К 100–летию со дня рождения В.И. Лубовского

39

Аннотация

Владимир Иванович Лубовский - выдающийся российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член (академика) Российской академии образования - родился 15 декабря 1923 года в г. Витебске. Представляем вниманию читателей текст, посвященный столетию В.И. Лубовского.

Общая информация

Рубрика издания: События и даты

Тип материала: персоналии

Получена: 24.11.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Коробейников И.А. К 100–летию со дня рождения В.И. Лубовского // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 4. С. 179–182.

Полный текст

   Владимир Иванович Лубовский - выдающийся российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член (академика) Российской академии образования - родился 15 декабря 1923 года в г. Витебске. Его отец в 20–х годах был назначен комиссаром просвещения Витебской губернии, позже - преподавал педагогику и психологию в педучилище. Мать работала школьным учителем, затем ассистентом на кафедре химии в Витебском пединституте.
    В ноябре 1937 года отец был арестован по ложному доносу и расстрелян в декабре того же года, после чего мать с сыном Владимиром переехала в Тульскую область. После окончания средней школы в 1941 году, с началом Великой отечественной войны, В.И. Лубовский ушел добровольцем на фронт, воевал четыре года, дважды был ранен, дважды был награжден медалью «За боевые заслуги».
     С 1946 г. по 1952 г. Владимир Иванович обучается на отделении психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, оканчивает его с отличием и начинает работу над кандидатской диссертацией под руководством А.Р. Лурии, сначала в Институте нейрохирургии, а затем в Институте дефектологии АПН СССР, с которым он связывает свою жизнь более чем на 45 лет.
     В 1997 году В.И. Лубовский покидает Институт дефектологии и начинает новый этап своей профессиональной жизни, связанный с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) и с Московским городским психолого–педагогическим университетом (МГППУ). Уникальные знания В.И. Лубовского, охватывающие широкий спектр актуальных проблем дефектологии, находят свое достойное применение в высшей школе: руководство профильными кафедрами, участие в работе диссертационных советов, руководство дипломными и аспирантскими проектами, работа в редколлегиях ведущих научных журналов в области психологии, выпускаемых в МГППУ.
     Возвращаясь к начальным этапам становления В.И. Лубовского, как ученого, необходимо подчеркнуть, что уже в первых своих научных работах он обнаруживает стремление к изучению фундаментальных оснований нарушений психического развития, чему, несомненно, способствует опыт исследовательской работы, приобретенный в сотрудничестве с А.Р. Лурией.   
     С начала 70–х годов прошлого столетия Владимир Иванович инициирует и возглавляет новое направление научных исследований, посвященных детям с задержкой психического развития, при этом успешно реализует целостный подход, охватывающий проблемы изучения данной категории детей, дифференциальной диагностики, разработку концептуальных, организационных и содержательных аспектов коррекционной работы с такими детьми. В рамках этого направления формируется научная школа В.И. Лубовского, представленная целой плеядой известных исследователей–психологов и педагогов, успешно работающих и поныне как в России, так и в странах ближнего зарубежья.
     Результаты этих, а также предшествующих и последующих исследований создают основу для творческого воплощения и дальнейшего развития идей Л.С. Выготского о существовании общих и специфических закономерностей аномального развития. В.И. Лубовскому удается не только углубить и конкретизировать теоретические представления о названных закономерностях, но и определить отчетливые ориентиры для совершенствования современной диагностической и коррекционной практики.
     Представления В.И. Лубовского о том, какой должна быть эта практика, в каких направлениях она должна развиваться и какие риски существуют на этом пути, основаны на богатейшем опыте масштабного осмысления проблем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Свои взгляды на эти проблемы Владимир Иванович до последних лет свой жизни ясно и убедительно излагал в научных публикациях и докладах на конференциях, организуемых в профессиональном сообществе.
   Яркими примерами его удивительного творческого долголетия могут служить написанные им статьи «Новая концепция психологической диагностики нарушений развития» (опубликована в 2016 г.) и «Что такое структура дефекта?» (опубликована уже посмертно - в 2018 г.).   В этих работах проявляется не только сохранение устойчивого интереса к современным проблемам специальной психологии, основоположником которой его по праву называют, но и редкая способность к творческому преобразованию и рациональному обобщению ранее изложенных представлений о сути, назначении и возможностях психологической диагностики нарушений развития.
   Научные достижения В.И. Лубовского по праву отмечены высокими академическими званиями, правительственными и отраслевыми наградами.
  Личной заслугой В.И. Лубовского является укрепление авторитета советской дефектологии в мировом психологическом и педагогическом сообществах.
    Научно–методический журнал «Дефектология» обрел устойчивый авторитет у профессиональной аудитории именно в те годы, когда его главным редактором был В.И. Лубовский.
   Созданный им учебник «Специальная психология» выдержал 7 прижизненных изданий и является настольной книгой студентов–дефектологов.
    Ученики В.И. Лубовского дорожат памятью о нем и стремятся следовать жизненным принципам, заложенным в них Учителем.
    Владимир Иванович Лубовский прожил долгую, насыщенную событиями, многотрудную жизнь человека, наделенного жизнестойкостью, незаурядными способностями, чувством долга перед людьми и обществом и бескомпромиссной готовностью защищать интересы дела, которому служил.  

Информация об авторах

Коробейников Игорь Александрович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3885-7846, e-mail: psikor@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 93
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 39
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0