Клиническая и специальная психология
2017. Том 6. № 4. С. 75–89
doi:10.17759/cpse.2017060406
ISSN: 2304-0394 (online)
Роль образа дома в адаптации подростков к замещающей семье
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: адаптация, подросток, замещающая семья, образ дома, функциональность домашней среды, релевантность домашней среды, привязанность к дому, привязанность к семье
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060406
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02163)
Для цитаты: Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Ковалева А.И. Роль образа дома в адаптации подростков к замещающей семье [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 75–89. DOI: 10.17759/cpse.2017060406
Полный текст
Изучалась роль образа дома как пространственно-предметной среды в процессе адаптации приемных детей подросткового возраста к замещающей семье. Независимой переменной был образ дома, зависимыми - привязанность к семье и к дому как показатели адаптации подростков. В исследовании приняли участие 30 родителей (5 отцов и 25 матерей, возраст 35-45 лет) и 30 детей (11 девушек и 19 юношей, 14-15 лет). Использовались опросники: Функциональность домашней среды (Нартова-Бочавер и др., 2015), Релевантность домашней среды (Нартова- Бочавер и др., 2016), Привязанность к дому (Резниченко и др., 2016), Привязанность к семье (Family Allocentrism Scale, Lay et al., 1998). Обнаружено, что показатели Функциональности, Релевантности домашней среды и Привязанности к семье выше у родителей, чем у детей. Показано также, что сходство образов дома у приемных детей и родителей вносит вклад в переживание привязанности к семье, но не к дому, а релевантность домашней среды - более сильный предиктор привязанности детей к семье, чем функциональность. Делается вывод о направлениях подготовительной работы с замещающей семьей и приемным ребенком, направленной на практики персонализации домашней среды.
Введение
Принятие в семью ребенка - это серьезное событие в жизни всех членов семьи - и решившихся на этот гуманный, но сопряженный со многими рисками, самоограничениями и чрезвычайно ответственный шаг взрослых (будущих приемных родителей), и оказавшихся в новой обстановке детей, нередко имеющих в своей биографии травматичный опыт разусыновления и мало подготовленных к рутинной повседневной домашней активности. Когда же в приемной семье появляется ребенок подросткового возраста, обычно он уже разочаровался в возможности иметь семью или даже пережил несколько попыток усыновления, неуспех которых делает его еще более «трудным» для окружающих в силу нарастающей социальной виктимности и готовности к дальнейшим семейным неудачам. Поэтому важно учитывать все личностные и экосоциальные ресурсы, которые возможно подключить в ходе адаптации приемного ребенка к семье.
Описывая затруднения в адаптации приемных детей к семье, специалисты особо подчеркивают их бытовую неприспособленность, отсутствие обыденных навыков самообслуживания, сосуществования и повседневного взаимодействия, что вносит дополнительное напряжение и наделяет их тревожностью, с которой они зачастую не могут совладать. Одна из дезадаптивных особенностей воспитанников детского дома - их неспособность обживать свой дом, неумение делать его уютным и гипертрофированная реакция на бытовые неурядицы, которые легко выводят их из равновесия. Наблюдения за выросшими сиротами показывают, что они опасаются уединения, приватности, которые для них равнозначны оставленности и одиночеству, и предпочитают объединяться с другими товарищами по детскому дому или интернату в общей квартире, таким образом воспроизводя свою привычную обстановку детства [5].
Несмотря на то что вопросам психологической подготовки приемных родителей уделяется много внимания, роль дома и рутинных повседневных практик сосуществования исследована недостаточно в силу отсутствия до недавних пор подходящих инструментов диагностики домашней среды, а также по причине того, что социальные службы опеки, строго контролируя «объективные» жилищные условия жизни детей в приемных семьях, не в состоянии оценить уровень средовой компетентности тех детей, которым предстоит переселиться в эти условия [1; 7; 9].
Поддерживающая функция дома как весомого ресурса адаптации к семье, определяющего способы совладания с повседневными трудностями, за редким исключением до сих пор остается практически не изученной [6]. Исследователи также отмечают, что воспитанники детского дома вообще склонны замечать свое жилище тогда, когда оно доставляет неприятности и проблемы (что-то ломается, что-то не работает, не открывается, не закрывается и т.д.), но не в связи с позитивными переживаниями [4; 5].
Другая неблагоприятная особенность детей, принятых в новую семью, - трудность образования эмоциональной привязанности как к людям, так и к месту, в силу чего они с трудом переживают и выражают эмпатию, благодарность, готовность к кооперации и помощи, что тоже затрудняет их семейную социализацию [3; 14].
Противоречивые и необычные взаимоотношения сирот со своим домом стимулировали настоящее исследование, посвященное изучению образа дома у приемных детей и той роли, которую он играет в процессе их привыкания к новому образу жизни. Еще один аргумент в пользу актуальности такого исследования состоит в том, что семейное взаимодействие всегда происходит в некотором хронотопе - времени и пространстве, заданном физическими характеристиками вполне конкретного места, в котором обитает семья, а также отношениями этой семьи со своим домом [2; 10; 11; 12; 20]. Таким образом, цель нашей работы состояла в том, чтобы оценить вклад образа дома в успешность адаптации сирот к своей приемной семье.
В качестве показателей адаптации мы выбрали привязанность подростков к дому и к семье. Эти не исследованные ранее в контексте социализации приемных детей феномены, на наш взгляд, играют ключевую роль в успешности развития трансформированной семьи. Что они собой представляют? Привязанность к дому (ПД) - это положительная эмоциональная связь человека с его домом, проявляющаяся в предпочтении этой среды другим, стремлении находиться дома, заботиться о нем и осуществлять там различные виды деятельности [15; 16]. Привязанность к дому представляет собой важный ресурс психологического благополучия человека на всех этапах его взросления. В то же время необходимо отметить, что феномен привязанности к дому изучался только на нормативной выборке, в контексте обычной социализации. Говоря о привязанности к дому, мы имеем в виду дом как пространственно-предметную среду, задающую возможности жизнедеятельности обитателеи. Можно ожидать, что наличие общности между детьми и родителями в установках на семью и дом будут способствовать их большеи совместимости и лучшей и более быстрой адаптации детей к семье.
Привязанность к семье (ПС) - чувство эмоциональной и поведенческой связанности с семьей, которое проявляется в том, что семейные ценности, интересы, правила для человека приоритетны, более важны, чем свои собственные, не разделенные с семьей. Понятие привязанности к семье восходит к оппозиции аллоцентризма-идиоцентризма, первоначально возникшей в кросс-культурных исследованиях как оппозиция коллективизма-индивидуализма.
Аллоцентризм - это не просто экстравертированное желание взаимодействовать с другими людьми; в широком смысле слова он отражает ориентацию личности, выражающуюся в тесной связи с внутригрупповыми ценностями и интересами, преданности группе; при этом группа может представлять друзей, класс или университетское сообщество. Аллоцентричные люди учитывают мнения членов группы и принимают решения, обращаясь к их авторитету. Иногда эти решения осуществляются даже во вред себе, однако стратегически «работают» на укрепление своего адаптивного чувства принадлежности. Что касается другой ориентации, идиоцентризма, то она предполагает фокусировку на своих собственных целях и потребностях, а не тех, что отвечают интересам данной группы. Идиоцентричные люди полагаются прежде всего на самих себя и принимают решения самостоятельно, не заботясь о том, что думают члены группы. При этом идиоцентризм - это отнюдь не эгоизм, хотя иногда эти явления пересекаются.
Независимая переменная - образ дома - была представлена двумя показателями: функциональностью домашней среды (ФДС) и релевантностью домашней среды (РДС). Функциональность - это те задачи в человеческой деятельности, которые данная среда помогает решить; релевантность - мера того, насколько среда удовлетворяет потребности живущего в ней человека. Если функциональность - это достаточно объективная характеристика, то релевантность обнаруживает себя в соотнесении ожиданий и запросов обитателя к своему дому с возможностями этого дома, т.е. это характеристика субъективная. Объективно функциональный дом может не обладать теми частными возможностями, которые наиболее ценны для обитателя. Если дом содержит много функций, и они к тому же доступны обитателям, говорят о том, что это дружественная домашняя среда [12; 17; 18]. Поэтому оба качества необходимо изучать вместе - они составляют образ дома.
Теоретическая новизна исследования, на наш взгляд, состоит также в том, что вместе изучаются дом как пространственно-предметная среда и семья как социальное единство. За исключением небольшого количества исследований семейного уклада, эта связь, на первый взгляд почти очевидная, раньше практически не изучалась [6; 20].
Процедура исследования
Респондентами были 30 родителей (5 отцов и 25 матерей, возраст 35-45 лет) и 30 детей (11 девушек и 19 юношей, 14-15 лет). В основном дети находились в семье к моменту обследования 9-10 лет, однако несколько семей взяли ребенка 5 лет назад и две семьи - два года назад.
Проверялись следующие эмпирические гипотезы.
- Чем ближе образ дома у детей и родителей, тем сильнее привязанность детей к дому и к семье.
- Чем более дружественен образ дома у приемных детей, тем сильнее привязанность приемных детей к дому и к семье.
Опрос детей и родителей проводился добровольно; методики заполнялись ими во время встречи с психологом.
Для изучения (условно) независимой и зависимой переменных использовались следующие опросники.
Образ дома изучался при двух помощи оригинальных опросников: Функциональность домашней среды и Релевантность домашней среды [12; 13]. Функциональность домашней среды (ФДС) включает 55 утверждений и четыре шкалы, измеряющие объективно существующий функционал домашней среды: Развитие, Стабильность, Защищенность, Прагматичность. Примеры утверждений теста: Мой дом может... Демонстрировать силу власти; Быть доступным (территориально и финансово); Быть просторным; Демонстрировать силу власти. Опросник Релевантность домашней среды (РДС) отражает меру соответствия домашней среды потребностям обитателей, включает 108 утверждений и семь шкал: Управляемость домашней среды, Эргономичность, Отчужденность,
Пластичность, Историчность, Ресурсность, Самопрезентация.
Примеры утверждений: Мой дом может «рассказать» гостю о моих победах и увлечениях; По виду моей комнаты трудно сказать, сколько мне лет; У меня дома происходит то же, что и за его стенами - праздники, ссоры, войны; Что бы ни случилось (даже поссорившись с близкими), я всегда могу вернуться домой. Все выделенные в ходе подготовки опросников шкалы, за исключением Отчужденности, отражают благотворные качества домашней среды и при разных условиях выполняют роль экосоциальных ресурсов в жизни человека.
Зависимая переменная изучалась при помощи опросников Привязанность к дому и Привязанность к семье (русской версии опросника Family АПоссП^т Scale F. Lay и др., переведенного авторами и находящегося в процессе подготовки к публикации) [21]. Привязанность к дому включает 14 пунктов и одну шкалу; примеры утверждений: Мой дом - это особенное место для меня; Ни одно другое место не может сравниться с моим домом; Мой дом и я очень похожи друг на друга.
Опросник Привязанность к семье также содержит одну шкалу, состоящую из 21 пункта; примеры утверждений: Мне было бы стыдно, если бы я сказал(а) «нет», когда родители о чем-то просят; Мое счастье зависит от счастья моей семьи; У меня есть определенные обязательства в отношении моей семьи.
Для обработки данных использовались непараметрический критерий U Манна- Уитни, корреляционный и парный регрессионный виды анализа.
Результаты и их обсуждение
Прежде всего, в полном соответствии с интуитивными ожиданиями нами было обнаружено, что все показатели Релевантности и Функциональности домашней среды различаются на уровне значимости p<0,001. При этом значения всех
переменных, кроме Отчужденности, выше у родителей, чем у относительно недавно пришедших в семью детей; значения по шкале Отчужденности у родителей оказались ниже (см. табл. 1, рис. 1 и 2).
Таблица 1
Показатели Функциональности домашней среды у приемных родителей и детей
|
ФДС |
П |
Р |
С |
З |
РДС |
У |
Ре |
Са |
Э |
O |
Пл |
И |
ПД |
ПС |
Родители |
23,8 |
6,3 |
5,8 |
6,2 |
5,6 |
23,6 |
4,4 |
4,5 |
4,0 |
4,6 |
2,3 |
4,2 |
4,2 |
3,9 |
86 |
Дети |
18,0 |
4,4 |
4,3 |
4,7 |
4,5 |
17,5 |
3,5 |
3,2 |
3,4 |
4,0 |
3,0 |
3,7 |
2,7 |
3,8 |
76 |
Примечание. ФДС - Функциональность домашней среды, П - Прагматичность, Р - Развитие, С - Стабильность, З - Защищенность, РДС - Релевантность домашней среды, У - Управляемость, Ре - Ресурсность, Са - Самопрезентация, Э - Эргономичность, O - Отчужденность, Пл - Пластичность, И - Историчность, ПД - Привязанность к дому, ПС - Привязанность к семье. Межгрупповые различия по всем показателям, кроме Привязанности к дому (различия не значимы, p=0,654), значимы при p<0,001;
Показатели Привязанности к семье выше у родителей на уровне значимости p<0,001. В то же время примечательно, что по уровню Привязанности к дому значимых различий между детьми и родителями не обнаружено.
Рис. 1. Показатели Функциональности домашней среды у приемных родителей и детей (различия значимы при p<0,001)
Рис. 2. Показатели Релевантности домашней среды у приемных родителей и детей (различия значимы при p<0,001)
Таким образом, родители воспринимают дом, созданный ими самими, как более дружественный по сравнению с детьми, несмотря на то, что условия жизни подростков в интернате не всегда были очень хорошими, а домашние условия в давно оставленной биологической семье - как правило, просто плохими. Возможно, это связано с тем, что дети пока не открыли для себя всего функционала нового жилища и пока не научились использовать его в своих целях.
Далее мы изучили связи между образом дома и привязанностью к дому и семье у детей и родителей. В анализ мы включили такую переменную, как разность средних показателей Функциональности и Релевантности, отражающую близость образов дома у детей и родителей (табл. 1 и 2). Нужно отметить, что Привязанность к дому и к семье не образовали значимых связей ни у детей, ни у родителей, что кажется удивительным и требует дальнейших исследований. Вероятно, пространственная среда все же обладает ограниченным и неисчерпывающим влиянием на то, что в ней происходит.
Оказалось, что у детей образ дома имеет больше значимых связей с зависимыми переменными, чем у взрослых. При этом так же, как и у родителей, это были в основном связи между Релевантностью домашней среды и Привязанностью к семье. Привязанность к дому образовала очень мало связей; как ни странно, Пластичность оказалась связана с Привязанностью к дому отрицательно: чем более изменчив дом в представлении родителей, чем сильнее его можно трансформировать, тем слабее привязанность к дому у взрослых людей. Будучи «объективно» положительной характеристикой дома, пластичность в его образе, возможно, означает неосознаваемое желание как-то его изменить, оттого что он недостаточно нравится и привязывает к себе.
Таблица 2
Связь между образом дома, привязанностью к дому и к семье у детей и родителей
Шкала |
ПД |
ПС |
||
Родители |
Дети |
Родители |
Дети |
|
ФДС |
0,26 |
0,23 |
-0,13 |
-0,36* |
П |
0,19 |
0,04 |
-0,21 |
-0,25 |
Р |
0,10 |
-0,07 |
0,06 |
0,03 |
С |
0,06 |
-0,23 |
-0,32 |
0,04 |
З |
0,26 |
-0,15 |
0,05 |
0,2 |
РДС |
-0,25 |
-0,32 |
0,76*** |
0,82*** |
У |
-0,30 |
-0,21 |
0.79*** |
0.79*** |
Ре |
-0,22 |
-0,13 |
0,55** |
0,77*** |
Са |
0,19 |
-0,27 |
-0,02 |
0,78*** |
Э |
-0,06 |
-0,03 |
0,45** |
0,73*** |
O |
0,27 |
0,17 |
-0,53** |
-0,76*** |
Пл |
-0,43** |
-0,28 |
0,67*** |
0,66*** |
И |
0,00 |
-0,46** |
0,35 |
0,55** |
РДСрод-РДСдет |
0,06 |
0,22 |
0,12 |
-0,73*** |
ФДСрод-ФДСдет |
0,48** |
0, 45** |
-0,33 |
-0,1 |
Примечание: см. расшифровку шкал в Табл. 1. * - связь значима на уровне p<0,05; ** - на уровне p<0,01; *** - на уровне p<0,001.
Результаты по данным выборки детей вполне отвечают ранее полученным, показывающим, что Привязанность к дому в подростковом возрасте в нормативной группе подростков невысока [15]. Выразителен следующий обнаруженный факт: Историчность дома, отраженная в знаках тех событий, которые связывают с ним семью, отрицательно сопряжена с Привязанностью к дому у подростков: по- видимому, они воспринимают эти знаки как бестактное напоминание о том периоде, когда их в этом доме еще не было. Таким образом, для практической работы, направленной на обживание приемными детьми своего нового дома, важно, чтобы история дома до их появления была ненавязчивой и чтобы начинали появляться материальные признаки их присутствия в доме, общей истории дома и семьи уже в новом составе.
Между тем Историчность значимо положительно сопряжена с Привязанностью к семье: возможно, приемных детей стабилизирует и успокаивает тот факт, что семья существует долго, особенно в контексте их недавнего в ней появления. В то же время этот факт воспроизводит неоднократно сделанное наблюдение, что воспитанники детского дома больше привязываются к людям, чем к месту. И опять же не в первый раз демонстрирует их слабую восприимчивость к дому как к физическому месту.
Интересно также, что и для родителей, и для детей значимым коррелятом Привязанности к дому оказалось разность их показателей Функциональности дома, что противоречит выдвинутой гипотезе. По-видимому, родители и дети сильнее привязываются к дому, когда его воспринимаемый функционал видится ими по- разному. Возможно, детям важно чувствовать, что родители более компетентны в повседневной жизни и лучше умеют использовать свой дом, а родителям - что привычное использование дома не будет нарушено внедряющимися подростками, которые все же будут «помнить свое место». И напротив - привязанность взрослых к дому слабеет, когда детям доступны все те возможности дома, что и им самим. Однако эта интерпретация нуждается в дополнительной проверке.
Что касается Привязанности к семье, то здесь получены более богатые, хотя иногда противоречивые данные. В продолжение того, что обсуждалось в предыдущем параграфе, у детей Функциональность дома отрицательно связана с Привязанностью к семье. Это еще раз говорит о том, что приемные дети пугаются возможностей дома и теряются от своей неспособности их использовать. Однако Релевантность дома оказалась связана с Привязанностью к семье вполне ожидаемым способом: все связи благоприятны (Отчужденность связана отрицательно, остальные шкалы положительно), и к тому же у детей этих связей больше и они сильнее, чем у родителей. Кроме того, мы обнаружили, что чем более похожи показатели Релевантности у детей и родителей, тем выше Привязанность детей к дому.
Полученные данные чрезвычайно любопытны. В самом деле, если речь идет о доме как физическом месте, факты скудны. Если же мы рассматриваем дом с точки зрения потребностей живущих там людей и связываем их с Привязанностью к семье, т.е. «включаем» социальные, межличностные переменные, картина становится очень нюансированной. Чем лучше дети улавливают потребности родителей, удовлетворяемые домом (а именно таков психологический смысл совпадения их показателей Релевантности домашней среды), тем сильнее они привязываются к своей семье. У детей и родителей возникает общее психологическое пространство, основанное на похожих потребностях и близком опыте. Этот побочный результат исследования очень важен: для экспертизы задач, связанных с совместимостью живущих вместе людей, имеет смысл использовать опросник Релевантности.
Далее был проведен регрессионный анализ для проверки выдвигаемых нами гипотез применительно к целевой группе - приемным детям. Парный регрессионный анализ показал, что предикторов Привязанности к дому обнаружено было всего два: во-первых, это разница показателей Функциональности дома у детей и родителей (в=0,39 при p=0,03) и Историчность, которая вносит отрицательный вклад в Привязанность детей к дому (в=-0,47 при p=0,009). Что же касается Привязанности к семье, то здесь обнаружено, что дом как пространство вносит большой вклад; в частности, обнаружены такие сильные предикторы, как Управляемость дома (в=0,91 при p=0,000), Ресурсность (в=0,92 при p=0,000), Самопрезентация (в=0,84 при p=0,000), Пластичность (в=0,73 при p=0,000), Историчность (в=0,59 при p=0,000).
Кроме того, обнаружены вполне ожидаемые анти-предикторы: Отчужденность (в=-0,88 при p=0,000) и разница показателей Релевантности дома у детей и родителей (в=-0,83 при p=0,000), еще раз подтверждающая необходимость генерации общих потребностей для усиления совместимости живущих вместе людей. Эти данные показывают, какие качества дома необходимо укреплять, чтобы усиливать привязанность приемных детей к дому и к семье. Таким образом, несмотря на противоречивость и даже неожиданность некоторых полученных данных, мы можем заключить, что дом - это полноценный «субъект» семейной жизни, задающий качество взаимоотношений между членами семьи, в том числе и недавно в ней появившихся, их установки на ценность семьи в целом, верность своей семье как целостности.
Заключение
Итак, проведенное поисковое исследование позволило лишь частично подтвердить выдвинутые эмпирические гипотезы. Действительно, общность образа дома у детей и родителей (хотя и не по всем показателям) важна для развития привязанности к дому и к семье у приемных детей подросткового возраста; дружественность домашней среды также вносит вклад в этот непростой процесс. В то же время результаты исследования позволили сделать вывод о том, что не сами по себе физические качества дома играют роль в привыкании и привязанности к нему, а понимание подростками своих собственных потребностей и потребностей родителей, которые дом может удовлетворить. Таким образом, дом - это скорее фасилитатор личностной децентрации, совместной деятельности, социальной сензитивности, стимулирующий привыкание детей и родителей друг к другу и выработку общих повседневных привычек, что, собственно, и отличает группу случайно встретившихся людей от семьи.
На наш взгляд, полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки и отбора приемных родителей и включены в психоразвивающие занятия детей-сирот, которые, без сомнения, должны включать моделирование практик персонализации и обживания домашнего пространства, служащие профилактике бытовых стрессов. Например, было бы полезно моделировать ситуации конфликта потребностей и средовые способы их разрешения («Представь, что к тебе пришли гости, а родители хотят спать. Что можно сделать, чтобы не мешать им?» и пр.).
В то же время необходимо отметить некоторые ограничения проведенного исследования. В силу небольшой выборки оно имело скорее поисковый характер.
Поэтому перспективы продолжения исследования - расширение количества участников и одновременно типов изучаемых семей.
Финансирование
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02163).
Литература
- Алдашева А.А., Зеленова М.Е. К проблеме построения профессиограммы специалиста «замещающий родитель» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 99–114. DOI: 10.18384/2310-7235-2016-1-99-114.
- Бочавер А.А. Представления о доме как элемент персонального опыта // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №. 4. С. 5–15.
-
Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности. От
теории к практике.
М.: Когито-центр, 2012. 316 c. - Дмитриева Н.С. Домашняя среда как ресурс психологического благополучия и аутентичности подростков. Автореф… канд. психол. наук. М., 2015. 30 с.
- Дмитриева Н.С. Модель жизненного пространства у подростков: предпосылки и направления исследования // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. Т. 28. № 3. С. 90–99.
-
Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Семейный уклад в
социально-психологическом аспекте // Современные проблемы науки и образования.
2012. № 4.
URL: www.science-education.ru/104-6696 (дата обращения: 22.03.2017). - Куфтяк Е.В. Защитное поведение возвращенных детей-сирот // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 209–212. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/zaschitnoe-povedenie-vozvraschennyh-detey-sirot (дата обращения: 22.03.2017).
- Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Приемная семья: особенности подбора и адаптации: методич. пособие для специалистов служб сопровождения семьи. Кострома, 2008. 110 с.
- Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. М., 2013. 219 с.
-
Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Брагинец Е.И.,
Подлипняк М.Б.
Образ реального и идеального дома как модератор позитивного
функционирования личности // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 6.
С. 9–22.
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060402. -
Нартова-Бочавер С.К. Единство субъекта и бытия как
основа естественной психотерапии // Субъектный подход в психологии / Под ред.
А.Л. Журавлева,
В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009.
С. 482–497. - Нартова-Бочавер С.К., Бочавер А.А., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. М.: Памятники исторической мысли, 2016. 220 с.
- Нартова-Бочавер С.К., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И., Кузнецова В.Б., Брагинец Е.И. Метод оценки дружественности жилища: опросник “Функциональность домашней среды” // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №. 4. С. 71–83.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 416 с.
- Резниченко С.И. Феноменология привязанности к дому в разные возрастные периоды. Автореф… канд. психол. наук. М., 2016. 29 с.
-
Резниченко С.И., Нартова-Бочавер С.К., Кузнецова
В.Б. Метод оценки привязанности к дому // Психология. Журнал Высшей школы
экономики. 2016.
Т. 13. №. 3. С. 498–518. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2017/01/12/ 1115348534/5_Reznichenko_Nartova-Bochaver_Kuznetsov..d_otsenki_privyazannosti_k_ domu.pdf (дата обращения: 22.03.2017). -
Broberg A., Kyttä M., Fagerholm N.
Child-friendly urban structures: Bullerby revisited // Journal of Environmental
Psychology. 2013. Vol. 35. P. 110–120.
DOI: https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2013.06.001. - Horelli L. Constructing a theoretical framework for environmental child-friendliness // Children, Youth and Environments. 2007. Vol. 17. № 4. P. 267–292.
- Kashima Y. ,Yamaguchi S., Kim U., Choi S. C., Gelfand M. J., Yuki M. Culture, gender, and self: a perspective from individualism-collectivism research // Journal of personality and social psychology. 1995. Vol. 69. №. 5. С. 925–937.
- Khachaturova M., Nartova-Bochaver S. Home Environment as a Resource of Coping Behaviour in Youth // Психология. Журнал ВШЭ. 2017. Т. 14. № 4. С. 691–711.
- Lay C., Fairlie P., Jackson S., Ricci T., Eisenberg J., Sato T., Teeaar A., Melamud A. Domain-specific allocentrism-idiocentrism: A measure of family connectedness // Journal of Cross-Cultural Psychology, 1998. Vol. 29, P. 434–460.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1984
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 864
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7