Способность дошкольников использовать представления о знаниях другого человека и способах его изменения

474

Аннотация

В статье рассматривается проблема способности типично развивающихся дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития использовать представления о знаниях другого человека и способах его изменения, способность децентрировать мышление в процессе коммуникации на примере понимания обмана. В исследовании участвовали 72 ребенка дошкольного возраста. Для анализа развития базовых представлений о ментальном мире других людей у дошкольников использовался Тест на ошибочное мнение H. Wimmer, J. Perner (1983). Для оценки способности применения обмана дошкольникам были предложены игры «Отгадай, в какой руке монетка» и «Спрячь игрушку в коробке». Показана специфика дефицита средств социального взаимодействия, основанных на модели психического. Проанализировано, что в игре с обманным действием от ребенка требуется использование знаков для предвосхищения событий, которые давали знать о зарождающемся действии другого человека. Дети с задержкой психического развития в игре с обманным действием проявляли ситуационный способ действия без учета модели психического партнера по взаимодействию.

Общая информация

Ключевые слова: модель психического, социальное познание, ориентировочная основа действий, возрастное развитие, дошкольный возраст, теория разума, аутизм, задержка психического развития

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080206

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ МК-3052.2018.6 «Становление механизмов произвольной регуляции ориентировочной части совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза».

Для цитаты: Смирнова Я.К., Макашова А.В., Харитонова М.А. Способность дошкольников использовать представления о знаниях другого человека и способах его изменения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 105–123. DOI: 10.17759/cpse.2019080206

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
    [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017.
    № 28. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development -of- the-child (дата обращения: 07.12.2018).
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
  3. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5–11 лет и становление модели психического // Психологический журнал. № 1. Т. 26, 2005.
    С. 56–70.
  4. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Факторы и условия развития понимания обмана детьми // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е.А. Сергиенко.
    М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 351–377.
  5. Колесникова Н.И. Развитие модели психического в период юности и зрелости: дисс. канд. психол. наук. М., 2012. 202 с.
  6. Королева Н.А., Сергиенко Е.А. Генезис соотношения модели психического
    и символических функций в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 52. 9 c. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 27.11.2018).
  7. Найденова А.В. Модель психического детей-сирот: дисс. канд. психол. наук.
    М., 2012. 197 с.
  8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017. 288 с.
  9. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
  10. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
  11. Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Коваль-Зайцев A.A. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра. М.: Гэотар-Медиа, 2016. 288 с.
  12. Уланова А.Ю. Модель психического как ментальная основа коммуникативной успешности детей 4-6 лет: дисс. канд. психол. наук. М., 2015. 201 c.
  13. Adenzato M., Ardito R.B. The role of theory of mind and deontic reasoning in the evolution of deception // M. Hahn, S.C. Stoness (eds.). Proceedings of the Twenty-First Conference of the Cognitive Science Society. Mahwah, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, 1999. P. 7–12.
  14. Baron-Cohen S. Mind Blindness. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. 198 p.
  15. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition. 1985. Vol. 21. №1. P. 37–46. doi: 10.1016/0010-0277(85)90022-8
  16.  Baron-Cohen, S., Leslie, A.M., Frith U. Mechanical, behavioural and intentional understanding of picture stories in autistic children // British Journal of Developmental Psychology. 1986. Vol. 4. № 2.  P. 113–125.   doi: 10.1111/j.2044-835X.1986.tb01003.x
  17. Boucher J., Lewis V. Memory impairments and communication in relatively able autistic children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989. Vol. 30.  № 1.
    P. 99–122.  doi: 10.1111/j.1469-7610.1989.tb00771.x
  18.  Bruner J. Child's talk: Learning to Use Language. New York: Norton, 1985. 144 p.  
  19. Frith U. A new look at language and communication in autism // British Journal of Disorders of Communication. 1989. № 24. P. 123–150.
  20. Gelb et Coidslein. Ueber den Einfluss des vollstandigen Verlustes des optischen Vorstellungvermogens auf das taktile Erkennen // Psychologische Analysen hirnpatho-logischer Falle. 1920. Ch. 2. P. 157–250.
  21.  Hobson R.P. Beyond Cognition: A Theory of Autism // Autism, nature, diagnosis and treatment / G. Dawson (ed.). New York: The Guilford press, 1989. Р. 22–48.
  22.  Hobson R.P. Understanding persons: the role of affect // Understanding other minds; perspectives from autism / S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen (eds.). Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 204–227.
  23. Kasari C. Affective sharing in the context of joint attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. Vol. 20. № 1. P. 87–100.
  24. Leslie A.M. Pretence and representation: the origins of "theory of mind" // Psychological Review. 1987. № 94. P. 412–426.
  25. MacPherson A.C., Moore C. Attentional control by gaze cues in infancy // Gaze-Following: Its Development and Significance / R. Flomm, K. Lee, D. Muir (eds.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. P. 53–76.
  26. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role in Development: Lawrence Erlbaum Associates, 1995. 294 p. 
  27. Mundy P. A manual for the Abridged Early Social Communication Scales (ESCS). Miami: University of Miami Psychology Department, 2003. 65 p.
  28. Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel and distributed-processing model of joint attention, social cognition, and autism // Autism research. 2009. Vol. 2. №1. P. 2–21. doi: 10.1002/aur.61.
  29. Ozonoff S. Components of executive function in autism and other disorders // Autism as an executive disorder / ed. J. Russell. Oxford: Oxford University Press, 1997.
    P. 179–211.
  30. Rossano F., Carpenter M., Tomasello M. One-Year-Old Infants Follow Others Voice Direction // Psychological Science. 2012. Vol. 23. №. 11. P. 1298–1302. doi: 10.1177/0956797612450032.
  31.  Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual attention in the infant // Nature. 1975. Vol. 253. P. 265–266.
  32. Tomasello M. Understanding and sharing of intentions: the origins of cultural cognition // Behavioral and Brain Sciences. 2005. Vol. 28. № 5. P. 675–735. doi: 10.1017/S0140525X05000129.

Информация об авторах

Смирнова Яна Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Институт психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0144, e-mail: yana.smirnova@mail.ru

Макашова Анна Витальевна, студентка 4-го курса, Институт психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5303-1618, e-mail: asu1874psyh@mail.ru

Харитонова Марина Андреевна, студентка, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2930-2964, e-mail: marina.kharitonova.1998@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1363
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 474
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1