Введение
Наблюдавшийся в последние десятилетия технологический прогресс привел к существенным изменениям роли Интернета в жизни людей. В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью повседневной жизни, интегрирован во все сферы — образовательную, профессиональную и досуговую. По состоянию на апрель 2023 года число пользователей Интернета достигло 5,18 миллиардов, и эта цифра продолжает неуклонно расти. Во всех регионах мира распространенность использования Интернета выше среди молодого населения (Number of Internet and Social Media Users Worldwide, 2025). Термин «расстройства, связанные с использованием Интернета» (Internet Use Disorders) применяется для обозначения чрезмерного интернет–пользования, характеризующегося зависимым онлайн–поведением (Montag et al., 2021).
Расстройства, связанные с использованием интернета (РСИИ) часто встречаются у детей, особенно в регионах с ограниченными ресурсами системы общественного здравоохранения. Так, распространенность РСИИ среди подростков в Юго-Восточной Азии составляет 19,6% (Chia et al., 2020), а в Африке — 30,7% (Endomba et al., 2022). Явление игровой зависимости, которое рассматривается как форма РСИИ, вызывает все больший интерес исследователей ввиду значительного влияния на академическую успеваемость (Islam, 2020). Также установлена связь между РСИИ и суицидальным поведением, а также самоповреждением (Marchant et al., 2017). Помимо этого, проблемное игровое поведение ассоциировано с развитием депрессии, тревожных расстройств, обсессивно–компульсивного расстройства и соматизацией (Männikkö et al., 2020).
Недостаток данных об эффективности вмешательств при РСИИ у детей, особенно в возрастной группе 8–12 лет (Lampropoulou et al., 2022), низкая результативность лечения детей (Stevens et al., 2019), нестабильность эффекта при катамнестическом наблюдении (Kim et al., 2022), а также низкая доказательная база эффективности вмешательств (Basenach et al., 2023) делают экономическую целесообразность таких вмешательств сомнительной. Указанные обстоятельства указывают на необходимость дифференцированного подхода к лечению школьников в зависимости от индивидуального риска устойчивого течения РСИИ, с выделением групп, приоритетных для получения помощи и нуждающихся в большем объеме помощи.
Выделение факторов, влияющих на течение РСИИ, может способствовать разработке эффективных терапевтических стратегий (Choi et al., 2015). Более того, выявление предикторов ремиссии РСИИ позволяет лучше понять потенциальные патогенетические механизмы формирования этих расстройств (Hsieh et al., 2018). Проведение критического обзора литературы может помочь исследователям и практикующим врачам сфокусироваться на факторах, способствующих спонтанной ремиссии, особенно на модифицируемых факторах, которые можно целенаправленно корректировать в рамках лечебных и профилактических программ. Это также обеспечит выявление приоритетных для лечения групп и распределение пациентов по объему требуемой помощи.
На сегодняшний день предикторы спонтанной ремиссии среди школьников не изучались. Целью данного систематического обзора и метаанализа являлась оценка факторов, способствующих спонтанной ремиссии у школьников с разными формами РСИИ (как с использованием гаджета, так и без него).
Методы
Настоящий систематический обзор был подготовлен в соответствии со стандартами PRISMA (Page et al., 2021). Систематический обзор до начала его проведения был зарегистрирован в системе PROSPERO (регистрационный номер: CRD42022296069; дата регистрации: 13.01.2022; ссылка: https://www.crd.york.ac.uk/prospero/display_record.php?RecordID=296069).
Стратегия поиска литературы, отбора статей, сбора данных и фиксируемые характеристики описаны в дополнительных материалах, представленных в электронной версии статьи (https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive)
Критерии включения. Для включения в систематический обзор исследования должны были соответствовать следующим критериям включения: (1) оригинальные исследования; (2) когортные и исследования случай-контроль, опубликованные на английском языке в рецензируемых журналах; (3) изучаемая популяция — школьники обоих полов, страдающие РСИИ (аддиктивное онлайн-поведение, включая, но не ограничиваясь, игровой зависимостью или зависимостью от социальных сетей); (4) исход РСИИ — ремиссия.
Ремиссия считалась спонтанной при ее наступлении без каких-либо вмешательств. Кроме того, в исследованиях должен был изучаться минимум один тип предикторов: биологические, клинические и психопатологические; психологические, социальные и демографические характеристики; характеристики использования Интернета и связанные с этим убеждения; характеристики физического здоровья. Катамнестический период исследованиях должен был составлять минимум шесть месяцев.
Исключались исследования на животных, работы, в которых проводились любые вмешательства, обзоры, одиночные клинические случаи и публикации без аннотаций.
Информационные источники. Поиск публикаций проводился в базах данных PubMed, ProQuest, Cochrane library. Поиск литературы проведен 10 июля 2025 года.
Кроме того, использовались метод снежного кома и ручной поиск в журналах, специализирующихся на интернет-зависимости.
Оценка риска систематической ошибки. Риск систематических ошибок оценивался 2 авторами при помощи инструмента QUIPS (Hayden et al., 2013). Данный инструмент состоит из 6 пунктов: 1) участие в исследовании; 2) выбывание из исследования; 3) измерение исходов; 4) вмешивающиеся факторы; 5) риск систематической ошибки при измерении предиктора; 6) статистический анализ и представление результатов. Каждый пункт состоит из нескольких вопросов, на которые можно ответить «да»/«нет»/«неясно». Учитывая баланс ответов на вопросы и субъективную важность каждого вопроса, мы оценивали риск систематической ошибки в каждой статье: низкий/умеренный/высокий. Когда информации было недостаточно, риск систематической ошибки оценивался как неясный. Данный этап выполнялся независимо двумя авторами, при этом любые расхождения обсуждались до достижения консенсуса или разрешались с привлечением третьего эксперта.
Детальная информация о методике оценки риска систематической ошибки и результатах анализа по отдельным статьям может быть предоставлена по запросу.
Анализ данных. Основным аналитическим методом являлся качественный синтез. Для каждого предиктора приводилась информация о наличии и, по возможности, размере эффекта на вероятность ремиссии. В случае, если в исходных статьях приводились результаты как многофакторного, так и однофакторного анализа, извлекались лишь данные однофакторного анализа.
Кроме того, при возможности проводился метаанализ, несмотря на его ограниченную статистическую мощность вследствие малого количества исследований. Для этого результаты исследований объединялись с использованием программы RevMan с использованием модели случайных эффектов и 95% доверительным интервалом. Мета-анализ проводился при наличии по крайней мере 2 исследований. Размер эффекта измерялся при помощи относительного риска (RR) для качественных данных и стандартизированной разности средних для количественных данных. Гетерогенность результатов исследований оценивалась с использованием статистики I². Значение I² 25% расценивалось как низкое, 50% — как умеренное, и 75% — как высокое (Higgins et al., 2003). Анализ чувствительности не проводился из-за малого количества исследований, включенных в каждый метаанализ.
Процесс включения исследований иллюстрирован с использованием диаграммы PRISMA (Page et al., 2021). Характеристики включенных в обзор исследований представлены в дополнительных материалах, размещенных в электронной версии статьи (табл. S1). Данные по оценке риска систематической ошибки также приведены в дополнительных материалах (табл. S2).
Результаты
На рис. 1 приведена схема поиска литературы, проведенного 10 июля 2025 года, и включения исследований в обзор. В результате поиска по базам данных было выявлено 666 статей. При помощи метода «снежного кома» и анализа профильных журналов было добавлено еще 26 исследований. После удаления дубликатов в общей выборке осталось 456 исследований. По результатам оценки заголовков и аннотаций 282 статьи были исключены. Из 174 полнотекстовых статей 164 были исключены как несоответствующие критериям включения: в 154 исследованиях в качестве исхода не изучалась ремиссии, в 3 — не исследовались предикторы ремиссии, в 1 исследовании уровень интернет-зависимости не достигал тяжелой степени. в 1 исследовании в отношении детей применялось вмешательство. Разногласия между двумя рецензентами разрешались путем достижения консенсуса и, при необходимости, путем консультации с третьим исследователем.
В общей сложности 10 статей подходили под критерии включения в обзор. Все 10 исследований были проспективными. Так как статьи Ko et al. (Ko et al., 2014; 2015) содержат результаты одного и того же исследования, мы приводим дублирующиеся данные (по возрасту и полу) лишь по одной из них. Большинство исследований проводилось в Восточной Азии: на Тайване (n = 4), в Китае (n = 2), в Сингапуре (n = 1), в Южной Корее (n = 1) и в Японии (n = 1). Исследование Marrero et al. было выполнено в Испании (n = 1) (Marrero et al., 2021). Наблюдается некоторая разнородность возрастного диапазона изучаемой популяции. В большинстве исследований объектом изучения были подростки, за исключением двух работ, выполненных на младших школьниках (Gentile et al., 2011; Hirota et al., 2021), и исследования Marrero с соавт., проведенного на смешанной когорте. Указание на долю детей, оставшихся в исследовании в период катамнеза, указана лишь в 2 из 10 исследований и была высокой: 83,9% (Lau et al., 2017) и 95,4% (Jeong et al., 2021). Во всех исследованиях выборки были небольшими (менее 300 участников), за исключением работы Lau et al., охватившей 1296 школьников, исследования Chang et al. с 605 участниками и исследования Marrero et al. (550 участников).
Доля пациентов, достигших ремиссии к моменту последующего наблюдения, существенно варьировала и колебалась от 16,4% до 63,3%. Суммарная доля детей, у которых сформировалась спонтанная ремиссия составила 44,2%. Период катамнестического наблюдения составлял 12 или 24 месяца, за исключением исследования Marrero et al, продолжительность которого ограничивалась 9 месяцами. В 7 исследованиях применялся однофакторный анализ, а в пяти — многофакторный.
Риск систематических ошибок в исследованиях. Риски систематических ошибок в в исследованих приведены в дополнительных материалах (табл. S2). Из-за большого числа предикторов, анализировавшихся в каждой статье, рис систематической ошибки их измерения приведен ниже в табл. 1. В большинстве исследований характеристики, связанные с систематическими ошибками участия в исследовании (включая источник целевой популяции, используемый инструмент для выявления зависимости, а также критерии включения и исключения), были подробно описаны, что обеспечило низкий риск систематической ошибки. В подавляющем большинстве исследований оценить риск систематической ошибки, связанный с выбыванием участников, было невозможно из-за отсутствия данных о доле участников исследования в катамнезе. Примененные диагностические методы в большинстве статей обладали высокой валидностью, что привело к высокому риску систематической ошибки измерения исходов. Ни в одном из протоколов исследований не предусматривалось опросов или интервьюирования детей, на предмет прохождения психологических или психиатрических вмешательств в катамнестический период. Вследствие этого, все исследования получили высокую оценку риска систематической ошибки из-за вмешивающихся факторов. Большинство исследований характеризовалось низким риском систематикой ошибки в части статистического анализа и представления результатов. Из всех исследований работа Lau et al. (2017) отличалась низким риском всех систематических ошибок, за исключением связанных с вмешивающимися факторами.
Предикторы спонтанной ремиссии РСИИ
Социально-демографические и связанные предикторы и предикторы, связанные с образом жизни
Среди исследований, в которых оценивалось влияние пола на вероятность ремиссии, в 4 работах (Chang et al., 2014; Hirota et al., 2021; Ko et al., 2007; Ko et al., 2015) не было выявлено влияния пола на вероятность ремиссии. Статья Lau et al. (2017) выполненная на большой выборке и характеризовавшаяся низким риском систематических ошибок, показала, что скорректированный по возрасту пол не влияет на вероятность ремиссии. Напротив, исследования Jeong et al. и Bu et al. продемонстрировали, что женский пол способствует спонтанной ремиссии. Нескорректированные данные, извлеченные из статей, были включены в метаанализ (рис. 2, А), который не выявил связь между полом и вероятностью ремиссии. Следует отметить, что метаанализ характеризовался высокой гетерогенностью (I² = 67%).
В исследованиях, в которых изучалось влияние возраста на вероятность ремиссии (Bu et al., 2021; Jeong et al., 2021; Ko et al., 2015), не было выявлено статистически значимой разницы между возрастом школьников с ремиссией и устойчивым течением РСИИ. Метаанализ (рис. 2, B) не обнаружил связи между возрастом и вероятностью ремиссии.
В двух исследованиях с однофакторным анализом не выявлено связи между классом обучения и вероятностью ремиссии (Ko et al., 2007; Lau et al., 2017). Нами было принято решение не проводить метаанализ ввиду существенных различий в системах образования стран, в которых проводились исследования. Многофакторный анализ (Hirota et al.) показал значимый эффект: у школьников, учащихся в старших классах с большей вероятностью сохранялось РСИИ в катамнезе.
Множество факторов, отражающих семейные взаимоотношения, были проверены на влияние на вероятность спонтанной ремиссии: индекс семейного благополучия Family APGAR и его подшкалы (Ko et al., 2007; Ko et al., 2015; Marrero et al., 2021), подшкала «Семейная поддержка» (Lau et al., 2017), забота родителей о ребенке, наличие конфликта «подросток–родитель» (Ko et al., 2015), степень сплоченности в семье (Gentile et al., 2011), привязанность ребенка к родителям и открытость в общении с родителями (Jeong et al., 2021), семейное положение родителей, функционирование семьи, статус единственного ребенка в семье (Bu et al., 2021). Из всех семейных факторов лишь один — повышенная семейная поддержка, с поправкой на социодемографические характеристики, оказала статистически значимое влияние на вероятность ремиссии в крупном исследовании Lau et al. (OR = 1,03), однако размер эффекта был малым. Метаанализ влияния индекса Family APGAR выявил отсутствие эффекта на вероятность ремиссии (рис. 2, C). Кроме того, вероятность ремиссии не зависела от проживания в полной семье (рис. 2, D). Другие семейные факторы — проживание без отца или матери, конфликты между родителями (Ko et al., 2015), условия проживания с родителями (Lau et al., 2017) — не оказывали влияния на вероятность наступления спонтанной ремиссии.
Ни один из экономических факторов — уровень бедности (Chang et al., 2014), социально-экономический статус (Jeong et al., 2021) и доход (Bu et al., 2021) — не оказали влияния на вероятность ремиссии.
Статус внутреннего мигранта не является предиктором спонтанной ремиссии (Bu et al., 2021; Lau et al., 2017).
Во всех трех исследованиях (Bu et al., 2021; Chang et al., 2014; Lau et al., 2017) уровень образования родителей не влиял на ремиссию. Метанализ не проводился из-за разнородности описания образования в статьях.
Употребление алкоголя как членами семьи, так и ребенком не были прогностически значимыми (Ko et al., 2015; Chang et al., 2014).
В отличие от Chang et al. (2014), Gentile et al. (2011) продемонстрировали влияние успеваемости на спонтанную ремиссию: более низкие показатели школьной успеваемости способствовали наступлению ремиссии. Следует отметить, что Gentile et al. (2011) измеряли успеваемость по шестибалльной шкале, тогда как Chang et al. (2014) использовали двухбалльную шкалу, что может объяснять расхождения в полученных данных.
Близкие отношения с одноклассниками (Chang et al., 2014) и дезадаптация в школе (Bu et al., 2021), а также тип школы (Marrero et al., 2021) не влияли на вероятность спонтанной ремиссии.
Социальная поддержка со стороны семьи, сверстников и педагогов также не повлияла на вероятность ремиссии (Jeong et al., 2021).
Психологические предикторы
Изучалось влияние лишь единичных психологических характеристик на вероятность ремиссии. Ko et al. показали, что уровень самооценки не влияет на вероятность ремиссии. Однако Lau et al. продемонстрировали, что более высокая самооценка способствует наступлению ремиссии. Данные двух исследований, включенных в метаанализ, выявили незначительный размер эффекта самооценки на вероятность наступления ремиссии в катамнезе (рис. 2, D). Было установлено, что низкий уровень самооценки не влияет на вероятность ремиссии, однако критерий «низкой самооценки» считался неправильно (Chang et al., 2014).
Родственные явления — уровень удовлетворенности жизнью (Ko et al., 2007) и одиночества (Lau et al., 2017) — не оказывали влияния на вероятность ремиссии.
Такие черты личности, как поиск новизны, избегание вреда и зависимость от вознаграждения (Ko et al., 2007), не влияли на вероятность ремиссии.
Факторы социальной адаптации, по данным Gentile et al. и Bu et al., не оказывали влияния на вероятность ремиссии, за исключением способности к целеполаганию, которая способствует спонтанной ремиссии. Следует отметить, что перечень факторов социальной адаптации, исследованных в этих работах, варьировался. Способность к эмпатии, которая является фактором социальную адаптацию, не оказалась надежным предиктором ремиссии.
По данным Lau et al. (2017) более низкий уровень социальной тревожности способствовал ремиссии РСИИ (OR = 0,96,), однако этот эффект не был показан в исследовании Ko et al.. Метанализ показал отсутствие эффекта социальной тревожности на вероятность ремиссии.
Низкие баллы по шкале доброжелательности и осознанности (что отражает «Self») способствовали сохранению IUD (Marrero et al., 2021).
Психопатологические предикторы
В настоящее время отсутствует единое мнение о влиянии депрессивных симптомов на вероятность ремиссии. Депрессивные симптомы, измеренные при помощи разных шкал (CESD (Lau et al., 2017), шкала депрессии для азиатских подростков (Gentile et al., 2011), CDI (Jeong et al., 2021), HADS (Marrero et al., 2021) и подшкала «позитивного аффекта» PANAS (Lau et al., 2017)), не влияют на вероятность ремиссии. Однако Ko et al. и Bu et al. показали, что более низкий балл по шкале CESD способствует ремиссии. Данные о тяжести депрессии по шкале CESD были включены в метаанализ (рис. 2, F). Влияние показателей депрессии по шкале CESD на вероятность ремиссии не достигло статистической значимости, однако была обнаружена выраженная тенденция к этому. Вероятность ремиссии не зависит от наличия депрессии (Chang et al., 2014). Однако отсутствие выраженной депрессии, диагностируемой по шкале CESD, является предиктором ремиссии (OR = 0,72) (Lau et al., 2017).
Как отмечают Gentile et al., показатели по шкалам тревожности и социальной фобии не влияют на вероятность ремиссии. Это подтверждают Jeong с соавт. и Marrero с соавт. – уровень тревожности не влияет на вероятность ремиссии. Получены противоречивые данные о влиянии на ремиссию родственных по отношению к тревожности характеристик, влияющих на социальную адаптацию: Ko et al. и Marrero et al. не показали связь враждебности с ремиссией, однако в более ранней работе Ko et al. показали, что более низкие показатели межличностной сенситивности и враждебности способствуют ремиссии.
Нормативные убеждения об агрессии, ошибки атрибуции враждебности, агрессивные фантазии и самооценка агрессии не влияли на ремиссию (Gentile et al., 2011).
Наличие симптомов СДВГ не влияет на вероятность ремиссии (Gentile et al., 2011). Однако Jeong et al. отметили, что меньшая степень выраженности симптомов СДВГ ассоциирована с большей вероятностью ремиссии, но измерение этого показателя характеризовалось высоким риском систематической ошибки. Более высокий балл по шкале дефицита внимания (но не импульсивности) ассоциирован с устойчивым течением РСИИ (Hirota et al.). Наконец импульсивность (Gentile et al., 2011) и разные подтипы импульсивности (моторная, внимательная, планировочная), оцениваемые по BIS (Marrero et al., 2021), не влияли на вероятность ремиссии.
Кроме того, Hirota et al. указывают на прямую связь более показателей по шкале аутизма с вероятностью устойчивого течения РСИИ, однако размер эффекта был мал (β = 0,05).
Низкий исходный балл по шкале CIAS (Lau et al., 2017) и низкий балл по шкале проблемной игровой зависимости (Gentile et al., 2011) ассоциировались с ремиссией. Bu et al. не выявили влияния исходного балла по шкале интернет-зависимости. Метанализ показал отсутствие статистически значимой связи между тяжестью исходной интернет-зависимости и вероятностью ремиссии (рис. 2, H).
Использование Интернета и его восприятие
По результатам анализа, характеристики использования Интернета не демонстрировали статистически значимой связи с ремиссией (табл. 1).
В большинстве исследований частота ежедневного использования Интернета не была связана с наступлением ремиссии (Chang et al., 2014; Gentile et al., 2011; Ko et al., 2007; Lau et al., 2017), за исключением работ Jeong et al. (2021) — игровое время в будние дни менее 60 минут ассоциировано с ремиссией — и Marrero et al., где большее время, затрачиваемое на игры в будни, но не в выходные, повышает риск устойчивого течения РСИИ. Ни тип онлайн-игр (Jeong et al., 2021), ни тип онлайн-активности (игры, общение в чатах или поиск информации) не влияли на вероятность наступления ремиссии (Ko et al., 2007).
В отличие от объективных характеристик использования интернета, субъективное восприятие интернет-зависимости связано с вероятностью ремиссии. Выявлены следующие предикторы ремиссии: отсутствие нейтрального (OR = 1,69) или тяжелого (OR = 2,94) статуса интернет-зависимости; самооценка себя как интернет-зависимого; отсутствие самовосприятия подверженности интернет-зависимости (OR = 1,22); отсутствие барьеров для снижения времени, проводимого в интернет по мнению школьника (OR = 1,05); и самоэффективность в отношении сокращения использования интернета по мнению ребенка. Отсутствие побуждения к снижению использования интернета со стороны родителей является еще одним предиктором ремиссии (OR = 1,22) (Lau et al., 2017). Родственное явление — регулирование использования интернета родителями - не способствует наступлению ремиссии (Ko et al., 2015).
Таблица 1
Предикторы спонтанной ремиссии и устойчивого течения РСИИ
|
Авторы (год) |
Изучавшиеся предикторы |
Риск систематической ошибки измерения предиктора |
Выявленные предикторы |
|
Социальные и демографические |
|||
|
Ko et al. (2007) |
Пол |
Низкий |
– |
|
Класс обучения в школе |
Низкий |
– |
|
|
Семейная шкала APGAR |
Высокий |
– |
|
|
Lau et al., 2017 |
Пол с поправкой на возраст |
Низкий |
– |
|
Класс обучения в школе |
Низкий |
– |
|
|
Образовательный уровень отца |
Низкий |
– |
|
|
Образовательный уровень матери |
Низкий |
– |
|
|
Условия проживания с родителями |
Низкий |
– |
|
|
Место рождения |
Низкий |
– |
|
|
Подшкала семейной поддержки шкалы MSPSS-C |
Низкий |
Повышенная семейная поддержка (OR =1.03) |
|
|
Ko et al. (2015) |
Возраст |
Низкий |
– |
|
Семейная шкала APGAR |
Высокий |
– |
|
|
пол |
Низкий |
– |
|
|
Отсутствие заботы о ребенке |
Низкий |
– |
|
|
Отец не живет в семье |
Низкий |
– |
|
|
Конфликт ребенок-родители |
Высокий |
– |
|
|
Мать не живет в семье |
Низкий |
– |
|
|
Конфликт между родителями |
Высокий |
– |
|
|
Употребление алкоголя родителями |
Низкий |
– |
|
|
Курение родителями |
Низкий |
– |
|
|
Gentile et al. (2011) |
Школьная успеваемость |
Низкий |
Относительно низкая успеваемость |
|
Доверие между родителями и ребенком |
Неизвестно |
– |
|
|
Jeong et al. (2020) |
Возраст |
Низкий |
– |
|
Пол |
Низкий |
Женский пол |
|
|
Неполная семья |
Низкий |
– |
|
|
Социально-экономический статус |
Неизвестно |
– |
|
|
Привязанность к родителям |
Неизвестно |
– |
|
|
Открытое общение с родителями |
Неизвестно |
– |
|
|
Социальная поддержка |
Низкий |
– |
|
|
Chang et al. (2014) |
Пол |
Низкий |
– |
|
Образовательный уровень отца |
Низкий |
– |
|
|
Образовательный уровень матери |
Низкий |
– |
|
|
Неполная семья |
Низкий |
– |
|
|
Бедная семья |
Низкий |
– |
|
|
Школьная успеваемость |
Низкий |
– |
|
|
Дружба с одноклассниками |
Высокий |
– |
|
|
Привязанность к родителям |
Высокий |
– |
|
|
Курение |
Высокий |
– |
|
|
Употребление алкоголя |
Высокий |
– |
|
|
Hirota et al. (2021) |
Пол |
Низкий |
– |
|
Обучение в 5 классе |
Низкий |
– |
|
|
Обучение в 6 классе |
Низкий |
Обучение в 6 классе (по сравнению с 5 и 7) β = 0,75 |
|
|
Обучение в 7 классе |
Низкий |
Обучение в 7 классе (по сравнению с 5 и 6) β = 0,84 |
|
|
Bu et al. (2021) |
Пол |
Низкий |
Женский пол OR = 2,1 |
|
Возраста |
Низкий |
– |
|
|
Отсутствие братьев и сестер |
Низкий |
– |
|
|
Статус внутреннего мигранта |
Низкий |
– |
|
|
Доход семьи |
Низкий |
– |
|
|
Официальный брак родителей |
Низкий |
– |
|
|
Образовательный уровень отца |
Низкий |
– |
|
|
Образовательный уровень матери |
Низкий |
– |
|
|
Дезадаптация в школе (опросник рискованного поведения подростков) |
Неизвестно |
– |
|
|
Семейное функционирование (Китайская шкала семейных отношений) |
Неизвестно |
– |
|
|
Marrero et al. (2021) |
пол |
Низкий |
– |
|
Тип школы (общественная или частная) |
Низкий |
– |
|
|
Адаптивность семьи (подшкала семейной шкалы APGAR) |
Высокий |
– |
|
|
Семейный рост (подшкала семейной шкалы APGAR) |
Высокий |
– |
|
|
Семейное сотрудничество (подшкала семейной шкалы APGAR) |
Высокий |
– |
|
|
Семейная способность справляться со сложностями (подшкала семейной шкалы APGAR) |
Высокий |
– |
|
|
Семейные эмоции (подшкала семейной шкалы APGAR) |
Высокий |
– |
|
|
Психологические |
|||
|
Ko et al. (2007) |
Трехчастный личностный опросник (поиск новизны, избегание вреда, зависимость от вознаграждения) |
Низкий |
– |
|
Шкала самооценки Розенберга |
Низкий |
– |
|
|
Короткая шкала многокомпонентной оценки удовлетворенности жизнью учащихся |
Низкий |
– |
|
|
Lau et al., 2017 |
Подшкала социальной тревоги шкалы осознанности |
Неизвестно |
Относительная низкая социальная тревожность (OR = 0,96) |
|
Шкала одиночества UCLA |
Низкий |
– |
|
|
Шкала самооценки Розенберга |
Низкий |
Относительно высокая самооценка (OR = 1,03) |
|
|
Ko et al. (2014) |
Социальная тревожность (FNE) |
Низкий |
– |
|
Gentile et al. (2011) |
Способность к постановке целей (Personal Strengths Inventory II) |
Высокий |
Большая способность к постановке целей (2,99 ± 0,11 vs 2,70 ± 0,05, p = 0,032) |
|
Социальная компетентность (Шкала личностных преимуществ II) |
Высокий |
– |
|
|
Регуляция эмоций (Шкала личностных преимуществ II) |
Высокий |
– |
|
|
Детский опросник эмпатичного отношения |
Неизвестно |
– |
|
|
Шкала импульсивности Баррата |
Низкий |
– |
|
|
Chang et al. (2014) |
Low self-esteem (Rosenberg≤15) |
высокий |
– |
|
Bu et al. (2021) |
Факторы социальной адаптации (Китайская шкала позитивного развития) |
низкий |
– |
|
Marrero et al. (2021) |
Экстраверсия (10-пунктный личностный опросник) |
Неизвестно |
– |
|
Доброжелательность (10-пунктный личностный опросник) |
Неизвестно |
Относительно высокая доброжелательность |
|
|
Осознанность (10-пунктный личностный опросник) |
Неизвестно |
Относительно высокая осознанность |
|
|
Эмоциональная стабильность (10-пунктный личностный опросник) |
Неизвестно |
– |
|
|
Открытость к новому опыту (10-пунктный личностный опросник) |
Неизвестно |
– |
|
|
Психопатологические |
|||
|
Ko et al. (2007) |
Короткий опросник симптомов (BSI) |
Высокий |
BSI: низкая межличностная сенситивность BSI: низкая враждебность |
|
Lau et al., 2017 |
Шкала зависимости от интернета (CIAS) |
Низкий |
Относительно низкие показатели интернет-зависимости (OR = 0,95) |
|
Выраженность депрессии (CESD) |
Низкий |
– |
|
|
Тяжелая депрессия (CESD≥25) |
Высокий |
Отсутствие выраженной депрессии (OR = 0,72) |
|
|
Выраженность депрессии (подшкала позитивного шкалы PANAS) |
Низкий |
– |
|
|
Ko et al. (2014) |
Выраженность депрессии (CESD) |
Низкий |
Относительно низкие показатели по шкале депрессии |
|
враждебность (BDHIC-SF) |
Низкий |
– |
|
|
Gentile et al. (2011) |
Нормативные представления об агрессии |
Низкий |
– |
|
Нарушение атрибуции враждебности |
Неизвестно |
– |
|
|
Агрессивные фантазии |
Неизвестно |
– |
|
|
Самооценка агрессии |
Неизвестно |
– |
|
|
Шкала скрининга на СДВГ |
Неизвестно |
– |
|
|
Выраженность депрессии (Азиатская шкала депрессии у подростков) |
Низкий |
– |
|
|
Тревога (шкала SCARED) |
Низкий |
– |
|
|
Социальная тревога (шкала SPIN) |
Низкий |
– |
|
|
Шкала проблемного гейминга |
Неизвестно |
Относительно высокие показатели по шкале гейминга (6,05 ± 0,42 vs 4,95 ± 0,19, p = 0,020) |
|
|
Jeong et al. (2020) |
тревога (шкала тревоги у детей) |
Низкий |
– |
|
Выраженность депрессии (CDI) |
Низкий |
– |
|
|
СДВГ (шкала K-ARS) |
Высокий |
Относительно низкие показатели по шкале СДВГ |
|
|
Chang et al. (2014) |
Выраженная депрессия (CESD≥29) |
Низкий |
– |
|
Hirota et al. (2021) |
Балл по шкале скрининга аутизма |
Неизвестно |
Относительно низкие показатели по шкале |
|
Дефицит внимания (подшкала ADHD-RS) |
Низкий |
Относительно низкие показатели по подшкале дефицита внимания |
|
|
Гипреактивность/импульсивность (подшкала ADHD-RS) |
Низкий |
– |
|
|
Bu et al. (2021) |
Выраженность депрессии (CESD) |
Низкий |
Относительно низкие показатели по шкале депрессии |
|
Выраженность интернет-зависимости |
Высокий |
– |
|
|
Marrero et al. (2021) |
тревога (HADS) |
Низкий |
– |
|
депрессия (HADS) |
Низкий |
– |
|
|
враждебность (SCL-90-R) |
Неизвестно |
– |
|
|
Моторная импульсивность (BIS) |
Низкий |
– |
|
|
Импульсивность, связанная с дефицитом внимания (BIS) |
Низкий |
– |
|
|
Импульсивность, связанная со сложностями планирования (BIS) |
Низкий |
– |
|
|
Использование интернета и представления о нем |
|||
|
Ko et al. (2007) |
Частота использования интернета |
Высокий |
– |
|
Время, проводимое в интернете |
Высокий |
– |
|
|
Тип интернет-активности (игры, переписка или поиск информации) |
Низкий |
– |
|
|
Lau et al., 2017 |
Время, проводимое в интернете |
Высокий |
– |
|
Самооценка статуса интернет-зависимости |
Низкий |
Отсутствие нейтральной (OR = 1,69) или выраженной (OR = 2,94) интернет-зависимости (по самооценке ребенка) |
|
|
Самооценка подверженности интернет-зависимости |
Низкий |
Подверженность интернет-зависимости (OR = 1,22) (по самооценке ребенка) |
|
|
Оценка сложности к ограничению использования интернета |
Низкий |
Сложности к ограничению использования интернета (OR = 1,05) (по самооценке ребенка) |
|
|
Оценка последствий интернет-зависимости |
Низкий |
– |
|
|
Оценка преимуществ использования интернета |
Низкий |
– |
|
|
Побуждение от родителей к ограничению использования интернета |
Низкий |
Побуждение со стороны родителей к ограничению использования интернета (OR = 1,22) |
|
|
Оцениваемая самоэффективность в ограничение использования интернета |
Низкий |
Самоэффективность в использовании интернета (OR = 1,13). |
|
|
Ko et al. (2015) |
Регуляция использования интернета |
Высокий |
– |
|
Разрешение использовать интернет более 2 ч/день |
Низкий |
– |
|
|
Gentile et al. (2011) |
Общий опросник медиа-привычек (жестокие игры и длительность игры) |
Высокий |
– |
|
Частота игр и трата денет на игры |
Высокий |
– |
|
|
Jeong et al. (2020) |
Время игр (мин/день) <60 (по сравнению с ≥240) |
Низкий |
Время игр (мин/день) < 60 (по сравнению с ≥ 240) |
|
Время игр (мин/день): 60-239 ((по сравнению с ≥240) |
Низкий |
– |
|
|
Most frequently played online game |
Низкий |
– |
|
|
Однопользовательский игры (по сравнению с отсутствием игр) |
|
– |
|
|
Многопользовательский игры (по сравнению с отсутствием игр) |
|
– |
|
|
Chang et al. (2014) |
Частота использования социальных сетей, дни |
Неизвестно |
– |
|
Частота игр онлайн, дни |
Неизвестно |
– |
|
|
Частота посещения порносайтов, дни |
Неизвестно |
– |
|
|
Marrero et al. (2021) |
Время на видеоигры в будни |
Низкий |
Относительно меньшее время на видеоигры в будни |
|
Время на видеоигры на выходных |
Низкий |
– |
|
Примечание: ADHD-RS — Шкала оценки выраженности СДВГ; BDHIC-SF — короткая форма китайской версии опросника уровня агрессивности Басса-Дарки; BIS — опросник импульсивности Баррата; CDI — опросник детской депрессии; CESD — шкала депрессии центра эпидемиологических исследований; CIAS — шкала интернет-зависимости Чена; Family APGAR Index — семейный индекс адаптивности, партнерства, роста, привязанности, решения проблем; FNE – шкала страха негативной оценки; HADS — Госпитальная шкала тревоги и депрессии; K-ARS — корейская версия опросника выраженности СДВГ; MSPSS-C — многокомпонентный опросник воспринимаемой социальной поддержки; PANAS — шкала позитивного и негативного аффекта; SCARED — скрининговый опросник связанных с тревогой эмоциональных расстройств; SCL-90-R — симптоматический опросник Дерогатис; SPIN — опросник социофобии.
Обсуждение
Согласно проведенному систематическому обзору, на основании имеющихся в настоящее время данных, более высокий уровень самооценки является предиктором спонтанной ремиссии РСИИ, хотя размер эффекта относительно небольшой. В противоположность этому, не была выявлена значимая связь вероятности формирования спонтанной ремиссии со следующими характеристиками: пол, возраст, полная семья, семейный индекс APGAR, образование отца и матери, статус внутреннего мигранта, показатели тревожности и социальной тревожности, а также импульсивность.
Влияние ряда предикторов, включая школьный класс, академическую успеваемость, враждебность и агрессию, балл по шкале интернет-зависимости, показатели по шкалам СДВГ и его подшкал, а также частоты ежедневного использования интернета, противоречива. Более низкий показатель депрессии не способствует ремиссии; однако следует отметить выраженную тенденцию, а также противоречивые данные о роли наличия выраженной депрессии.
Многочисленные предикторы, которые не влияют на вероятность ремиссии, могут быть сгруппированы в три категории: (1) семейные отношения, (2) экономическое благополучие, (3) макросоциальная адаптация.
Влияние ряда демографических предикторов и предикторов, характеризующих образ жизни (таких как употребление алкоголя или курение членами семьи или ребенком), психологических предикторов (таких как удовлетворенность жизнью и одиночество, факторы социальной адаптации, способность к целеполаганию, эмпатия, «self», личностные характеристики, в т. ч. поиск новизны, избегание вреда и зависимость от вознаграждения) недостаточно изучено и требует дальнейшего исследования. Также требуют дополнительного изучения такие предикторы как показатель аутизма и восприятие ребенком использования интернета.
К настоящему моменту систематический обзор предикторов эффективности терапии РСИИ не проведен. Было бы полезно сравнить предикторы спонтанной ремиссии РСИИ, выявленные в нашем обзоре, с предикторами ремиссии, возникающей вследствие вмешательств.
Влияние дополнительных предикторов требует прояснения. Некоторые ключевые межличностные характеристики и факторы, защищающие от формирования интернет-зависимости, остаются неизученными в качестве предикторов спонтанной ремиссии, включая совладание со стрессом и эмоциональную регуляцию. Модель убеждений ребенка о наличии интернет-зависимости, компоненты которой продемонстрировали значительное влияние на вероятность спонтанной ремиссии в отдельном исследовании (Lau et al., 2017), представляется перспективным направлением для дальнейшего изучения. Наконец крайне важно понять природу тенденции к влиянию более низкого уровня депрессии на вероятность ремиссии.
Насколько нам известно, это первое систематическое исследование и метаанализ влияния различных факторов на вероятность наступления ремиссию РСИИ в катамнезе. Дополнительным достоинством настоящего систематического обзора является то, что все включенные исследования были проспективными.
Ограничения. Следует отметить, что наша работа не лишена ограничений. Сравнение исследований осложняется гетерогенностью данных, которая включает различные формы РСИИ, различные возрастные группы, различные методы выявления РСИИ и различные методы измерения предикторов. Низкий размер выборки может быть причиной отсутствия статистической значимости. Следует отметить, что каждое из включенных в анализ исследований характеризовалось по меньшей мере одним типом высокого риска систематической ошибки. Результаты настоящего обзора указывают на то, что все исследования, за исключением одного, были проведены в азиатских странах, и неясно, могут ли результаты обзора быть экстраполированы на другие регионы. При этом в целом, данные исследования Marrero с коллегами согласуются с результатами других исследований.
Несмотря на ограничения исследования, результаты могут предоставить ценные инсайты для практической работы. В частности, более низкая самооценка была идентифицирована как предиктор устойчивого течения интернет-зависимости, а более низкий показатель депрессии был ассоциирован с большей вероятностью ремиссии. Школьники с такими характеристиками могут быть приоритетной группой для получения лечения, а также они, вероятно, потребуют большего объема вмешательств. И наоборот, позитивный семейные отношения, материальное благополучие и макросоциальная адаптация, наряду с минимальными показателями тревожности и социальной тревожности, а также низкой импульсивностью, не повышают вероятность спонтанной ремиссии РСИИ у школьников. Дети и их родители могут быть информированы о предикторах, влияющих на вероятность спонтанной ремиссии на индивидуальном уровне. Терапевтические программы, направленные на коррекцию РСИИ, могут быть усовершенствованы путем фокусирования на самооценке. Депрессивная симптоматика также может быть мишенью воздействия, но следует учитывать ее природу.
Важно учитывать, что депрессивные симптомы могут быть ассоциированы не только с депрессией, но также с социальной тревожностью (Belmans et al., 2019) или получаемой онлайн социальной поддержкой (Frison, 2016). Более того, с учетом ограниченной эффективностью и безопасностью антидепрессивной терапии у детей (Gøtzsche, 2022), необходимо проявлять осторожность при рассмотрении необходимости назначения антидепрессантов детям. Наконец, необходимость воздействия на семейные отношения, экономическое благополучие, тревожность, социальную тревожность и импульсивность является сомнительной.
В будущем при проведении исследований крайне важно указывать в статьях следующую информацию: долю выбывших из исследования в катамнезе, информацию о получении участниками каких-либо вмешательств в период наблюдения и информацию характере использования интернета детьми. Исследователям следует указывать не только факт влияния предиктора, но и размера эффекта.
Исследования следует проводить на больших выборках, с использованием диагностических методов с высокой валидностью и на гомогенных выборках. Рекомендуется проведение исследований на разнообразных популяциях, не ограничивающихся азиатскими.
