Тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

1765

Аннотация

Авторами исследования анализируется специфика тьюторского сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. На основе анализа отечественных исследований предлагается деятельностная модель тьюторского сопровождения, основной целью которого является создание условий для становления субъектной позиции индивида. В качестве эмпирического материала в статье проанализированы индивидуальные кейсы тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра, имеющих поведенческие и ментальные особенности, которые детерминируют сложности их включения в образовательный процесс, в силу чего актуализируется проблема их тьюторского сопровождения. Анализ кейсов показывает актуальность работы тьютора в рамках деятельностного подхода по обеспечению условий для формирования осознанной включенности обучающихся в образовательный процесс, становления субъектной позиции, что требует дополнительных исследований на более широкой выборке.

Общая информация

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, инклюзивный процесс, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями развития, инвалидность, деятельностный подход, тьютор, особые образовательные потребности

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100210

Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения общественно значимых мероприятий Минпросвещения России (Приказ № 272 от 26.05.2021 о проведении VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы»)

Благодарности. Авторы выражают признательность О.Н. Малаховой за помощь в сборе данных для исследования

Для цитаты: Самсонова Е.В., Мельник Ю.В., Карпенкова И.В. Тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 165–182. DOI: 10.17759/cpse.2021100210

Литература

  1. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании // Клиническая и специальная психология. 2020. Том. 9. № 2. C. 62–78. DOI: 10.17759/cpse.2020090203.
  2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. № 3 (24). С. 2–25. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения // Специальное образование. 2018. № 4 (52). С. 21–40. DOI: 10.26170/sp18-04-02
  4. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей (случай из практики) [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2012. Том 20. № 2. С. 110–133. URL: https://psyjournals.ru/mpj/2012/n2/57182_full.shtml (дата обращения: 18.02.2021).
  5. Ковалева Т.М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора
    и формирование self skills [Электронный ресурс] // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: материалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции) (г. Москва, 29–30 октября 2019 г.) / под ред. Т.М. Ковалевой, А.А. Терова. М.: МГПУ, 2019. С. 11–16.
    URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41542175_51117379.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
  6. Ковалева Т.М., Климова Т.А., Лазарева Л.И. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только...: коллективная монография. М.: Ресурс, 2018. 104 с.
  7. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: методические рекомендации / под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2020. 192 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645 (дата обращения: 12.03.2021).
  8. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: методическое пособие / под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2017. 173 с. URL: http:// www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371369 (дата обращения: 12.03.2021).
  9. Фарбер Б.С., Малютин Б.И. Метод образов для развития мышления [Электронный ресурс] // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: материалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции) (г. Москва, 29–30 октября 2019 г.) / под ред.
    Т.М. Ковалевой, А.А. Терова. М.: МГПУ, 2019. С. 151–187. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_41542175_51117379.pdf (дата обращения: 26.02.2021).
  10. Alekhina S.V., Samsonova E.V., Yudina T.A. The foundation of an inclusive paradigm for contemporary education // Specialusis ugdymas / Special Education. 2018. Vol. 1.
    № 38. С. 47–60. DOI: 10.21277/se.v1i38.366
  11. Alzahrani T., Leko M. The effects of peer tutoring on the reading comprehension performance of secondary students with disabilities: a systematic review // Reading
    & Writing Quarterly. 2018. Vol. 34. № 1. P. 1–17. DOI: 10.1080/10573569.2017.1302372
  12. Channing J., Okada N.C. Supplemental instruction and embedded tutoring program assessment: problems and opportunities // Community College Journal of Research and Practice. 2020. Vol. 44. № 4. P. 241–247. DOI: 10.1080/10668926.2019.1575777
  13. Craig B. Collaboration in special education: bringing shalom to the individual education program meeting // In H. Lee, P. Kaak (Eds.), The pedagogy of Shalom Theory and Contemporary Issues of a Faith-Based Education. Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2017. P. 143–155. DOI: 10.1007/978-981-10-2987-5_11
  14. Cureton D., Gravestock P. Supporting students’ learning: the power of the student–teacher relationship // In M. Shah, J. McKay (Eds.), Achieving Equity and Quality in Higher Education: Global Perspectives in an Era of Widening Participation. Switzerland: Springer Nature Switzerland AG, 2018. P. 51–72.
  15. Grey D., Osborne C. Perceptions and principles of personal tutoring // Journal of Further and Higher Education. 2020. Vol. 44. № 3. P. 285–299. DOI: 10.1080/0309877X. 2018.1536258
  16. Hrastinski S. Identifying and exploring the effects of different types of tutor questions in individual online synchronous tutoring in mathematics // In S. Hrastinski et al. (eds.), Interactive Learning Environments. 2019. № 1. P. 1–13. DOI: 10.1080/10494820. 2019.1583674
  17. Lee H.-J., Hong Y., Choi H. Perceptions of tutoring roles and psychological distance among instructors, tutors and students at a Korean university // Higher Education Research & Development. 2017. Vol. 36. № 1. P. 143–157. DOI: 10.1080/07294360. 2016.1177811
  18. Monjelat N., Méndez L., Lacasa P. Becoming a tutor: student scaffolding in a game-based classroom // Technology, Pedagogy and Education. 2017. Vol. 26. № 3. P. 265–282. DOI: 10.1080/1475939X.2016.1210538
  19. Mtawa N.N. Human development and community engagement through service-learning: the capability approach and public good in education [Электронный ресурс]. Switzerland: Springer Nature Switzerland AG, 2019. 263 p. URL: https://www.springer. com/gp/book/9783030347277 (дата обращения: 10.02.2021).
  20. Narciss S. Conditions and effects of feedback viewed through the lens of the interactive tutoring feedback model // In D. Carless et al. (eds.), Scaling up Assessment for Learning in Higher Education. Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2017.
    P. 173–181. DOI: 10.1007/978-981-10-3045-1_12
  21. Orsmond P., Merry S. Tutors’ assessment practices and students’ situated learning in higher education: chalk and cheese // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. Vol. 42. № 2. P. 289–303. DOI: 10.1080/02602938.2015.1103366
  22. Royer D.J. My IEP: a student-directed individualized education program model // Exceptionality. 2017. Vol. 25. № 4. P. 235–252. DOI: 10.1080/09362835.2016.1216850
  23. Tal-Saban M., Weintraub N. Effectiveness of the community-academia student tutoring (CAST) program in enhancing students’ practice placement readiness // British Journal of Occupational Therapy. 2019. Vol. 82. № 4. P. 220–226. DOI: 10.1177/ 0308022618800179
  24. Topping K.J. A theoretical model of intergenerational tutoring // Journal of Intergenerational Relationships. 2020. Vol. 18. № 1. P. 88–105. DOI: 10.1080/ 15350770.2019.1646182

Информация об авторах

Самсонова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8961-1438, e-mail: samsonovaev@mgppu.ru

Мельник Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Научно-методический центр Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5851-3226, e-mail: melnik_stav@mail.ru

Карпенкова Инна Вячеславна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8725-9944, e-mail: innet_karp@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1099
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 1765
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 29