Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования

505

Аннотация

В статье рассматриваются основные представления о подростковом возрасте, сложившиеся в традиции культурно-исторической научной школы. Обсуждается, какие психологические новообразования, социальная ситуация развития и ведущая деятельность выделяются для данного возрастного периода. Выдвигается идея о том, что противоречия, существующие между представителями культурно-исторической теории в определении содержания развития в подростничестве, обусловлены отсутствием единого представления об «идеальной форме» данного периода детства. В статье обсуждается мало известная работа Л.С. Выготского «Конкретная психология человека», в которой основатель культурно-исторической теории указывает на проблему социальных ролей и на важность их изучения в контексте подросткового возраста. Л.С. Выготский рассматривал роль как ключевой механизм, отвечающий за регуляцию высших психических функций в различных социальных взаимодействиях. В связи с рядом причин — в первую очередь, исторических — понятие роли долгое время практически не разрабатывалось отечественными психологами. В статье предпринята попытка привлечь внимание к проблеме ролевого развития в подростничестве — в частности, рассмотреть феномен ролевого экспериментирования как специфическую систему деятельностей, свойственных современным подросткам.

Общая информация

Ключевые слова: подростничество, психологический возраст, новоообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, драма , идеальная форма, социальная роль, ролевое экспериментирование, ролевое развитие

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160209

Для цитаты: Рубцова О.В. Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 69–77. DOI: 10.17759/chp.2020160209

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1379
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 505
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1