Диагностика и нейропсихологическая коррекция детей с неврозоподобными энурезом и энкопрезом

3225

Аннотация

В статье проанализирован опыт работы с шестью детьми с неврозоподобным энурезом и одним ребенком с неврозоподобным энкопрезом. Работа включала психодиагностическое обследование и коррекционные мероприятия. Психодиагностическое обследование было направлено на измерение различных показателей сенсомоторных реакций с целью описания функционального состояния центральной нервной системы, а также включало оценку показателей памяти, внимания и мышления. Функциональные показатели центральной нервной системы у детей с неврозоподобными энурезом и энкопрезом были приближены к тем, что фиксировались у их здоровых сверстников, при этом показатели когнитивных функций у данной группы детей были ниже. Использовались методы нейропсихологической коррекции, направленные на развитие зрительно-моторной координации, пространственно-временных представлений и понимания логико-грамматических конструкций. Основываясь на субъективных отчетах детей, их родителей, а также на сведениях, полученных из медицинской документации, можно предположить, что предложенный способ работы является эффективным методом коррекции проявлений неврозоподобных энуреза и энкопреза у детей со схожими характеристиками, выявляемыми в психодиагностическом обследовании. Полученные результаты обосновывают значимость оценки функциональных показателей центральной нервной системы путем измерения различных характеристик сенсомоторных реакций.

Общая информация

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, неврозоподобные расстройства, неврозоподобные расстройства резидуально-органического генеза, энурез, энкопрез

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060104

Для цитаты: Березкин Д.В. Диагностика и нейропсихологическая коррекция детей с неврозоподобными энурезом и энкопрезом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 48–62. DOI: 10.17759/cpse.2017060104

Литература

  1. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М.: Генезис. 2015. 18 листов с цветными и 52 ч/б изображениями.
  2. Березкин Д.В. Функциональные характеристики центральной нервной системы и нарушения познавательных функций у детей с неврозоподобными расстройствами резидуально-органического генеза [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 46–62. (Дата обращения 27.11.2016).
  3. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоров'я. 1986. 280 с.
  4. Иорданова Ю.А. Особенности поведенческого реагирования детей 7–10 лет с дефицитом внимания // Вестник Поморского университета. 2006. № 3. С. 68–72.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: (Руководство для врачей).
    М.: Медицина, 1995. 608 с.
  6. Литвиненко О.В. Психологические и психофизиологические особенности внимания у здоровых детей и детей с синдромом дефицита внимания: автореф… канд. психол. наук. Р. н/Д., 2003. 22 с.
  7. Малкова И. Органические поражения мозга у детей // Psihologie. 2009. № 1.
    С. 55–68.
  8. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные исследования: сб. науч. трудов, вып. 2 / Под ред. В.Д. Соловьева, Т.В. Черниговской. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 32–48.
  9. Новикова Г.Р. Нейропсихологическая характеристика высших психических функций у детей 6–9 лет с пограничными психическими расстройствами: автореф. … канд. психол. наук. М., 2008. 23 с.
  10. Подоплекин Д.Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей-северян: автореф. … канд. мед. наук. Архангельск, 2003. 20 c.
  11. Пронина Л.А. Клинико-эпидемиологическая характеристика психических расстройств у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. … канд. мед. наук. М., 1995. 22 с.
  12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
  13. Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: изд-во МГУ, 1995. С. 170–183.
  14. Цагарелли Ю.А. Системная психологическая диагностика на приборе «Активациометр». Казань: изд-во Казанского ун-та, 2008. 266 с.
  15. Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологические синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников с отклонениями в развитии психики // Вестник Московского университета. Психология. Сер. 14. 2009. № 2. С. 62–61.
  16. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университета. 2013. Т. 18. № 5. С. 2831–2840.
  17. Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Крысенко Л.В., Паничева Е.С. Характеристика астенического синдрома у детей первого года обучения в школе // Российский педиатрический журнал. 2014. № 2. С. 37–40.
  18. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Метод. Руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. 80 с.
  19. Kalff A.C.,et al. Low- and high-level controlled processing in executive motor control tasks in 5-6-year-old children at risk of ADHD // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44. № 7. P. 1049–1057.
  20. Shallice T., et al. Executive function profile of children with attention deficit hyperactivity disorder // Developmental Neuropsychology. 2002. Vol. 21. № 1. P. 43–71.

Информация об авторах

Березкин Дмитрий Владимирович, медицинский психолог, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7122-8115, e-mail: berezkin.dm@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3483
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 3225
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 29