Введение
Проблема здоровья населения и вопросы предупреждения неблагополучия в развитии личности стали предметом наиболее пристального внимания специалистов XX века. Определенную тревогу исследователей вызывают как общее состояние психического и психологического здоровья взрослого населения и его динамика, так и значительное распространение среди детей (прежде всего в школьном возрасте) отклонений в психологическом здоровье [Воловикова, 2014; Пахальян, 2006].
Первым, кто попытался дать определение психологическому здоровью был один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу. Индивид для него - субъект жизнедеятельности, распорядитель своих собственных сил и способностей [Маслоу, 1999]. С точки зрения А. Маслоу, психологически здоровые люди - это люди с высоким уровнем самоактуализации.
В отечественную психологию термин «психологическое здоровье» был введен в 1998 году И.В. Дубровиной [Практическая психология образования, 2004], для которой основу данного понятия составляло полноценное психическое развитие на всех этапах индивидуального развития. Однако личностное здоровье ребенка и взрослого различается совокупностью полноценных личностных новообразований, которые еще не сформировались у ребенка, но должны обнаруживаться у взрослого. Психологическое здоровье - это прижизненное образование, обладающее свойством постоянно меняться, более того, формироваться под воздействием внутренних, индивидуально-психологических и внешних социальных факторов; это способность человека к сильным чувствам и переживаниям, способность к риску; ответственность, вера в себя, разборчивость в средствах достижения цели [Дубровина, 2000; Дубровина, 2015].
В настоящее время изучаются различные аспекты психологического здоровья: структура, содержание, черты, проблемы. Анализ научных работ показал, что большинство ученых отмечают следующие критерии психологического здоровья: целеустремленность, автономия, независимость, работоспособность, самоактуализация, ответственность, способность радоваться, нравственность [Воловикова, 2014; Dhar, 2013]. Так, Т.Ю. Артюхова определяет данный феномен как «...интегральную характеристику, проявляющуюся в сильной эмоциональной устойчивости и возможности регулировать свое психическое состояние в любых жизненных условиях» [4, С. 50]; В.Э. Пахальян - как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [24, С. 28].
Ряд исследователей [Будиянский, 2013; Воловикова, 2014; Хухлаева, 2003] отмечают, что в настоящее время существует тенденция комплексного, системного изучения психологического здоровья. Системный подход к его изучению предполагает наличие динамической системы, образуемой взаимодействием и согласованностью компонентов различных уровней, реализующих функции внутренней регуляции и внешнего обмена личности с окружающей средой. Опираясь на положения системного подхода «интегральной индивидуальности» В.С. Мерлина [Мерлин, 2005], комплексного подхода к индивидуальности Б.Г. Ананьева [Ананьев, 1996], подхода системного описания онтогенеза человека В.А. Ганзена, Л.А. Головей [Ганзен, 1980], можно рассмотреть данный феномен с разных сторон, учитывая физиологический, психофизиологический, психологический и социальнопсихологический уровни. В нашей работе под психологическим здоровьем младших школьников мы понимаем динамическое интегральное состояние субъективного благополучия личности, в котором сбалансированы коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, рефлексивные, духовно-нравственные, поведенческие аспекты, соответственно возрастно-психологическим возможностям младших школьников.
В рамках изучения психологического здоровья наибольший акцент направлен на исследования, которые раскрывают проблемы, связанные с влиянием различных факторов риска на личностное благополучие [Хатуева, 2015; Хухлаева, 2003; Черкасова, 2012]. Однако встречается небольшое количество научных работ, посвященных влиянию медикобиологических факторов риска раннего развития на характеристики психологического здоровья детей [Волокитина, 2001; Ковалева, 2007; Сергиенко, 2004]. Именно этим факторам, по мнению их исследователей, принадлежит большая роль повреждающего воздействия на психическое развитие и психологическое здоровье подрастающего поколения. Так, например, из выявленных факторов риска в формировании здоровья учащихся образовательных школ г. Архангельска медико-биологические составляли 45,8%, социальные - 16,8%, сочетанные - 37,4% [Волокитина, 2001]. Среди медико-биологических факторов риска на долю осложнений течения беременности и родов приходится 79,59% [ Казакова, 2012]. Обнаружена взаимосвязь ранней беременности у женщин до 18 лет с задержками соматических, поведенческих и развивающихся функций; искусственного вскармливания с рождения с эмоциональным неблагополучием [Levitina, 2001; Smith, 2002; Stoelhorst, 2003]. Исследования Института психологии РАН подчеркивают значимость пренатального периода для формирования психологического здоровья ребенка. Показано, что дети, в анамнезе которых отмечалось неблагополучное течение беременности, отличались более низкой оценкой контроля своего поведения, низкой способностью регулировать свои состояния [Ковалева, 2007; Сергиенко, 2004].
Таким образом, цель исследования - выявление особенностей психологического здоровья первоклассников с наличием медико-биологических факторов риска дизонтогенеза. Основными задачами данной работы являлись: 1) установить наиболее часто встречающиеся медико-биологические факторы риска в раннем развитии у обследованных детей; 2) выявить особенности психологического здоровья у первоклассников, относящихся к группам наименьшего, умеренного и повышенного риска.
Методика
Участники исследования
В исследовании приняли участие 193 первоклассника двух общеобразовательных школ города Архангельска, среди них 80 девочек и 113 мальчиков в возрасте 7-8 лет. Родители участников исследования были проинформированы о проводившемся исследовании и дали письменное согласие на участие в нем своих детей. Обследование детей поводилось в первой половине дня с соблюдением всех принципов Хельсинкской декларации 2013 г. Все дети, поступившие в школу, проходили медицинский осмотр с заполнением документа «История развития ребенка по форме 112/у» [Самарина, 2016]. Согласно этому документу, участники исследования были практически здоровы, не имели в анамнезе хронических или острых заболеваний центральной нервной системы, выраженных неврологических нарушений и психических расстройств.
Процедура исследования
На первом этапе исследования проводилось анкетирование и интервьюирование родителей и учителей начальных классов с целью изучения особенностей раннего развития детей и выделения медико-биологических факторов риска дизонтогенеза. На втором этапе исследования проводилась индивидуальная диагностика характеристик психологического здоровья обследуемых школьников.
Используемые методики
Согласно системному подходу в изучении психологического здоровья, исследовались показатели, характеризующие его физиологический, психофизиологический, психологический, социально-психологический уровни. Для получения необходимых эмпирических данных применялся комплекс методов и методик (табл. 1). Показатели, характеризующие параметры психологического здоровья, рассчитывались в баллах. За каждый правильный ответ ребенок получал 1 балл.
Таблица 1
Уровни, характеристики и методы исследования психологического здоровья
|
№ |
Уровни психологического здоровья |
Характеристики психологического здоровья |
Применяемые методы и методики |
|
1 |
Физиологический |
Энергетический баланс организма (способность организма к энергозатратам или энергосбережению) |
Домики (О.А. Орехова) [Орехова, 2008] |
|
Субъективное ощущение физической комфортности внутреннего состояния |
Самочувствие. Активность. Настроение (САН) [Барканова, 2009] |
||
|
2 |
Психофизиологический |
Способность внутренней нейрофизиологической организации факторов психической деятельности |
Диагностика психоневрологической симптоматики учащихся [Агеева, 2013] |
|
3 3.1 |
Психологический Эмоциональный |
Оптимистическое отношение к жизни |
Опросник субъективного благополучия детей младшего школьного возраста Т.В. Архиреевой [Архиреева, 2015] |
|
Способность формировать положительный эмоциональный фон жизнедеятельности |
Домики (О.А. Орехова) [Орехова, 2008] |
||
|
Способность к эмоциональной адаптации, способность эмоционально «вписаться» в ситуацию, в которой находится ребенок |
Лица (Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова) [Лукьянченко, 2009] |
||
|
3.2 |
Когнитивный |
Продуктивность речевого развития и отсутствие его дефицита |
Определение уровня речевого развития и вербального мышления (Л.А. Ясюкова) [Ясюкова, 1999] |
|
Продуктивность зрительнопространственного восприятия и отсутствие его дефицита |
Определение уровня развития зрительного восприятия (М.М. Безруких и Л.В. Морозова) [Безруких, 1996] |
||
|
Продуктивность словесно-логического мышления и отсутствие его дефицита |
Четвертый лишний [Чередникова, 2007] |
||
|
Продуктивность темповой деятельности и отсутствие его дефицита |
Тест Тулуз-Пьерона [Ясюкова, 1999] |
||
|
3.3 |
Регуляторный |
Способность к произвольной саморегуляции и самоконтролю |
«Дом - дерево - человек» с использованием симптомокомплексов Р.Ф. Беляускайте [Семенова, 2007] |
|
Способность использовать актуально адекватную прогностическую оценку своих учебных действий |
Оценка уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) [Репкина, 1993] |
||
|
Способность управлять жизнью (оценка возможности организовывать и управлять своей жизнью) |
Опросник субъективного благополучия детей младшего школьного возраста Т.В. Архиреевой [Архиреева, 2015] |
||
|
Способность управлять делом (удовлетворенность успехами в учебной деятельности) |
|
№ |
Уровни психологического здоровья |
Характеристики психологического здоровья |
Применяемые методы и методики |
|
4 4.1 |
Социальнопсихологический Адаптивность |
Способность к адаптации к изменениям социальной среды |
Определение социальнопсихологической адаптации ребенка к школе (Э.М. Александровской, Н.Г. Лускановой) [Александровская, 1988] |
|
4.2 |
Здоровое общение |
Депрессивность как показатель неадекватно эффективного общения |
«Дом - дерево - человек» с использованием симптомокомплексов Р.Ф. Беляускайте [Семенова, 2007] |
|
Чувство неполноценности как показатель неадекватно эффективного общения |
|||
|
Тревожность как показатель неадекватно эффективного общения |
|||
|
Враждебность как показатель неадекватно эффективного общения |
|||
|
4.3 |
Духовное здоровье |
Адекватность и нравственная нормативность поведения |
Беседа с первоклассниками для изучения соответствия представлений детей о нравственно-волевых качествах возрасту 7-8 лет[Урунтаева, 2000] |
|
Важность для человека гуманистических ценностей (ценность человеческой жизни, природы) |
Что такое хорошо и что такое плохо? [Фридман, 1988] |
||
|
Ориентация сознания и поведения на идеалы добра, справедливости, долга, совести |
Как поступать?[Дерманова, 2002] |
Для выяснения медико-биологических факторов риска развития в период раннего развития были проведены анализ медицинских карт учащихся и анкетирование родителей «Особенности раннего развития ребенка» [Безруких, 2003], за каждый фактор риска начислялся определенный балл.
Учитывая многообразие факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие и формирование детского организма, в своем исследовании мы остановились на наиболее значимых, таких как: возраст родителей, наследственность, патология беременности, заболеваемость матери и ребенка и др. Всего проанализировано 49 медико-биологических факторов риска. Чем выше оценка, тем больше вероятность негативного влияния этого фактора [Безруких, 2003; Оценка физического развития].
Выделение контрольной и экспериментальных групп исследования
На основе ранее примененных подходов [Оценка физического развития] была составлена прогностическая шкала риска возникновения дизонтогенетических проявлений обследованных школьников.
При обработке анкетных данных был получен суммарный балл, характеризующий особенности развития ребенка и наличие медико-биологических факторов риска за весь анализируемый период онтогенеза. Для составления шкалы рассчитывались среднее значение (М) суммарных оценок и стандартное отклонение (S) для всей выборки. Данные расчеты позволили отнести ребенка к той или иной группе риска: наименьшего (<М-5), умеренного (М±5), повышенного (>М+5). Согласно полученной шкале распределения участников были определены три группы: одна контрольная и две экспериментальные.
В контрольную группу 1 (наименьшего риска) были включены 72 первоклассника (36 девочек и 36 мальчиков) - дети с минимальным количеством медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе (до 49 баллов). В экспериментальную группу 2 (умеренного риска) были включены 96 учащихся первых классов (39 девочек и 57 мальчиков) - дети с небольшим количеством медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе (от 49 до 62 баллов). В экспериментальную группу 3 (повышенного риска) вошли 25 первоклассников (5 девочек и 20 мальчиков) дети с большим количеством факторов риска в анамнезе (свыше 62 баллов).
Статистические процедуры
При обработке эмпирических данных проводился количественный и качественный анализ с применением пакета компьютерных программ «SPSS Statistics 22.00» for Windows. Были использованы методы описательных статистик и пошагового дискриминантного анализа. Пошаговый вариант дискриминантного анализа проводился для выявления различий между группами обследованных; он позволил выделить из общего набора данных наиболее существенные переменные для каждой группы. В качестве зависимой переменной выступили группы с разным количеством медико-биологических факторов риска в раннем развитии, в качестве независимой переменной - характеристики психологического здоровья. Значимость отличий по долевому соотношению конкретного медико-биологического фактора риска в исследуемых группах оценивалась при помощи непараметрического критерия % 2 сопряженных таблиц (при p < 0,05).
Результаты
Обработка данных о раннем развитии всех участников исследования выявила наиболее часто встречающиеся медико-биологические факторы риска раннего дизонтогенеза: возраст матери более 26 лет - 49,7%, курение отца и матери - соответственно 37,4% и 14,7%, принятие лекарственных средств во время беременности - 22,5%, кесарево сечение - 18,9%, токсикоз матери в первой половине беременности - 17,6%, здоровье матери во время беременности - 14%, искусственное вскармливание с рождения - 14%. Расчет долевого соотношения медико-биологических факторов риска в группах обследования показал значимое увеличение их представленности в группах умеренного и повышенного риска. В таблице 2 представлена частота встречаемости медико-биологических факторов риска раннего развития, имеющих статистически значимые различия в анализируемых группах.
Таблица 2
Частота встречаемости (%) некоторых медико-биологических факторов риска
у первоклассников разных групп

Применение дискриминантного анализа позволило выделить две канонические функции, которые классифицируют переменные, определив характеристики психологического здоровья с наибольшим вкладом по величине (Приложение 1).
При этом статистически значимый результат дают обе канонические функции, достигающие значимых показателей Л-Вилкса (р<0,000), поэтому дальнейший анализ групп проводили по ним. Уровень предсказания принадлежности к группе составил 100%. Значения канонических функций для групповых центроидов представлены в табл. 3. Так, по первой канонической функции максимально отличаются группа 3 (47,994), центроиды которой расположены на положительном полюсе этой функции, и группа 1 (-46,909), центроид которой находится на отрицательном полюсе.
Таблица 3
Значения канонических функций для групповых центроидов

Примечание: ненормированные канонические дискриминантные функции вычислены в центроидах групп.
Несколько меняется распределение по второй канонической функции: максимально отличаются группа 3 (22,324) и группа 2 (-7,402), центроиды которых расположены на противоположных полюсах. Распределение характеристик психологического здоровья первоклассников исследуемых групп согласно каноническим функциям представлено на рис. 1.

Рис. 1. Результаты распределения центроидных групп с характеристиками психологического здоровья первоклассников: 1 - с наименьшим риском; 2 - с умеренным риском; 3 - с повышенным риском.
Полученные данные подтверждаются не только нормированными коэффициентами канонических функций по результатам дискриминантного анализа, но и показателями характеристик психологического здоровья в каждой группе (табл. 4). Так, в группе детей с повышенным риском обнаружены более низкие показатели характеристик психологического здоровья.
Таблица 4
Результаты статистического анализа характеристик психологического
здоровья обследуемых групп первоклассников (при зависимой
переменной - количество медико-биологических факторов риска)


Обсуждение результатов
Проведенное исследование позволило выявить особенности психологического здоровья для каждой группы обследованных.
Первая группа первоклассников с наименьшим риском отличается: более высокой эмоциональной адаптацией как устойчивого эмоциональноположительного самочувствия ребенка в учебном учреждении, когда учащийся способен эмоционально «вписаться» в любую ситуацию; высокой продуктивностью речевого развития как умения обобщать вербальный материал, увеличивать словарный запас; высокой оценкой возможности организовывать и грамотно управлять своей жизнью, желая нести ответственность за нее; высокой нравственной нормативностью поведения, что выражается в бескорыстном отношении к другому человеку с ориентацией на идеалы добра, справедливости, долга. Данная группа первоклассников характеризуется более высокой регуляцией поведения и гармоничным эмоциональным, когнитивным, духовным здоровьем.
Вторая группа первоклассников с умеренным риском характеризуется: преобладанием депрессивности, в результате чего у первоклассника часто снижается настроение и желание учиться; чувством неполноценности как совокупности психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности; пессимистическим отношением к жизни; низкой способностью использовать прогностическую оценку своих учебных действий, особенно в учебном процессе; непониманием важности для человека гуманистических ценностей, которые составляют нравственную сферу ребенка. Школьники данной группы отличаются «затрудненным» общением, нарушением эмоционального, социально-психологического и духовного здоровья.
Третья группа первоклассников с повышенным риском отличается: нарушением субъективного ощущения физической комфортности внутреннего состояния; нарушением в энергетическом балансе организма, отсутствием энергосбережения; нарушением внутренней нейрофизиологической организации факторов психической деятельности человека, что способствует психическому и когнитивному дисбалансу; отклонением в развитии когнитивных функций - зрительно-пространственного восприятия и скорости переработки информации; повышенной тревожностью и низкой способностью формировать положительный эмоциональный фон жизнедеятельности; низкой способностью к адаптации в школьной среде, что проявляется в социальной дезадаптации (нарушении взаимодействия ребенка со средой, характеризующемся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям). Такая группа учащихся характеризуется нарушениями психологического здоровья на всех его уровнях.
Анализ особенностей развития обследованных детей в предшкольный период онтогенеза показал увеличение частоты встречаемости медико-биологических факторов риска дизонтогенеза от 1 к 3 группе. Следует отметить, что совокупноколичественное воздействие медико-биологических факторов риска увеличивает сферу их влияния на психологическое здоровье детей, что ярко подтверждает характеристика группы школьников повышенного риска.
Выводы
1. Среди часто встречающиеся медико-биологических факторов риска дизонтогенеза обследованных школьников отмечаются: возраст матери более 26 лет, курение отца и матери, принятие лекарственных средств во время беременности, кесарево сечение, токсикоз матери в первой половине беременности, здоровье матери во время беременности, искусственное вскармливание с рождения. Долевое соотношение медико-биологических факторов риска в группах обследуемых свидетельствует о значимом увеличении их представленности от первой к третьей группе.
2. Выявлены отличия в характеристиках психологического здоровья первоклассников разных групп исследования. Дети группы с наименьшим риском отличаются более высокой регуляцией поведения и гармоничным эмоциональным, когнитивным, духовным здоровьем. Первоклассники из группы умеренного риска характеризуются затрудненным общением, нарушением эмоционального, социально-психологического, духовного здоровья. Учащиеся из группы с повышенным риском отличаются нарушениями психологического здоровья на всех его уровнях: физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что количество медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе является индикатором, позволяющим прогнозировать риски в отклонениях психологического здоровья. Первоклассники группы наименьшего риска отличаются более высокими показателями личностного здоровья на психологическом и социально-психологическом уровнях, что дает возможность успешно учиться в школе, не испытывая трудности в образовании и социализации. Ученики группы умеренного риска в большей степени испытывают трудности в коммуникативных, эмоциональных и духовных аспектах личностного здоровья. Большое количество повреждающих факторов в ранние периоды онтогенетического развития детей (группа детей повышенного риска) могут стать причиной процессов дезадаптации в физиологической, психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, регуляторной, коммуникативной, духовнонравственной сферах психологического здоровья.
Проведенное исследование дает общее представление о возможных последствиях негативного воздействия медико-биологических факторов риска раннего онтогенеза на формирование психологического здоровья младших школьников. Однако следует учитывать, что воздействие изучаемых факторов риска дизонтогенеза часто сочетается с негативным влиянием и других повреждающих факторов. Поэтому можно согласиться с исследователями, утверждающими, что психологической службе образовательных учреждений при осуществлении коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в психологическом здоровье, необходимо осушществлять не только диагностику нарушений личностного здоровья, но и анализ раннего развития ребенка и выявление факторов риска дизонтогенеза [Безруких, 2004; Хухлаева, 2003; Хухлаева, 2001].
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967-ОГ «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).
Благодарности
Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ №50 и №9 г. Архангельска. Авторы благодарят профессора, доктора психологических наук Н.Н. Симонову за помощь в консультировании по статистическому анализу результатов исследования.
Приложение 1
Распределение характеристик психологического здоровья
по каноническим функциям
