Клиническая и специальная психология
2017. Том 6. № 4. С. 19–32
doi:10.17759/cpse.2017060402
ISSN: 2304-0394 (online)
Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: вера в справедливый мир, подростки, несовершеннолетние правонарушители, психологическое благополучие , имманентная справедливость, конечная справедливость, источники справедливости
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060402
Финансирование. Исследование было проведено при поддержке РГНФ, проект № 15-36-01233.
Для цитаты: Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 19–32. DOI: 10.17759/cpse.2017060402
Полный текст
Исследование посвящено изучению особенностей связи психологического благополучия и веры в справедливый мир у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола. Было опрошено 186 подростков мужского пола в возрасте от 13 до 18 лет, среди них 97 правонарушителей и 89 правопослушных подростков. Для исследования эмпирических конструктов использовались: Шкала веры в справедливый мир (М. Шмитта и соавторов), Шкала веры в несправедливый мир (Ю. Маеса), Шкала веры в имманентную справедливость (Ю. Маеса), Шкала веры в конечную справедливость (Ю. Маеса), Пятимерная шкала веры в справедливость (К. Штребе) и Шкала психологического благополучия (Р. Теннарт). Выявлено, что психологическое благополучие правопослушных подростков положительно связано только с двумя источниками справедливости: верой в Бога - для общей судьбы - и верой в Себя как источника справедливости для личной и общей судьбы. Психологическое благополучие правонарушителей сопровождается обширным комплексом положительных связей с верой в общую, имманентую, конечную справедливость, а также верой в многообразие источников справедливости (Бога, Природу, Других людей, Самого себя, Случай). Также выявлено, что психологическое благополучие правонарушителей положительно связано в том числе с верой в несправедливый мир.
Введение
Проблема профилактики и коррекции противоправного поведения подростков в настоящее время не теряет своей актуальности. При сокращении количественных показателей подростковой преступности наблюдается усиление неблагоприятных качественных ее изменений: повышается удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, растет групповая подростковая преступность [8]. В этой связи исследования, посвященные изучению специфики веры в справедливость у правонарушителей, а также исследования связи веры в справедливость с их психологическим благополучием представляют большой интерес для психологической науки и практики. Вполне закономерно, что эта тема начинает активно разрабатываться в нашей стране и за рубежом [4; 5; 6; 12; 13; 14; 16; 17]. Исследования специфики веры в справедливость у правонарушителей подросткового возраста целесообразны, во-первых, для усовершенствования программ профилактических и воспитательных мероприятий, во-вторых, для расширения перспектив понимания парадоксальной особенности их мироотношения и поведения: чрезвычайной чувствительности к справедливости и ее значимости для психологического благополучия при одновременной склонности к совершению несправедливых поступков [6; 11].
Цель данного исследования - изучение особенностей связи психологического благополучия и веры в справедливый мир у несовершеннолетних правонарушителей по сравнению с правопослушными подростками.
Исследования взаимосвязи веры в справедливый мир (ВСМ) и психологического благополучия в подростковом возрасте, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют, что вера в справедливость является положительным коррелятом психологического благополучия. Исследования указывают, что ВСМ представляет собой важный ресурсный аспект мировоззрения подростков.
В частности, исследование М. Доната и коллег, посвященное изучению связи веры в справедливость мира по отношению к личной судьбе (ВСМличн) и психологического благополучия в школе, проведенное с участием немецких и индийских подростков, показало, что ВСМличн положительно связана с благополучием. Было выявлено, что повышение веры в справедливость мира по отношению к личной судьбе у подростков сопровождается позитивными установками по отношению к школе, повышением академической успеваемости и удовольствием от пребывания в школе, а также снижением тревоги, соматических жалоб и социальных проблем [15].
Исследование особенностей связи веры в справедливый мир и психологического благополучия у российских подростков было проведено нами ранее и осуществлялось по нескольким аспектам. Были изучены особенности связи психологического благополучия и разных видов веры в справедливый мир: веры в общую справедливость мира (ВСМобщ), веры в имманентную (ВСМимм) и конечную справедливость (ВСМконеч). Была также изучена связь психологического благополучия с верой в источники справедливости (Бога, Природу, Других людей, Себя самого и Случая) и с верой в несправедливый мир (ВНСМ).
Было выявлено, что современным подросткам свойственна сложная композиция ВСМ, характеризующаяся приблизительно одинаково выраженной верой в справедливость и одновременно верой в несправедливость мира [1]. Подобная композиция веры в справедливость характеризует картину мира, которую М. Лернер называл «реалистичной» [18].
Несмотря на характерный для подростков реализм в восприятии действительности, было выявлено, что психологическое благополучие положительно коррелирует с верой в справедливость мира, в то время как с верой в несправедливость никак не связано. Важно отметить, что психологическое благополучие подростков связано как с ВСМобщ, так и с отдельными ее видами: верой в имманентную и конечную справедливость. Оно также сопровождается верой в Бога, в Природу, в Других людей и в Себя как источники справедливости [2].
Однако исследование особенностей ВСМ и его связи с психологическим благополучием в гендерном аспекте, также проведенное нами ранее, указывает на то, что вера в справедливость у девочек и мальчиков имеет свою специфику.
Во-первых, у мальчиков значимо ниже выражена вера в справедливый мир во всех ее разновидностях по сравнению с девочками [3].
Во-вторых, для девочек характерен более обширный комплекс положительных связей психологического благополучия и веры в справедливый мир по сравнению с мальчиками. Психологическое благополучие девочек положительно связано с верой в общую, имманентную и конечную справедливость мира, с верой в Бога, Природу и Других людей как источники справедливости, в то время как психологическое благополучие мальчиков не связано ни с одним из видов веры в справедливый мир. Психологическое благополучие мальчиков связано только с верой в Бога как источник справедливости для всех людей и верой в Себя как источник справедливости для личной и общей судьбы [7].
Результаты исследования особенностей ВСМ в гендерном аспекте особенно интересны в контексте данного исследования, поскольку оно посвящено сравнению особенностей связи ВСМ и психологического благополучия у правонарушителей подросткового возраста и правопослушных подростков мужского пола.
Результаты исследования, проведенного нами с целью сравнения ВСМ у правопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей мужского пола, свидетельствуют, что для последних тема справедливости особенно важна. ВСМ у правонарушителей выражена значимо выше в таких ее аспектах, как вера в общую справедливость мира, а также в имманентую и конечную справедливость [4]. Вера в источники справедливости - Бога, Природу, Других людей, Случай - у правонарушителей также выше [5]. При этом важно отметить, что у правонарушителей в отличие от правопослушных подростков вера в несправедливый мир значимо положительно связана со всеми видами ВСМ. Последняя особенность указывает на то, что для правонарушителей характерно аддитивное восприятие феномена справедливости, выражающееся в установке: чем больше в мире справедливости, тем одновременно больше несправедливости [4].
Результаты измерения чувствительности к справедливости и его связи с психологическим благополучием у правонарушителей также указывают на особую значимость для них темы справедливости. Выявлено, что они значимо более чувствительны к справедливости по сравнению с правопослушными подростками. Выявлено также, что психологическое благополучие правонарушителей положительно связано со всеми видами чувствительности к справедливости, в то время как значимых связей между психологическим благополучием правопослушных подростков и их чувствительностью к справедливости не обнаружено [6].
Основываясь на вышеописанных результатах, в качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что для мальчиков- правонарушителей подросткового возраста характерен более широкий комплекс положительных связей между психологическим благополучием и видами ВСМ, а также источниками справедливости по сравнению с правопослушными подростками.
Организация и процедура исследования
В исследовании приняли участие 186 подростков мужского пола, возраст - от 13 до 18 лет. Контрольную группу составили 89 подростков - учащиеся школ и среднеспециальных учебных заведений г. Воронежа. В состав экспериментальной группы вошли 97 правонарушителей - воспитанников спецшколы для детей с девиантным поведением (19 человек), воспитательной колонии (35 человек), содержащихся в следственном изоляторе (28 человек) и стоящих на учете в ПДН (15 человек) г. Воронежа и Воронежской области.
По нашей просьбе к участию в исследовании психологи учреждений привлекали только подростков с сохранным интеллектом.
Для измерения веры в справедливый мир были использованы следующие методики:
- Шкала веры в справедливый мир в целом (General Belief in a Just World Scale, M. Schmitt, L. Montada, C. Dalbert);
- Шкала веры в несправедливый мир в целом (General Belief in a Unjust World Scale, J. Maes);
- Шкала веры в имманентную справедливость (Belief in Immanent Justice Scale, J. Maes);
- Шкала веры в конечную справедливость с двумя субшкалами: веры в итоговую компенсацию страданий жертв (ВСМЖконеч) и веры в итоговое наказание нарушителя (ВСМНконеч) (Belief in Ultimate Justice Scale, J. Maes);
- Пятимерная шкала веры в справедливость (5-Dimensional Belief in a Just Treatment Scale (BJT5), K. Stroebe). Шкала включает 5 субшкал, измеряющих веру в источники справедливости (Бога, Природы, Других людей, Самого себя, Случая) для других людей (ВСМобщ) и для самого себя (ВСМличн).
Методики переведены нами с английского языка на русский и адаптированы для выборки российских подростков.
Для измерения психологического благополучия подростков применялась Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (Warwick-Edinburgh Mental Well-being scale, R. Tennart et al.) в переводе С.К. Нартовой-Бочавер [10].
Результаты и их обсуждениие
В результате измерения связи ВСМ, ВНСМ и психологического благополучия у несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков было выявлено, что психологическое благополучие в группе правонарушителей положительно коррелирует со всеми видами ВСМ, а также ВНСМ, в то время как в группе правопослушных респондентов значимых связей не обнаружено (табл. 1). Корреляционный анализ осуществлялся с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Полученные результаты свидетельствуют, что вера в справедливость не является коррелятом психологического благополучия у правопослушных подростков. Психологическое благополучие правонарушителей, напротив, прямо связано с верой в справедливость: оно тем выше, чем выше ВСМ в различных ее аспектах, а также вера в несправедливый мир.
Тот факт, что психологическое благополучие правонарушителей положительно коррелирует одновременно с верой в справедливый и несправедливый мир, соответствует полученным ранее результатам о свойственном правонарушителям аддитивном восприятии феномена справедливости, которое, вероятно, характеризуется следующими установками: «Мир не может быть справедливым для всех», «Если мир справедлив к одним людям, то автоматически несправедлив к другим». С этого ракурса справедливость в мире может восприниматься как ценность, за которую нужно бороться. Такая установка может порождать стремление «разворачивать к себе мир справедливой стороной», а другую - жестокую и несправедливую сторону - оставлять для тех, кто не способен добиться справедливости.
Таблица 1
Связь веры в справедливый мир и психологического благополучия у несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков
Правопослушные подростки |
Правонарушители |
||
Виды ВСМ и ВНСМ |
Психологическое благополучие |
Виды ВСМ и ВНСМ |
Психологическое благополучие |
ВСМимм |
0,195 |
ВСМимм |
0,349* |
ВСМЖконеч |
0,112 |
ВСМЖконеч |
0,348* |
ВСМНконеч |
0,149 |
ВСМНконеч |
0,358* |
ВСМ |
0,134 |
ВСМ |
0,444* |
ВНСМ |
0,065 |
ВНСМ |
0,293* |
Обозначения. ВСМимм - вера в имманентную справедливость; ВСМЖконеч - вера в конечную справедливость (компенсацию страданий жертв); ВСМНконеч - вера в конечную справедливость (итоговое наказание нарушителя); ВСМ - вера в общую справедливость мира; ВНСМ - вера в несправедливый мир.
Примечание. * - р<0,01.
Полученные в этом аспекте результаты соответствуют результатам изучения связи психологического благополучия и веры в источники справедливости (табл. 2). На основе результатов, представленных в таблице, можно заключить, что повышение психологического благополучия у правопослушных подростков сопровождается верой в Бога как источник справедливости для всех людей и верой в Себя как источник справедливости для личной и общей судьбы. Психологическое благополучие правонарушителей положительно коррелирует с верой практически во все источники справедливости, за исключением веры в Бога для общей судьбы.
Результаты указывают на то, что благополучные правопослушные подростки мужского пола считают себя творцами справедливости в собственной жизни. Психологическое благополучие правонарушителей сопровождается верой в материальные (Природу, Других людей, Себя самого), сверхъестественные (Бога) источники справедливости, а также верой в Случай, которая, в сущности, представляет собой веру в неупорядоченное и хаотичное распределение благ и наказаний или, иными словами, в несправедливость мира.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между субшкалами Пятимерной шкалы веры в справедливость и шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург в группах правонарушителей и правопослушных подростков
Правопослушные подростки |
Правонарушители |
||||
Источники справедливости |
Психологическое благополучие |
Источники справедливости |
Психологическое благополучие |
||
ВСМличн |
Бог |
0,180 |
ВСМличн |
Бог |
0,211** |
Природа |
0,057 |
Природа |
0,411** |
||
Другие люди |
0,157 |
Другие люди |
0,377** |
||
Я сам |
0,244* |
Я сам |
0,316** |
||
Случай |
-0,024 |
Случай |
0,326** |
||
ВСМобщ |
Бог |
0,232* |
ВСМобщ |
Бог |
0,144 |
Природа |
0,157 |
Природа |
0,487** |
||
Другие люди |
0,138 |
Другие люди |
0,379** |
||
Я сам |
0,246* |
Я сам |
0,328** |
||
Случай |
0,026 |
Случай |
0,492** |
Обозначения. ВСМличн - источники справедливости по отношению к себе; ВСМобщ - источники справедливости по отношению к людям в целом.
Примечание. * - связи значимы при р<0,05; ** - связи значимы при р<0,01.
Вероятно, вера в многообразие внешних источников справедливости обеспечивает подросткам-правонарушителям возможность опоры и поддержки, а также возможность совладания со страхом небытия, утраты себя, своего «Я», которая, как известно, им свойственна и которая формируется в результате раннего опыта физического и психологического неблагополучия [9].
Другая особенность мировоззрения, важная для психологического благополучия правонарушителей, выявленная в этом контексте - это одновременная вера в источники справедливости и источник несправедливости (Случай). Полученный результат соответствует вышеописанным выводам и свидетельствует о значимости для их благополучия аддитивного восприятия феномена справедливости.
Обобщая результаты по всем выше рассмотренным аспектам связи ВСМ и психологического благополучия у обеих исследуемых групп, можно заключить, что портрет психологически благополучного правопослушного подростка мужского пола характеризуется верой в себя как творца справедливости в собственной жизни; портрет психологически благополучного правонарушителя характеризуется сверхценным отношением к теме справедливости, верой в имманентную, конечную справедливость, в многообразие источников справедливости по отношению к общей и личной судьбе, а также аддитивным восприятием феномена справедливости.
Последняя особенность веры в справедливость у правонарушителей нам представляется важной, поскольку, с одной стороны, она наделена глубоким психологическим смыслом и является адаптивной, с другой стороны, она затрудняет социализацию правонарушителей и приводит к обособлению от законопослушного мира.
Вера подростков-девиантов в то, что справедливость - это ограниченный ресурс, которого на всех не хватает, вероятно, является следствием их воспитания в условиях постоянного стресса, физического и психологического неблагополучия [9]. Метафорически эта особенность их мировоззрения может быть описана словами русской поговорки: «Кто смел, тот и съел». Она выполняет ряд важных адаптивных функций, давая возможность подростку проявляться в мире и укреплять свое «Я», удовлетворять как физические, так и психологические потребности в самоутверждении, признании, а также позволяет поддерживать высокий статус в референтной группе.
Одновременно с этим аддитивность в восприятии справедливости способствует легализации права ущемлять интересы других людей, у которых не хватает возможности постоять за справедливое отношение к себе. Эта особенность мировоззрения может являться фактором противоправного поведения и дальнейшего обособления подростков от законопослушного мира.
Заключение
На основе полученных результатов мы заключаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Наше предположение о том, что психологическое благополучие подростков мужского пола с противоправным поведением сопровождается более обширным комплексом положительных связей с видами ВСМ и источниками справедливости по сравнению с правопослушными подростками, подтвердилось. Помимо этого выявлено, что психологическое благополучие правонарушителей связано также и с верой в несправедливый мир.
Благополучие правопослушных подростков сопровождается верой в Бога как источник справедливости для всех людей, а также верой в Себя как источник справедливости для личной и общей судьбы. Благополучные правопослушные подростки воспринимают справедливость как существующую для всех в равной степени (если есть для всех, значит, существует и для каждого), однако при этом верят, что все люди, в том числе и они сами, ответственны за то, насколько справедливо или несправедливо с ними обходится мир.
Психологическое благополучие подростков - правонарушителей сопровождается повышением веры в имманентную, конечную справедливость, в многообразие источников справедливости по отношению к общей и личной судьбе, а также аддитивным восприятием феномена справедливости, которое характеризуется установкой: чем больше в мире справедливости, тем одновременно больше несправедливости.
Повышенная вера в справедливый мир для правонарушителей, очевидно, представляет собой важный поддерживающий ресурс, позволяющий совладать с тревогой перед жизнью и с глубинным страхом утраты своего «Я». Аддитивное восприятие феномена справедливости, которое также характеризует их мировоззрение, в определенной степени адаптивно и целесообразно, поскольку поддерживает подростка в проявлении себя в мире и укреплении своего «Я». Однако эта же особенность их мировоззрения может способствовать легализации ущемления интересов других людей и в этом смысле может являться фактором противоправного поведения и искажения социализации.
В этой связи, с нашей точки зрения, целесообразна коррекция аддитивного восприятия феномена справедливости у правонарушителей с опорой на особую значимость для них темы справедливости, веры в конечную справедливость и Бога как главный источник справедливости [5]. Установка, сопровождающая веру в конечную справедливость, согласно которой справедливость - это то, что существует для всех, а значит, и для каждого, только в отсроченном варианте, с нашей точки зрения, является ресурсной для снятия напряжения, связанного с темой справедливости, а также способствующей укреплению нравственных барьеров и успешной социализации подростков.
Финансирование
Исследование было проведено при поддержке РГНФ, проект № 15-36-01233.
Литература
- Астанина Н.Б. Особенности веры в справедливый мир у российских подростков // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч. III: Симпозиум «Личностные трансформации субъекта труда в условиях относительной неопределенности». Кисловодск; М., 2015. С. 15–20.
- Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир как коррелят психологического благополучия подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 26–38. doi:10.17759/cpse.2016050402.
- Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир у российских подростков: гендерный аспект // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХLIX Международной научно-практической конференции: Ч. 1. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 22–27.
- Астанина Н.Б. Особенности веры в справедливый мир у несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. С. 104–105.
- Астанина Н.Б. Источники справедливости в мировоззрении правопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей // Фундаментальные и прикладные вопросы гуманитарных и экономических наук: межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. С. 124–128.
- Астанина Н.Б. Чувствительность к справедливости и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 1 С. 33–47.
- Астанина Н.Б. Связь веры в справедливый мир и психологического благополучия подростков: гендерный аспект // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (в печати).
- Болотова Е.Д. Особенности преступности несовершеннолетних, ее динамика и структура [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http: //www.scienceforum.ru/2017/2260/29491">www.scienceforum.ru/2017/2260/29491</a> (дата обращения: 28.02.2017).
- Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ. М.: Генезис, 2009. 428 с.
- Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64003.shtml (дата обращения: 29.08.2016).
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология: учебное издание. М.: Ось-89, 2007. 704 с.
- Astanina N. Belief in a just world, the sources of justice and mental well-being in Russian adolescents // 17 European Conference of Developmental Psychology. Program and abstracts. 2015. Braga, Portugal. Pp. 671–672.
- Dalbert C., Filke E. Belief in personal just world justice judgments and their functions for young prisoners // Criminal justices and behavior. 2007. Vol. 34. № 11. Pp. 1516–1527.
-
Donat M., Dalbert C., Kamble S.V. Adolescents‘
cheating and delinquent behavior from a justice-psychological perspective: The
role of teacher justice // European Journal of Psychology of Education. 2014.
Vol. 29. № 4. Pp. 635–651. doi: 10.1007/s10212-014-
0218-5. - Donat M., Peter F., Dalbert C., Kamble S.V. The meaning of students’ personal belief in a just world for positive and negative aspects of school-specific well-being. Social Justice Research. 2016. Vol. 29. № 1. Pp. 73–102. doi: 10.1007/s11211-015-0247-5.
- Donat M., Umlauft S., Dalbert C. Kamble S.V. Belief in a just world, teacher justice, and bullying behavior. Aggressive Behavior. 2012. Vol. 38. № 3. Pp. 185–193. doi: 10.1002/ab.21421.
- Nartova-Bochaver S., Astanina N. Belief in just world as a personal resource in law-abiding and criminal Russian adolescents // The International Society for the Study of Individual Differences 2011, London, 25-28 July. URL: http://www.issid 2011.com/program/symposia.pdf.
- Lerner M.J. The belief in a just world: A fundamental delusion. New York, 1980.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1925
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 785
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0