Роль школы в формировании образа будущего современного подростка

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 16 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Образ будущего — это результат внутренней деятельности личности, который отражает особенности жизненных стремлений, ценностные ориентации, перспективы и особенности самореализации. Картина будущего раскрывается как целостный, единый образ, который складывается в определенном социуме в определенное время. Он имеет когнитивную и эмоциональную составляющие. Важно, начиная с детского возраста, учитывать факторы, оказывающие влияние на развитие личности ребенка, и создавать условия, способствующие формированию позитивных моделей будущего. Цель. Сопоставить результаты опроса обучающихся двух возрастных групп (5—7-х классов и 8—11-х классов) для выявления наиболее значимых для каждого возрастного периода тем, лежащих в основе представлений о своем будущем. Гипотеза. Степень ориентации на будущее и особенности образа будущего во многом зависят от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, а также их взаимоотношений с социальной средой. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 2432 обучающихся 5—11-х классов из 109 образовательных организаций г. Москвы. Для выявления значимых тем, влияющих на представления о своем будущем, использовались мини-сочинения в свободной форме на темы: «Письмо самому себе в будущее» и «Я через пять лет». Результаты. Результаты показали, что в целом по составляющим образа будущего результаты старших подростков во многом совпадают с результатами младших, но есть и значимые отличия, касающиеся отдельных тем, которые подростки затронули в своих работах. Выводы. Школа как среда имеет огромный ресурс по обеспечению позитивной социализации обучающихся разных возрастных категорий. Для формирования у современного подростка позитивного образа своего будущего при планировании профилактической работы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также специфику их социальной ситуации развития.

Общая информация

Ключевые слова: образ будущего, формирование, жизненный путь, социализация, самоактуализация, самоопределение, профилактическая работа, позитивная киберсоциализация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220310

Поступила в редакцию 13.05.2025

Поступила после рецензирования 18.07.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Чупракова, М.В., Архипова, Е.Р., Кузнецова, Е.К. (2025). Роль школы в формировании образа будущего современного подростка. Вестник практической психологии образования, 22(3), 156–168. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220310

© Чупракова М.В., Архипова Е.Р., Кузнецова Е.К., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

«Образ будущего» как феномен рассматривается в самых разнообразных контекстах: научном, литературном, философском, в широкой палитре своих проявлений (от ценностно-нейтрального до оценочно-окрашенного — позитивного или негативного) (Лукьянова, Семерник, Охотницкая, 2023; Петрова, 2009). Как отмечает А.Г. Асмолов, «образ будущего — это не просто прогноз, а проекция смыслов, ценностей и идентичности человека, формируемая в диалоге с культурой и социальными изменениями» (Асмолов, 2015, с. 78).

Образ будущего — это результат внутренней деятельности личности, в котором отражаются особенности жизненных стремлений, система ценностно-смысловых ориентиров и приоритетов, а также прогнозируемые перспективы с учетом особенностей актуальной ситуации самореализации человека. К. Левин подчеркивал, что «временная перспектива личности включает не только цели, но и “психологическое поле” возможностей, ограниченное социальными и личностными барьерами» (Левин, 2023, с. 75). Другими словами, образ будущего — это представления человека о себе и ближайшем окружении во временной перспективе.

В научной психологии будущее как психолого-педагогический феномен — явление всегда осознаваемое и конструируемое. Так С.Л. Рубинштейн, рассматривая вопрос о построении временной перспективы, выделял в индивидуальной истории субъекта определенные события — главные моменты и поворотные этапы его жизненного пути, когда принятие человеком определенных решений оказывало существенное влияние на последующий ход событий всей его жизни. К таким судьбоносным выборам можно отнести решение поступать в тот или иной вуз, создание семьи, рождение детей, переезд в другой город и т. д. (Ульянова, 2015). При этом важно учитывать, что конкретизация образа будущего во многом связана с глобальными социальными явлениями, происходящими в социуме в момент его прогнозирования (в первую очередь с политической и экономической обстановкой в стране).

В норме первые представления о временной перспективе и зачатки образа будущего начинают формироваться с раннего детства. Так, Ш. Бюллер, говоря о детстве, подчеркивала, что именно в этом периоде закладывается проект всей жизни человека (Лукьянова, Семерник, Охотницкая, 2023). На протяжении всего дошкольного детства дети постепенно раскрывают для себя содержание понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее», учатся оценивать себя во временной перспективе, соотносить между собой недавно произошедшие ситуации и то, что есть сейчас, на основе этого предполагать вероятность возникновения тех или иных событий в будущем. Л.С. Выготский отмечал, что «игра ребенка — это школа возможных будущих действий, где формируется воображение как основа планирования» (Выготский, 2021, с. 92). На уровне желаний дошкольники в общих чертах начинают озвучивать, кем они хотят быть, когда вырастут, а также чему они хотят научиться, чтобы стать более успешными.

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) актуальное восприятие будущего происходит через мечты, фантазии и работу воображения. Как правило, большинство детей этого возраста выделяют для себя «позитивную» перспективу. Э. Эриксон связывает этот этап с развитием инициативы: «Ребенок учится ставить цели и предвидеть результаты своих действий, что формирует основу для долгосрочного планирования» (Эриксон, 2024, с. 258). При этом представления о своей взрослой жизни у них по-прежнему носят обобщенный характер, но они уже достаточно конкретно могут описать свое ближайшее будущее, связывая его со своими интересами, умениями и возможностями, а также с актуальными событиями своей жизни.

Основной потребностью подросткового возраста (11—14 лет) является стремление быть взрослым, которое реализуется через механизм социализации в референтной группе. Временная перспектива в этот период становится более четкой, и подростки уже способны выделить и распределить по годам значимые и ключевые события своей жизни, а также (в силу развития когнитивных процессов) спрогнозировать возможные препятствия, которые могут помешать реализации задуманного. Движущей силой формирования образа будущего становятся: включенность в позитивный круг общения, возможность самоактуализации, помощь в развитии навыков прогнозирования и планирования, наличие таких личностных качеств, как стрессоустойчивость, жизнестойкость, ассертивность и жизнелюбие, а также своевременная коррекция негативных установок и представлений о себе, выборов жизненной траектории. Ж. Пиаже подчеркивал, что «формально-логическое мышление подростка позволяет ему гипотетически моделировать варианты будущего» (Пиаже, 2003, с. 64).

По мере взросления (юношеский возраст, 15—17 лет) происходит становление жизненной позиции личности, ее самоопределения в социокультурном контексте. Э. Эриксон связывает этот период с поиском идентичности: «Юноша конструирует образ будущего через экспериментирование с социальными ролями и ценностями» (Эриксон, 2024, с. 156). Именно выделение обучающимися значимых для них ценностно-смысловых ориентиров, субъектная позиция позволяют формировать образ будущего через построение жизненных планов во временной перспективе. Старшеклассники уже более осознанно подходят к вопросам планирования и приоритетности, осуществляют осознанные выборы в пользу тех или иных событий, более точно оценивают возможные риски и пути их предотвращения или преодоления. Внутренней опорой для построения образа своего будущего служат определенные представления о себе и своих возможностях (самооценка, уровень притязаний), а также наличие определенной мотивации в достижении тех или иных целей, уверенность в собственных силах, активность, стремление к лидерству и т. д. Внешними условиями построения жизненных планов являются принятие взрослыми потребности ребенка в сепарации (отделении) и определенной автономности (в т. ч. при принятии различных решений), поддержка выборов жизненной траектории и помощь в профессиональном самоопределении.

Таким образом, важную роль в процессе формирования образа будущего ребенка играет его ближайшее окружение — семья, взаимоотношения со сверстниками и школьная среда. Школа — это поле возможностей для развития, самореализации и проявления инициативы. Качественная воспитательная и профилактическая работа в школе, организованная педагогами и специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения, способствует позитивной социализации обучающихся, формированию позитивного образа себя как в настоящем, так в будущем.

В настоящий момент из-за достаточно высокой динамичности происходящих в современном обществе социальных процессов и изменений людям порой бывает сложно сделать предположения о своей временной перспективе не только на несколько лет вперед, но и в пределах года или даже месяцев. Даже взрослый человек, несмотря на высокий уровень развития когнитивной сферы, не всегда способен оценить возможные риски, которые могут внезапно возникнуть в важнейших сферах его жизни. Еще более остро эта проблема стоит у подрастающего поколения, когда построение и конкретизация образа своего будущего в силу своей неопределенности во многих случаях вызывает у современных подростков растерянность и тревогу (Гончар и др., 2023).

Немаловажным является исследование факторов, которые влияют на формирование образа будущего. Такими факторами могут быть личностные особенности человека, специфика его когнитивных функций, условия и процессы социализации и др. (Федосеева, Терехина, 2016).

Согласно региональному Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы одним из ключевых направлений работы с обучающимися различных возрастных и целевых групп является деятельность по созданию комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022). В рамках проведения профилактической работы в школах московского региона реализуются городские и школьные мероприятия, такие как: общегородское занятие «Разговоры о важном», регулярные тематические классные часы, тематические «Недели профилактики», а также программы психолого-педагогического сопровождения профилактической направленности.

Следует отметить, что в рамках решения задач профилактики социальных рисков, формирования позитивного образа будущего необходимо понимание того, как видят себя современные подростки во временной перспективе.

Материалы и методы

В целях изучения образа будущего подростков в г. Москве специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ) при участии классных руководителей образовательных организаций в октябре-ноябре 2023 года было проведено исследование в формате мини-сочинений на темы: «Письмо самому себе в будущее» и «Я через пять лет». В исследовании приняли участие 2432 обучающихся 5—11-х классов из 109 образовательных организаций г. Москвы. Обучающимся было предложено написать в свободной форме о том, как они видят себя в будущем («Я через пять лет») и что бы они хотели сказать себе взрослому («Письмо самому себе в будущее»). Все персональные данные участников исследования были закодированы, а результаты проанализированы в обобщенной форме с учетом возрастных особенностей детей.

Остановимся на этом подробнее.

Результаты

Анализ полученных данных проводился с помощью метода контент-анализа, когда детально рассматривалось содержание сочинений, производился учет количества встречающихся тематик. Другими словами, специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ было проанализировано содержание работ обучающихся и определено, о чем пишут подростки, что для них является важным и значимым в контексте рассмотрения своих жизненных перспектив. В ходе обработки массива данных были выделены приоритетные темы и оценена частота их использования в сочинениях подростков разного возраста. По результатам были определены следующие тематики — составляющие образа будущего подростков: профессия/любимое дело, мотивация, хобби, учеба/оценка, отношения с друзьями, родительская семья, финансовое благополучие, спорт, место жительства, самооценка и поведение, а также внешность, отношения с противоположным полом, будущая семья. Полученные данные наглядно представлены на рис. 1, 2.

Рис. 1

Рис. 1. Распределение составляющих образа будущего обучающихся 5—7-х классов

Fig. 1. Distribution of components of the image of the future of students in grades 5—7

 

Рис. 2

Рис. 2. Распределение составляющих образа будущего обучающихся 8—11-х классов

Fig. 2. Distribution of components of the image of the future of students in grades 8—11

 

Обсуждение результатов

Как видно на рис. 1, результаты исследования позволяют говорить о том, что ведущими составляющими образа будущего младших подростков (обучающихся 5—7-х классов) являются 7 тем. У более чем половины (56%) всех участников данной группы в качестве одной из основных тем фигурируют профессия/любимое дело. На втором месте по частоте использования (46%) находится тема, связанная с мотивацией и поддержкой близких. Третье место (36%) занимает тема, связанная с хобби. Четвертое и пятое место по степени значимости делят темы об учебе/оценках и отношениях с друзьями. Важно отметить, что почти для трети младших подростков (28%) особое значение в представлении о своем будущем имеет родительская семья. Также достаточно высокую значимость у 26% обследуемых обучающихся в контексте рассмотрения своих перспектив имеет финансовое благополучие. Лишь немногие респонденты этого возраста (15—19%) отметили, что определенное значение в их будущем будут играть спорт, особенности их самооценки, а также их собственное поведение. При этом ни один их участников данной возрастной категории не выделил в качестве значимого фактора своего будущего местожительство.

Анализ полученных данных старших подростков (обучающихся 8—11-х классов) показал, что в целом их образ будущего по составляющим имеет как сходства, так и отличия от результатов обучающихся 5—7-х классов. Остановимся на этом подробнее.

Как видно на рис. 2, первое место по частоте использования, как и у младших подростков, занимает тема «Профессия/любимое дело», но встречается она в работах старшеклассников в 1,5 раза чаще (75%), чем у пятиклассников, шестиклассников и семиклассников. Это, на наш взгляд, связано с тем, что именно в данном возрасте обучающиеся встают перед выбором, куда пойти после школы, всерьез задумываются о перспективах своего профессионального пути и карьеры, начинают прицельно выбирать колледжи или вузы для дальнейшего обучения. В этом контексте логичным и предсказуемым становится повышение интереса (по сравнению с младшими подростками) к вопросам учебы и оценок. Более половины (53%) старшеклассников упоминают эту тему в своих работах. Данные результаты вполне закономерны и свидетельствуют о преимущественно осмысленном отношении к учебе в старших классах и о понимании взаимосвязи качества обучения и успешности в будущем.

Также для многих (42%) обучающихся данной возрастной группы достаточно важным и актуальным становится вопрос о финансовом благополучии, в то время как у младших подростков интерес к этой теме выражен у значительно меньшего количества респондентов (26%). Интерес к этой теме не случаен, так как в сознании многих старшеклассников финансовое благополучие ассоциируется с автономностью и независимостью от родителей, к которой они активно стремятся. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что у этих обучающихся при описании образа будущего тема «Родительская семья» встречается в 1,5 раза реже, чем у младших подростков (18% и 28% соответственно).

«Мотивация, поддержка» близких по-прежнему остается актуальной и значимой для старшеклассников при рассмотрении образа своего будущего. Она встречается у 41% респондентов. Это вполне закономерно, так как профессиональное и личностное самоопределение — это достаточно важный и в то же время сложный момент в жизни любого человека, поэтому подростки как никогда нуждаются в одобрении (а иногда и в совете) значимого для них окружения. Не теряет своей актуальности и тема «Отношения с друзьями», как и в младшем подростковом возрасте, — около трети (30%) всех респондентов выделяют ее как значимую при рассмотрении временной перспективы своей жизни. Эти результаты соотносятся с возрастными особенностями подростничества, когда включенность в референтную группу воспринимается как неотъемлемая часть своей жизни.

Тема «Хобби» по-прежнему важна (31%), но, по сравнению с более младшими классами, она уже не входит в тройку лидеров по частоте упоминания при описании образа будущего. Теряет свои позиции и тема «Спорт», которая ни разу не упоминается в проанализированных работах данной выборки старшеклассников, при том что она встречается в образе будущего у одной пятой части младших подростков.

Одним из ключевых отличий между восприятием образа будущего подростков средних и старших классов является то, что, становясь старше, обучающиеся в большей степени соотносят свое будущее с собственной активностью и личностными особенностями. Так, темы «Самооценка» и «Свое поведение» ненамного, но все же чаще встречаются при описании своих перспектив (в 27% и 19% случаев соответственно). Кроме этого, для старшеклассников важным становится вопрос о местожительстве. 37% респондентов данной возрастной группы затронули эту тему в своих сочинениях, в то время как у младших подростков (как было описано ранее) эта тема вообще не упоминается. Можно предположить, что это связано с тем, что в перспективе многим из выпускников придется самостоятельно добираться до места новой учебы в колледже или вузе или даже переехать в другой город, чтобы учиться там, куда они поступили.

Заключение

Принимая во внимание полученные результаты, а также данные научных исследований в области формирования образа будущего, профилактическую работу в школе важно реализовывать с учетом возрастных особенностей детей. Как отмечает Л.С. Выготский, «возрастные кризисы задают специфику социальной ситуации развития, которая определяет зону ближайшего действия педагогов» (Выготский, 2021, с. 268).

Так с обучающимися 5—7-х классов целесообразно организовывать мероприятия, направленные на формирование дружеской атмосферы в классе, развитие инициативы, коммуникативных и личностных компетенций, а также создавать условия для успешной самореализации в различных видах деятельности в соответствии с их интересами и потребностями. Важно создавать условия для самореализации через проектную деятельность, творческие конкурсы и волонтерские инициативы, что соответствует концепции К. Роджерса о личностно-ориентированном обучении, где среда поддерживает естественное стремление к самоактуализации.

С обучающимися 8—11-х классов особую значимость приобретает такое направление социально-психологической и профилактической работы, как помощь в профессиональном и личностном самоопределении. Задача взрослых на этом этапе — помочь подростку «превратить» мечту в конкретную и адекватную цель, осознанно подойти к выбору путей ее достижения с учетом своих ресурсов и возможностей, а также рассмотреть альтернативные варианты самореализации, от наличия которых зависит уверенность подростка в собственных силах и завтрашнем дне. Задача взрослых — помочь «превратить» абстрактные устремления в реалистичные планы. Программы профориентации, включающие диагностику способностей, экскурсии на предприятия и встречи с профессионалами, как отмечает Е.А. Климов, «формируют когнитивную карту мира профессий, что снижает тревожность перед выбором» (Климов, 2010, с. 54). Современные исследования подчеркивают, что интеграция цифровых инструментов (онлайн-тестов, VR-симуляторов) в профориентацию позволяет подросткам «примерить» профессии, минимизируя страх ошибки (Реан, 2021, с. 76).

Кроме этого, для старшеклассников очень важна поддержка их выбора ближайшим окружением. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечала: «Принятие решений подростком должно сопровождаться эмпатией со стороны родителей, чтобы избежать конфликта автономии и зависимости» (Гиппенрейтер, 2021, с. 132), поэтому при организации профилактической работы с данной категорией обучающихся необходим комплексный подход с привлечением (при необходимости) различных участников образовательных отношений (педагогов, родителей (законных представителей), участников референтной группы).

При планировании профилактической работы необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности. В этом случае профессиональная совместная работа специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов школы будет способствовать формированию у подростков адекватных представлений о перспективах своей жизни, что станет основой их успешной самореализации, жизненному и профессиональному самоопределению.

Э.М. Александровская с соавторами отмечают, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Авторы идею сопровождения сближают с идеей поддержки, отмечают, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, а также с педагогами. (Александровская, Кокуркина, Куренкова, 2002)

Профессиональная совместная работа психологов и педагогов, как отмечает И.В. Дубровина, «обеспечивает преемственность методов, что критично для формирования адекватной временной перспективы» (Дубровина, 2000, с. 23). Это подтверждает и известный отечественный психолог М. Р. Битянова, говоря, что цель работы в модели психологического сопровождения состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на развитие его самопознания, активизацию поиска путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Окружающие ребенка взрослые рассматриваются М. Р. Битяновой как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения (Битянова, 1998). Программы, сочетающие групповые тренинги, индивидуальное консультирование и родительские семинары, как показывает исследование М.Р. Битяновой, «снижают уровень экзистенциальной тревоги у подростков на 40%» (Битянова, 2015, с. 91).

Литература

  1. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. (2002). Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие. М.: Академия.
    Aleksandrovskaya, E.M., Kokurkina, N.I., Kurenkova, N.V. (2002). Psychological support for schoolchildren: A textbook. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.).
  2. Асмолов, А.Г. (2015). Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл.
    Asmolov, A.G. (2015). Personality psychology: Cultural and historical understanding of human development. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
  3. Битянова, М.Р. (1998). Психолог в школе: содержание и организация работы. М.: Совершенство.
    Bityanova M.R. (1998). Psychologist at school: the content and organization of work. Moscow: Sovershenstvo Publ. (In Russ.).
  4. Битянова, М.Р. (2015). Психология подростка: Социальная адаптация и профилактика рисков. М.: Генезис.
    Bityanova, M.R. (2015). Adolescent psychology: Social adaptation and risk prevention. Moscow: Genesis Publ. (In Russ.).
  5. Выготский, Л.С. (2021). Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. СПб: Питер.
    Vygotsky, L.S. (2021). Adolescent pedology. Psychological and social development of the child. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  6. Гиппенрейтер, Ю.Б. (2021). Воспитание подростка. М.: АСТ.
    Gippenreiter, Yu.B. (2021). Education of a teenager. Moscow: AST Publ. (In Russ.).
  7. Гончар, С.Н., Домбровская, А.Ю., Лихачева, Э.В., Николаева, Л.П., Огнев, А.С. (2023). Позитивная корректировка образа будущего путем субъектогенетически ориентированного визуального динамического моделирования. Человеческий капитал, 3(171), 141— https://doi.org/10.25629/HC.2023.03.14
    Gonchar, S.N., Dombrovskaya, A.Yu., Likhacheva, E.V., Nikolaeva, L.P., Ognev, A.S. (2023). Positive adjustment of the image of the future by means of subject-genetically oriented visual dynamic modeling. Human Capital, 3(171), 141—148. (In Russ.). https://doi.org/10.25629/HC.2023.03.14
  8. Дубровина, И.В. (2000). Практическая психология образования: Учебник. М.: Сфера.
    Dubrovina,V. (2000). Practical psychology of education: A textbook. Moscow: Sfera Publ. (In Russ.).
  9. Климов, Е.А. (2010). Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: Академия.
    Klimov, E.A. (2010). Psychology of professional self-determination: A textbook. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.).
  10. Левин, К. (2023). Теория поля в социальных науках. Пер. с англ. М.: Академический проект.
    Levin, K. (2023). Field Theory in Social Science. T from Eng. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russ.).
  11. Лукьянова, Н.А., Семерник, С.З., Охотницкая, Е.М. (2023). Технологии конструирования образов будущего: культур-философский анализ. Векторы благополучия: экономика и социум, 1(48), 73—86. https://doi.org/18799/26584956/2023/1/1527
    Lukyanova, N.A., Semernik, S.Z., Okhotnitskaya, E.M. (2023). Technologies of constructing in ages of the future: cultural and philosophical analysis. Journal of Wellbeing Technologies, 1(48), 73—86. (In Russ.). https://doi.org/10.18799/26584956/2023/1/1527
  12. Об утверждении стандарта деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы: Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15.08.2022 № 666. (2022). М. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (дата обращения: 30.03.2024).
    On approval of the standard of activity of psychological and pedagogical services in the education system of the city of Moscow: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow dated 08/15/2022 No. 666. (2022). Moscow. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (viewed: 03.2024).
  13. Петрова, В.Н. (2009). Изучение образа будущего: методологические проблемы и пути их решения. Сибирский психологический журнал, 32, 6— URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12883837 (дата обращения: 30.03.2024).
    Petrova, V.N. (2009). The future model’s studying: the methodological problems and the ways of them solution. Siberian Psychological Journal, 32, 6—10. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12883837 (viewed: 30.03.2024).
  14. Пиаже, Ж. (2003). Психология интеллекта. СПб: Питер.
    Piaget, J. (2003). Psychology of intelligence. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  15. Реан, А.А. (2021). Психология подростка: самореализация в цифровую эпоху. М.: Просвещение.
    Rean, A.A. (2021). Adolescent psychology: self-realization in the digital age. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.).
  16. Ульянова, И.В. (Ред.). (2015). Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: Монография. М.: РосНОУ.
    Ulyanova, I.V. (Ed.). (2015). Modern pedagogy: educational system of formation of humanistic life-meaning orientations of schoolchildren: Monograph. Moscow: Russian New University Publ. (In Russ.).
  17. Федосеева, Т.Е., Терехина, А.Е. (2016). Особенности образа своего будущего у современных подростков как показатель ответственного отношения к нему. Современные наукоемкие технологии, 7, 204— URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26342147 (дата обращения: 17.04.2024).
    Fedoseeva, T.E., Terekhova, A.E. (2016). Features of the image of the future at modern teenagers as the indicator of the responsible attitude to him. Modern High Technologies, 7, 204—207. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26342147 (viewed: 17.04.2024).
  18. Эриксон, Э. (2024). Детство и общество. СПб: Питер.
    Erickson, E. (2024). Childhood and Society. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).

Информация об авторах

Марина Васильевна Чупракова, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-9092-804X, e-mail: chuprakovamv@edu.mos.ru

Екатерина Романовна Архипова, педагог-психолог, Школа № 1474 (ГБОУ Школа № 1474), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-2117-8635, e-mail: arkhipovaer@1474.ru

Елена Константиновна Кузнецова, педагог-психолог, Школа № 15 (ГБОУ «Школа № 15»), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-2062-074X, e-mail: kuznetsovaek@sch15.ru

Вклад авторов

Чупракова М.В. — идеи исследования; аннотирование, написание и оформление рукописи; планирование исследования; контроль за проведением исследования.

Архипова Е.Р. — применение статистических, математических или других методов для анализа данных; проведение эксперимента; сбор и анализ данных; визуализация результатов исследования.

Кузнецова Е.К. — применение статистических, математических или других методов для анализа данных; проведение эксперимента; сбор и анализ данных; визуализация результатов исследования.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 118
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 9

 Скачиваний PDF

За все время: 26
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 144
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 10