Культурно-историческая психология
2018. Том 14. № 3. С. 57–66
doi:10.17759/chp.2018140305
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Категория развития как основа психолого-педагогических исследований образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие, совместная деятельность, система отношений, способ деятельности, способы действий, мотивация, противоречия деятельности
Рубрика издания: Совместность и творчество
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140305
Для цитаты: Нечаев Н.Н. Категория развития как основа психолого-педагогических исследований образования // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 57–66. DOI: 10.17759/chp.2018140305
Фрагмент статьи
В современной психологической науке термин «развитие» является общепризнанным и широко используется, особенно в исследованиях, проводимых как в рамках генетической, возрастной и педагогической психологии, так и в различных педагогически ориентированных работах. Несомненно, однако, что сама категория развития имеет более общий и фундаментальный характер, нежели те общепринятые трактовки этой важнейшей методологической категории, которыми ограничиваются исследователи, зачастую игнорируя ее категориальный статус в системе проводимых исследований.
Литература
-
Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 20—29.
-
Выгодская Г.Л. Каким он был // Вопросы психологии. 1996. № 5. С.122—133.
-
Выготский Л.С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла: предисловие // Педология раннего возраста / А. Гезелл. М.; Л.: УЧГИЗ, 1932. С. 3—14.
-
Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. A.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1984. С. 244—268.
-
Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
-
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
-
Карабанова О.А. Возрастная психология. Курс лекций. М.: Айрис-пресс, 2005. 238 с.
-
Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 108—124.
-
Леонтьев А.Н. Философия психологии / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 286 с.
-
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.
-
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955—1981.
-
Нечаев H.H. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 3—22.
-
Обухова Л.Ф. Интервью с Л.Ф. Обуховой (подготовленное для журнала «Символдрама») // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 354—359.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. CПб.: Питер, 2002. 720 с.
-
Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: Изд-во Моск. гор. псих.-пед. ун-та, 2008. 416 с.
-
Смирнов С.Д. Соотношение понятий «деятельность» и «общение» или плюрализм vs монизм (Электронный ресурс) // Материалы методологического семинара по проблемам деятельностного подхода в психологии. Семинар 28 (09.10.2009). URL: http://www.psy.msu.ru/science/seminars/activity/materials/28_smirnov.pdf (дата обращения: 15.06.2018).
-
Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование, 1996. № 2. С. 27—42.
-
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
-
Nechaev N.N. On the psychological mechanism of ontogenetic development in the context of developmental and educational psychology. Annual International Scientific Conference Early Childhood Care and Education, ECCE 2016, 12—14 May, 2016. Procedia: Soc. and Behav. Scie. Moscow, 2016, № 233. Р. 407—412.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2798
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 1226
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6