Научное наследие Ф.Е. Василюка: теория, практика, образование

66

Аннотация

Представлен обзор научных встреч, приуроченных к 70–летию со дня рождения доктора психологических наук, профессора Федора Ефимовича Василюка (6 октября 2023 года, Москва). На мероприятии обсуждался вклад Ф.Е. Василюка в науку, практику и образование в области психотерапии и психологического консультирования в контексте развития консультативной психологии и образовательных практик в этой области. В центре рассуждений докладчиков также были перспективы развития его наследия. Особое внимание было уделено инновационному подходу к психотерапевтическому образованию, реализуемому на факультете консультативной и клинической психологии МГППУ, созданном Ф.Е. Василюком. Было принято решение о ежегодном проведении научных встреч памяти Ф.Е. Василюка.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, психотерапия, консультативная психология, понимающая психотерапия

Рубрика издания: События и даты

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2023310409

Получена: 12.11.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Карягина Т.Д., Шерягина Е.В., Мазаева Е.С. Научное наследие Ф.Е. Василюка: теория, практика, образование // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 4. С. 167–173. DOI: 10.17759/cpp.2023310409

Полный текст

В 2023 году исполнилось 70 лет со дня рождения доктора психологических наук, профессора Федора Ефимовича Василюка. Ф.Е. Василюк (28 сентября 1953 - 17 сентября 2017) - выдающийся российский психолог и психотерапевт, первый декан и один из основателей первого в России факультета психологического консультирования (сейчас - факультет консультативной и клинической психологии), один из создателей и первый редактор «Московского психотерапевтического журнала» (сейчас - журнал «Консультативная психология и психотерапия), автор уникального отечественного психотерапевтического подхода - понимающей психотерапии. Ученики и коллеги Федора Ефимовича, сотрудники факультета консультативной и клинической психологии организовали и провели научные встречи с целью поделиться своим опытом осмысления вклада Ф.Е. Василюка в развитие консультативной психологии, практику и образование в области психотерапии и психологического консультирования в России.

В своем приветственном слове А.Б. Холмогорова, декан факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, доктор психологических наук, профессор, рассказала о студенческих годах Федора Ефимовича - каким он был студентом, о своем знакомстве с ним и о совместной работе на факультете психологического консультирования и в редакции «Московского психотерапевтического журнала». Творчество было неотъемлемой чертой подхода Василюка ко всему: к работе, к отдыху, и в поэзии.

В панели «Наука и практика» было представлено пять докладов.

Свой доклад «Когда переживание - деятельность? Смыслы для науки и практики» Т.Д. Карягина, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы «Консультативная психология», доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, посвятила специфике понимания переживания Ф.Е. Василюком. Она остановилась на различиях деятельностной и феноменологической парадигмы в трактовке переживания, на основаниях категории переживания как деятельности и следствиях ее применения к психотерапевтической практике. Понимающая психотерапия как личностно–экспириентальная, личность как автор переживания, необходимость диалектического единства личности и переживания - эти трактовки психотерапевтического процесса видятся автором доклада в качестве базовых принципов теории и практики понимающей психотерапии.

В докладе «Психология переживания: элементы метаанализа» А.И. Сосланд, кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, рассказал о восприятии книги Ф.Е. Василюка в 1980–х, о новизне и уникальности предпринятого в ней интеллектуального выхода в поле экзистенциального опыта. Он также остановился на специфике трактовки переживания Василюком, подчеркнув роль страдания в переживании, что отличает эту категорию от английской и немецкой традиций понимания переживания. Автор доклада отметил переосмысление феномена стресса и кризиса в психологии переживания Василюка и важность категории свободы для понимания контекста его размышлений и практики.

Д.А. Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор НИУ ВШЭ и факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в своем докладе «Читая и перечитывая “Психологию переживания”» Ф.Е. Василюка» также рассказал о своем опыте прочтения и понимания работ Федора Ефимовича, назвав его своим «переживанием “психологии переживания”». Он продемонстрировал развитие «мини–теорий» Василюка о переживании как деятельности, смысле и смыслостроительстве, жизни и жизненном мире человека, схематизмах сознания и др. в своих разработках категории смысла, проблематики выбора.

В докладе «Ф.Е. Василюк и психологическая теория» кандидат психологических  наук С.М. Морозов рассмотрел отношения теории и практики в контексте истории психологии, основные тенденции развития психологии в свете преодоления ее  кризиса, и особо выделил характеристики науки, которую развивал Ф.Е. Василюк - целостная, психотехническая, культурно–историческая, отметив, что то место, которое в психотехнике Л.С. Выготского занимал человеческий труд в промышленности, у Федора Ефимовича заняла практика психотерапии.

Доклад «Вхождение в теорию Ф.Е. Василюка в перспективе личной и профессиональной трансформации» А.Н. Молостова, кандидат психологических наук, член восточно–европейской ассоциации экзистенциальной психотерапии, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, посвятила тому, как повлияла работа под руководством Ф.Е. Василюка на ее собственное движение в исследованиях и практике. Она подробно рассказала о реализации психотехнических принципов как в своем диссертационном исследовании процесса решения творческих задач при оказании помощи испытуемому методами понимающей психотерапии, так и в работах своих студентов и магистрантов, выполненных в разработанной совместно с Ф.Е. Василюком и В.К. Зарецким парадигме экспериментального исследования, а также о том, как эта работа привела ее к феноменологической философии.

В перерыве между научными мероприятиями программы состоялась презентация сборника избранных стихотворений Ф.Е. Василюка «От Ныне и до Присно», который открывает новую грань его творчества. Книга подготовлена супругой Федора Ефимовича О.В. Филипповской.

В панели «Образование» было представлено четыре доклада.

Доклад «Научно–педагогическое наследие Ф.Е. Василюка в образовательном пространстве современности: этапы и направленность поисков» Д.Г. Сороков, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, посвятил анализу научно–педагогического наследия Василюка с помощью предложенных им средств осмысления: типологии мировых педагогических систем и модели коммуникативно–антропологических формаций образовательного пространства. Дмитрий Георгиевич подробно представил этапы научно–педагогических поисков Ф.Е. Василюка, а также расширенное определение его педагогических «умных» систем, уникальность их среди инновационных и современных отечественных систем.

В докладе «Практическая подготовка будущих психологов как осмысление профессии» Е.Н. Корнева, кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, рассмотрела вопросы подготовки психологов–практиков. Елена Николаевна подчеркнула, что в процессе подготовки нужно, чтобы студенты не только осваивали профессиональные знания и навыки, но и открыли для себя смысл своей профессии; то есть для преподавателя важно упование на процесс переживания как особого рода внутренней деятельности, направленной на производство смысла. Каким образом происходит этот процесс, в чем заключается специфика переживания, как обнаруживаются эти смыслы? Ответы на эти вопросы автор находит в анализе рефлексивных отчетов студентов по дисциплинам «Психологическое консультирование» и «Консультативный практикум».

Е.В. Шерягина, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, в своем докладе «Собеседование при приеме на факультет ПК: методы, принципы, критерии» рассказала о своем опыте  организации собеседования как экзамена и как творческого задания при приеме на факультет, формах собеседования, принципах отбора абитуриентов на разные образовательные программы, привела примеры тестовых заданий, которые были разработаны коллективом преподавателей за всю историю существования факультета. 

Ю.В. Кортнева, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, в докладе «Творческое собеседование как моделирование профессионально значимой ситуации: опыт работы на разных программах» рассмотрела такие аспекты отбора как творческое собеседование для абитуриентов на программы высшего образования и программы повышения квалификации. Юлия Вячеславовна представила свое видение нескольких критериев оценки тестового задания, таких как распознавание критической ситуации, речевая оснащенность (умение распознавать эмоции), сохранение личных границ.

В завершение дня состоялся Круглый стол об образовании на факультете ПК «Воспоминания для будущего», на котором преподаватели и выпускники поделились своими размышлениями о том, как повлиял опыт обучения на факультете на их жизнь и профессиональный путь.

В ходе научных встреч прозвучали доклады, раскрывающие разные аспекты научного наследия Ф.Е. Василюка и подчеркивающие значимость и актуальность его идей для развития отечественной психологии и психотерапии сегодня. Организаторы приняли решение проводить ежегодно научные встречи, посвященные памяти Федора Ефимовича Василюка.

Информация об авторах

Карягина Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), научный сотрудник, онлайн-школа "Психодемия", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1999-0839, e-mail: kartan18@gmail.com

Шерягина Елена Владимировна, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4840-8297, e-mail: sheryagina@gmail.com

Мазаева Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-5866-4323, e-mail: mazaevaes@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 190
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 66
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0