Позитивная психология и идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского

1213

Аннотация

В статье проводится сопоставительный анализ двух авторитетных психологических школ: культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и позитивной психологической школы. Разграничен ряд существенных сходств их основополагающих идей, значимых как для развития познания о человеке, так и для общественной практики. Авторы выделяют и систематизируют ведущие личностные и интеллектуальные качества выдающихся психологов, создавших самые перспективные теории в психологической науке. Разграничивается категория «прозорливый психолог» и выделяется небольшая группа прозорливых психологов, указавших на важнейшие проблемы человека и психологии и предложивших наиболее качественные решения этих проблем. Эту группу составляют В. Джемс, З. Фрейд, Л. Выготский, Э. Эриксон и А. Маслоу; примечательным является факт, что среди них единственно Л. Выготский отвечает на все критерии — будто концепция о прозорливых психологах создана по образцу его творческой деятельности и его личности.

Общая информация

Ключевые слова: сопоставительный анализ, культурно-историческая психология, позитивная психология, прозорливые психологи

Рубрика издания: Памятные даты

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130105

Для цитаты: Василев В.К., Стаматов Р.И. Позитивная психология и идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 49–56. DOI: 10.17759/chp.2017130105

Литература

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
  2. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 236 c.
  3. Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопросы философии. 1981. № 10. С. 127—137.
  4. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М.: Смысл, 2011. 460 с.
  5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. С. 60—77.
  6. Василев В., Судани Т. Жан Пиаже и Лев Виготски — съпоставителен анализ. Принципите на компаративната психология. Пловдив: Сема, 1999. 144 с.
  7. Стаматов Р., Сарийска С. Позитивната мотивация. Пловдив: Унив. изд-во Паисий Хилендарски, 2016. 124 с.

Информация об авторах

Василев Веселин Костов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Пловдивский университет им. Паисия Хилендарского, Пловдив, Болгария, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4822-5754, e-mail: veselin_vasilev@abv.bg

Стаматов Румен Иванов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Пловдивский университет им. П. Паисия Хилендарского, Пловдив, Болгария, e-mail: rumenstamatov@abv.bg

Метрики

Просмотров

Всего: 2386
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1213
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1