Мятежная педагогика и проект «Игровая бригада» (Brincadas): игра, агентность и трансформация в контексте образования стран БРИКС+

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Эта статья рассказывает о проекте Brincadas-COLINA — бразильской образовательной инициативе, которая возникла в условиях изменений мировой политики и новых подходов к обучению в странах BRICS+. Brincadas-COLINA основан на принципах активного обучения через мультимедийные средства, переосмысления учебных программ, а также на идеях мятежной педагогики[1]. В проекте участвуют дети, учителя и семьи из общин киломболо, коренных и городских бедных районов, которые вместе учатся и делятся опытом. В статье описывается первая сессия этого проекта в 2023 году. Для анализа использовались видео, фотографии, интервью, художественные работы и совместные размышления участников. Анализ проводился в четыре шага: описание ситуации, предоставление информации, обсуждение проблем и поиск решений (по методике Smyth). Результаты показывают, что художественные и диалоговые активности помогли участникам переосмыслить свою боль, вызванную несправедливостью, и обрести силу для совместных действий. Исследование показывает, как такие подходы и проекты могут способствовать развитию образования как инструмента и результата социальной и эпистемической справедливости. [1] Мятежная педагогика (Insurgent Pedagogy) — это термин, описывающий образовательный подход, который противостоит традиционным, авторитарным или подавляющим методам обучения. Он ориентирован на развитие критического мышления, сопротивление социальной и политической несправедливости, а также на активное вовлечение учащихся в процесс создания знаний и осуществление социальных преобразований (прим. переводчика).

Общая информация

Ключевые слова: Brincadas, игровая практика, БРИКС+, активная мультиграмотность, деконструкция, учебная программа

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210313

Финансирование. Исследование было поддержано Бразильским национальным советом по научным и технологическим разработкам (CNPq), Координацией по повышению квалификации кадров высшего образования (CAPES) и Национальной программы по предоставлению стипендий для начальной педагогической практики (PIPEq/PUC-SP).

Благодарности. Авторы выражают благодарность студентам, педагогам и сообществам, участвовавшим в проекте Brincadas, чья активность сделала возможным проведение этого исследования. Мы также благодарим за поддержку Папский католический университет Сан-Паулу (PUC-SP), в особенности мы признательны участникам его исследовательских и просветительских программ.

Поступила в редакцию 03.07.2025

Поступила после рецензирования 01.08.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Либерали, Ф.К., Лемос, М., Модесто-Сарра, Л.К. (2025). Мятежная педагогика и проект «Игровая бригада» (Brincadas): игра, агентность и трансформация в контексте образования стран БРИКС+. Культурно-историческая психология, 21(3), 145–155. https://doi.org/10.17759/chp.2025210313

© Либерали Ф.К., Лемос М., Модесто-Сарра Л.К., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Литература

  1. Amaral, F., Meaney, M.C., Lemos, M. (2024). Silenciamento de professores em tempos de pandemia. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 59—80). Pontes Editores.
  2. Carrijo, V.L.S., Modesto-Sarra, L. K., et al. (2024). Educação antirracista: Vivência das Brincadas no Multiletramento Engajado. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 133—154). Pontes Editores.
  3. Dantas, L.S. (2024). Indigenizar, travestilizar, enegrecer e aleijar a educação! In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 209—231). Pontes Editores.
  4. Engeström, Y. (1987). Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Orienta-Konsultit.
  5. Engeström, Y., Rantavuori, P., Ruutu, P., Tapola-Haapala, M. (2023). Finding life beyond the classroom walls: A Change Laboratory supporting expansive de-encapsulation of school. Éducation & didactique, 17(2), 125—141.
  6. Fialho, C.M.C., Vieira, D.A., Fontão, M., S.F.C, & Jesus, S.F. (2024). CIEJA PERUS I: Garantia de direitos no combate à necroeducação. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 97 — 112). Pontes Editores.
  7. Fiorotti, V.F. (2024). A educação da população LGBTQIAP+ em tempos de pandemia: Encontrando gretas no Projeto English to trans-form- Casa 1. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 233—245). Pontes Editores.
  8. Freire, P. (1970). Pedagogy of the oppressed. Continuum. New York.
  9. Freire, P. (1967). Educação como prática da liberdade. Paz e Terra.
  10. Garrido, A.S.C. (2024). Necrocurrículo: Diálogos entre Paulo Freire, Frantz Fanon e Achille Mbembe para uma possibilidade do currículo na Política de Vida. In: Liberali, F.C., Carrijo, V. L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 155—172). Pontes Editores.
  11. Gupta, D. (2017). A Comparative Study of Basic Education Parameters for BRICS and their Relationship with Expenditure on Education. IOSR Journal Of Humanities And Social Science (IOSR-JHSS, 22(9), 1—18.
  12. Han, B.C. (2015). Sociedade do cansaço. Editora Vozes Limitada.
  13. hooks, b. (1994). Teaching to transgress. Routledge.
  14. hooks, b. (2008). Outlaw culture: Resisting representations. Routledge.
  15. Liberali, F.C. (2019). Transforming urban education in São Paulo: Insights into a critical-collaborative school project. D.E.L.T.A., 35(3), e2019350302. https://doi. org/10.1590/1678-460X2019350302
  16. Liberali, F.C., Fuga, V.P., Vendramini-Zanella, D. (2025). Resist-Expand philosophy: An applied intervention for bullying phenomena in a Brazilian school setting. In: Matsopoulos, A. (Ed.), Global Perspectives on Resilience, Well-Being, and Mental Health in Schools, Families, and Communities: Cross-Cultural, Transdisciplinary & Multisystemic Interventions: Reflections and New Meanings (pp. 183—217). New York: Nova Science Publishers,.
  17. Liberali, F.C. (2022). Multiletramento engajado para a prática do bem viver. Linguagem em (Dis)curso, 22(1), 125— 145. https://doi.org/10.1590/1982-4017-220109-8421
  18. Liberali, F.C. (2024). Criando fissuras na necroeducação. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 23—47). Pontes Editores.
  19. Liberali, F.C. (2025). Transformative education through social activities and curriculum de-encapsulation. Entretextos, 25(1), 106—127. https://doi. org/10.5433/1519-5392.2025v25n1p106-127
  20. Liberali, F.C., Mazuchelli, L.P., Modesto-Sarra, L.K. (2021). O brincar no multiletramento engajado para a construção de práticas insurgentes. Revista de Estudos em Educação e Diversidade, 2(6), 1—26. https://doi. org/10.22481/reed.v2i6.9643
  21. Liberali, F.C., Mazuchelli, L. Pejão, R. da S. T., Vendramini- Zanella, D., Fuga, V. P., Modesto-Sarra, L. (2023). Funds of perezhivanie: Creating cracks in the walls of oppression. In: Salmon, A.K. Clavijo-Olarte, A. (Eds.), Handbook of Research on Socio-Cultural and Linguistic Perspectives on Language and Literacy Development (pp. 412—426). IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-6684-5022-2.ch022
  22. Lopes, J.C.B. (2024). A diversidade de saberes em um intercâmbio virtual. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 279—311). Pontes Editores.
  23. Lopes, J.S.D. (2024). Pedagogia engajada para racializar a educação: Práticas insurgentes no Ensino Superior Tecnológico. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 173—194). Pontes Editores.
  24. Magalhães, M.C.C. (2004). A linguagem na formação de professores como profissionais reflexivos e críticos. In: Magalhães, M.C.C. (Ed.). A formação do professor como um profissional crítico (pp. 59—85). Mercado de Letras.
  25. Modesto-Sarra, L.K., Diegues, U.C.C., Tiso, M.D.R. (2024). O Projeto Brincadas e a ruptura da necroeducação: Criando o inédito viável. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 113—132). Pontes Editores.
  26. Mbembe, A. (2021). Necropolítica. N1-Edições.
  27. Romariz, H. (2019). Educação nos países BRIC: Entre desafios e diálogos. Observare. Blog sobre sociologia e pesquisa social. https://observare.slg.br/educacao-nos-paises-bric-entre-desafios-e-dialogos/. (Accessed on June 11th, 2025).
  28. Oliveira, E.P. (2024). Perspectivas de desencapsulação na educação de surdos. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 263—277). Pontes Editores.
  29. Sawaia, B., Strappazzon, A. L., Maheirie, K. (2022). A liberdade em Espinosa como base ontoepistemológica no enfrentamento do sofrimento ético-político. Psicologia & Sociedade, 34(1), e242492.
  30. Soares, P.A.S. (2024). A necroeducação e os indígenas surdos no Brasil: O que os dados revelam. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 247—262). Pontes Editores.
  31. Souza, J. (2022). Ralé brasileira: Quem é e como vive (2nd ed.). Civilização Brasileira.
  32. Spegiorin, M. (2024). Por uma educação socioambiental transgressiva, engajada e insurgente reflexão-ação para afrontar a necropolítica e interromper o necroceno. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 313—333). Pontes Editores.
  33. Spinoza, B. (2003). Ética (T. da Silva, Trans.). Martins Fontes. (Original work published 1677).
  34. Smyth, J. (1989). Developing and sustaining critical reflection in teacher education. Journal of Teacher Education, 40(2), 2—9. https://doi.org/10.1177/002248718904000202
  35. Stetsenko, A. (2017). The transformative mind: Expanding Vygotsky’s approach to development and education. Cambridge University Press
  36. Toquetão, S.C. (2024). Quem são as crianças nas telas do ensino remoto? In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 81—112). Pontes Editores.
  37. Leclercq, F. (2014). BRICS: Building education for the future — Priorities for national development and international cooperation. UNESCO Publishing.
  38. Vygotsky, L.S. (1966). Play and its role in the mental development of the child. Soviet Psychology, 5(3), 6—18. https://doi.org/10.2753/RPO1061- 040505036
  39. Wolhuter, C.C. (2023). Education in the BRICS countries and the likely impact of the COVID-19 pandemic. BRICS Journal of Economics, 4(1), 131—146.

Информация об авторах

Фернанда Коэльо Либерали, доцент, профессор, Папский католический университет Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7165-646X, e-mail: liberali@uol.com.br

Моника Лемос, докторант-исследователь, Хельсинский университет, Хельсинки, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8846-718X, e-mail: lemos@helsinki.fi

Лусиана Кул Модесто-Сарра, аспирант, выпускник-магистр, Папский католический университет Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7597-6484, e-mail: luciana.kool@gmail.com

Вклад авторов

Фернанда C. Либерали — координация проекта Brincadas; разработка, реализация и проведение обучающих сессий; сбор и обработка данных; анализ данных; составление черновика, написание и обсуждение каждого этапа рукописи совместно с соавторами.

Моника Лемос — участие в планировании и проведении обучающих сессий; участие в сборе и анализе данных; соавторство в написании и рецензировании различных этапов рукописи.

Лусиана Кул Модесто-Сара — участие в планировании и проведении обучающих сессий; участие в сборе и анализе данных; соавторство в написании и рецензировании различных этапов рукописи.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и утвердили окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Исследование было рассмотрено и одобрено Комитетом по этике Папского католического университета Сан-Паулу (CAAE: 44183621.0.0000.5482; отчёт № 5.092.795 от 9 ноября 2021 г.).

Все процедуры проводились в соответствии с национальными и институциональными руководящими принципами исследовательской этики.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 107
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 2

 Скачиваний PDF

За все время: 51
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 158
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 2