От определения психических явлений к анализу направлений развития действий

780

Аннотация

В статье ставится проблема многообразия определений психических явлений и методологических подходов к их исследованию. Отстаивается необходимость монистического построения психологического знания, что требует последовательного выведения психических функций у живых организмов из законов эволюции, а специфических особенностей развития психики у людей — из законов антропогенеза и исторического развития человечества. Выделяются два центральных направления научного анализа, где психические явления рассматривается в качестве процессов и функций, которые: а) локализованы в мозге и мозгом порождаются на основе «механизмов обработки информации»; б) локализованы между животными организмами и объектами, обеспечивая животным ориентировку в окружающем мире. Обсуждается проблема эволюционного развития у животных организмов функций ориентировки и организации взаимодействий с окружающей средой. Выделяются онтогенетические этапы включения языковых средств в организацию практических и умственных действий человека. Анализируются центральные направления формирования и развития действий и основания для выделения в их составе операций, соответствующих традиционно выделяемым психическим функциям.

Общая информация

Ключевые слова: локализация психических функций, психика и мозг, эволюция психической ориентировки, функциональные системы, умственные операции и действия, психические функции в составе действий, произвольные действия, преднамеренные действия, волевые действия

Рубрика издания: Возрастная психология

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130204

Для цитаты: Маланов С.В. От определения психических явлений к анализу направлений развития действий // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 31–40. DOI: 10.17759/chp.2017130204

Литература

  1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. 400 с.
  2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 608 с.
  3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика, 1993. 224 с.
  4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 480 с.
  5. Запорожец А.В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 736 с.
  6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  7. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. СПб: Питер, 2010. 336 с.
  8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Издательство политической литературы, 1991. 464 с.
  9. Корниенко А.Ф. Возникновение и развитие допсихических, психических и социальных форм регуляции поведения организма, субъекта, личности. Казань: Изд-во «Печать-Сервис — ХХI век», 2010. 185 с.
  10. Леонтьев А.А. Сущность психического и построение психологического знания // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 13—19.
  11. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Московский психолого- социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 392 с.
  12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
  13. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл, 2012. 560 с.
  14. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Издательство Московского университета, 1979. 320 с.
  15. Мазилов В.А. Стены и мосты: методология психологической науки. Ижевск: ERGO, 2015. 196 с.
  16. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., 2000. 26 с.
  17. Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1968. 327 с.
  18. Павлов И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды. М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. 320 с.
  19. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии, 1997. 136 с.
  20. Парадигмы в психологии: науковедческий анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 468 с.
  21. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. 464 с.
  22. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. Физиология и психология. М.: Издательство Академии наук СССР, 1952. 772 с.
  23. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно- историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 9—15. doi: 10.17759/chp.2015110302
  24. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2005. 496 с:
  25. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). — М.: Языки славянской культуры, 2015. 608 с.
  26. Щедровицкий Г.П. Избpанные тpуды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.
  27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 416 с.

Информация об авторах

Маланов Сергей Владимирович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1234-077X, e-mail: MalanovSV@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2293
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 780
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1