Владимир Иванович Лубовский - выдающийся российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член (академика) Российской академии образования - родился 15 декабря 1923 года в г. Витебске. Его отец в 20–х годах был назначен комиссаром просвещения Витебской губернии, позже - преподавал педагогику и психологию в педучилище. Мать работала школьным учителем, затем ассистентом на кафедре химии в Витебском пединституте.
В ноябре 1937 года отец был арестован по ложному доносу и расстрелян в декабре того же года, после чего мать с сыном Владимиром переехала в Тульскую область. После окончания средней школы в 1941 году, с началом Великой отечественной войны, В.И. Лубовский ушел добровольцем на фронт, воевал четыре года, дважды был ранен, дважды был награжден медалью «За боевые заслуги».
С 1946 г. по 1952 г. Владимир Иванович обучается на отделении психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, оканчивает его с отличием и начинает работу над кандидатской диссертацией под руководством А.Р. Лурии, сначала в Институте нейрохирургии, а затем в Институте дефектологии АПН СССР, с которым он связывает свою жизнь более чем на 45 лет.
В 1997 году В.И. Лубовский покидает Институт дефектологии и начинает новый этап своей профессиональной жизни, связанный с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) и с Московским городским психолого–педагогическим университетом (МГППУ). Уникальные знания В.И. Лубовского, охватывающие широкий спектр актуальных проблем дефектологии, находят свое достойное применение в высшей школе: руководство профильными кафедрами, участие в работе диссертационных советов, руководство дипломными и аспирантскими проектами, работа в редколлегиях ведущих научных журналов в области психологии, выпускаемых в МГППУ.
Возвращаясь к начальным этапам становления В.И. Лубовского, как ученого, необходимо подчеркнуть, что уже в первых своих научных работах он обнаруживает стремление к изучению фундаментальных оснований нарушений психического развития, чему, несомненно, способствует опыт исследовательской работы, приобретенный в сотрудничестве с А.Р. Лурией.
С начала 70–х годов прошлого столетия Владимир Иванович инициирует и возглавляет новое направление научных исследований, посвященных детям с задержкой психического развития, при этом успешно реализует целостный подход, охватывающий проблемы изучения данной категории детей, дифференциальной диагностики, разработку концептуальных, организационных и содержательных аспектов коррекционной работы с такими детьми. В рамках этого направления формируется научная школа В.И. Лубовского, представленная целой плеядой известных исследователей–психологов и педагогов, успешно работающих и поныне как в России, так и в странах ближнего зарубежья.
Результаты этих, а также предшествующих и последующих исследований создают основу для творческого воплощения и дальнейшего развития идей Л.С. Выготского о существовании общих и специфических закономерностей аномального развития. В.И. Лубовскому удается не только углубить и конкретизировать теоретические представления о названных закономерностях, но и определить отчетливые ориентиры для совершенствования современной диагностической и коррекционной практики.
Представления В.И. Лубовского о том, какой должна быть эта практика, в каких направлениях она должна развиваться и какие риски существуют на этом пути, основаны на богатейшем опыте масштабного осмысления проблем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Свои взгляды на эти проблемы Владимир Иванович до последних лет свой жизни ясно и убедительно излагал в научных публикациях и докладах на конференциях, организуемых в профессиональном сообществе.
Яркими примерами его удивительного творческого долголетия могут служить написанные им статьи «Новая концепция психологической диагностики нарушений развития» (опубликована в 2016 г.) и «Что такое структура дефекта?» (опубликована уже посмертно - в 2018 г.). В этих работах проявляется не только сохранение устойчивого интереса к современным проблемам специальной психологии, основоположником которой его по праву называют, но и редкая способность к творческому преобразованию и рациональному обобщению ранее изложенных представлений о сути, назначении и возможностях психологической диагностики нарушений развития.
Научные достижения В.И. Лубовского по праву отмечены высокими академическими званиями, правительственными и отраслевыми наградами.
Личной заслугой В.И. Лубовского является укрепление авторитета советской дефектологии в мировом психологическом и педагогическом сообществах.
Научно–методический журнал «Дефектология» обрел устойчивый авторитет у профессиональной аудитории именно в те годы, когда его главным редактором был В.И. Лубовский.
Созданный им учебник «Специальная психология» выдержал 7 прижизненных изданий и является настольной книгой студентов–дефектологов.
Ученики В.И. Лубовского дорожат памятью о нем и стремятся следовать жизненным принципам, заложенным в них Учителем.
Владимир Иванович Лубовский прожил долгую, насыщенную событиями, многотрудную жизнь человека, наделенного жизнестойкостью, незаурядными способностями, чувством долга перед людьми и обществом и бескомпромиссной готовностью защищать интересы дела, которому служил.