Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 3
ISSN: 2304-0394 (online)
Рецензия на учебник Н. В. Зверевой, Т. Г. Горячевой «Клиническая психология детей и подростков»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: клиническая психология детей и подростков, учебник, психолого-педагогическое образование
Рубрика издания: Книжное обозрение
Тип материала: рецензия
Для цитаты: Коваль-Зайцев А.А. Рецензия на учебник Н. В. Зверевой, Т. Г. Горячевой «Клиническая психология детей и подростков» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64030 (дата обращения: 09.11.2024)
Полный текст
Проблемы клинической психологии детей и подростков встают перед клиническими психологами, работающими в различных сферах здравоохранения, образования, социального сопровождения, консультативной практики, - везде, где они имеют дело с детьми и подростками. Хотя в настоящее время выпущен ряд основательных учебников по клинической психологии для специалистов-психологов, принадлежащих перу отечественных и зарубежных авторов, аналогичных работ по детской клинической психологии, предназначенных и написанных именно для обучения по новому стандарту высшего психологического образования - единицы. Рецензируемая работа Н. В. Зверевой, Т. Г. Горячевой «Клиническая психология детей и подростков» восполняет этот пробел и является, по сути, первым в своем роде и ожидаемым учебником для студентов, клинических психологов, развивающим отечественные традиции клинической психологии в работе с детьми и подростками. Данный учебник написан в соответствии с программой дисциплины «Клиническая психология детей и подростков», входящей в базовую часть профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 050400 - психолого-педагогическое образование.
Учебник содержит целостное изложение проблем, задач, методов и направлений клинической психологии детского и подросткового возраста. В нем дается определение предмета, содержания, основных понятий этой сферы науки и практики, описывается история клинической психологии детей и подростков и ее место в системе других специальностей. Очень важным представляется изложение во второй главе пособия специфики патопсихологических методов исследования применительно к детско-подростковой популяции. Крайне важен для понимания возрастно-специфических уровней психического реагирования обзор видов и классификаций дизонтогенеза в детском и подростковом возрасте в мультидисциплинарном контексте психиатрии и психологии (третья глава). Он позволяет перейти к описанию психологической квалификации различных форм нарушений психического развития у детей и подростков (четвертая глава) и проблем семьи в контексте клинической психологии детей и подростков, представленных в пятой главе. В шестой главе «Организация практической деятельности детского клинического психолога» авторы обсуждают важнейшие организационно-этические вопросы деятельности клинических психологов, работающих с детьми и подростками. Учебник завершают приложения, содержащие очень важные информационные и иллюстративные материалы по основным разделам (виды дизонтогенеза, методы диагностики, примерные заключения по результатам обследования и др.). Лучшей ориентации в материале и расширению представлений о клинической психологии детей и подростков, безусловно, послужат словарь терминов и тщательно составленная библиография.
Учебник Н. В. Зверевой, Т. Г. Горячевой «Клиническая психология детей и подростков» вносит важный вклад в развитие детско-подростковой клинической психологии как научно-практической области и учебной дисциплины. Эта работа может быть рекомендована в качестве учебного пособия для специалистов - клинических психологов, медиков, социальных работников и социальных педагогов, студентов психологических специальностей, обучающихся по квалификации «бакалавр».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2645
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1801
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1