Удовлетворенность образовательной средой субъектов педагогического процесса как индикатор угроз психологическому здоровью детей

791

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования удовлетворенности психодидактическим компонентом образовательной среды как индикатора угроз психологическому здоровью школьников в трех группах испытуемых: родителей, педагогов и руководителей образовательных организаций. Общее число респондентов в выборке составило 16 808 человек. Изучалась удовлетворенность образовательной средой по следующим параметрам: удовлетворенность содержанием образования, условиями обучения и методами обучения и воспитания, используемыми в образовательных организациях. Попарное сравнение результатов, полученных в трех группах респондентов, позволило обнаружить статистически достоверные различия между ними по всем параметрам. При этом самую высокую степень удовлетворенности психодидактическим компонентом образовательной среды продемонстрировали родители, что, возможно, связано с их недостаточной включенностью в образовательной процесс и с неполной осведомленностью о реальном положении дел в школах. Педагоги и директора школ в меньшей степени удовлетворены психодидактическим компонентом образовательной среды и, следовательно, видят больше рисков и угроз психологическому здоровью детей.

Общая информация

Ключевые слова: удовлетворенность образовательной средой, психологическое здоровье, субъекты педагогического процесса, педагоги , родители, руководители образовательных организаций

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070203

Для цитаты: Вачков И.В., Вачкова С.Н. Удовлетворенность образовательной средой субъектов педагогического процесса как индикатор угроз психологическому здоровью детей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 41–52. DOI: 10.17759/cpse.2018070203

Литература

  1. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С.135–141.
  2. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 26. №1. С. 16–21.
  3. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36–50.
  4. Головлева С.М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С.18–22.
  5. Дроздова Е.А. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 25. С. 280–283. URL https://moluch.ru/archive/159/44541/ (дата обращения: 30.03.2018).
  6. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. Т. 20. № 3. С.17–21.
  7. Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. №11 (68).  С.18-32.
  8. Лактионова Е.Б. Личностное развитие педагога как субъекта экспертизы психологической безопасности образовательной среды: Научно-практические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ: сборник статей. Вып. 1. / под ред. И.А. Баевой. М.: Экон-информ, 2011.
    С. 125–138.
  9. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
  10. Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой,
    О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. М.: МГППУ, 2015. 112 с.
  11. Рерке В.И., Бубнова И.С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С.150–155.
  12. Силина О.В. Границы Я и психологическое благополучие детей 2-10 лет [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 3.
    С. 116–129. doi:10.17759/cpse.2016050308 URL: URL: https://psyjournals.ru/psyclin /2016 /n3/Silina.shtml (дата обращения 31.05.2018).
  13. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
  14. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74–88. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu /2006/n3/Khvatova.shtml (дата обращения 31.05.2018).
  15. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/ 2013/5/Huhlaeva.phtml (дата обращения 31.05.2018).
  16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.
    М.: Смысл, 2001. 365 с.
  17. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды (библиотека журнала «Директор школы»; Вып. 2.). М.: Сентябрь, 2000. 125 с..

Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Вачкова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, директор института системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: svachkova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1582
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 791
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0