Зона ближайшего развития, скаффолдинг и деятельность учителя

6366

Аннотация

В статье рассматривается понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) с точки зрения возможностей его реализации в деятельности педагогов. Дан сопоставительный анализ понятия «скаффолдинг» (scaffolding), введенного Д. Брунером; показано сходство и отличие этого понятия от ЗБР. В контексте возможной операционализации в педагогической деятельности автор рассматривает описанное Л.С. Выготским сложное взаимодействие спонтанных (житейских) понятий, сформированных до начала школьного обучения, и научных (теоретических) понятий, формируемых в ходе обучения в школе как ключевое содержание понятия ЗБР. Основная идея Л.С. Выготского о ведущей роли научных понятий в перестройке ранее сформированных спонтанных представлений и развитии всего целостного мышления ребенка позволяет сделать вывод о том, что наряду с этим возможен и непосредственный способ воздействия на спонтанные представления с помощью организации коллективно-распределенных форм учебной деятельности и метода сократического диалога. Ведущими психологическими процессами, обеспечивающими при этом развитие спонтанных представлений путем их большего обобщения и осознанности, являются процессы экстериоризации исходных представлений, рефлексии и последующей интериоризации коллективно построенного понятия. Деятельность педагога по построению ЗБР предполагает, таким образом, организацию условий для распределения индивидуальных операций в рамках совместного учебного действия или организацию полилога, обеспечивающих эффективное функционирование указанных психологических процессов в рамках специально организованной учебной деятельности учащихся.

Общая информация

Ключевые слова: зона ближайшего развития, скаффолдинг, культурно-историческая психология, Выготский Л.С., педагогическая деятельность

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160303

Для цитаты: Марголис А.А. Зона ближайшего развития, скаффолдинг и деятельность учителя // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 15–26. DOI: 10.17759/chp.2020160303

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7364
В прошлом месяце: 114
В текущем месяце: 114

Скачиваний

Всего: 6366
В прошлом месяце: 86
В текущем месяце: 98