Либеральное образование и его связь с теорией зоны ближайшего развития Выготского

2577

Аннотация

Либеральное образование берет свое начало в Римской Империи. В шестнадцатом веке оно получило распространение по всей Европе, а в течение последних столетий совершило настоящий переворот в Соединенных Штатах Америки. Термин «либеральное образование» происходит от латинского слова, обозначающего свободного человека («liber»), а «artes liberales» (общеобразовательные предметы) исторически возникли как компоненты образования для свободных людей. В современном мире и, в частности, в Соединенных Штатах Америки после Американской революции, либеральное образование зарекомендовало себя как наилучший способ подготовки к самоуправлению в свободном демократическом обществе. В Университете Хоа Сен либеральное образование практикуется в целях общего развития студентов наряду с профессиональной подготовкой. Исследуя возможности применения либерального образования, автор статьи описывает связь между философскими основами либерального образования и подходом к образованию Выготского, известным как «зона ближайшего развития». В статье анализируются перспективы либерального образования и его логическая связь с теорией зоны ближайшего развития Выготского.

Общая информация

Ключевые слова: либеральное образование, свобода, Выготский Л.С., зона ближайшего развития, постепенное обучение по принципу от простого к сложному

Рубрика издания: Памятные даты

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130108

Для цитаты: Нгуен М.А. Либеральное образование и его связь с теорией зоны ближайшего развития Выготского // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 81–88. DOI: 10.17759/chp.2017130108

Литература

  1. American Association for the Advancement of Science. The Liberal Art of Science: Agenda for Action. Project on Liberal Education and the Sciences. Washington, DC: AAAS Publication, 1990. 130 p.
  2. Axelrod P., Anisef P., Lin Z. Against all odds? The enduring value of liberal education in universities, professions, and the labour market // The Canadian Journal of Higher Education. Vol. 31(2). P. 47—77.
  3. Engell J. The Value of a Liberal Arts Education. Harvard University, 2009. Retrieved May 27, 2015 // URL: http://artsandhumanities.fas.harvard.edu/pages/your-future.
  4. Feden P.D., Vogel R.M. Methods of Teaching: Applying Cognitive Science to Promote Student Learning. Y., NY: McGraw Hill, 1993. 416 p.
  5. Ferrall V.E. Liberal Arts at the Brink. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2011. 304 p.
  6. Freeland R.M. Liberal education and effective practice: The necessary revolution in undergraduate education. Liberal Education // Association of American Colleges and Universities. 2009. Vol. 95(1). P. 6—13.
  7. Hamilton R., Ghatala E. Learning and Instruction. N.Y., NY: McGraw-Hill, 1994. 448 p.
  8. Humphreys D. Integrative, Practical, High-Impact: A 21st Century Vision for Liberal Education / Adapted from: Greater Expectations: A New Vision for Learning as a Nation Goes to College (Association of American Colleges and Universities, 2002). Cambridge, MA: Massachusetts College of Liberal Arts, 2012. 79 p.
  9. Karpov Y.V., Haywood H.C. Two ways to elaborate Vygotsky’s concept of mediation // American Psychologist. Vol. 53(1). P. 27—36.
  10. Nussbaum M.C. Education for profit, education for freedom. Liberal Education // Association of American Colleges and Universities. Vol. 95(3). P. 6—13.
  11. Schneider C.G. Liberal education takes a new turn // The NEA (National Education Association) Almanac of Higher Education. P. 29—40.
  12. Shoenberg R. How not to defend liberal arts colleges. Liberal Education // Association of American Colleges and Universities. Vol. 95(1). P. 56—59.
  13. Van Doren M. Liberal Education. N.Y., NY: Henry Holt and Company, 1943. 178 p.
  14. Vygotsky L. Mind in Society / M. Cole (Ed.). Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. 85–86.

Информация об авторах

Нгуен Минь Ань, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой либерального образования, Университет Хоа Сен, приглашенный ученый по программе Фулбрайт, Университет Дрекселя, Филадельфия, штат Пенсильвания, США, Хошимин, Вьетнам, e-mail: minhanh0401@gmail.com