Культурно-историческая психология
2025. Том 21. № 3. С. 145–155
doi:10.17759/chp.2025210313
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Мятежная педагогика и проект «Игровая бригада» (Brincadas): игра, агентность и трансформация в контексте образования стран БРИКС+
Резюме
Эта статья рассказывает о проекте Brincadas-COLINA — бразильской образовательной инициативе, которая возникла в условиях изменений мировой политики и новых подходов к обучению в странах BRICS+. Brincadas-COLINA основан на принципах активного обучения через мультимедийные средства, переосмысления учебных программ, а также на идеях мятежной педагогики[1]. В проекте участвуют дети, учителя и семьи из общин киломболо, коренных и городских бедных районов, которые вместе учатся и делятся опытом. В статье описывается первая сессия этого проекта в 2023 году. Для анализа использовались видео, фотографии, интервью, художественные работы и совместные размышления участников. Анализ проводился в четыре шага: описание ситуации, предоставление информации, обсуждение проблем и поиск решений (по методике Smyth). Результаты показывают, что художественные и диалоговые активности помогли участникам переосмыслить свою боль, вызванную несправедливостью, и обрести силу для совместных действий. Исследование показывает, как такие подходы и проекты могут способствовать развитию образования как инструмента и результата социальной и эпистемической справедливости. [1] Мятежная педагогика (Insurgent Pedagogy) — это термин, описывающий образовательный подход, который противостоит традиционным, авторитарным или подавляющим методам обучения. Он ориентирован на развитие критического мышления, сопротивление социальной и политической несправедливости, а также на активное вовлечение учащихся в процесс создания знаний и осуществление социальных преобразований (прим. переводчика).
Общая информация
Ключевые слова: Brincadas, игровая практика, БРИКС+, активная мультиграмотность, деконструкция, учебная программа
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210313
Финансирование. Исследование было поддержано Бразильским национальным советом по научным и технологическим разработкам (CNPq), Координацией по повышению квалификации кадров высшего образования (CAPES) и Национальной программы по предоставлению стипендий для начальной педагогической практики (PIPEq/PUC-SP).
Благодарности. Авторы выражают благодарность студентам, педагогам и сообществам, участвовавшим в проекте Brincadas, чья активность сделала возможным проведение этого исследования. Мы также благодарим за поддержку Папский католический университет Сан-Паулу (PUC-SP), в особенности мы признательны участникам его исследовательских и просветительских программ.
Поступила в редакцию 03.07.2025
Поступила после рецензирования 01.08.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Либерали, Ф.К., Лемос, М., Модесто-Сарра, Л.К. (2025). Мятежная педагогика и проект «Игровая бригада» (Brincadas): игра, агентность и трансформация в контексте образования стран БРИКС+. Культурно-историческая психология, 21(3), 145–155. https://doi.org/10.17759/chp.2025210313
© Либерали Ф.К., Лемос М., Модесто-Сарра Л.К., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Подкаст
Литература
- Amaral, F., Meaney, M.C., Lemos, M. (2024). Silenciamento de professores em tempos de pandemia. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 59—80). Pontes Editores.
- Carrijo, V.L.S., Modesto-Sarra, L. K., et al. (2024). Educação antirracista: Vivência das Brincadas no Multiletramento Engajado. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 133—154). Pontes Editores.
- Dantas, L.S. (2024). Indigenizar, travestilizar, enegrecer e aleijar a educação! In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 209—231). Pontes Editores.
- Engeström, Y. (1987). Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Orienta-Konsultit.
- Engeström, Y., Rantavuori, P., Ruutu, P., Tapola-Haapala, M. (2023). Finding life beyond the classroom walls: A Change Laboratory supporting expansive de-encapsulation of school. Éducation & didactique, 17(2), 125—141.
- Fialho, C.M.C., Vieira, D.A., Fontão, M., S.F.C, & Jesus, S.F. (2024). CIEJA PERUS I: Garantia de direitos no combate à necroeducação. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 97 — 112). Pontes Editores.
- Fiorotti, V.F. (2024). A educação da população LGBTQIAP+ em tempos de pandemia: Encontrando gretas no Projeto English to trans-form- Casa 1. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 233—245). Pontes Editores.
- Freire, P. (1970). Pedagogy of the oppressed. Continuum. New York.
- Freire, P. (1967). Educação como prática da liberdade. Paz e Terra.
- Garrido, A.S.C. (2024). Necrocurrículo: Diálogos entre Paulo Freire, Frantz Fanon e Achille Mbembe para uma possibilidade do currículo na Política de Vida. In: Liberali, F.C., Carrijo, V. L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 155—172). Pontes Editores.
- Gupta, D. (2017). A Comparative Study of Basic Education Parameters for BRICS and their Relationship with Expenditure on Education. IOSR Journal Of Humanities And Social Science (IOSR-JHSS, 22(9), 1—18.
- Han, B.C. (2015). Sociedade do cansaço. Editora Vozes Limitada.
- hooks, b. (1994). Teaching to transgress. Routledge.
- hooks, b. (2008). Outlaw culture: Resisting representations. Routledge.
- Liberali, F.C. (2019). Transforming urban education in São Paulo: Insights into a critical-collaborative school project. D.E.L.T.A., 35(3), e2019350302. https://doi. org/10.1590/1678-460X2019350302
- Liberali, F.C., Fuga, V.P., Vendramini-Zanella, D. (2025). Resist-Expand philosophy: An applied intervention for bullying phenomena in a Brazilian school setting. In: Matsopoulos, A. (Ed.), Global Perspectives on Resilience, Well-Being, and Mental Health in Schools, Families, and Communities: Cross-Cultural, Transdisciplinary & Multisystemic Interventions: Reflections and New Meanings (pp. 183—217). New York: Nova Science Publishers,.
- Liberali, F.C. (2022). Multiletramento engajado para a prática do bem viver. Linguagem em (Dis)curso, 22(1), 125— 145. https://doi.org/10.1590/1982-4017-220109-8421
- Liberali, F.C. (2024). Criando fissuras na necroeducação. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 23—47). Pontes Editores.
- Liberali, F.C. (2025). Transformative education through social activities and curriculum de-encapsulation. Entretextos, 25(1), 106—127. https://doi. org/10.5433/1519-5392.2025v25n1p106-127
- Liberali, F.C., Mazuchelli, L.P., Modesto-Sarra, L.K. (2021). O brincar no multiletramento engajado para a construção de práticas insurgentes. Revista de Estudos em Educação e Diversidade, 2(6), 1—26. https://doi. org/10.22481/reed.v2i6.9643
- Liberali, F.C., Mazuchelli, L. Pejão, R. da S. T., Vendramini- Zanella, D., Fuga, V. P., Modesto-Sarra, L. (2023). Funds of perezhivanie: Creating cracks in the walls of oppression. In: Salmon, A.K. Clavijo-Olarte, A. (Eds.), Handbook of Research on Socio-Cultural and Linguistic Perspectives on Language and Literacy Development (pp. 412—426). IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-6684-5022-2.ch022
- Lopes, J.C.B. (2024). A diversidade de saberes em um intercâmbio virtual. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 279—311). Pontes Editores.
- Lopes, J.S.D. (2024). Pedagogia engajada para racializar a educação: Práticas insurgentes no Ensino Superior Tecnológico. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 173—194). Pontes Editores.
- Magalhães, M.C.C. (2004). A linguagem na formação de professores como profissionais reflexivos e críticos. In: Magalhães, M.C.C. (Ed.). A formação do professor como um profissional crítico (pp. 59—85). Mercado de Letras.
- Modesto-Sarra, L.K., Diegues, U.C.C., Tiso, M.D.R. (2024). O Projeto Brincadas e a ruptura da necroeducação: Criando o inédito viável. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 113—132). Pontes Editores.
- Mbembe, A. (2021). Necropolítica. N1-Edições.
- Romariz, H. (2019). Educação nos países BRIC: Entre desafios e diálogos. Observare. Blog sobre sociologia e pesquisa social. https://observare.slg.br/educacao-nos-paises-bric-entre-desafios-e-dialogos/. (Accessed on June 11th, 2025).
- Oliveira, E.P. (2024). Perspectivas de desencapsulação na educação de surdos. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 263—277). Pontes Editores.
- Sawaia, B., Strappazzon, A. L., Maheirie, K. (2022). A liberdade em Espinosa como base ontoepistemológica no enfrentamento do sofrimento ético-político. Psicologia & Sociedade, 34(1), e242492.
- Soares, P.A.S. (2024). A necroeducação e os indígenas surdos no Brasil: O que os dados revelam. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 247—262). Pontes Editores.
- Souza, J. (2022). Ralé brasileira: Quem é e como vive (2nd ed.). Civilização Brasileira.
- Spegiorin, M. (2024). Por uma educação socioambiental transgressiva, engajada e insurgente reflexão-ação para afrontar a necropolítica e interromper o necroceno. In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 313—333). Pontes Editores.
- Spinoza, B. (2003). Ética (T. da Silva, Trans.). Martins Fontes. (Original work published 1677).
- Smyth, J. (1989). Developing and sustaining critical reflection in teacher education. Journal of Teacher Education, 40(2), 2—9. https://doi.org/10.1177/002248718904000202
- Stetsenko, A. (2017). The transformative mind: Expanding Vygotsky’s approach to development and education. Cambridge University Press
- Toquetão, S.C. (2024). Quem são as crianças nas telas do ensino remoto? In: Liberali, F.C., Carrijo, V.L.S. (Eds.), Pedagogias insurgentes para romper com a necroeducação (pp. 81—112). Pontes Editores.
- Leclercq, F. (2014). BRICS: Building education for the future — Priorities for national development and international cooperation. UNESCO Publishing.
- Vygotsky, L.S. (1966). Play and its role in the mental development of the child. Soviet Psychology, 5(3), 6—18. https://doi.org/10.2753/RPO1061- 040505036
- Wolhuter, C.C. (2023). Education in the BRICS countries and the likely impact of the COVID-19 pandemic. BRICS Journal of Economics, 4(1), 131—146.
Информация об авторах
Вклад авторов
Фернанда C. Либерали — координация проекта Brincadas; разработка, реализация и проведение обучающих сессий; сбор и обработка данных; анализ данных; составление черновика, написание и обсуждение каждого этапа рукописи совместно с соавторами.
Моника Лемос — участие в планировании и проведении обучающих сессий; участие в сборе и анализе данных; соавторство в написании и рецензировании различных этапов рукописи.
Лусиана Кул Модесто-Сара — участие в планировании и проведении обучающих сессий; участие в сборе и анализе данных; соавторство в написании и рецензировании различных этапов рукописи.
Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и утвердили окончательный текст рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Декларация об этике
Исследование было рассмотрено и одобрено Комитетом по этике Папского католического университета Сан-Паулу (CAAE: 44183621.0.0000.5482; отчёт № 5.092.795 от 9 ноября 2021 г.).
Все процедуры проводились в соответствии с национальными и институциональными руководящими принципами исследовательской этики.
Метрики
Просмотров web
За все время: 107
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 2
Скачиваний PDF
За все время: 51
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0
Всего
За все время: 158
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 2