Изучение особенностей социального интеллекта и речевого поведения детей младшего школьного возраста

1036

Аннотация

В статье обсуждается понятие социального интеллекта и особенности его развития, в том числе речевые, у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обсуждается влияние задержанного развития на процесс формирования социального интеллекта и речевого поведения. Анализируется понятие речевого поведения, дается авторское определение феномена, описываются его специфические особенности, выделяется его структура, состоящая из шести компонентов: вербального, эмоционального, мотивационного, этического (нравственного), прогностического, смыслового (когнитивного). Особое внимание уделяется положению социального интеллекта в структуре речевого поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Показатели социального интеллекта анализировались с позиции речевого поведения детей с разным темпом психического развития и сравнивались с его компонентами на качественном уровне. В исследовании использовались как авторские, так и общеизвестные методики.

Общая информация

Ключевые слова: социальный интеллект, речевое поведение, задержка психического развития, коммуникативная компетентность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070105

Благодарности. Автор благодарит за помощь в написании работы научного руководителя С.Т. Посохову и педагога-психолога Е.А. Севостьянову за помощь в организации исследования.

Для цитаты: Щербань Д.С. Изучение особенностей социального интеллекта и речевого поведения детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 60–74. DOI: 10.17759/cpse.2018070105

Литература

  1. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с ЗПР // Дефектология. 1983. №3.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433456
  4. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф. дис. док. психол. наук. Л., 1991. 36 с.
  5. Ковшиков В.А. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития / под ред. В.А. Ковшикова, Ю.Г. Демьянова // Дефектология. Герценовские чтения. Л., 1967. С.832.
  6. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995.  № 141. С.4859.
  7. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. Дисс. доктора психол. наук. СПб, 1991. 280 с.
  8. Лабунская В.А. О структуре социально-перцептивных способностей // Вопр. психол. межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. С.6371.
  9. Лалаева Л.И. Особенности проявлений взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. № 3. С. 110.
  10. Лубовский В.И. Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема. Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1979. С. 3–17.
  11. Матвеева Л.Г. Анализ понятия «социальный интеллект» // Вестник ЮУГУ. Серия: Психология. 2008. Т. 133. № 33. С. 5155.
  12. Никитина Е.Ю., Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимыми взрослыми // Вестник ЧГПУ. 2009. № 6. С. 119127.
  13. Омарова П.О. Социализация детей с задержкой психического развития // Известия ДГПУ. 2007. №1. С. 44–51.
  14. Фатихова Л.Ф. Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии // Специальное образование. 2013. № 3. С. 8797.
  15. Чеботникова Т.А. Речевое поведение как один из способов актуализации личности // Вестник ЧГУ. 2011. № 28. С. 138143.
  16. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1990.

Информация об авторах

Щербань Дарья Сергеевна, аспирант, кафедра специальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ds@nosfire.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2217
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1036
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1