Р. 170—196.
  45. Piaget J. Studies in Reflecting Abstraction. New York: Psychology Press, 2001. 341 р.
  46. Vasilev V., Kolarova T., Hadjiali I. Innovative didactical means for developing and assessing students’ intellectual reflection in the high school education of genetics // Biotechnology & Biotechnological Equipment. Vol. 24. № 2, 2010. Р. 289—300.

Информация об авторах

Василев Веселин Костов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Пловдивский университет им. Паисия Хилендарского, Пловдив, Болгария, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4822-5754, e-mail: veselin_vasilev@abv.bg

Метрики

Просмотров

Всего: 2695
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3412
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 3