Введение
«Образ будущего» как феномен рассматривается в самых разнообразных контекстах: научном, литературном, философском, в широкой палитре своих проявлений (от ценностно-нейтрального до оценочно-окрашенного — позитивного или негативного) (Лукьянова, Семерник, Охотницкая, 2023; Петрова, 2009). Как отмечает А.Г. Асмолов, «образ будущего — это не просто прогноз, а проекция смыслов, ценностей и идентичности человека, формируемая в диалоге с культурой и социальными изменениями» (Асмолов, 2015, с. 78).
Образ будущего — это результат внутренней деятельности личности, в котором отражаются особенности жизненных стремлений, система ценностно-смысловых ориентиров и приоритетов, а также прогнозируемые перспективы с учетом особенностей актуальной ситуации самореализации человека. К. Левин подчеркивал, что «временная перспектива личности включает не только цели, но и “психологическое поле” возможностей, ограниченное социальными и личностными барьерами» (Левин, 2023, с. 75). Другими словами, образ будущего — это представления человека о себе и ближайшем окружении во временной перспективе.
В научной психологии будущее как психолого-педагогический феномен — явление всегда осознаваемое и конструируемое. Так С.Л. Рубинштейн, рассматривая вопрос о построении временной перспективы, выделял в индивидуальной истории субъекта определенные события — главные моменты и поворотные этапы его жизненного пути, когда принятие человеком определенных решений оказывало существенное влияние на последующий ход событий всей его жизни. К таким судьбоносным выборам можно отнести решение поступать в тот или иной вуз, создание семьи, рождение детей, переезд в другой город и т. д. (Ульянова, 2015). При этом важно учитывать, что конкретизация образа будущего во многом связана с глобальными социальными явлениями, происходящими в социуме в момент его прогнозирования (в первую очередь с политической и экономической обстановкой в стране).
В норме первые представления о временной перспективе и зачатки образа будущего начинают формироваться с раннего детства. Так, Ш. Бюллер, говоря о детстве, подчеркивала, что именно в этом периоде закладывается проект всей жизни человека (Лукьянова, Семерник, Охотницкая, 2023). На протяжении всего дошкольного детства дети постепенно раскрывают для себя содержание понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее», учатся оценивать себя во временной перспективе, соотносить между собой недавно произошедшие ситуации и то, что есть сейчас, на основе этого предполагать вероятность возникновения тех или иных событий в будущем. Л.С. Выготский отмечал, что «игра ребенка — это школа возможных будущих действий, где формируется воображение как основа планирования» (Выготский, 2021, с. 92). На уровне желаний дошкольники в общих чертах начинают озвучивать, кем они хотят быть, когда вырастут, а также чему они хотят научиться, чтобы стать более успешными.
В младшем школьном возрасте (7—11 лет) актуальное восприятие будущего происходит через мечты, фантазии и работу воображения. Как правило, большинство детей этого возраста выделяют для себя «позитивную» перспективу. Э. Эриксон связывает этот этап с развитием инициативы: «Ребенок учится ставить цели и предвидеть результаты своих действий, что формирует основу для долгосрочного планирования» (Эриксон, 2024, с. 258). При этом представления о своей взрослой жизни у них по-прежнему носят обобщенный характер, но они уже достаточно конкретно могут описать свое ближайшее будущее, связывая его со своими интересами, умениями и возможностями, а также с актуальными событиями своей жизни.
Основной потребностью подросткового возраста (11—14 лет) является стремление быть взрослым, которое реализуется через механизм социализации в референтной группе. Временная перспектива в этот период становится более четкой, и подростки уже способны выделить и распределить по годам значимые и ключевые события своей жизни, а также (в силу развития когнитивных процессов) спрогнозировать возможные препятствия, которые могут помешать реализации задуманного. Движущей силой формирования образа будущего становятся: включенность в позитивный круг общения, возможность самоактуализации, помощь в развитии навыков прогнозирования и планирования, наличие таких личностных качеств, как стрессоустойчивость, жизнестойкость, ассертивность и жизнелюбие, а также своевременная коррекция негативных установок и представлений о себе, выборов жизненной траектории. Ж. Пиаже подчеркивал, что «формально-логическое мышление подростка позволяет ему гипотетически моделировать варианты будущего» (Пиаже, 2003, с. 64).
По мере взросления (юношеский возраст, 15—17 лет) происходит становление жизненной позиции личности, ее самоопределения в социокультурном контексте. Э. Эриксон связывает этот период с поиском идентичности: «Юноша конструирует образ будущего через экспериментирование с социальными ролями и ценностями» (Эриксон, 2024, с. 156). Именно выделение обучающимися значимых для них ценностно-смысловых ориентиров, субъектная позиция позволяют формировать образ будущего через построение жизненных планов во временной перспективе. Старшеклассники уже более осознанно подходят к вопросам планирования и приоритетности, осуществляют осознанные выборы в пользу тех или иных событий, более точно оценивают возможные риски и пути их предотвращения или преодоления. Внутренней опорой для построения образа своего будущего служат определенные представления о себе и своих возможностях (самооценка, уровень притязаний), а также наличие определенной мотивации в достижении тех или иных целей, уверенность в собственных силах, активность, стремление к лидерству и т. д. Внешними условиями построения жизненных планов являются принятие взрослыми потребности ребенка в сепарации (отделении) и определенной автономности (в т. ч. при принятии различных решений), поддержка выборов жизненной траектории и помощь в профессиональном самоопределении.
Таким образом, важную роль в процессе формирования образа будущего ребенка играет его ближайшее окружение — семья, взаимоотношения со сверстниками и школьная среда. Школа — это поле возможностей для развития, самореализации и проявления инициативы. Качественная воспитательная и профилактическая работа в школе, организованная педагогами и специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения, способствует позитивной социализации обучающихся, формированию позитивного образа себя как в настоящем, так в будущем.
В настоящий момент из-за достаточно высокой динамичности происходящих в современном обществе социальных процессов и изменений людям порой бывает сложно сделать предположения о своей временной перспективе не только на несколько лет вперед, но и в пределах года или даже месяцев. Даже взрослый человек, несмотря на высокий уровень развития когнитивной сферы, не всегда способен оценить возможные риски, которые могут внезапно возникнуть в важнейших сферах его жизни. Еще более остро эта проблема стоит у подрастающего поколения, когда построение и конкретизация образа своего будущего в силу своей неопределенности во многих случаях вызывает у современных подростков растерянность и тревогу (Гончар и др., 2023).
Немаловажным является исследование факторов, которые влияют на формирование образа будущего. Такими факторами могут быть личностные особенности человека, специфика его когнитивных функций, условия и процессы социализации и др. (Федосеева, Терехина, 2016).
Согласно региональному Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы одним из ключевых направлений работы с обучающимися различных возрастных и целевых групп является деятельность по созданию комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022). В рамках проведения профилактической работы в школах московского региона реализуются городские и школьные мероприятия, такие как: общегородское занятие «Разговоры о важном», регулярные тематические классные часы, тематические «Недели профилактики», а также программы психолого-педагогического сопровождения профилактической направленности.
Следует отметить, что в рамках решения задач профилактики социальных рисков, формирования позитивного образа будущего необходимо понимание того, как видят себя современные подростки во временной перспективе.
Материалы и методы
В целях изучения образа будущего подростков в г. Москве специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ) при участии классных руководителей образовательных организаций в октябре-ноябре 2023 года было проведено исследование в формате мини-сочинений на темы: «Письмо самому себе в будущее» и «Я через пять лет». В исследовании приняли участие 2432 обучающихся 5—11-х классов из 109 образовательных организаций г. Москвы. Обучающимся было предложено написать в свободной форме о том, как они видят себя в будущем («Я через пять лет») и что бы они хотели сказать себе взрослому («Письмо самому себе в будущее»). Все персональные данные участников исследования были закодированы, а результаты проанализированы в обобщенной форме с учетом возрастных особенностей детей.
Остановимся на этом подробнее.
Результаты
Анализ полученных данных проводился с помощью метода контент-анализа, когда детально рассматривалось содержание сочинений, производился учет количества встречающихся тематик. Другими словами, специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ было проанализировано содержание работ обучающихся и определено, о чем пишут подростки, что для них является важным и значимым в контексте рассмотрения своих жизненных перспектив. В ходе обработки массива данных были выделены приоритетные темы и оценена частота их использования в сочинениях подростков разного возраста. По результатам были определены следующие тематики — составляющие образа будущего подростков: профессия/любимое дело, мотивация, хобби, учеба/оценка, отношения с друзьями, родительская семья, финансовое благополучие, спорт, место жительства, самооценка и поведение, а также внешность, отношения с противоположным полом, будущая семья. Полученные данные наглядно представлены на рис. 1, 2.
Рис. 1. Распределение составляющих образа будущего обучающихся 5—7-х классов
Fig. 1. Distribution of components of the image of the future of students in grades 5—7
Рис. 2. Распределение составляющих образа будущего обучающихся 8—11-х классов
Fig. 2. Distribution of components of the image of the future of students in grades 8—11
Обсуждение результатов
Как видно на рис. 1, результаты исследования позволяют говорить о том, что ведущими составляющими образа будущего младших подростков (обучающихся 5—7-х классов) являются 7 тем. У более чем половины (56%) всех участников данной группы в качестве одной из основных тем фигурируют профессия/любимое дело. На втором месте по частоте использования (46%) находится тема, связанная с мотивацией и поддержкой близких. Третье место (36%) занимает тема, связанная с хобби. Четвертое и пятое место по степени значимости делят темы об учебе/оценках и отношениях с друзьями. Важно отметить, что почти для трети младших подростков (28%) особое значение в представлении о своем будущем имеет родительская семья. Также достаточно высокую значимость у 26% обследуемых обучающихся в контексте рассмотрения своих перспектив имеет финансовое благополучие. Лишь немногие респонденты этого возраста (15—19%) отметили, что определенное значение в их будущем будут играть спорт, особенности их самооценки, а также их собственное поведение. При этом ни один их участников данной возрастной категории не выделил в качестве значимого фактора своего будущего местожительство.
Анализ полученных данных старших подростков (обучающихся 8—11-х классов) показал, что в целом их образ будущего по составляющим имеет как сходства, так и отличия от результатов обучающихся 5—7-х классов. Остановимся на этом подробнее.
Как видно на рис. 2, первое место по частоте использования, как и у младших подростков, занимает тема «Профессия/любимое дело», но встречается она в работах старшеклассников в 1,5 раза чаще (75%), чем у пятиклассников, шестиклассников и семиклассников. Это, на наш взгляд, связано с тем, что именно в данном возрасте обучающиеся встают перед выбором, куда пойти после школы, всерьез задумываются о перспективах своего профессионального пути и карьеры, начинают прицельно выбирать колледжи или вузы для дальнейшего обучения. В этом контексте логичным и предсказуемым становится повышение интереса (по сравнению с младшими подростками) к вопросам учебы и оценок. Более половины (53%) старшеклассников упоминают эту тему в своих работах. Данные результаты вполне закономерны и свидетельствуют о преимущественно осмысленном отношении к учебе в старших классах и о понимании взаимосвязи качества обучения и успешности в будущем.
Также для многих (42%) обучающихся данной возрастной группы достаточно важным и актуальным становится вопрос о финансовом благополучии, в то время как у младших подростков интерес к этой теме выражен у значительно меньшего количества респондентов (26%). Интерес к этой теме не случаен, так как в сознании многих старшеклассников финансовое благополучие ассоциируется с автономностью и независимостью от родителей, к которой они активно стремятся. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что у этих обучающихся при описании образа будущего тема «Родительская семья» встречается в 1,5 раза реже, чем у младших подростков (18% и 28% соответственно).
«Мотивация, поддержка» близких по-прежнему остается актуальной и значимой для старшеклассников при рассмотрении образа своего будущего. Она встречается у 41% респондентов. Это вполне закономерно, так как профессиональное и личностное самоопределение — это достаточно важный и в то же время сложный момент в жизни любого человека, поэтому подростки как никогда нуждаются в одобрении (а иногда и в совете) значимого для них окружения. Не теряет своей актуальности и тема «Отношения с друзьями», как и в младшем подростковом возрасте, — около трети (30%) всех респондентов выделяют ее как значимую при рассмотрении временной перспективы своей жизни. Эти результаты соотносятся с возрастными особенностями подростничества, когда включенность в референтную группу воспринимается как неотъемлемая часть своей жизни.
Тема «Хобби» по-прежнему важна (31%), но, по сравнению с более младшими классами, она уже не входит в тройку лидеров по частоте упоминания при описании образа будущего. Теряет свои позиции и тема «Спорт», которая ни разу не упоминается в проанализированных работах данной выборки старшеклассников, при том что она встречается в образе будущего у одной пятой части младших подростков.
Одним из ключевых отличий между восприятием образа будущего подростков средних и старших классов является то, что, становясь старше, обучающиеся в большей степени соотносят свое будущее с собственной активностью и личностными особенностями. Так, темы «Самооценка» и «Свое поведение» ненамного, но все же чаще встречаются при описании своих перспектив (в 27% и 19% случаев соответственно). Кроме этого, для старшеклассников важным становится вопрос о местожительстве. 37% респондентов данной возрастной группы затронули эту тему в своих сочинениях, в то время как у младших подростков (как было описано ранее) эта тема вообще не упоминается. Можно предположить, что это связано с тем, что в перспективе многим из выпускников придется самостоятельно добираться до места новой учебы в колледже или вузе или даже переехать в другой город, чтобы учиться там, куда они поступили.
Заключение
Принимая во внимание полученные результаты, а также данные научных исследований в области формирования образа будущего, профилактическую работу в школе важно реализовывать с учетом возрастных особенностей детей. Как отмечает Л.С. Выготский, «возрастные кризисы задают специфику социальной ситуации развития, которая определяет зону ближайшего действия педагогов» (Выготский, 2021, с. 268).
Так с обучающимися 5—7-х классов целесообразно организовывать мероприятия, направленные на формирование дружеской атмосферы в классе, развитие инициативы, коммуникативных и личностных компетенций, а также создавать условия для успешной самореализации в различных видах деятельности в соответствии с их интересами и потребностями. Важно создавать условия для самореализации через проектную деятельность, творческие конкурсы и волонтерские инициативы, что соответствует концепции К. Роджерса о личностно-ориентированном обучении, где среда поддерживает естественное стремление к самоактуализации.
С обучающимися 8—11-х классов особую значимость приобретает такое направление социально-психологической и профилактической работы, как помощь в профессиональном и личностном самоопределении. Задача взрослых на этом этапе — помочь подростку «превратить» мечту в конкретную и адекватную цель, осознанно подойти к выбору путей ее достижения с учетом своих ресурсов и возможностей, а также рассмотреть альтернативные варианты самореализации, от наличия которых зависит уверенность подростка в собственных силах и завтрашнем дне. Задача взрослых — помочь «превратить» абстрактные устремления в реалистичные планы. Программы профориентации, включающие диагностику способностей, экскурсии на предприятия и встречи с профессионалами, как отмечает Е.А. Климов, «формируют когнитивную карту мира профессий, что снижает тревожность перед выбором» (Климов, 2010, с. 54). Современные исследования подчеркивают, что интеграция цифровых инструментов (онлайн-тестов, VR-симуляторов) в профориентацию позволяет подросткам «примерить» профессии, минимизируя страх ошибки (Реан, 2021, с. 76).
Кроме этого, для старшеклассников очень важна поддержка их выбора ближайшим окружением. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечала: «Принятие решений подростком должно сопровождаться эмпатией со стороны родителей, чтобы избежать конфликта автономии и зависимости» (Гиппенрейтер, 2021, с. 132), поэтому при организации профилактической работы с данной категорией обучающихся необходим комплексный подход с привлечением (при необходимости) различных участников образовательных отношений (педагогов, родителей (законных представителей), участников референтной группы).
При планировании профилактической работы необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности. В этом случае профессиональная совместная работа специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов школы будет способствовать формированию у подростков адекватных представлений о перспективах своей жизни, что станет основой их успешной самореализации, жизненному и профессиональному самоопределению.
Э.М. Александровская с соавторами отмечают, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Авторы идею сопровождения сближают с идеей поддержки, отмечают, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, а также с педагогами. (Александровская, Кокуркина, Куренкова, 2002)
Профессиональная совместная работа психологов и педагогов, как отмечает И.В. Дубровина, «обеспечивает преемственность методов, что критично для формирования адекватной временной перспективы» (Дубровина, 2000, с. 23). Это подтверждает и известный отечественный психолог М. Р. Битянова, говоря, что цель работы в модели психологического сопровождения состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на развитие его самопознания, активизацию поиска путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Окружающие ребенка взрослые рассматриваются М. Р. Битяновой как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения (Битянова, 1998). Программы, сочетающие групповые тренинги, индивидуальное консультирование и родительские семинары, как показывает исследование М.Р. Битяновой, «снижают уровень экзистенциальной тревоги у подростков на 40%» (Битянова, 2015, с. 91).