Диагностика качества жизни в психотерапии: апробация русскоязычной версии методики М. Фриша

2821

Аннотация

В терапии качества жизни М. Фриша ключевые цели работы выстраиваются вокруг тех жизненных сфер человека, которые важны для него, но в которых он чувствует себя неудовлетворенным и нереализованным. Цель данной работы — апробация русскоязычной версии методики диагностики качества жизни М. Фриша. Исследование включало две выборки — студентов психологического факультета (N=91) и взрослых жителей Камчатского края (N=826). Надежность—согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизнью, субъективным счастьем, позитивным и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. В разных выборках разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов — внутренней учебной мотивации. В терапии качества жизни М. Фриша ключевые цели работы выстраиваются вокруг тех жизненных сфер человека, которые важны для него, но в которых он чувствует себя неудовлетворенным и нереализованным. Цель данной работы — апробация русскоязычной версии методики диагностики качества жизни М. Фриша. Исследование включало две выборки — студентов психологического факультета (N=91) и взрослых жителей Камчатского края (N=826). Надежность—согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизнью, субъективным счастьем, позитивным и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. В разных выборках разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов — внутренней учебной мотивации.

Общая информация

Ключевые слова: терапия качества жизни М. Фриша, качество жизни, удовлетворенность жизнью, методика диагностики качества жизни М. Фриша, апробация

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270102

Для цитаты: Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Леонтьев Д.А., Ширяева О.С. Диагностика качества жизни в психотерапии: апробация русскоязычной версии методики М. Фриша // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 1. С. 8–29. DOI: 10.17759/cpp.2019270102

Фрагмент статьи

Развитие психологии здоровья и впоследствии позитивной психологии акцентировало внимание на таких задачах психотерапевтической практики, как улучшение качества жизни, психологическое благополучие, достижение или стремление к счастью. Пользуясь метафорой позитивной психологии, за исключительным вниманием психологии к движению личности от «отрицательного» состояния к «нулю», часто упускалась из виду не менее важная задача — улучшение позитивного состояния в дальнейшем.

Литература

  1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35—45.
  2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000. 18 c.
  3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 c.
  4. Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 4. С. 67—89.
  5. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9 (4). С. 91—110.
  6. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Ин-т социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. URL: http://www. isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
  7. Рассказова Е.И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 81—90.
  8. Рассказова Е.И. Качество жизни как междисциплинарная проблема: теоретические подходы и диагностика качества жизни в психологии, социологии и медицине // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 59—71.
  9. Селигман М. Новая позитивная психология: пер. с англ. М.: София, 2006. 368 c.
  10. Deci E.L., Ryan R.M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11 (4). P. 319— 338. doi:10.1207/S15327965PLI1104_01
  11. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., et al. The satisfaction with life scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49 (1). P. 71—75. doi:10.1207/ s15327752jpa4901_13
  12. Diener E., Ryan K. Subjective well-being: a general overview // South African Journal of Psychology. 2009. Vol. 39 (4). P. 391—406. doi:10.1177/008124630903900402
  13. Frisch M. Quality of Life Inventory. Complementary Trial Package. Pearson. 2007.
  14. Frisch M. Quality of Life Therapy. Applying a Life Satisfaction Approach to Positive Psychology and Cognitive Therapy. Hoboken, NJ: Wiley, 2006. 368 p.
  15. Frost M.H., Bonomi A.E., Cappelleri J.C., et al. Applying quality of life data formally and systematically into clinical practice // Mayo Clinic Proceedings. 2007. Vol. 82 (10). P. 1214—1228. doi:10.4065/82.10.1214
  16. Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective happiness: preliminary reliability and construct validation. // Social Indicators Research. 1999. Vol. 46 (2). P. 137— 155. doi:10.1023/A:1006824100041
  17. Martin F., Camfield L., Rodham K., et al. Twelve years’ experience with the Patient Generated Index (PGI) of quality of life: a graded structured review // Quality of Life Research. 2007. Vol. 16 (4). P. 705—715. doi:10.1007/s11136-006-9152-6
  18. McDowel J. Measuring health. A guide to rating scales and questionnairies. New York: Oxford University Press, 2006. doi:10.1093/acprof:oso/9780195165678.001.0001
  19. Ritsner M., Kurs R., Gibel A., et al. Validity of an abbreviated Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire (Q-LES-Q-18) for schizophrenia, schizoaffective, and mood disorder patients // Quality of Life Research. 2005. Vol. 14 (7). P. 1693—1703. doi:10.1007/s11136-005-2816-9
  20. Sheldon K.M., Hilpert J.C. The balanced measure of psychological needs (BMPN) scale: An alternative domain general measure of need satisfaction // Motivation and Emotion. 2012. Vol. 36 (4). P. 439—451. doi:10.1007/s11031-012-9279-4
  21. Sheldon K.M., Osin E.N., Gordeeva T.O., et al. Evaluating the dimensionality of self-determination theory’s relative autonomy continuum // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43 (9). P. 1215—1238. doi:10.1177/0146167217711915
  22. Seligman M. Positive health // Applied psychology: an international review. 2008. Vol. 57. P. 3—18. doi:10.1111/j.1464-0597.2008.00351.x
  23. Sirgy M.J., Michalos A.C., Ferris A.L., et al. The quality of life (QOL) research movement: past, present and future // Social Indicators Research. 2006. Vol. 76 (3). P. 343—466. doi:10.1007/s11205-005-2877-8
  24. Watson D., Clark L.A., Tellegen A. Development and validation of brief measures of Positive and Negativе Affect: the PANAS scales // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. P. 1063—1070.
  25. Wettergren L., Kettis-Lindblad A., Sprangers M., et al. The use, feasibility and psychometric properties of an individualised quality of life instrument: a systematic review of the SEIQoL-DW // Quality of Life Research. 2009. Vol. 18 (6). P. 737— 746. doi:10.1007/s11136-009-9490-2
  26. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77 (6). P. 1271—1288. doi:10.1037/0022-3514.77.6.1271

Информация об авторах

Рассказова Елена Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), старший научный сотрудник отдела медицинской психологии, Научный центр психического здоровья, ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, НИУ Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9648-5238, e-mail: e.i.rasskazova@gmail.com

Неяскина Юлия Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, декан психолого-педагогического факультета, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, Петропавловск-Камчатский, Россия, e-mail: neyaskinaju@yandex.ru

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), г. Москва, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805, e-mail: dmleont@gmail.com

Ширяева Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», Петропавловск-Камчатский, Россия, e-mail: Ola49@yandex.ru