Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

В статье рассматриваются основные представления о подростковом возрасте, сложившиеся в традиции культурно-исторической научной школы. Обсуждается, какие психологические новообразования, социальная ситуация развития и ведущая деятельность выделяются для данного возрастного периода. Выдвигается идея о том, что противоречия, существующие между представителями культурно-исторической теории в определении содержания развития в подростничестве, обусловлены отсутствием единого представления об «идеальной форме» данного периода детства. В статье обсуждается мало известная работа Л.С. Выготского «Конкретная психология человека», в которой основатель культурно-исторической теории указывает на проблему социальных ролей и на важность их изучения в контексте подросткового возраста. Л.С. Выготский рассматривал роль как ключевой механизм, отвечающий за регуляцию высших психических функций в различных социальных взаимодействиях. В связи с рядом причин — в первую очередь, исторических — понятие роли долгое время практически не разрабатывалось отечественными психологами. В статье предпринята попытка привлечь внимание к проблеме ролевого развития в подростничестве — в частности, рассмотреть феномен ролевого экспериментирования как специфическую систему деятельностей, свойственных современным подросткам.

Общая информация

Ключевые слова: подростничество, психологический возраст, новоообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, драма , идеальная форма, социальная роль, ролевое экспериментирование, ролевое развитие

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160209

Опубликована

Для цитаты: Рубцова, О.В. (2020). Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования. Культурно-историческая психология, 16(2), 69–77. https://doi.org/10.17759/chp.2020160209

© Рубцова О.В., 2020

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Информация об авторах

Ольга Витальевна Рубцова, кандидат психологических наук, доцент, руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1606
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 5

 Скачиваний PDF

За все время: 549
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 2155
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 5