Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола

785

Аннотация

Исследование посвящено изучению особенностей связи психологического благополучия и веры в справедливый мир у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола. Было опрошено 186 подростков мужского пола в возрасте от 13 до 18 лет, среди них 97 правонарушителей и 89 правопослушных подростков. Для исследования эмпирических конструктов использовались: Шкала веры в справедливый мир (М. Шмитта и соавторов), Шкала веры в несправедливый мир (Ю. Маеса), Шкала веры в имманентную справедливость (Ю. Маеса), Шкала веры в конечную справедливость (Ю. Маеса), Пятимерная шкала веры в справедливость (К. Штребе) и Шкала психологического благополучия (Р. Теннарт). Выявлено, что психологическое благополучие правопослушных подростков положительно связано только с двумя источниками справедливости: верой в Бога – для общей судьбы – и верой в Себя как источника справедливости для личной и общей судьбы. Психологическое благополучие правонарушителей сопровождается обширным комплексом положительных связей с верой в общую, имманентую, конечную справедливость, а также верой в многообразие источников справедливости (Бога, Природу, Других людей, Самого себя, Случай). Также выявлено, что психологическое благополучие правонарушителей положительно связано в том числе с верой в несправедливый мир.

Общая информация

Ключевые слова: вера в справедливый мир, подростки, несовершеннолетние правонарушители, психологическое благополучие , имманентная справедливость, конечная справедливость, источники справедливости

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060402

Финансирование. Исследование было проведено при поддержке РГНФ, проект № 15-36-01233.

Для цитаты: Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 19–32. DOI: 10.17759/cpse.2017060402

Полный текст

 

Исследование посвящено изучению особенностей связи психологического благополучия и веры в справедливый мир у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола. Было опрошено 186 подростков мужского пола в возрасте от 13 до 18 лет, среди них 97 правонарушителей и 89 правопослушных подростков. Для исследования эмпирических конструктов использовались: Шкала веры в справедливый мир (М. Шмитта и соавторов), Шкала веры в несправедливый мир (Ю. Маеса), Шкала веры в имманентную справедливость (Ю. Маеса), Шкала веры в конечную справедливость (Ю. Маеса), Пятимерная шкала веры в справедливость (К. Штребе) и Шкала психологического благополучия (Р. Теннарт). Выявлено, что психологическое благополучие правопослушных подростков положительно связано только с двумя источниками справедливости: верой в Бога - для общей судьбы - и верой в Себя как источника справедливости для личной и общей судьбы. Психологическое благополучие правонарушителей сопровождается обширным комплексом положительных связей с верой в общую, имманентую, конечную справедливость, а также верой в многообразие источников справедливости (Бога, Природу, Других людей, Самого себя, Случай). Также выявлено, что психологическое благополучие правонарушителей положительно связано в том числе с верой в несправедливый мир.

Введение

Проблема профилактики и коррекции противоправного поведения подростков в настоящее время не теряет своей актуальности. При сокращении количественных показателей подростковой преступности наблюдается усиление неблагоприятных качественных ее изменений: повышается удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, растет групповая подростковая преступность [8]. В этой связи исследования, посвященные изучению специфики веры в справедливость у правонарушителей, а также исследования связи веры в справедливость с их психологическим благополучием представляют большой интерес для психологической науки и практики. Вполне закономерно, что эта тема начинает активно разрабатываться в нашей стране и за рубежом [4; 5; 6; 12; 13; 14; 16; 17]. Исследования специфики веры в справедливость у правонарушителей подросткового возраста целесообразны, во-первых, для усовершенствования программ профилактических и воспитательных мероприятий, во-вторых, для расширения перспектив понимания парадоксальной особенности их мироотношения и поведения: чрезвычайной чувствительности к справедливости и ее значимости для психологического благополучия при одновременной склонности к совершению несправедливых поступков [6; 11].

Цель данного исследования - изучение особенностей связи психологического благополучия и веры в справедливый мир у несовершеннолетних правонарушителей по сравнению с правопослушными подростками.

Исследования взаимосвязи веры в справедливый мир (ВСМ) и психологического благополучия в подростковом возрасте, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют, что вера в справедливость является положительным коррелятом психологического благополучия. Исследования указывают, что ВСМ представляет собой важный ресурсный аспект мировоззрения подростков.

В частности, исследование М. Доната и коллег, посвященное изучению связи веры в справедливость мира по отношению к личной судьбе (ВСМличн) и психологического благополучия в школе, проведенное с участием немецких и индийских подростков, показало, что ВСМличн положительно связана с благополучием. Было выявлено, что повышение веры в справедливость мира по отношению к личной судьбе у подростков сопровождается позитивными установками по отношению к школе, повышением академической успеваемости и удовольствием от пребывания в школе, а также снижением тревоги, соматических жалоб и социальных проблем [15].

Исследование особенностей связи веры в справедливый мир и психологического благополучия у российских подростков было проведено нами ранее и осуществлялось по нескольким аспектам. Были изучены особенности связи психологического благополучия и разных видов веры в справедливый мир: веры в общую справедливость мира (ВСМобщ), веры в имманентную (ВСМимм) и конечную справедливость (ВСМконеч). Была также изучена связь психологического благополучия с верой в источники справедливости (Бога, Природу, Других людей, Себя самого и Случая) и с верой в несправедливый мир (ВНСМ).

Было выявлено, что современным подросткам свойственна сложная композиция ВСМ, характеризующаяся приблизительно одинаково выраженной верой в справедливость и одновременно верой в несправедливость мира [1]. Подобная композиция веры в справедливость характеризует картину мира, которую М. Лернер называл «реалистичной» [18].

Несмотря на характерный для подростков реализм в восприятии действительности, было выявлено, что психологическое благополучие положительно коррелирует с верой в справедливость мира, в то время как с верой в несправедливость никак не связано. Важно отметить, что психологическое благополучие подростков связано как с ВСМобщ, так и с отдельными ее видами: верой в имманентную и конечную справедливость. Оно также сопровождается верой в Бога, в Природу, в Других людей и в Себя как источники справедливости [2].

Однако исследование особенностей ВСМ и его связи с психологическим благополучием в гендерном аспекте, также проведенное нами ранее, указывает на то, что вера в справедливость у девочек и мальчиков имеет свою специфику.

Во-первых, у мальчиков значимо ниже выражена вера в справедливый мир во всех ее разновидностях по сравнению с девочками [3].

Во-вторых, для девочек характерен более обширный комплекс положительных связей психологического благополучия и веры в справедливый мир по сравнению с мальчиками. Психологическое благополучие девочек положительно связано с верой в общую, имманентную и конечную справедливость мира, с верой в Бога, Природу и Других людей как источники справедливости, в то время как психологическое благополучие мальчиков не связано ни с одним из видов веры в справедливый мир. Психологическое благополучие мальчиков связано только с верой в Бога как источник справедливости для всех людей и верой в Себя как источник справедливости для личной и общей судьбы [7].

Результаты исследования особенностей ВСМ в гендерном аспекте особенно интересны в контексте данного исследования, поскольку оно посвящено сравнению особенностей связи ВСМ и психологического благополучия у правонарушителей подросткового возраста и правопослушных подростков мужского пола.

Результаты исследования, проведенного нами с целью сравнения ВСМ у правопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей мужского пола, свидетельствуют, что для последних тема справедливости особенно важна. ВСМ у правонарушителей выражена значимо выше в таких ее аспектах, как вера в общую справедливость мира, а также в имманентую и конечную справедливость [4]. Вера в источники справедливости - Бога, Природу, Других людей, Случай - у правонарушителей также выше [5]. При этом важно отметить, что у правонарушителей в отличие от правопослушных подростков вера в несправедливый мир значимо положительно связана со всеми видами ВСМ. Последняя особенность указывает на то, что для правонарушителей характерно аддитивное восприятие феномена справедливости, выражающееся в установке: чем больше в мире справедливости, тем одновременно больше несправедливости [4].

Результаты измерения чувствительности к справедливости и его связи с психологическим благополучием у правонарушителей также указывают на особую значимость для них темы справедливости. Выявлено, что они значимо более чувствительны к справедливости по сравнению с правопослушными подростками. Выявлено также, что психологическое благополучие правонарушителей положительно связано со всеми видами чувствительности к справедливости, в то время как значимых связей между психологическим благополучием правопослушных подростков и их чувствительностью к справедливости не обнаружено [6].

Основываясь на вышеописанных результатах, в качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что для мальчиков- правонарушителей подросткового возраста характерен более широкий комплекс положительных связей между психологическим благополучием и видами ВСМ, а также источниками справедливости по сравнению с правопослушными подростками.

Организация и процедура исследования

В исследовании приняли участие 186 подростков мужского пола, возраст - от 13 до 18 лет. Контрольную группу составили 89 подростков - учащиеся школ и среднеспециальных учебных заведений г. Воронежа. В состав экспериментальной группы вошли 97 правонарушителей - воспитанников спецшколы для детей с девиантным поведением (19 человек), воспитательной колонии (35 человек), содержащихся в следственном изоляторе (28 человек) и стоящих на учете в ПДН (15 человек) г. Воронежа и Воронежской области.

По нашей просьбе к участию в исследовании психологи учреждений привлекали только подростков с сохранным интеллектом.

Для измерения веры в справедливый мир были использованы следующие методики:

  1.  Шкала веры в справедливый мир в целом (General Belief in a Just World Scale, M. Schmitt, L. Montada, C. Dalbert);
  2.  Шкала веры в несправедливый мир в целом (General Belief in a Unjust World Scale, J. Maes);
  3.  Шкала веры в имманентную справедливость (Belief in Immanent Justice Scale, J. Maes);
  4. Шкала веры в конечную справедливость с двумя субшкалами: веры в итоговую компенсацию страданий жертв (ВСМЖконеч) и веры в итоговое наказание нарушителя (ВСМНконеч) (Belief in Ultimate Justice Scale, J. Maes);
  5. Пятимерная шкала веры в справедливость (5-Dimensional Belief in a Just Treatment Scale (BJT5), K. Stroebe). Шкала включает 5 субшкал, измеряющих веру в источники справедливости (Бога, Природы, Других людей, Самого себя, Случая) для других людей (ВСМобщ) и для самого себя (ВСМличн).

Методики переведены нами с английского языка на русский и адаптированы для выборки российских подростков.

Для измерения психологического благополучия подростков применялась Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (Warwick-Edinburgh Mental Well-being scale, R. Tennart et al.) в переводе С.К. Нартовой-Бочавер [10].

Результаты и их обсуждениие

В результате измерения связи ВСМ, ВНСМ и психологического благополучия у несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков было выявлено, что психологическое благополучие в группе правонарушителей положительно коррелирует со всеми видами ВСМ, а также ВНСМ, в то время как в группе правопослушных респондентов значимых связей не обнаружено (табл. 1). Корреляционный анализ осуществлялся с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Полученные результаты свидетельствуют, что вера в справедливость не является коррелятом психологического благополучия у правопослушных подростков. Психологическое благополучие правонарушителей, напротив, прямо связано с верой в справедливость: оно тем выше, чем выше ВСМ в различных ее аспектах, а также вера в несправедливый мир.

Тот факт, что психологическое благополучие правонарушителей положительно коррелирует одновременно с верой в справедливый и несправедливый мир, соответствует полученным ранее результатам о свойственном правонарушителям аддитивном восприятии феномена справедливости, которое, вероятно, характеризуется следующими установками: «Мир не может быть справедливым для всех», «Если мир справедлив к одним людям, то автоматически несправедлив к другим». С этого ракурса справедливость в мире может восприниматься как ценность, за которую нужно бороться. Такая установка может порождать стремление «разворачивать к себе мир справедливой стороной», а другую - жестокую и несправедливую сторону - оставлять для тех, кто не способен добиться справедливости.

Таблица 1

Связь веры в справедливый мир и психологического благополучия у несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков

Правопослушные подростки

Правонарушители

Виды ВСМ и ВНСМ

Психологическое благополучие

Виды ВСМ и ВНСМ

Психологическое благополучие

ВСМимм

0,195

ВСМимм

0,349*

ВСМЖконеч

0,112

ВСМЖконеч

0,348*

ВСМНконеч

0,149

ВСМНконеч

0,358*

ВСМ

0,134

ВСМ

0,444*

ВНСМ

0,065

ВНСМ

0,293*

Обозначения. ВСМимм - вера в имманентную справедливость; ВСМЖконеч - вера в конечную справедливость (компенсацию страданий жертв); ВСМНконеч - вера в конечную справедливость (итоговое наказание нарушителя); ВСМ - вера в общую справедливость мира; ВНСМ - вера в несправедливый мир.

 

Примечание. * - р<0,01.

Полученные в этом аспекте результаты соответствуют результатам изучения связи психологического благополучия и веры в источники справедливости (табл. 2). На основе результатов, представленных в таблице, можно заключить, что повышение психологического благополучия у правопослушных подростков сопровождается верой в Бога как источник справедливости для всех людей и верой в Себя как источник справедливости для личной и общей судьбы. Психологическое благополучие правонарушителей положительно коррелирует с верой практически во все источники справедливости, за исключением веры в Бога для общей судьбы.

Результаты указывают на то, что благополучные правопослушные подростки мужского пола считают себя творцами справедливости в собственной жизни. Психологическое благополучие правонарушителей сопровождается верой в материальные (Природу, Других людей, Себя самого), сверхъестественные (Бога) источники справедливости, а также верой в Случай, которая, в сущности, представляет собой веру в неупорядоченное и хаотичное распределение благ и наказаний или, иными словами, в несправедливость мира.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между субшкалами Пятимерной шкалы веры в справедливость и шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург в группах правонарушителей и правопослушных подростков

Правопослушные подростки

Правонарушители

Источники справедливости

Психологическое благополучие

Источники справедливости

Психологическое благополучие

ВСМличн

Бог

0,180

ВСМличн

Бог

0,211**

Природа

0,057

Природа

0,411**

Другие люди

0,157

Другие люди

0,377**

Я сам

0,244*

Я сам

0,316**

Случай

-0,024

Случай

0,326**

ВСМобщ

Бог

0,232*

ВСМобщ

Бог

0,144

Природа

0,157

Природа

0,487**

Другие люди

0,138

Другие люди

0,379**

Я сам

0,246*

Я сам

0,328**

Случай

0,026

Случай

0,492**

Обозначения. ВСМличн - источники справедливости по отношению к себе; ВСМобщ - источники справедливости по отношению к людям в целом.

 

Примечание. * - связи значимы при р<0,05; ** - связи значимы при р<0,01.

Вероятно, вера в многообразие внешних источников справедливости обеспечивает подросткам-правонарушителям возможность опоры и поддержки, а также возможность совладания со страхом небытия, утраты себя, своего «Я», которая, как известно, им свойственна и которая формируется в результате раннего опыта физического и психологического неблагополучия [9].

Другая особенность мировоззрения, важная для психологического благополучия правонарушителей, выявленная в этом контексте - это одновременная вера в источники справедливости и источник несправедливости (Случай). Полученный результат соответствует вышеописанным выводам и свидетельствует о значимости для их благополучия аддитивного восприятия феномена справедливости.

Обобщая результаты по всем выше рассмотренным аспектам связи ВСМ и психологического благополучия у обеих исследуемых групп, можно заключить, что портрет психологически благополучного правопослушного подростка мужского пола характеризуется верой в себя как творца справедливости в собственной жизни; портрет психологически благополучного правонарушителя характеризуется сверхценным отношением к теме справедливости, верой в имманентную, конечную справедливость, в многообразие источников справедливости по отношению к общей и личной судьбе, а также аддитивным восприятием феномена справедливости.

Последняя особенность веры в справедливость у правонарушителей нам представляется важной, поскольку, с одной стороны, она наделена глубоким психологическим смыслом и является адаптивной, с другой стороны, она затрудняет социализацию правонарушителей и приводит к обособлению от законопослушного мира.

Вера подростков-девиантов в то, что справедливость - это ограниченный ресурс, которого на всех не хватает, вероятно, является следствием их воспитания в условиях постоянного стресса, физического и психологического неблагополучия [9]. Метафорически эта особенность их мировоззрения может быть описана словами русской поговорки: «Кто смел, тот и съел». Она выполняет ряд важных адаптивных функций, давая возможность подростку проявляться в мире и укреплять свое «Я», удовлетворять как физические, так и психологические потребности в самоутверждении, признании, а также позволяет поддерживать высокий статус в референтной группе.

Одновременно с этим аддитивность в восприятии справедливости способствует легализации права ущемлять интересы других людей, у которых не хватает возможности постоять за справедливое отношение к себе. Эта особенность мировоззрения может являться фактором противоправного поведения и дальнейшего обособления подростков от законопослушного мира.

Заключение

На основе полученных результатов мы заключаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Наше предположение о том, что психологическое благополучие подростков мужского пола с противоправным поведением сопровождается более обширным комплексом положительных связей с видами ВСМ и источниками справедливости по сравнению с правопослушными подростками, подтвердилось. Помимо этого выявлено, что психологическое благополучие правонарушителей связано также и с верой в несправедливый мир.

Благополучие правопослушных подростков сопровождается верой в Бога как источник справедливости для всех людей, а также верой в Себя как источник справедливости для личной и общей судьбы. Благополучные правопослушные подростки воспринимают справедливость как существующую для всех в равной степени (если есть для всех, значит, существует и для каждого), однако при этом верят, что все люди, в том числе и они сами, ответственны за то, насколько справедливо или несправедливо с ними обходится мир.

Психологическое благополучие подростков - правонарушителей сопровождается повышением веры в имманентную, конечную справедливость, в многообразие источников справедливости по отношению к общей и личной судьбе, а также аддитивным восприятием феномена справедливости, которое характеризуется установкой: чем больше в мире справедливости, тем одновременно больше несправедливости.

Повышенная вера в справедливый мир для правонарушителей, очевидно, представляет собой важный поддерживающий ресурс, позволяющий совладать с тревогой перед жизнью и с глубинным страхом утраты своего «Я». Аддитивное восприятие феномена справедливости, которое также характеризует их мировоззрение, в определенной степени адаптивно и целесообразно, поскольку поддерживает подростка в проявлении себя в мире и укреплении своего «Я». Однако эта же особенность их мировоззрения может способствовать легализации ущемления интересов других людей и в этом смысле может являться фактором противоправного поведения и искажения социализации.

В этой связи, с нашей точки зрения, целесообразна коррекция аддитивного восприятия феномена справедливости у правонарушителей с опорой на особую значимость для них темы справедливости, веры в конечную справедливость и Бога как главный источник справедливости [5]. Установка, сопровождающая веру в конечную справедливость, согласно которой справедливость - это то, что существует для всех, а значит, и для каждого, только в отсроченном варианте, с нашей точки зрения, является ресурсной для снятия напряжения, связанного с темой справедливости, а также способствующей укреплению нравственных барьеров и успешной социализации подростков.

Финансирование

Исследование было проведено при поддержке РГНФ, проект № 15-36-01233.

Литература

  1. Астанина Н.Б. Особенности веры в справедливый мир у российских подростков // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч. III: Симпозиум «Личностные трансформации субъекта труда в условиях относительной неопределенности». Кисловодск; М., 2015. С. 15–20.
  2. Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир как коррелят психологического благополучия подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 26–38. doi:10.17759/cpse.2016050402.
  3. Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир у российских подростков: гендерный аспект // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХLIX Международной научно-практической конференции: Ч. 1. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 22–27.
  4. Астанина Н.Б. Особенности веры в справедливый мир у несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. С. 104–105.
  5. Астанина Н.Б. Источники справедливости в мировоззрении правопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей // Фундаментальные и прикладные вопросы гуманитарных и экономических наук: межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. С. 124–128.
  6. Астанина Н.Б. Чувствительность к справедливости и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 1 С. 33–47.
  7. Астанина Н.Б. Связь веры в справедливый мир и психологического благополучия подростков: гендерный аспект // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (в печати).
  8. Болотова Е.Д. Особенности преступности несовершеннолетних, ее динамика и структура [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http: //www.scienceforum.ru/2017/2260/29491">www.scienceforum.ru/2017/2260/29491</a> (дата обращения: 28.02.2017).
  9. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ. М.: Генезис, 2009. 428 с.
  10. Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64003.shtml (дата обращения: 29.08.2016).
  11. Пирожков В.Ф. Криминальная психология: учебное издание. М.: Ось-89, 2007. 704 с.
  12. Astanina N. Belief in a just world, the sources of justice and mental well-being in Russian adolescents // 17 European Conference of Developmental Psychology. Program and abstracts. 2015. Braga, Portugal. Pp. 671–672.
  13. Dalbert C., Filke E. Belief in personal just world justice judgments and their functions for young prisoners // Criminal justices and behavior. 2007. Vol. 34. № 11. Pp. 1516–1527.
  14. Donat M., Dalbert C., Kamble S.V. Adolescents‘ cheating and delinquent behavior from a justice-psychological perspective: The role of teacher justice // European Journal of Psychology of Education. 2014. Vol. 29. № 4. Pp. 635–651. doi: 10.1007/s10212-014-
    0218-5.
  15. Donat M., Peter F., Dalbert C., Kamble S.V. The meaning of students’ personal belief in a just world for positive and negative aspects of school-specific well-being. Social Justice Research. 2016. Vol. 29. № 1. Pp. 73–102. doi: 10.1007/s11211-015-0247-5.
  16. Donat M., Umlauft S., Dalbert C. Kamble S.V. Belief in a just world, teacher justice, and bullying behavior. Aggressive Behavior. 2012. Vol. 38. № 3. Pp. 185–193. doi: 10.1002/ab.21421.
  17. Nartova-Bochaver S., Astanina N. Belief in just world as a personal resource in law-abiding and criminal Russian adolescents // The International Society for the Study of Individual Differences 2011, London, 25-28 July. URL: http://www.issid 2011.com/program/symposia.pdf.
  18. Lerner M.J. The belief in a just world: A fundamental delusion. New York, 1980.

Информация об авторах

Астанина Надежда Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Воронежского филиала, Московский гуманитарно-экономический институт, Москва, Россия, e-mail: astanina.nadya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1925
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 785
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0