Культурно-историческая психология
2017. Том 13. № 2. С. 50–60
doi:10.17759/chp.2017130206
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: оптимистический атрибутивный стиль, диагностика, объяснение успехов и неудач, психологическое благополучие , депрессия, культура, подростки
Рубрика издания: Эмпирические исследования
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130206
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Оптимизм как предиктор успешности деятельности и психологического благополучия: структура и диагностика» № 16-36-00037.
Для цитаты: Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 50–60. DOI: 10.17759/chp.2017130206
Литература
- Батурин Н.А., Циринг Д.А. Методика диагностики стиля атрибуции детей // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сб. научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. Т. 2. C. 105—116.
- Гордеева Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М: Смысл, 2011. C. 131—177.
- Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений // Вопросы психологии. 2010. № 1. C. 24—33.
- Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 152 с.
- Зелигман М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М.: Вече, 1997. 432 с.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. Киев: ПАН Лтд, 1994. 288 с.
- Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2011. 235 с.
- Паршина М.Н. Отношение к себе и своему будущему у подростков с разным типом привязанности к матери. Дипломная работа / Под научным руководством Г.В. Бурменской. Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
- Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. СПб: Питер, 2004. 202 с.
- Селигман М.Э.П. Ребенок-оптимист: проверенная программа формирования характера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 334 с.
- Сычев О.А., Гордеева Т.О. Программы психологической профилактики депрессии у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. C. 141—157.
- Abramson L.Y., Seligman M.E., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. Vol. 87(1). P. 49—74. doi: 10.1037/0021-843X.87.1.49.
- Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality. Social indicators of well-being. New York: Plenum Press, 1976. 455 p.
- Attributional style and depressive symptoms among children / E. Seligman, N.J. Kaslow, L.B. Alloy, C. Peterson, R.L. Tanenbaum, L.Y. Abramson // Journal of abnormal psychology. 1984. Vol. 93(2). P. 235—238. doi: 10.1037/0021- 843X.93.2.235.
- Cheng H., Furnham A. Attributional Style and Personality as Predictors of Happiness and Mental Health // Journal of Happiness Studies. Vol. 2(3). P. 307—327. doi: 10.1023/A:1011824616061.
- Children’s Attributional Style Questionnaire—Revised: Psychometric examination / Thompson, N.J. Kaslow, B. Weiss, S. Nolen-Hoeksema // Psychological Assessment. 1998. Vol. 10(2). P. 166—170. doi: 10.1037/1040-3590.10.2.166.
- Factor structure of the Children’s Attributional Style Questionnaire—Revised / P. Lewis, D.A. Waschbusch, D.P. Sellers, M. Leblanc, M.L. Kelley // Canadian Journal of Behavioural Science/ Revue canadienne des sciences du comportement. 2014. Vol. 46(2). P. 125—133. doi: 10.1037/a0035646.
- Fibel B., Hale W.D. The Generalized Expectancy for Success Scale: A new measure // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1978. Vol. 46(5). P. 924—931. doi: 10.1037/0022-006X.46.5.924.
- Gadermann A.M., Guhn M., Zumbo B.D. Estimating ordinal reliability for Likert-type and ordinal item response data: A conceptual, empirical, and practical guide // Practical Assessment, Research & Evaluation. 2012. Vol. 17(3). P. 1—13.
- Gladstone T.R.G., Kaslow N.J. Depression and attributions in children and adolescents: A meta-analytic review // Journal of Abnormal Child Psychology. Vol. 23(5). P. 597—606. doi: 10.1007/BF01447664.
- Huebner E.S. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children // Psychological Assessment. Vol. 6(2). P. 149—158. doi: 10.1037/1040-3590.6.2.149.
- Kovacs M. Children’s depression inventory: Manual. North Tonawanda, NY: Multi-Health Systems, 1992.
- Lau J.Y.F., Rijsdijk F., Eley T.C. I think, therefore I am: a twin study of attributional style in adolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 47(7). P. 696—703. doi: 10.1111/j.1469-7610.2005.01532.x.
- Nolen-Hoeksema S., Girgus J.S., Seligman M.E. Learned helplessness in children: A longitudinal study of depression, achievement, and explanatory style // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 51(2). P. 435—442. doi: 10.1037/0022-3514.51.2.435.
- Rigby B.T., Huebner E.S. Do causal attributions mediate the relationship between personality characteristics and life satisfaction in adolescence? // Psychology in the Schools. Vol. 42(1). P. 91—99. doi: 10.1002/pits.20026.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3639
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 2780
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 10