Клиническая и специальная психология
2014. Том 3. № 2
ISSN: 2304-0394 (online)
Возможности арт-терапии в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогический эксперимент, арт-терапия, арт-филетика, драмотерапия, музыкотерапия, техники релаксации, экспрессивные терапии, ОВЗ, качество жизни
Рубрика издания: Методы и методики
Для цитаты: Валента М., Лечбых М., Михалик Я., Петрова А., Славик Я. Возможности арт-терапии в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n2/Valenta_et_al (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Введение
В рамках грантовой программы Чешского Грантового агентства («GACR») под названием «Качество жизни лиц, ухаживающих за членом семьи с ограниченными возможностями здоровья» (406/09/0177) сотрудниками Института исследований по специальной педагогике Университета им. Палацкого в г. Оломоуц (Чехия) осуществлялся псиxолого-педагогический проект (эксперимент in vivo с теxникой одной группы) с целью установления эффективности применения арт-терапевтическиx и арт-филетическиx занятий с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. (Арт-филетика - термин чешского ученого Яна Славика. Это педагогическая дисциплина, применяющая аналогичные с арт-терапией приемы, но в области воспитания.)
Данные занятия, дополненные техниками релаксации, проводились в форме продолжающегося один год курса, имеющего следующие характеристики:
• Отдельные сессии проводились с сентября 2009 г. по июнь \2010 г. в помещениях специальной школы «Кредо» (Гражданское обьединение «Утро» / «Jitro») в г. Оломоуц (Чехия).
• Продолжительность курса: 150 часов, то есть десять встреч, длительность встреч - 15 часов, частота проведения встреч - один раз в месяц, в выходные дни.
• На участие в эксперименте записались 16 родителей (в сентябре 2009г.), 11 родителей прошли весь курс (в июне 2010г.). Группа респондентов была выбрана способом преднамеренного, институционального и добровольного выбора. Это были родители учащихся специальных школ с ограниченными умственными возможностями (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) в сочетании с физическими недостатками, а в двух случаях - родители учащихся с тяжелым расстройством аутистического спектра, так называемым низкофункциональным аутизмом.
• В состав курса входило предоставление индивидуального ассистента детям участников, то есть лицам с ограниченными возможностями здоровья.
• Содержание сессий - занятия по арт-терапии, арт-филетике (драмотерапии, музыкотерапии) и релаксационные занятия. Используемые методы были направлены на самоанализ и укрепление уверенности в себе, а также укрепление групповой динамики в экспериментальной группе. Методы релаксации (фантазирование, аутогенная тренировка, релаксация по Джекобсону) были направлены на обучение техникам активного отдыха и релаксации.
• Лекторами и участниками курса велись рефлексивные дневники.
• В рамках количественного исследовательского дизайна рефлексивные балансы родителей пополнялись данными фокус-группы.
• С помощью психометрических тестовых инструментов с участниками курса проводились анонимные опросы в начале и в конце эксперимента, нацеленные на выделение определенных психосоциальных маркеров. Следовательно, эксперимент обладал и качественным, и количественным исследовательскими дизайнами.
• В xоде последней сессии респондентами заполнялась анкета по оценке удовлетворенности участников.
В целяx систематического проведения оценки терапевтическиx и арт-филетическиx занятий были использованы следующие три источника данных:
• анкетирование респондентов на выявление уровня удовлетворенности, проведенное в конце курса;
• стандартизированные психометрические инструменты, проводимые в начале и в конце курса - количественный дизайн.
• рефлексивные балансы участников после отдельных сессий курса и фокусная группа - качественный дизайн.
Анкета удовлетворенности
Анонимная анкета удовлетворенности была составлена в виде десятибалльной шкалы Ликерта. Участники оценивали степень своего согласия или несогласия с каждым из шести суждений по следующему принципу: 1= наименьшая польза, 10 = наибольшая польза. В конце анкеты приводился пункт со свободным ответом - отводилось место под открытую позицию для выражения свободной ассоциации, связанной с курсом. Анкета касалась оценки целого курса и была заполнена 11 участниками.
Для каждого пункта был установлен модус в качестве меры усредненной тенденции:
1. Курс оказал положительное воздействие на мое эмоциональное состояние:
2. Курс оказался эффективным в плане долгосрочного и краткосрочного отдыха:
3. Курс для меня открыл новые возможности:
4. Курс меня научил чему-то новому:
5. Курс настроил меня на положительное восприятие жизни:
Ассоциации, приводимые в пункте анкеты с открытой позицией:
• «Я очень рада, что приняла участие, я чувствовала себя очень хорошо среди присутствующих, хорошо посмеялась»;
• «Замечательно, что обеспечили присмотр за детьми»;
• «Встреча с людьми, разделяющими схожую судьбу (заботу о ребенке-инвалиде) всегда полезна. Она показывает, что можно жить и весело, и серьезно совершенно независимо от того, что нас объединяет»;
• «Это толчок для проведения последующих встреч. Применение «терапий» на практике» (пиктограмма смайлика);
• «Есть желание воспользоваться готовностью группы в дальнейшем проводить встречи и заниматься. Создать прочную опорную группу активных родителей, способных оказывать помощь или поддержку тем, кто находится в затруднительном положении в начале и захочет воспользоваться взаимопомощью членов группы, нашим опытом и способностями»;
• «Хотелось бы продолжать проведение встреч с группой»;
• «Я рада, что приняла участие. Все лекторы были замечательными. Я рада тому, что кто-то интересуется нашими проблемами и проблемами наших детей. Спасибо».
Количественно-аналитический дизайн
Количественно-аналитический дизайн психолого-педагогического проекта основывался на данных психометрических тестов, проводимых, оцениваемых и интерпретируемых опытными клиническими психологами и психологами-консультантами в режиме находящихся в парах и сопоставляемых «до» и «после» (test-retest) данных с учетом статистической значимости измеряемых явлений. Данные извлекались посредством следующих психометрических инструментов: опросник Стратегии преодоления стресса («SVF-78»), шкала самооценки уровня тревожности Спилбергера «STAI», Экзистенциальная шкала, оценочная шкала Бортнера, Лого-тест. С учетом характера и цели настоящего текста в дальнейшем опубликованы только выписки из заключительных анализов первых трех инструментов для измерения.
Псиxодиагностические методики выбирались с учетом сущности прикладных приемов, применяемых в рамках реализуемого проекта (техники экспрессивной терапии, занятия по релаксации и т.п.), с целью дать определенным образом оценку также их терапевтической эффективности. Авторы эксперимента стремились сосредоточиться, в частности, на способах преодоления стрессовых ситуаций и переживаемом уровне эмоционального дискомфорта (прежде всего тревожности) в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Методика Стратегии преодоления стресса («SVF-78»), разработанный В. Янке и Г. Эрдманн (в переводе на чешский язык Шванцары) описывает 13 стратегий, при помощи которых люди обычно противостоят стрессовым нагрузкам. В концепции данной модели речь идет о сознательно применяемых копинг-стратегиях, которые активируются в трудных жизненных ситуациях. Вместе с тем авторами опросника различаются положительные стратегии (например, контроль над реакциями, контроль над положением, положительная самоинструкция и т.п.), нейтральные стратегии (например, поиск социальной поддержки и т.п.) и отрицательные стратегии (например, самообвинение, резигнация и т.п.). Опросник состоит из 78 пунктов, время заполнения опросника обычно составляет, при условии хорошего сотрудничества со стороны опрашиваемых, 10-15 минут. Данная методика была выбрана в связи с ее относительно широким спектром, успешным опытом ее применения в клинической практике и ее значительной временной эффективностью. Одновременно авторы исходили из предположения, что программа данного проекта может оказать положительное воздействие на способ преодоления респондентами стрессовой нагрузки.
Полученные данные свидетельствуют о том, что самооценка участников эксперимента в области стратегий преодоления стресса не очень отличается от усредненных данных обыкновенного населения. Средняя величина Т-показателей (Т-score) до начала эксперимента варьировалась между значениями 43 - 59, то есть она находилась полностью в пределах более широкой нормы. Подобная дельта отмечалась и после окончания эксперимента и проведения второго теста, только с некоторыми небольшими отклонениями от нормы, однако не имеющими, по- видимому, клинической значимости. В рамках первоначальной качественной оценки данных авторами были отмечены положительные изменения в области стратегий резигнации и самообвинения. Последние почти у всех испытуемых имели тенденцию к некоторому сокращению (речь идет об отрицательных стратегиях, при которых индивид в состоянии напряжения скорее заявляет о собственной вине и склонен уходить от стрессовой ситуации).
С целью оценки статистической значимости изменения, отмеченного в ходе отдельных измерений у тождественных субьектов, сначала применялся двухвыборочный Т-критерий Стьюдента для зависимых выборок (t-тест). Во всех 13 исследуемых случаях подтвердилась нулевая гипотеза, утверждавшая, что между результатами, полученными до начала и после окончания эксперимента, не была отмечена статистически значимая разница. Аналогичное заключение было сделано и в случае общего показателя (score) для положительных и отрицательных стратегий преодоления стресса. Дифференции результатов, полученных до начала и после окончания проекта, оказались слишком малыми, следовательно, указанная методика не была в состоянии выявить статистическое различие. Итак, оценивая различия в полученных значениях, нельзя достоверно отличить друг от друга влияние эксперимента и простую случайность. Несмотря на это, качественный анализ результатов опросника все-таки указывает на факт, что между полученными данными могут существовать статистически значимые отношения, которые в xоде применения «более строгого» параметрического теста не обнаружились. В связи с этим авторы приняли решение применить непараметрический знаково-ранговый критерий Уилкоксона (Вилкоксона - Wilcoxon) для сравнения двуx зависимых выборок, который может в данном случае оказаться более уместным с учетом небольшой численности исследуемой группы. В общем показателе (score) отрицательных и положительных стратегий авторами не была установленна статистически значимая разница, однако значения у многих отношений находились несколько ниже предела статистической значимости. Таким образом, была заметна определенная положительная тенденция, например, сокращение отрицательных стратегий резигнации и самообвинения, которое авторами рассматривается в рамках качественной оценки как важное. Статистически значимым на уровне значимости а=0,05 оказалось изменение в области положительной стратегии «контроль над реакциями», которая после окончания эксперимента встречалась в статистически значимой меньшей степени. Данная стратегия представляет стремление субьекта контролировать собственные реакции, маскировать свои проявления эмоций, скрывать свою нагрузку.
В качестве следующего метода оценки изменений в области эмоционального состояния применялась шкала самооценки уровня тревожности «STAI» Спилбергера и др. (перевод на словацкий язык - Руисел и др. /Ruisel a kol. 1980/). Указанный опросник относится к классическим одновыборочным критериям - тестам, очень часто применяемым в исследованиях и в клинической практике. Его преимущества - очень короткое время проведения, короткие и вразумительные пункты (в общем порядке 40 пунктов), большое количество исследовательских работ, подтверждающих его валидность и клиническую полезность. В состав методики входят две субшкалы, рассматривающие тревогу в качестве ситуационного состояния и тревожность в качестве устойчивого личностного качества. Преимущество в интерпретации - именно возможность отличить друг от друга сиюминутное состояние испытуемого в ходе заполнения опросника и оценку устойчивой характеристики личности. Тревога в данном случае понимается в более широком смысле, скорее, в качестве общего эмоционального состояния, которое может быть поставлено под угрозу психосоматическими расстройствами, отрицательным настроением, мышечным напряжением, неприятным самочувствием, диффузными опасениями.
В общей сложности было получено 11 пар опросников, заполненных до начала и после окончания проекта, которые авторами эксперимента сопоставлялись по обеим основным субшкалам. С целью определения статистической оценки был опять применен Т-критерий для зависимых выборок. В рамках оценки первой субшкалы - тревога как ситуационное состояние («как вы чувствуете себя на данный момент») - между результатами теста не было отмечено никакого статистически значимого различия. Следовательно, можно предположить, что испытуемые заполняли опросник, находясь приблизительно в одинаковом настроении и психическом состоянии. Таким образом, ситуационные влияния на определение настроения можно в значительной степени исключить. Качественный анализ данных выявляет большее эмоциональное спокойствие в xоде второго тестирования (тревога переживалась в меньшей степени), которое, естественно, является следствием большего доверия участников по отношению к лицам, проводящим в рамках проекта тест. Однако данное различие не является статистически значимым. А вот в области второй субшкалы - тревожности как устойчивой характеристики - было зафиксировано статистически значимое различие на уровне значимости а=0,05 между первым и вторым тестированием (t=2,43>ta=2,22). В ходе второго заполнения опросников во время окончания проекта испытуемые оценивали себя как более психически уравновешенных, устойчивых по характеру людей, в долгосрочном плане менее подверженных состояниям тревожности, участниками в большей степени указывались приятные эмоциональные состояния и чувства. Данный факт нами рассматривается как один из возможных положительных последствий проекта. С точки зрения психологии, между данным фактом и обнаруженным выше заключением в области стратегий преодоления стресса обнаруживается понятная связь. Высшая степень тревожности способствует разработке специальных защитных механизмов, призванных также повысить уровень самообладания и обеспечить таким образом степень целостности личности. В случае редукции состояний тревожности, безусловно, сокращается и степень самомониторинга, и самообладания.
Следующим примененным в рамках оценки данных инструментом оказалась Шкала экзистенции Альфрида Лэнгле, К. Орглер и М. Кунди (2001). Речь идет о шкале самооценки, включающей 46 пунктов и измеряющей экзистенциальную исполненность, как она субьективно ощущается участниками - то есть субьективный уровень собственной исполненной экзистенции (общий показатель - «score»). Последний определяется способностью индивида быть в согласии с самим собой и окружающим миром. В связи с этим, помимо общего показателя есть возможность получить более детальные данные относительно доступности, легкости отношения испытуемого к самому себе, относительно его способности разобраться в своих чувствах, которые на шкалах выражаются пунктами, создающими категорию персональности, а также данные, связанные с открытостью человека миру и жизни в целом. Последние отражаются и выражаются категорией экзистенциальности. Отдельные пункты шкалы отличаются вариабельностью в содержании в соответствии с фундаментальными экзистенциалами, такими как, например, осмысленность жизни, аутентичное формирование жизни, но также тревожное беспокойство, страдание и т.д. Указанные категории исходят из пунктов, направленных на выявление личностной предрасположенности индивида, связаны с его способностью открытости самому себе и окружающему миру и направленностью на самого себя и на окружающий мир.
Персональность определяется степенью так называемых самодистанцирования и самотрансценденции. Самодистанцирование представляет собой способность человека занять дистанцию по отношению к самому себе, то есть человек способен сохранить в жизненных ситуациях реалистичную, субьективно не искаженную точку зрения на происходящее. Самотрансценденция авторами понимается как способность ясно воспринимать ценности, быть открытым своим чувствам и также делиться своими чувствами с другими.
Второй измеряемой категорией являлась экзистенциальность, определяемая сочетанием двух личностных характеристик, а именно переживанием свободы и ответственности. Размер свободы отражается на шкалаx пунктами, касающимися способностей человека воспринимать жизненные ценности, принимать ясные решения в пользу осуществимых возможностей в зависимости от их ценности, быть гибким и иметь мужество для осуществления возможных изменений. Ответственность, в свою очередь, отражает обязательную ангажированность в собственной жизни, готовность и смелость решать задачи и следовать ценностям, брать ответственность за последствия собственных решений и поступков.
Данные, полученные посредством применения Шкалы экзистенции, иллюстрируют тот факт, что у всех участников после проведения грантовой программы был отмечен определенный положительный сдвиг в их ожиданиях прожить жизнь полной и имеющей смысл (см. общий показатель Шкалы экзистенции). Относительный рост большинства значений величин в рамках примененной Шкалы экзистенции возможно в определенной степени рассматривать как показатель полезности воздействия специализированной программы для родителей и детей. В связи с этим можно подвести итоги, утверждая, что реализованная программа, вероятно, предоставила родителям положительный опыт, отвлечение от повседневной загруженности и новые идеи относительно заботы о самом себе.
Общий показатель примененной Шкалы экзистенции, который несколько выше среднего уровня, указывает на предпосылки у данной группы испытуемых проживать свою жизнь как имеющую смысл. Это можно рассматривать как крайне положительное и желаемое явление. Сравнение результатов общего показателя в начале и в конце эксперимента доказывает, что значение показателя повысилось в среднем более чем на 10 баллов. Указанный нормативный показатель указывает на тот факт, что данная группа родителей подвинулась с первоначальной средней степени проживания исполненности собственной жизни, отмеченной в начале курса, до степени несколько выше среднего уровня в конце курса (сдвиг на один дециль за восемь месяцев).
На основе результатов, полученных при помощи количественно-качественного исследовательского дизайна эксперимента, можно сделать следующие более общие заключения:
• В большинстве стратегий преодоления стресса не было отмечено у испытуемых статистически значимого различия между состоянием в начале и после окончания проекта.
• Было установлено статистически значимое различие в копинг-стратегии «контроль над реакциями», последняя после окончания проекта встречалась в меньшей степени. Данный факт рассматривается как знак укрепления аутентичности и спонтанности участников эксперимента, их большей открытости и снятия масок в межличностных отношениях.
• Были замечены интересные тенденции в области редукции стратегии самообвинения и резигнации, которые, однако, не являются статистически значимыми. Интересно было бы провести подобное исследование с привлечением большего количества участников.
• Исследователи установили, что после проведения проекта участники оценивают себя как эмоционально более стабильных, уравновешенных, менее тревожных в долгосрочном плане личностей, в большей степени они указывают на приятные эмоциональные состояния и ощущения. Данный факт понимается исследователями как одно из возможных положительных последствий проекта в связи с тем, что в состав программы вxодили также отдых и релаксация, которые, предположительно, оказали большое воздействие. Недостатком дизайна проекта оказалось отсутствие контрольной группы.
• Приведенным выше фактам соответствует и обнаруженный исследовательским коллективом положительный сдвиг субьективной оценки экзистенциальной исполненности собственной жизни, которая после проведения проекта повысилась у испытуемых со среднего уровня, установленного в начале, до значения выше среднего уровня. Иначе говоря, изучаемая группа родителей показала после окончания проекта, по сравнению с первоначальным состоянием, несколько более высокую степень понимания самого себя и возможностей придерживаться в своей жизни ценностей, которые наполняют и удовлетворяют индивида.
Качественный дизайн эксперимента
Качественый дизайн психолого-педагогического эксперимента методологически исходил из рефлексивных балансов, их анализа и фокус-группы. В дальнейшем приводятся выписки только из части исследовательского доклада качественного опроса, которая является существенной для оценивания эффективности курса.
Рефлексивный баланс (в дальнейшем также «баланс» или в сокращенном виде «РБ») - это тексты на определенную тему, заданную исследователем. Они создаются письменно в стиле свободного повествования, воспоминаний и личных замечаний, размышлений, оценки и т.п. РБ касаются определенного опыта, отрезка жизни или определенного вида событий. Первоначально техника рефлексивных балансов использовалась для записей опыта учителей [20]. В данном случае она применялась с целью получения сведений из разных областей опыта жизни родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сведений о том, как родители относятся к творческим воркшопам, применяющим экспрессивные техники и входящим в состав проекта.
В ходе исследования рефлексивные балансы получались не только от участников курса - родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, но также от лекторов. Балансы лекторов считались дополнительными, они были призваны предоставлять сведения относительно участников с точки зрения «третьего лица».
Для сегментации данных и их рабочей категоризации была применена программа Atlas.ti 4.2. Интрепретация на уровне осевой стадии дала 74 кода, которые послужили в xоде следующего селекционного анализа опорой для выделения важнейшиx категорий в изложении исследуемого феномена.
В состав качественного исследовательского дизайн-проекта вxодила и фокус- группа. Цель последней -оценить вместе с участниками исследования существующий в данное время процесс проведения качественного анализа балансов участников и получить новые сведения об этом процессе.
Фокус-группа планировалась как источник новых сведений и одновременно как_проверка (member checking) имеющихся качественных интерпретаций. Она была направлена на определение позиций и убеждений, на обогащение значениями, появляющимися в результате проведения дискуссии.
Селекция результатов качественного дизайна, расположенных по тематическим областям и связанных с выражением рефлексий относительно курса:
Потребность в расслаблении отразилась в акценте, который родители делали на отдыхе, релаксации, при расслаблении и проявилась в составе написанных рефлексивных балансов уже в течение первого дня. Из общего числа пятнадцати балансов данная потребность обнаруживается в тринадцати случаях, т.е. приблизительно в 87%. Как правило, она выражается в положительной оценке экспрессивно-творческих занятий, которые способствовали расслаблению, или даже в требовании включить как можно большее количество расслабляющих или интересных занятий. В качестве иллюстраци ниже приводится несколько высказываний данного вида (в скобках приводится идентификационный номер рефлексивного баланса):
• «Больше всего мне понравилась двигательная деятельность - драмотерапия, которая мне очень помогла отвлечься, заняться игрой» (РБ 4)
• «С удовольствием буду использовать большое количество техник, направленных на релаксацию» (РБ 6)
• «Я отдохнула, расслабилась, для этого дома не хватает времени, уже даже не знаю, как это сделать. У меня появилось такое ощущение, будто я вернулась в детские годы» (РБ 8)
Общее предпочтение свободы и отдыха, вероятно, свидетельствует о наличии потребности компенсировать требовательную программу заботы о ребенке-инвалиде, связанную с немалой тяжестью ответственности. Конкретное выражение вышеприведенного встречается в РБ 14: «Я здесь очень отдохнула психологически, в голову пришли новые идеи, что, по моему мнению, в настоящем моем положении оказывается очень важным».
Позиции, содержащие критику, можно оценивать и таким образом, что родители были в большей степени довольны занятиями, которые не требовали от них большего усилия или необходимости учиться тому, к чему они до того времени не привыкли или что их слишком загружает. Вместе с тем, у каждого из родителей требования и потребности рзличаются в деталях - то, что мешает одному, устраивает другого.
Последнее иллюстрируется в РБ 7: «Я знаю, что не умею заниматься релаксацией и отдыхать, здесь я получила подтвреждение этого. У меня также не хватает воображения, поэтому я была не у дел на занятиях по изобразительной терапии, но мне очень нравилась драмотерапия, у нас было выделено для нее слишком мало времени, но это, несомненно, замечательный способ расслабления и подтверждения некоторых фактов о самом себе.»
Следующим важным сведением, полученным на основе заполненных в ходе первого дня рефлексивных балансов, является довольно заметное разнообразие позиций участников относительно некоторых занятий, с которыми они в течение первого дня встречались. Дальше в качестве иллюстрации приводится несколько контрастных оценок.
• «У меня также не xватает воображения, поэтому я была не у дел на занятиях по изобразительной терапии (...)» (РБ 7)
• «Я боялась того, что мне предстоит. На занятиях по арт-терапии все мои опасения исчезли, я полностью расслабилась.» (РБ 9)
• «Меньше всего мне нравилась арт-терапия (...)» (РБ 11)
• «Первая часть арт-терапии оказалась очень увлекательной, меня удивило, сколько можно вычленить из рисунка или мятой бумаги.» (РБ 13)
• «Смысл рисования я не очень поняла (...), но, кажется, я не одна такая» (РБ 1)
• «Раньше я думала, что это не мое, но арт-терапия увлекла меня сразу. До сих пор я не имел о ней представления и, посколько я не умею выражать свои мысли и чувства при помощи рисования, даже не рассматривал ее» (РБ 15)
О разнообразии, характерном для арт-терапии, говорилось менее часто и связано это было прежде всего с музыкотерапией:
• «Музыкотерапия не показалась мне самой лучшей, я бы сказала - “это не была моя чашка чая“» (РБ 4)
• «Больше всего мне понравились музыкотерапия и релаксация, во время которых я отдохнула.» (РБ 9)
А вот драмотерапия во всем балансах, где она упоминалась, получала только положительные оценки. Согласно комментариям, это произошло благодаря игровому характеру и применению юмора:
• «Больше всего мне нравилась драмотерапия, проведенная в конце» (РБ 8)
• «На занятии по драмотерапии я повеселилась» (РБ 9)
• «На занятии по драмотерапии мы прежде всего посмеялись, также занятие нас заставило много размышлять над нашим образом жизни» (РБ 11)
Разницу в приводимых оценках можно считать последствием неоднородности индивидуальных особенностей участников (различия по возрасту, образованию, социальному статусу), особенностей лекторов, работающих с группой (несxодство характеров, несовпадение по подходу к работе, по возрасту, опыту работы по профессии) и различий в отдельных видаx экспрессивно-творческиx занятий. Некоторые из указанных факторов можно проследить в текстах балансов, иные становятся заметными с учетом более широкого контекста.
3. Общая оценка первой встречи в рамках проекта
Относительно общей оценки первой встречи в рефлексивных балансах преобладали положительные позиции, прежде всего в связи с вышеприведенной возможностью расслабиться, уделить внимание только самому себе, для чего в домашних условиях не хватает времени. Последнее в простом виде выражается в РБ 4: «Дегустация, которую нам предложили, меня заинтересовала (...) очень помогла отвлечься, заняться игрой. Мои впечатления? Я довольна, с нетерпением жду следующей встречи». Однако в нескольких балансах появились признаки опасений или страха перед незнакомой ситуацией:
• «Насчет сегодняшнего дня я очень опасалась. Я же долгое время не хожу на работу, провожу все время дома. Но в итоге все прошло нормально. Психологически я здесь очень отдохнула (...)» (РБ 14)
• «Насчет сегодняшнего дня я опасалась и нервничала. Но оценивая прошедший день, я рада тому, что приняла участие. Я отдохнула, расслабилась, для этого дома не хватает времени, уже даже не знаю, как это сделать» (РБ 8)
В сжатой и впечатляющей форме рассказывает о положительных аспектах участия в проекте РБ 2, составленный участницей, имеющей многолетний опыт заботы о ребенке-инвалиде: «Я очень рада тому, что записалась на участие в настоящем курсе и превзошла, таким образом, саму себя - я же боюсь людей, живу довольно уединенно. Я от сегодняшнего дня ничуть не устала и жду с нетерпением следующей встречи. (...) Янемного жалею о том, что нечто в этом роде не появилось в начале моего пути, когда я узнала, что мой ребенок отличается от других, и не имела представления о том, сколько сил мне понадобится. Может быть, мне можно было распоряжаться своими силами лучше, чтобы выдержать как можно больше. Я надеюсь, что курс мне даст прежде всего положительный опыт, поможет отвлечься от вопросов, связанных с моим ребенком, со смыслом его заболевания и его будущим, когда меня уже не будет».
РБ 2 содержит указание на одну черту личности, которую стоит особо отметить - ее можно определить как робость. Имеется в виду предложение «я боюсь людей и живу довольно уединенно». Понятие «робость», с нашей точки зрения, включает в себя не только определенное опасение социального контакта («я боюсь людей»), но также сочетание одиночества, закрытости, повышенной тревожности, связанное иногда с определенным настороженным или защищающим подходом.
Робость имеет разнобразные проявления приблизительно в половине составленных балансов. Мы ее интерпретиеруем в восьми РБ из общего числа пятнадцати балансов, т.е. приблизительно в 53%. Бесспорно, определенная робость или опасение насчет незнакомых ситуаций не являются чем-то необычным и редким. Однако сами родители указывают на ее связь со своим довольно изолированным в социальном плане образом жизни в силу ухода за ребенком-инвалидом, более того, робость обнаруживается на последующих этапах исследования в балансах, отражающих другие темы. Именно в связи с этим данной черте следует уделять внимание.
Например, в тексте РБ 3 «робость» (в нашем настоящем понимании), или один из ее частных аспектов - одиночество, была выражена в форме требования относительно улучшения концепции курса: «В частности, для курса как такового оказалось бы, может быть, полезным включение большего количества занятий, которые бы помогли участникам приобрести уверенность в том, что они не остались в мире одни со своей проблемой». В приведенном уже выше РБ 14 робость получила непосредственное выражение: «Насчет сегодняшнего дня я очень опасалась. Я же долгое время не ложу на работу, провожу все время дома». Схожие указания имеются в нескольких других РБ:
• «Насчет сегодняшнего дня я опасалась и нервничала» (РБ 8)
• «Я испытывала страх перед тем, что мне предстоит» (РБ 9)
• «Я не знала,что мне предстоит, поэтому приходила сюда с опасениями» (РБ 12).
В РБ 5 робость появляется как будто между строчками: «Я колебалась: прийти или нет. Но я рада тому, что решила прийти и присутствовала здесь».
5. Информация, практический опыт, контакты с людьми
Несмотря на тот факт, что первоначально выражения позиции респондентов по отношению к их участию в проекте не планировалось, в девяти балансах (приблизительно в 64%) оно в итоге нашло свое отражение. В целом, по сравнению с начальным этапом проекта, налицо более высокая степень понимания смысла проекта и связанная с ней более высокая доля положительной оценки. Последнее, например, наглядно объясняется в РБ 2 с сылкой на одно из экспрессивно-творческих занятий: «Арт-терапия и ее принципы для меня являются важными в работе с моей дочкой. Они ей помогают не только общаться с окружающими, но также улучшать ее мелкую моторику. Прочесть и изучить можно что-либо, но практическая демонстрация и практические упражнения оказываются для меня - неспециалиста - очень полезными. Я получаю возможность использовать данные подходы в обучении дочери. Ее графомоторика сейчас находится почти на нулевом уровне, и прикладные приемы терапии помогают мне улучшать графические выражения дочки».
В следующих трех балансах положительная оценка связана с возможностью устанавливать контакты с людьми, решающими сxожие проблемы и предоставляющими чувство опоры - человек не остается со своими заботами один на один:
• «Я рада тому, что посещаю настоящий курс, поскольку я здесь познакомилась
со многими матерями, которые решают схожие проблемы» (РБ 7)
• «Несмотря на то, что я прошла уже несколько терапий, здесь все по-другому. Здесь знакомые люди, которых я ежедневно встречаю. Я уже знаю, что я не одна, это приятное ощущение» (РБ 13)
• «Я вижу, что вещи, о которых я часто размышляю и которые я решаю,
являются проблемами большинства участвующих на том или ином отрезке времени» (РБ 9)
В пяти рефлексивных балансах (приблизительно в 35%) выражение удовлетворенности проектом сочетается с сожалением о надостатке времени и необxодимости приложить много сил. Это было заметно в РБ 10, приведенном выше, и в других работах соответсвенно.
• «Встречи, проводимые в субботу, меня интересуют и нравятся мне. Но мне это стоит многих сил. Не хватает дня, который обычно я провожу с семьей и партнером» (РБ 12)
• «Всегда, когда приближается дата встречи, у меня появляются скорее отрицательные ощущения и нежелание принимать участие. Я осознаю, что мне придется и в субботу вставать рано утром, подготовить все для себя и для ребенка. В пятницу приходится готовить субботний обед для всей семьи. Значит, появляется много срочных дел, и мне неудобно. Но в итоге я всегда рада тому, что я преодолела свое нежелание и лень и участвовала в проекте» (РБ 8).
Заключение
В субъективном плане годичные занятия по арт-терапии, арт-филетике и релаксации участниками курса и участниками исследования воспринимались как очень полезные. Это было зафиксировано в оценках в рамках опросника, применяющего шкалы Ликерта (большинство пунктов получало очень высокую оценку). Кроме того, к данному заключению участники и лекторы курса пришли в своих ответах на оценочные вопросы в рамках рефлексивных балансов и в категорияx фокус-группы. Результатам количественного исследования (некий «evidence-based research») отобранные псиxосоциальныx маркеров в режиме «test- retest» с применением стандартизированнье руководств можно дать обощенную оценку как скорее оптимистичные. В плане изучаемых характеристик имел место положительный сдвиг, который, однако, в большинстве случаев не оказался статистически значимым. Численность экспериментальной выборки и отсутствие контрольной группы снизили репрезентативность целого исследования (количественного дизайна).
Литература
- Balcar K. Logoterapie a existenciální analýza. In Vymětal a kol. Obecná psychoterapie, Grada Publishing, Praha, 2004.
- Balcar K. Standardizace dotazníku Logo-test na vzorku studujících českých vysokých škol. In Československá psychologie, 39, č. 5, s. 400-405, Academia, Praha, 1995.
- Frankl, E. V. Člověk hledá smysl: úvod do logoterapie. Psychoanalytické nakl. J. Kocourek, Praha, 1994.
- Frankl, E. V. Teorie a terapie neuróz. Grada Publishing, Praha, 1999.
- Frankl E. V. Vůle ke smyslu. Cesta, Brno, 1994.
- Glass D. C. Pattern a Behavior and Controllable Stress. In Dembroski, T. M. et al.,eds., Coronary-Prone Behavior, Springer, New York, 1978.
- Haden C. A., Haine R. A., Fivush R. Developing Narrative Structure in Parent – Child Reminiscing Across the Preschool Years. 1997.
- Hendl J. Kvalitativní výzkum. Praha : Portál, 2005.
- Janke W., Erdmannová G. Strategie zvládání stresu – SVF-78. Praha: Testcentrum, 2003.
- Kobasa S. C. The Hardy Personality: Toward a Social Psychology of Stress and Health. In Sanders, G. S.; Suls, J.; eds. Social Psychology of Health and Illness, Erlbaum, Hilsdale, 1982.
- Kobasa S. C., Maddi S. R. Existencial Personality Tudory. In Corsini, R., ed., Current Personality Theories, Peacock, Itasca, 1977.
- Krátký I. Koncepce „odolnosti vůči zátěži“(hardiness) a tzv. „chování typu A/B“, TES, Praha, 1988.
- Kronick J. Alternativní metodologie pro analýzu kvalitativních dat. Sociologický časopis, 1997.
- Längle A., Orglerová Ch., Kundi M. Existenciální škála. Testcentrum, Praha, 2001.
- Längle A. Smysluplně žít. Aplikovaná existenciální analýza. Cesta, Brno, 2002.
- Lukasová E. Logoterapie ve výchově. Portál, Praha, 1997.
- Maslow A. H. Ku psychológii bytia. Persona, Modra,2000.
- May R. Láska a voĺa. Ikar, Bratislava, 2005.
- Pillemer D. B. Momentous Events and the Life Story. Review of General Psychology, 2001.
- Průcha J. Učitel. Praha: Portál, 2002.
- Reiterová E. Základy statistiky pro studenty psychologie. Olomouc: UP, 2000.
- Richert A. J. The Self in Narrative Therapy: Thoughts From a Humanistic/Existencial Perspective. Journal of Psychotherapy Integration, 2002.
- Rogers C. R. Způsob bytí. Praha: Portál, 1998.
- Ruisel I. a kol. Dotazník na meranie úzkosti a úzkostlivosti. Bratislava: Psycho, 1980.
- Suinn R. M. Intervention with Type A Behaviors. In Journal of Consulting and Clinical Psychology, 50, 933-949, 1982.
- Vavrda V. Otázky soudobé psychoanalýzy. Praha: Lidové noviny, 2005.
- Yalom I. Existential Psychotherapy. Basic Books, New York, 1980.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3804
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1652
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2