О зонах роста и сильных сторонах детей с особыми образовательными потребностями в процессе музыкальной импровизации

815

Аннотация

Целью данной статьи стало исследование терапевтического эффекта музыкальной импровизации. В настоящей статье описываются индивидуальные проблемные и сильные стороны, которые могут помочь справиться с проблемами, выявленными при музыкальной импровизации детей с особыми образовательными потребностями, а также пути определения сильных и слабых сторон в ходе оценки детских музыкальных импровизаций. Были собраны данные 180 устных описаний музыкальных импровизаций четырех детей с особыми образовательными потребностями, затем полученные данные были проанализированы с помощью Grounded Theory (GT) и контент-анализа. Обнаружено, что музыка отражает проблемы детей (связанные преимущественно с биоповеденческими факторами), а также их сильные стороны. На основе этих результатов были предложены некоторые теоретические рекомендации для анализа музыкальной импровизации и планирования музыкальной терапии.

Общая информация

Ключевые слова: особые образовательные потребности, оценка, музыкальная терапия, музыкальная импровизация, музыкальное выражение, анализ

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080108

Финансирование. Публикация данной работы была поддержана Университетом Палацкого в Оломоуце, Чешская республика [Грант декана факультета образования: Творческие средства как часть воспитания учеников с особыми потребностями, 2016].

Для цитаты: Липски М., Кантор И. О зонах роста и сильных сторонах детей с особыми образовательными потребностями в процессе музыкальной импровизации [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 118–136. DOI: 10.17759/cpse.2019080108

Литература

  1. De Backer J. Containment in music therapy. Ch. 3. In M. Heal, A. Storr, Music therapy in health and education. London, UK: Jessica Kingsley Publishers, 1993.
  2. Decker Woigt H.H., Weyman E. Lexikon Musiktherapie. Hogrefe, Germany: Göttingen 2009, 2009. 420 p.
  3. Bruscia K.E. The dynamics of music psychotherapy. Gilsum, NH: Barcelona Publishers, 1998. 560 p.
  4. Feder B., Cruz R.F. The Art and Science of Evaluation in the Arts Therapies. 2nd ed. Springfield, IL: Charles C. Thomas Publisher, 2013. 396 p.
  5. Hendl J. Kvalitativní výzkum. Praha, Czech Republic: Portal, 2016.
  6. Karkou V. Arts therapies in schools. London: Jessica Kingsley, 2010.
  7. Nordoff, P., Robbins, C. Creative Music Therapy: A Guide to Fostering Clinical Musicianship. Gilsum, NH: Barcelona Publishers, 2007. 516 p.
  8. Pavlicevic M. Dynamic Interplay in Clinical Improvisation. Journal of British Music Therapy, 1990, vol. 4, no. 2, pp. 5–9.
  9. Priestley M. Essays on Analytical Music Therapy. Pheonixville, PA: Barcelona Publishers, 1994. 335 p.
  10. Särkämö T. Tervaniemi M., Laitinen S. Music listening enhances cognitive recovery and mood after middle cerebral artery stroke. Brain, 2008, no. 131, pp. 866–876. doi: doi:10.1093/brain/awn013.
  11. Smeijsters H. Sounding the self: Analogy in improvisational music therapy. Gilsum, NH: Barcelona Publishers, 2005. 214 p.
  12. Strauss A.L., Corbinová J. Základy kvalitativního výzkumu: postupy a techniky metody zakotvené teorie. Vyd. 1. Boskovice, Czech Republic: Albert, 1999, 196 s.
  13. Tesch R. Qualitative research: Analysis Types and Software Tools. New York: Falmer, 1990.
  14. Thaut M., Hoemberg V. The Handbook of Neurologic Music Therapy. Oxford: Oxford University Press, 2014. 384 p.
  15. Weymann E., Tüpker R. Morphological Research. In B. Wheeler (ed.), Music Therapy Research. Gilsum, NH: Barcelona Publishers, 2004.
  16. Wong E. Clinical Guide to Music Therapy in Adult Physical Rehabilitation Settings. Silver Spring, MD: American Music Therapy Association, Inc., 2004.
  17. Zeleiová, J. Muzikoterapie: východiska, koncepty, principy a praxe. Praha, Czech Republic: Portál, 2007, 254 s.

Информация об авторах

Липски Матей, PhD, директор, Центр «Тлосков» (Социальный центр интернатного типа для лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями и множественными нарушениями), Невеклов, Чехия, e-mail: lipskym@tloskov.cz

Кантор Иржи, PhD, доцент Института специального образования, Университет Палацкого, Оломоуц, Чехия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6016-3408, e-mail: jiri.kantor@upol.cz

Метрики

Просмотров

Всего: 1956
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 815
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0