Особенности психологического здоровья первоклассников с наличием медико-биологических факторов риска в раннем развитии

1032

Аннотация

В статье приводятся данные исследования характеристик психологического здоровья учащихся первых классов разных групп в зависимости от преобладания количества медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе. Было обследовано 193 первоклассника школ города Архангельска с применением комплекса из шестнадцати методик, позволяющих подойти к описанию характеристик психологического здоровья на физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях. Статистический анализ проводился с применением методов описательных статистик и пошагового дискриминантного анализа. Обработка проводилась с помощью пакета программ SPSS 22.00. На основании полученных результатов авторы приходят к заключению, что с увеличением количества медико-биологических факторов риска дизонтогенеза в анамнезе ребенка наблюдается возрастание сферы их влияния на разные уровни и характеристики психологического здоровья обследованных школьников. Первоклассники группы с наименьшим количеством медико-биологических факторов риска отличаются более высокими характеристиками психологического здоровья. Сочетанное воздействие медико-биологических факторов риска в ранние периоды онтогенетического развития первоклассников могут стать причиной процессов дезадаптации в физиологической, психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, регуляторной, коммуникативной, духовно-нравственной сферах, а также различных нарушений соматического здоровья и возникновения школьных трудностей. Количество медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе является прогностичным индикатором нарушений психологического здоровья, что в свою очередь требует своевременной профилактики и коррекции.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое здоровье, медико-биологические факторы риска, первоклассники, дизонтогенез, дезадаптация

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070405

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967-ОГ «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).

Благодарности. Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ №50 и №9 г. Архангельска. Авторы благодарят профессора, доктора психологических наук Н.Н. Симонову за помощь в консультировании по статистическому анализу результатов исследования.

Для цитаты: Казакова Е.В., Соколова Л.В. Особенности психологического здоровья первоклассников с наличием медико-биологических факторов риска в раннем развитии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 76–99. DOI: 10.17759/cpse.2018070405

Полный текст

 

Введение

Проблема здоровья населения и вопросы предупреждения неблагополучия в развитии личности стали предметом наиболее пристального внимания специалистов XX века. Определенную тревогу исследователей вызывают как общее состояние психического и психологического здоровья взрослого населения и его динамика, так и значительное распространение среди детей (прежде всего в школьном возрасте) отклонений в психологическом здоровье [11; 24].

Первым, кто попытался дать определение психологическому здоровью был один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу. Индивид для него - субъект жизнедеятельности, распорядитель своих собственных сил и способностей [20]. С точки зрения А. Маслоу, психологически здоровые люди - это люди с высоким уровнем самоактуализации.

В отечественную психологию термин «психологическое здоровье» был введен в 1998 году И.В. Дубровиной [25], для которой основу данного понятия составляло полноценное психическое развитие на всех этапах индивидуального развития. Однако личностное здоровье ребенка и взрослого различается совокупностью полноценных личностных новообразований, которые еще не сформировались у ребенка, но должны обнаруживаться у взрослого. Психологическое здоровье - это прижизненное образование, обладающее свойством постоянно меняться, более того, формироваться под воздействием внутренних, индивидуально-психологических и внешних социальных факторов; это способность человека к сильным чувствам и переживаниям, способность к риску; ответственность, вера в себя, разборчивость в средствах достижения цели [15; 16].

В настоящее время изучаются различные аспекты психологического здоровья: структура, содержание, черты, проблемы. Анализ научных работ показал, что большинство ученых отмечают следующие критерии психологического здоровья: целеустремленность, автономия, независимость, работоспособность, самоактуализация, ответственность, способность радоваться, нравственность [11; 38]. Так, Т.Ю. Артюхова определяет данный феномен как «...интегральную характеристику, проявляющуюся в сильной эмоциональной устойчивости и возможности регулировать свое психическое состояние в любых жизненных условиях» [4, С. 50]; В.Э. Пахальян - как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [24, С. 28].

Ряд исследователей [10; 11; 33] отмечают, что в настоящее время существует тенденция комплексного, системного изучения психологического здоровья. Системный подход к его изучению предполагает наличие динамической системы, образуемой взаимодействием и согласованностью компонентов различных уровней, реализующих функции внутренней регуляции и внешнего обмена личности с окружающей средой. Опираясь на положения системного подхода «интегральной индивидуальности» В.С. Мерлина [21], комплексного подхода к индивидуальности Б.Г. Ананьева [3], подхода системного описания онтогенеза человека В.А. Ганзена, Л.А. Головей [13], можно рассмотреть данный феномен с разных сторон, учитывая физиологический, психофизиологический, психологический и социально­психологический уровни. В нашей работе под психологическим здоровьем младших школьников мы понимаем динамическое интегральное состояние субъективного благополучия личности, в котором сбалансированы коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, рефлексивные, духовно-нравственные, поведенческие аспекты, соответственно возрастно-психологическим возможностям младших школьников.

В рамках изучения психологического здоровья наибольший акцент направлен на исследования, которые раскрывают проблемы, связанные с влиянием различных факторов риска на личностное благополучие [32;  33; 36]. Однако встречается небольшое количество научных работ, посвященных влиянию медико­биологических факторов риска раннего развития на характеристики психологического здоровья детей [12; 18; 29]. Именно этим факторам, по мнению их исследователей, принадлежит большая роль повреждающего воздействия на психическое развитие и психологическое здоровье подрастающего поколения. Так, например, из выявленных факторов риска в формировании здоровья учащихся образовательных школ г. Архангельска медико-биологические составляли 45,8%, социальные -     16,8%, сочетанные -  37,4% [12]. Среди медико-биологических факторов риска на долю осложнений течения беременности и родов приходится 79,59% [17]. Обнаружена взаимосвязь ранней беременности у женщин до 18 лет с задержками соматических, поведенческих и развивающихся функций; искусственного вскармливания с рождения с эмоциональным неблагополучием [39; 40; 41]. Исследования Института психологии РАН подчеркивают значимость пренатального периода для формирования психологического здоровья ребенка. Показано, что дети, в анамнезе которых отмечалось неблагополучное течение беременности, отличались более низкой оценкой контроля своего поведения, низкой способностью регулировать свои состояния [18; 29].

Таким образом, цель исследования - выявление особенностей психологического здоровья первоклассников с наличием медико-биологических факторов риска дизонтогенеза. Основными задачами данной работы являлись: 1) установить наиболее часто встречающиеся медико-биологические факторы риска в раннем развитии у обследованных детей; 2) выявить особенности психологического здоровья у первоклассников, относящихся к группам наименьшего, умеренного и повышенного риска.

Методика

Участники исследования

В исследовании приняли участие 193 первоклассника двух общеобразовательных школ города Архангельска, среди них 80 девочек и 113 мальчиков в возрасте 7-8 лет. Родители участников исследования были проинформированы о проводившемся исследовании и дали письменное согласие на участие в нем своих детей. Обследование детей поводилось в первой половине дня с соблюдением всех принципов Хельсинкской декларации 2013 г. Все дети, поступившие в школу, проходили медицинский осмотр с заполнением документа «История развития ребенка по форме 112/у» [27]. Согласно этому документу, участники исследования были практически здоровы, не имели в анамнезе хронических или острых заболеваний центральной нервной системы, выраженных неврологических нарушений и психических расстройств.

Процедура исследования

На первом этапе исследования проводилось анкетирование и интервьюирование родителей и учителей начальных классов с целью изучения особенностей раннего развития детей и выделения медико-биологических факторов риска дизонтогенеза. На втором этапе исследования проводилась индивидуальная диагностика характеристик психологического здоровья обследуемых школьников.

Используемые методики

Согласно системному подходу в изучении психологического здоровья, исследовались показатели, характеризующие его физиологический, психофизиологический, психологический, социально-психологический уровни. Для получения необходимых эмпирических данных применялся комплекс методов и методик (табл. 1). Показатели, характеризующие параметры психологического здоровья, рассчитывались в баллах. За каждый правильный ответ ребенок получал 1 балл.

Таблица 1

Уровни, характеристики и методы исследования психологического здоровья

Уровни психологического здоровья

Характеристики психологического здоровья

Применяемые методы и методики

1

Физиологический

Энергетический баланс организма (способность организма к энергозатратам или энергосбережению)

Домики (О.А. Орехова) [22]

Субъективное ощущение физической комфортности внутреннего состояния

Самочувствие. Активность.

Настроение (САН) [6]

2

Психофизиологический

Способность внутренней нейрофизиологической организации факторов психической деятельности

Диагностика

психоневрологической

симптоматики учащихся [1]

3

3.1

Психологический

Эмоциональный

Оптимистическое отношение к жизни

Опросник субъективного благополучия детей младшего школьного возраста

Т.В. Архиреевой [5]

Способность формировать положительный эмоциональный фон жизнедеятельности

Домики (О.А. Орехова) [22]

Способность к эмоциональной адаптации, способность эмоционально «вписаться» в ситуацию, в которой находится ребенок

Лица (Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова) [19]

3.2

Когнитивный

Продуктивность речевого развития и отсутствие его дефицита

Определение уровня речевого развития и вербального мышления (Л.А. Ясюкова) [37]

Продуктивность зрительно­пространственного восприятия и отсутствие его дефицита

Определение уровня развития зрительного восприятия (М.М. Безруких и Л.В. Морозова) [8]

Продуктивность словесно-логического мышления и отсутствие его дефицита

Четвертый лишний [35]

Продуктивность темповой деятельности и отсутствие его дефицита

Тест Тулуз-Пьерона [37]

3.3

Регуляторный

Способность к произвольной саморегуляции и самоконтролю

«Дом - дерево - человек» с использованием симптомокомплексов Р.Ф. Беляускайте [28]

Способность использовать актуально адекватную прогностическую оценку своих учебных действий

Оценка уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) [26]

Способность управлять жизнью (оценка возможности организовывать и управлять своей жизнью)

Опросник субъективного благополучия детей младшего школьного возраста

Т.В. Архиреевой [5]

Способность управлять делом (удовлетворенность успехами в учебной деятельности)

Уровни психологического здоровья

Характеристики психологического здоровья

Применяемые методы и методики

4

4.1

Социально­психологический

Адаптивность

Способность к адаптации к изменениям социальной среды

Определение социально­психологической адаптации ребенка к школе (Э.М. Александровской, Н.Г. Лускановой) [2]

4.2

Здоровое общение

Депрессивность как показатель неадекватно эффективного общения

«Дом - дерево - человек» с использованием симптомокомплексов Р.Ф. Беляускайте [28]

Чувство неполноценности как показатель неадекватно эффективного общения

Тревожность как показатель неадекватно эффективного общения

Враждебность как показатель неадекватно эффективного общения

4.3

Духовное здоровье

Адекватность и нравственная нормативность поведения

Беседа с первоклассниками для изучения соответствия представлений детей о нравственно-волевых качествах возрасту 7-8 лет[30]

Важность для человека гуманистических ценностей (ценность человеческой жизни, природы)

Что такое хорошо и что такое плохо? [31]

Ориентация сознания и поведения на идеалы добра, справедливости, долга, совести

Как поступать?[14]

 
 

Для выяснения медико-биологических факторов риска развития в период раннего развития были проведены анализ медицинских карт учащихся и анкетирование родителей «Особенности раннего развития ребенка» [9], за каждый фактор риска начислялся определенный балл.

Учитывая многообразие факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие и формирование детского организма, в своем исследовании мы остановились на наиболее значимых, таких как: возраст родителей, наследственность, патология беременности, заболеваемость матери и ребенка и др. Всего проанализировано 49 медико-биологических факторов риска. Чем выше оценка, тем больше вероятность негативного влияния этого фактора [9; 23].

Выделение контрольной и экспериментальных групп исследования

На основе ранее примененных подходов [23] была составлена прогностическая шкала риска возникновения дизонтогенетических проявлений обследованных школьников.

При обработке анкетных данных был получен суммарный балл, характеризующий особенности развития ребенка и наличие медико-биологических факторов риска за весь анализируемый период онтогенеза. Для составления шкалы рассчитывались среднее значение (М) суммарных оценок и стандартное отклонение (S) для всей выборки. Данные расчеты позволили отнести ребенка к той или иной группе риска: наименьшего (<М-5), умеренного (М±5), повышенного (>М+5). Согласно полученной шкале распределения участников были определены три группы: одна контрольная и две экспериментальные.

В контрольную группу 1 (наименьшего риска) были включены 72 первоклассника (36 девочек и 36 мальчиков) - дети с минимальным количеством медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе (до 49 баллов). В экспериментальную группу 2 (умеренного риска) были включены 96 учащихся первых классов (39 девочек и 57 мальчиков) - дети с небольшим количеством медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе (от 49 до 62 баллов). В экспериментальную группу 3 (повышенного риска) вошли 25 первоклассников (5 девочек и 20 мальчиков) дети с большим количеством факторов риска в анамнезе (свыше 62 баллов).

Статистические процедуры

При обработке эмпирических данных проводился количественный и качественный анализ с применением пакета компьютерных программ «SPSS Statistics 22.00» for Windows. Были использованы методы описательных статистик и пошагового дискриминантного анализа. Пошаговый вариант дискриминантного анализа проводился для выявления различий между группами обследованных; он позволил выделить из общего набора данных наиболее существенные переменные для каждой группы. В качестве зависимой переменной выступили группы с разным количеством медико-биологических факторов риска в раннем развитии, в качестве независимой переменной - характеристики психологического здоровья. Значимость отличий по долевому соотношению конкретного медико-биологического фактора риска в исследуемых группах оценивалась при помощи непараметрического критерия % 2 сопряженных таблиц (при p < 0,05).

Результаты

Обработка данных о раннем развитии всех участников исследования выявила наиболее часто встречающиеся медико-биологические факторы риска раннего дизонтогенеза: возраст матери более 26 лет - 49,7%, курение отца и матери - соответственно 37,4% и 14,7%, принятие лекарственных средств во время беременности - 22,5%, кесарево сечение - 18,9%, токсикоз матери в первой половине беременности - 17,6%, здоровье матери во время беременности - 14%, искусственное вскармливание с рождения - 14%. Расчет долевого соотношения медико-биологических факторов риска в группах обследования показал значимое увеличение их представленности в группах умеренного и повышенного риска. В таблице 2 представлена частота встречаемости медико-биологических факторов риска раннего развития, имеющих статистически значимые различия в анализируемых группах.

Таблица 2

Частота встречаемости (%) некоторых медико-биологических факторов риска
у первоклассников разных групп

 

Применение дискриминантного анализа позволило выделить две канонические функции, которые классифицируют переменные, определив характеристики психологического здоровья с наибольшим вкладом по величине (Приложение 1).

При этом статистически значимый результат дают обе канонические функции, достигающие значимых показателей Л-Вилкса (р<0,000), поэтому дальнейший анализ групп проводили по ним. Уровень предсказания принадлежности к группе составил 100%. Значения канонических функций для групповых центроидов представлены в табл. 3. Так, по первой канонической функции максимально отличаются группа 3 (47,994), центроиды которой расположены на положительном полюсе этой функции, и группа 1 (-46,909), центроид которой находится на отрицательном полюсе.

Таблица 3

Значения канонических функций для групповых центроидов

 

Примечание: ненормированные канонические дискриминантные функции вычислены в центроидах групп.

Несколько меняется распределение по второй канонической функции: максимально отличаются группа 3 (22,324) и группа 2 (-7,402), центроиды которых расположены на противоположных полюсах. Распределение характеристик психологического здоровья первоклассников исследуемых групп согласно каноническим функциям представлено на рис. 1.

Рис. 1. Результаты распределения центроидных групп с характеристиками психологического здоровья первоклассников: 1  - с наименьшим риском; 2  - с умеренным риском; 3 - с повышенным риском.

Полученные данные подтверждаются не только нормированными коэффициентами канонических функций по результатам дискриминантного анализа, но и показателями характеристик психологического здоровья в каждой группе (табл. 4). Так, в группе детей с повышенным риском обнаружены более низкие показатели характеристик психологического здоровья.

Таблица 4

Результаты статистического анализа характеристик психологического
здоровья обследуемых групп первоклассников (при зависимой
переменной - количество медико-биологических факторов риска)

 

Обсуждение результатов

Проведенное исследование позволило выявить особенности психологического здоровья для каждой группы обследованных.

Первая группа первоклассников с наименьшим риском отличается: более высокой эмоциональной адаптацией как устойчивого эмоционально­положительного самочувствия ребенка в учебном учреждении, когда учащийся способен эмоционально «вписаться» в любую ситуацию; высокой продуктивностью речевого развития как умения обобщать вербальный материал, увеличивать словарный запас; высокой оценкой возможности организовывать и грамотно управлять своей жизнью, желая нести ответственность за нее; высокой нравственной нормативностью поведения, что выражается в бескорыстном отношении к другому человеку с ориентацией на идеалы добра, справедливости, долга. Данная группа первоклассников характеризуется более высокой регуляцией поведения и гармоничным эмоциональным, когнитивным, духовным здоровьем.

Вторая группа первоклассников с умеренным риском характеризуется: преобладанием депрессивности, в результате чего у первоклассника часто снижается настроение и желание учиться; чувством неполноценности как совокупности психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности; пессимистическим отношением к жизни; низкой способностью использовать прогностическую оценку своих учебных действий, особенно в учебном процессе; непониманием важности для человека гуманистических ценностей, которые составляют нравственную сферу ребенка. Школьники данной группы отличаются «затрудненным» общением, нарушением эмоционального, социально-психологического и духовного здоровья.

Третья группа первоклассников с повышенным риском отличается: нарушением субъективного ощущения физической комфортности внутреннего состояния; нарушением в энергетическом балансе организма, отсутствием энергосбережения; нарушением внутренней нейрофизиологической организации факторов психической деятельности человека, что способствует психическому и когнитивному дисбалансу; отклонением в развитии когнитивных функций - зрительно-пространственного восприятия и скорости переработки информации; повышенной тревожностью и низкой способностью формировать положительный эмоциональный фон жизнедеятельности; низкой способностью к адаптации в школьной среде, что проявляется в социальной дезадаптации (нарушении взаимодействия ребенка со средой, характеризующемся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям). Такая группа учащихся характеризуется нарушениями психологического здоровья на всех его уровнях.

Анализ особенностей развития обследованных детей в предшкольный период онтогенеза показал увеличение частоты встречаемости медико-биологических факторов риска дизонтогенеза от 1 к 3 группе. Следует отметить, что совокупно­количественное воздействие медико-биологических факторов риска увеличивает сферу их влияния на психологическое здоровье детей, что ярко подтверждает характеристика группы школьников повышенного риска.

Выводы

1. Среди часто встречающиеся медико-биологических факторов риска дизонтогенеза обследованных школьников отмечаются: возраст матери более 26 лет, курение отца и матери, принятие лекарственных средств во время беременности, кесарево сечение, токсикоз матери в первой половине беременности, здоровье матери во время беременности, искусственное вскармливание с рождения. Долевое соотношение медико-биологических факторов риска в группах обследуемых свидетельствует о значимом увеличении их представленности от первой к третьей группе.

2. Выявлены отличия в характеристиках психологического здоровья первоклассников разных групп исследования. Дети группы с наименьшим риском отличаются более высокой регуляцией поведения и гармоничным эмоциональным, когнитивным, духовным здоровьем. Первоклассники из группы умеренного риска характеризуются затрудненным общением, нарушением эмоционального, социально-психологического, духовного здоровья. Учащиеся из группы с повышенным риском отличаются нарушениями психологического здоровья на всех его уровнях: физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом.

Заключение

Таким образом, можно утверждать, что количество медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе является индикатором, позволяющим прогнозировать риски в отклонениях психологического здоровья. Первоклассники группы наименьшего риска отличаются более высокими показателями личностного здоровья на психологическом и социально-психологическом уровнях, что дает возможность успешно учиться в школе, не испытывая трудности в образовании и социализации. Ученики группы умеренного риска в большей степени испытывают трудности в коммуникативных, эмоциональных и духовных аспектах личностного здоровья. Большое количество повреждающих факторов в ранние периоды онтогенетического развития детей (группа детей повышенного риска) могут стать причиной процессов дезадаптации в физиологической, психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, регуляторной, коммуникативной, духовно­нравственной сферах психологического здоровья.

Проведенное исследование дает общее представление о возможных последствиях негативного воздействия медико-биологических факторов риска раннего онтогенеза на формирование психологического здоровья младших школьников. Однако следует учитывать, что воздействие изучаемых факторов риска дизонтогенеза часто сочетается с негативным влиянием и других повреждающих факторов. Поэтому можно согласиться с исследователями, утверждающими, что психологической службе образовательных учреждений при осуществлении коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в психологическом здоровье, необходимо осушществлять не только диагностику нарушений личностного здоровья, но и анализ раннего развития ребенка и выявление факторов риска дизонтогенеза [7; 33; 34].

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967-ОГ «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).

Благодарности

Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ №50 и №9 г. Архангельска. Авторы благодарят профессора, доктора психологических наук Н.Н. Симонову за помощь в консультировании по статистическому анализу результатов исследования.

Приложение 1

Распределение характеристик психологического здоровья
по каноническим функциям

 Примечание: * - показатель наибольшего вклада по величине.

Литература

  1. Агеева Л.Ф., Вольтов А.В., Купреничева Т.В. и др. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: диагностический портфель. Серия «Здоровья в школе». Вып. 4. СПб.: ГБС(К)ОУ школ-интернат № 9, 2013. 93 с.
  2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 35–37.
  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 382 с.
  4. Артюхова Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 49–53.
  5. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. 2015. № 19. С. 342–345.
  6. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
  7. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
  8. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.
  9. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). М.: Академия, 2003. 416 с.
  10. Будиянский Н.Ф., Данчева Т.Д. Психологическое здоровье личности как многомерный феномен // Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского «Человек, субъект, личность в современной психологии» / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. Т. 2. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. С. 393–394.
  11. Воловикова М.И., Галкина Т.В. Психологическое здоровье личности
    и нравственные проблемы общества // Психологическое здоровье личности
    и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М.: Изд-во института психологии РАН, 2014. С. 5–15.
  12. Волокитина Т.В. Роль биологических и социальных факторов в развитии и формировании здоровья детей // Вестник Поморского университета. 2001. № 3.
    С. 5–10.
  13. Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 1. С. 42–53.
  14. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. 176 с.
  15. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.
  16. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67–95.
  17.  Казакова Е.В., Соколова Л.В. Психофизиологический статус детей-северян с факторами риска в раннем развитии: монография. Архангельск: КИРА, 2012. 179 с.
  18. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 70–82.
  19. Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа. 2009. № 1. С. 39–44.
  20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Под ред. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
  21. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М.: изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2005. 544 с.
  22. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: монография. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 176 с.
  23. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье: метод. рекомендации (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.1996 № 01-19/31-17) [Электронный ресурс] //URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fv/med-wqzuh/index.htm (дата обращения: 30.05.2017).
  24. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2006. 294 с.
  25. Практическая психология образования: учебное пособие / Под ред.
    И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
  26. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, 1993. 61 с.
  27. Самарина В.Н., Воронцов И.М. История развития ребенка. СПб.: СпецЛит СПб, 2016. 223 с.
  28. Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево – Человек». М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 190 с.
  29. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Динамика изменений раннего психического развития: психогенетический и онтогенетический аспекты // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. Т. 37. № 4. С. 105–118.
  30. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.
    М.: Академия, 2000. 293 с.
  31. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося
    и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  32. Хатуева М.М. Развитие личностного потенциала как условие психологического здоровья младших школьников // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. № 3. С. 239–243.
  33. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003. 176 с.
  34. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. ... д-ра пед. наук. Москва, 2001. 299 с.
  35. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка. 105 психологических тестов. СПб.: Речь, 2007. 304 с.
  36. Черкасова С.А. Психолого-педагогические условия благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровьем детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2012. № 3. С. 12. URL: https://ppip.idnk.ru/index.php/-4-2012/9-2011-02-24-12-27-14/-3-2011/285-2011-09-29-10-54-12 (дата обращения: 16.12.2018).
  37. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: Иматон, 1999. 184 с.
  38. Dhar N., Chaturvedi S.K. Spiritual health, the fourth dimension: a public health perspective // WHO South-East Asia J Public Health. 2013. Vol. 2. Issue 1. P. 3–5.
  39. Levitina E.V. Effect of mexidol on clinical and biochemical parameters of perinatal hypoxia in newborn children // Экспериментальная и клиническая фармокология. 2001. Т. 64. № 5. С. 34–36.
  40. Smith J.P., Thompson J.F., Ellwood D.A. System costs of artificial infant feeding: estimates for the Australian Capital Territory // Australian and New Zealand Journal of Public Health. 2002. Vol. 26. № 6. Р. 543–551.
  41. Stoelhorst G.M., Martens S.E., Rijken M. et al. Behaviour at 2 years of age in very preterm infants (gestational age < 32 weeks) // Acta paediatrica. 2003. Vol. 92. № 5.
    Р. 595–601.

Информация об авторах

Казакова Елена Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшаей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, e-mail: kaz-elena10@yandex.ru

Соколова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии человека и биотехнических систем, Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, e-mail: sluida@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2314
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1032
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2