Русский перевод BRIEF2 непропорционально отмечает русскоговорящих людей с опытом и без опыта институционализации по шкалам валидности

114

Аннотация

Опросник The Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF) является широко используемым инструментом для исследователей и клиницистов для оценки исполнительных функций, особенно у людей с нарушениями обучения или другими нарушениями развития. Несмотря на то, что BRIEF был переведен и используется во многих странах, он был официально валидизирован только создателями теста на выборках испытуемых из США. Чтобы расширить культурное разнообразие в психологическом тестировании и проверить, адекватно ли функционирует BRIEF в России и в отдельных подгруппах (например, у людей, имеющих опыт переживания неблагоприятных событий на ранних этапах жизни), мы оценили эффективность встроенных в опросник шкал валидности, предложив заполнить форму самоотчета BRIEF2 русскоязычной выборке (N=572), представители которой либо выросли в биологических семьях (n=315), либо в прошлом были институционализированы (n=257). Результаты показывают, что по сравнению с американскими нормами большое количество ответов в выборке данного исследования были помечены как непоследовательные или нетипичные по шкалам валидности BRIEF2. Такой результат подчеркивает важность проверки валидности в случаях, когда психологические инструменты применяются в новых культурах, языках и выборках. Кроме того, результаты указывают на необходимость доработки формы самоотчета BRIEF2 и/или системы начисления баллов перед проведением широкомасштабной адаптации среди российских клиницистов и исследователей.

Общая информация

Ключевые слова: BRIEF, институционализация, исполнительные функции, шкала , кросс-культурный подход, валидизация

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110209

Финансирование. Это исследование было частично поддержано грантом № 14.Z50.31.0027 Правительства Российской Федерации (руководитель — Елена Л. Григоренко) и заслуженным профессором Хью Рой и Лилли Кранц Каллен Хьюстонского университета (Елене Л. Григоренко).

Благодарности. Авторы благодарят Марину Жукову за обратную связь, а также Дарью Костину, Юлию Недошивину и Анастасию Сукманову за подготовку данных.

Получена: 24.10.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Чинн Л.К., Момотенко Д.А., Григоренко Е.Л. Русский перевод BRIEF2 непропорционально отмечает русскоговорящих людей с опытом и без опыта институционализации по шкалам валидности [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 138–157. DOI: 10.17759/cpse.2022110209

Литература

  1. Ahmed S.F., Tang S., Waters N.E. et al. Executive function and academic achievement: Longitudinal relations from early childhood to adolescence. Journal of Educational Psychology, 2019, vol. 111, no. 3, pp. 446–458.  DOI: 10.1037/EDU0000296
  2. Arafat S., Chowdhury H., Qusar M. et al. Cross cultural adaptation & psychometric validation of research instruments: A methodological review. Journal of Behavioral Health, 2016, vol. 5, no. 3, pp. 129–136.  DOI: 10.5455/JBH.20160615121755
  3. Balachova T.N., Levy S., Isurina G.L. et al. Medical psychology in Russia. Journal of Clinical Psychology in Medical Settings, 2001, vol. 8, no. 1, pp. 61–68.
  4. Beaton D.E., Bombardier C., Guillemin F. et al. Guidelines for the process of cross-cultural adaptation of self-report measures. Spine (Phila Pa 1976), 2000, vol. 25, no. 24, pp. 3186–3191.  DOI: 10.1097/00007632-200012150-00014
  5. Brown T.E., Landgraf J.M. Improvements in executive function correlate with enhanced performance and functioning and health-related quality of life: Evidence from 2 large, double-blind, randomized, placebo-controlled trials in ADHD. Postgraduate Medical Journal, 2015, vol. 122, no. 5, pp. 42–51.  DOI: 10.3810/PGM.2010.09.2200
  6. Byrne B.M. Adaptation of assessment scales in cross-national research: Issues, guidelines, and caveats. International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 51–65.  DOI: 10.1037/IPP0000042
  7. Cattell R.B., Cattell A.K.S. Measuring intelligence with the culture fair tests. Champaign, Illinios: Institute for Personality and Ability Testing, 1973, pp. 5–52.
  8. Chapman L.A., Wade S.L., Walz N.C. et al. Clinically significant behavior problems during the initial 18 months following early childhood traumatic brain injury. Rehabilitation Psychology, 2010, vol. 55, no. 1, pp. 48.  DOI: 10.1037/A0018418
  9. Chey J., Lee J., Kim Y.S. et al. Spatial working memory span, delayed response and executive function in schizophrenia. Psychiatry Research, 2002, vol. 110, no. 3., pp. 259–271.  DOI: 10.1016/S0165-1781(02)00105-1
  10. Child Welfare Information Gateway. Group and residential care. U.S. Department of Health and Human Services. N.d. URL: https://www.childwelfare.gov/topics/outofhome/ group-residential-care/ (Accessed: 01.05.2022).
  11. Children’s Bureau. The AFCARS report. Adoption and Foster Care Analysis Reporting System. U.S. Department of Health and Human Services, 2020, vol. 27. URL: https://www.acf.hhs.gov/sites/default/files/documents/cb/afcarsreport27.pdf (Accessed: 01.05.2022).
  12. Federal State Statistics Service. N.d. URL: https://eng.rosstat.gov.ru/(Accessed: 30.04.2022).
  13. Fernández T.G., González-Pienda J.A., Pérez C.R. et al. Psychometric characteristics of the BRIEF scale for the assessment of executive functions in Spanish clinical population. Psicothema, 2014, vol. 26, no. 1, pp. 47–54.  DOI: 10.7334/PSICOTHEMA2013.149
  14. Fernell E., Gillberg C. Borderline intellectual functioning. Handbook of Clinical Neurology, 2020, vol. 174, pp. 77–81.  DOI: 10.1016/B978-0-444-64148-9.00006-5
  15. Fournet N., Roulin J.L., Monnier C. et al. Multigroup confirmatory factor analysis and structural invariance with age of the Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF)-French version. Child Neuropsychology, 2015, vol. 21, no. 3, pp. 379–398.  DOI: 10.1080/09297049.2014.906569
  16. Gioia G.A., Isquith P.K., Guy S.C. et al. BRIEF2 Behavior Rating Inventory of Executive Function. Lutz, FL: Psychological Assessment Resources, Inc., 2015. 334 p.
  17. Gooch D., Thompson P., Nash H.M. et al. The development of executive function and language skills in the early school years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2016, vol. 57, no. 2, pp. 180–187.  DOI: 10.1111/JCPP.12458
  18. Grigorenko E.L. Russian “Defectology”: Anticipating Perestroika in the Field. Journal of Learning Disabilities, 1998, vol. 31, no. 2, pp. 193–207.
  19. Huizinga M., Smidts D.P. Age-related changes in executive function: A normative study with the Dutch version of the Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF). Child Neuropsychology, 2011, vol. 17, no. 1, pp. 51–66. DOI: 10.1080/ 09297049.2010.509715
  20. Human Rights Watch. Abandoned by the state: Violence, neglect, and isolation for children with disabilities in Russian orphanages. UNICEF, 2014. URL: https:// gdc.unicef.org/resource/abandoned-state-violence-neglect-and-isolation-children-disabilities-russian-orphanages (Accessed: 01.05.2022).
  21. Lamm C., Troller-Renfree S.V., Zeanah C.H. et al. Impact of early institutionalization on attention mechanisms underlying the inhibition of a planned action. Neuropsychologia, 2018, vol. 117, pp. 339–346.  DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2018.06.008
  22. Lantrip C., Isquith P.K., Koven N.S. et al. Executive function and emotion regulation strategy use in adolescents. Applied Neuropsychology: Child, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 50–55.  DOI: 10.1080/21622965.2014.960567
  23. Leong F.T.L., Priscilla Lui P., Kalibatseva Z. Multicultural issues in clinical psychological assessment. Cambridge Handbook of Clinical Assessment and Diagnosis, 2019, pp. 25–37.  DOI: 10.1017/9781108235433.003
  24. Martel M., Nikolas M., Nigg J.T. Executive function in adolescents with ADHD. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2007, vol. 46, no. 11, pp. 1437–1444.  DOI: 10.1097/CHI.0B013E31814CF953
  25. McDermott J.M., Westerlund A., Zeanah C.H. et al. Early adversity and neural correlates of executive function: Implications for academic adjustment. Developmental Cognitive Neuroscience, 2012, vol. 2, suppl. 1, pp. S59–S66.  DOI: 10.1016/j.dcn.2011.09.008
  26. Merz E.C., Harlé K.M., Noble K.G. et al. Executive function in previously institutionalized children. Child Development Perspectives, 2016, vol. 10, no. 2, pp. 105–110.  DOI: 10.1111/cdep.12170
  27. Muhamedrahimov R.J., Grigorenko E.L. Seeing the trees within the forest: Addressing the needs of children without parental care in the Russian Federation. New Directions for Child and Adolescent Development, 2015, vol. 147, pp. 101–108.  DOI: 10.1002/cad.20080
  28. Posarac A., Andreeva E., Bychkov D. et al. Organization and delivery of child protection services in Russia: With two case studies — the Leningrad oblast and the Republic of Tatarstan. Washington, DC: World Bank, 2021. License: CC BY 3.0 IGO. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/35622 (Accessed: 11.06.2022)
  29. Rabin L.A., Roth R.M., Isquith P.K. et al. Self- and informant reports of executive function on the BRIEF-A in MCI and older adults with cognitive complaints. Archives of Clinical Neuropsychology, 2006, vol. 21, no. 7, pp. 721–732. DOI: 10.1016/J.ACN. 2006.08.004
  30. Reynolds C.R., Suzuki L.A. Bias in Psychological Assessment. Handbook of Psychology, 2nd ed., 2012, vol. 10, pp. 82–112, DOI: 10.1002/9781118133880.HOP210004
  31. Roth R.M., Erdodi L.A., McCulloch L.J. et al. Much ado about norming: the Behavior Rating Inventory of Executive Function. Child Neuropsychology, 2015, vol. 21, no. 2, pp. 225–233.  DOI: 10.1080/09297049.2014.897318
  32. Roth R.M., Isquith P.K., Gioia G.A. Assessment of executive functioning using the behavior rating inventory of executive function (BRIEF). In: Handbook of Executive Functioning. Springer New York, 2014, pp. 301–331. DOI: 10.1007/978-1-4614-8106-5_18
  33. Roth R.M., Isquith P.K., Gioia G.A. BRIEF-A Behavior Rating Inventory of Executive Function — Adult Version. Psychological Assessment Resources, Inc., 2005. URL: https://paa.com.au/product/brief-a/ (Accessed: 30.04.2022).
  34. Tirella L.G., Chan W., Cermak S.A. et al. Time use in Russian baby homes. Child: Care, Health and Development. 2008, vol. 34, no. 1, pp. 77–86. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2007.00766.x
  35. Tsvetkova L.A., Grigorenko E.L., Muhamedrahimov R.J. et al. Structural characteristics of the institutional environment for young children. Psychology in Russia, 2016, vol. 9, no. 3, pp. 103–112. DOI: 10.11621/pir.2016.0307
  36. van IJzendoorn M.H., Luijk P.C.M., Juffer F. IQ of Children Growing Up in Children’s Homes: A Meta-Analysis on IQ Delays in Orphanages. Merrill-Palmer Quarterly, 2008, vol. 54, no. 3, pp. 341–366.  DOI: 10.1353/mpq.0.0002
  37. Watkins E., Brown R.G. Rumination and executive function in depression: an experimental study. Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry, 2002, vol. 72, no. 3, pp. 400–402.  DOI: 10.1136/JNNP.72.3.400
  38. Wiltz T. Giving group homes a 21st century makeover. The Pew Charitable Trusts, 2018. URL: https://www.pewtrusts.org/en/research-and-analysis/blogs/stateline/2018/ 06/14/giving-group-homes-a-21st-century-makeover (Accessed: 01.05.2022).

Информация об авторах

Чинн Лиза К., PhD, постдокторант департамента психологии Техасского института измерений, оценки и статистики, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8498-9909, e-mail: lisa.chinn@times.uh.edu

Момотенко Дарья Анатольевна, магистр психологии, младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус» (НТУ «Сириус»), аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2544-5420, e-mail: daryamomotenko@gmail.com

Григоренко Елена Леонидовна, PhD, профессор, заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет, Хьюстон, Техас, США; ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия; профессор и и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», ФТ «Сириус», Россия; адъюнкт-профессор, Центр исследований детства и Лаборатории Хаскинса, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, США; профессор, Медицинский колледж Бейлора, Член редакционных советов журналов «Клиническая и специальная психология», «Экспериментальная психология» и «Психологическая наука и образование», Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9646-4181, e-mail: elena.grigorenko@times.uh.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 329
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 114
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10