Заметки по поводу театральных рецензий Л.С. Выготского

1385

Аннотация

В статье обобщены результаты анализа театральных рецензий Л.С. Выготского, которые были написаны им в Гомельский период и опубликованы в газетах «Наш понедельник» и «Полесская правда». Подробно рассмотрены уровни анализа театральных постановок, относительно которых построены рецензии Л.С. Выготского: драматургия, актерская игра (сценическая речь, сценическое движение, перевоплощение и др.), режиссура, зрительская реакция. Обсуждаются различные аспекты оценки Л.С. Выготским актерской игры: индивидуальные особенности актера, своеобразие актерской техники, актерские амплуа, социальные стереотипы и др. Особое внимание уделено выявлению нормативных представлений, относительно которых строятся оценочные суждения в рассматриваемых рецензиях. В статье обозначены содержательные линии, на которые ориентировался Л.С. Выготский, размышляя о развитии театра, искусства и психологии. Отмечена важная роль искусства в личностном и профессиональном самоопределении Л.С. Выготского как психолога и мыслителя XX века.

Общая информация

Ключевые слова: психология искусства, культурно-историческая психология, знак, смысл, театр, театральные рецензии

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120403

Для цитаты: Собкин В.С. Заметки по поводу театральных рецензий Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 26–38. DOI: 10.17759/chp.2016120403

Фрагмент статьи

С точки зрения формирования Л.С. Выготского как профессионального психолога важно, что он, в первую очередь, пытался психологически отреагировать на сценическое действие, выявив прежде всего собственное аффективно-смысловое переживание. Вместе с тем, сама задача написания театральной рецензии требовала обобщения (рефлексии) опыта этих переживаний, фиксирующего связь аффективно-смыслового переживания с художественными особенностями  рецензируемого  спектакля.

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 510 c.
  2. Выготский Л.С. Без руля и без ветрил // Наш по- недельник. 1923. № 28, 12.03. С. 3.
  3. Выготский Л.С. Гастроли «Красного факела». Свер- чок на печи. — Собака на сене. Океан. Победа смерти // Наш понедельник. 1923. № 39, 04.06. С. 3.
  4. Выготский Л.С. Гастроли второй студии МХАТ // Наш понедельник. 1923. № 51, 27.08. С. 3.
  5. Выготский Л.С. Гастроли Е.В. Гельцер // Наш по- недельник. 1922. № 3, 11.09. С. 4.
  6. Выготский Л.С. Гастроли Красного факела. Зеленое кольцо — Младость — Монна Ванна // Наш понедельник. 1923. № 40, 11.06. С. 3.
  7. Выготский Л.С. Гастроли Красного факела. Шут на тро- не. Игра интересов // Наш понедельник. 1923. № 41, 18.06 С. 3.
  8. Выготский Л.С. Гастроли Соловцовской труппы // Наш понедельник. 1922. № 3, 11.09. С. 3.
  9. Выготский Л.С. Гастроли труппы Азагаровой // Наш понедельник. 1923. № 37, 21.05. С. 4.
  10. Выготский Л.С. Гастроли Утесова и Форреггера // Наш понедельник. 1923. № 46, 23.07. С. 3.
  11. Выготский Л.С. Джентльмен // Полесская правда. 1923. № 1009, 28.09. С. 3.
  12. Выготский Л.С. Дурак — хамка // Наш понедель- ник. 1922. № 9, 23.10. С. 3.
  13. Выготский Л.С. Еврейский театр. Бенефис С.И. Эй- дельман // Наш понедельник. 1923. № 36, 14.05. С. 3.
  14. Выготский Л.С. Заметки о еврейском театре // Наш понедельник. 1923. № 37, 21.05. С. 4.
  15. Выготский Л.С. Запоздалые отзывы // Наш поне- дельник. 1923. № 22, 22.01. С. 3.
  16. Выготский Л.С. Какой счастливейший день вашей жизни, или Восклицательный знак! // Наш понедельник. 1923. № 28, 12.03. С. 3.
  17. Выготский Л.С. Комедия двора // Полесская прав- да. 1923. № 1029, 21.10. С. 3.
  18. Выготский Л.С. Королевский брадобрей // Полес- ская правда. 1923. № 1025, 17.10. С. 3.
  19. Выготский Л.С. Красный факел // Наш понедель- ник. 1923. № 38, 28.05. С. 3.
  20. Выготский Л.С. Маленькие кусочки театра // Наш понедельник. 1923. № 28, 12.03. С. 3.
  21. Выготский Л.С. На дне // Полесская правда. 1923. № 1043, 09.11.
  22. Выготский Л.С. Не совсем рецензии. Мещане // Наш понедельник. 1923. № 27, 27.05. С. 3.
  23. Выготский Л.С. Не  совсем  рецензия.  Коварство и любовь. Соколы и вороны // Наш понедельник. 1922. № 11, 06.11. С. 3.
  24. Выготский Л.С. Нечаянная радость // Полесская правда. 1923. № 1058, 27.11. С. 4.
  25. Выготский Л.С. Об авторе «не совсем рецензий» // Наш понедельник. 1923. № 28, 12.03. С. 3.
  26. Выготский Л.С. Орленок. Ученик дьявола // Наш понедельник. 1923. № 14, 27.11. С. 3.
  27. Выготский Л.С. Первая ласточка. «Дыбук» в поста- новке Рубина // Наш понедельник. 1923. № 32, 09.04. С. 4.
  28. Выготский Л.С. Последний спектакль // Наш поне- дельник. 1923. № 28, 12.03. С. 3.
  29. Выготский Л.С. Преступление и наказание. Золотая осень. На дне // Наш понедельник. 1922. № 4, 18.09. С. 3.
  30. Выготский Л.С. Ревизор. Флавия Тесини. Цена жиз- ни. Певец своей печали. Овод // Наш понедельник. 1922. № 8, 16.10. С. 3.
  31. Выготский Л.С. Слесарь и канцлер // Полесская правда. 1923. № 1038, 01.11. С. 4.
  32. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы  общей  психологии.   М.:   Педагогика,   1983. С. 355—356.
  33. Выготский Л.С. Стакан воды // Полесская правда. 1923. № 1053, 21.11. С. 3.
  34. Выготский Л.С. Уриэль Акоста. Гроза // Наш поне- дельник. 1922. № 12, 13.11. С. 3.
  35. Выготский Л.С. Хорошо сшитый фрак // Наш по- недельник. 1922. № 13, 20.11. С. 3.
  36. Грачева А.М., Нистратов А.А., Собкин В.С. Персонажи фильма в пространстве театральных амплуа // Вестник Москов- ского университета. Сер. 14. Психология. 1990. № 1. С. 24—33.
  37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  38. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство, 2003. 847 с.
  39. Мейерхольд Вс. Э., Бебутов В. М., Аксёнов И. А. Та- блица амплуа // Амплуа актера. М., 1922. С. 6—11.
  40. Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского // Выготский Л.С. Театральные рецензии. М.: Институт социологии образования РАО, 2015. 568 с.
  41. Собкин В.С., Мазанова В.С. Комментарии к «Теа- тральным заметкам» Л.С. Выготского // Культурно-исто- рическая психология. 2014. № 3. С. 82—96.
  42. Собкин В.С., Мазанова В.С. Комментарии к статье Л.С. Выготского «Театр и революция» // Культурно-исто- рическая психология. 2015. № 1. С. 91—113. doi:10.17759/ chp.2015110111
  43. Собкин В.С., Мазанова В.С. Комментарии к теа- тральной рецензии Л.С. Выготского «Гастроли Соловцов- ской труппы» // Диалог. 2014. № 9. С. 39—48.
  44. Собкин В.С., Мазанова В.С. О чем рассказал гомель- ский «Вереск» Льва Выготского: опыт реконструкции со- циокультурного контекста // Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 89—106.
  45. Собкин В.С., Мазанова В.С. Опыт комментариев к одной театральной рецензии Л.С. Выготского // Нацио- нальный психологический журнал. 2014. № 1. С. 37—48.
  46. Собкин В.С., Нистратов А.А., Грачева А.М. Персо- нажи фильма в пространстве социальных стереотипов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1989. № 1. С. 38—44.
  47. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3. Работа актера над собой. Ч. 2: Работа над собой в творче- ском процессе воплощения: Материалы к книге. М.: Искус- ство. 1990. С. 268—271.
  48. Фрейд З. О нарцизме // З. Фрейд. Очерки по пси- хологии сексуальности. Репринтное издание. Минск: Бела- русь, 1990. 188 с.
  49. Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа. Избр. произв. в 6 т. Т.3. Теоретические исследования (1945— 1948). М.: Искусство, 1964. С. 61.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2133
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1385
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2