Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений

1778

Аннотация

Статья посвящена изучению межличностных отношений в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью в целом. В связи с этим, особенно важно предоставить специалисту возможность выявить особенности внутрисемейных отношений для создания эффективной программы коррекции дисгармоничных моделей поведения в семье. Авторы предлагают диагностическую программу, направленную на изучение особенностей межличностных отношений в семье, и показывают результаты обследования семьи, в которой воспитывается умственно отсталый ребенок с синдромом Дауна.

Общая информация

Ключевые слова: межличностные отношения, семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, синдром Дауна

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070103

Для цитаты: Бразгун Т.Н., Ткачева В.В. Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 28–39. DOI: 10.17759/cpse.2018070103

Литература

  1. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
  2. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116 с.
  3. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование: учебно-методическое пособие М.: Национальный книжный центр, 2014. 152с.
  4. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2017. 281 с.
  5. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пос. / под ред. В.В. Ткачевой.
    М.: Инфра-М, 2017. 191 с.
  6. Уорден М. Основы семейной психотерапии. М.: Олма-Пресс, 2005. 256 с.
  7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
  8. Giulio P., Philipov D., Jaschinski I. Families with disabled children in different European countries [Электронный ресурс] // Families and Societies. 2014. № 23.
    URL: http://www.familiesandsocieties.eu/ (дата обращения: 11.10.2017).
  9. Mulroy S., et al. The impact of having a sibling with an intellectual disability: Parental perspectives in two disorders // Journal of Intellectual Disability Research. 2008. Vol. 52. № 3. P. 216–229. doi:10.1111/j.1365-2788.2007.01005.x.
  10. Shulman S. The family of the severely handicapped child: the sibling perspective //Journal of Family Therapy. 1988. Vol. 10.  № 2. P. 125–134.

Информация об авторах

Бразгун Татьяна Николаевна, аспирант, кафедра специальной психологии и реабилитологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, учитель-дефектолог, ГБОУ г. Москвы ШКОЛА №1206, Москва, Россия, e-mail: bayzel10@yandex.ru

Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии, Институт детства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: vikt-tkacheva@yandex.ru