Экспериментальная психология
2009. Том 2. № 1. С. 112–116
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Проблемы экспериментальной психологии на XXIX Международном психологическом конгрессе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: конгресс, конференция
Рубрика издания: Методология психологических исследований
Для цитаты: Величковский Б.Б. Проблемы экспериментальной психологии на XXIX Международном психологическом конгрессе // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 1. С. 112–116.
Полный текст
XXIX Международный психологический конгресс проходил с 20 по 25 июля 2008 года в Берлине (ФРГ). Международный психологический конгресс, проводящийся раз в четыре года под эгидой Международного союза психологической науки (IUPsyS), является одним из наиболее представительных психологических форумов в мире. В этом году в Конгрессе приняли участие почти 9 тысяч психологов. В ходе Конгресса было представлено 4400 устных выступлений, 4180 постеров, проведено 298 обычных симпозиумов и 171 приглашенный симпозиум. Особое место в программе Конгресса заняли 90 приглашенных лекций, прочитанных ведущими экспертами в различных областях психологической науки. Таким образом, ХХIХ Международный психологический конгресс стал наиболее масштабным за всю историю проведения Международных конгрессов. Ярким событием Конгресса стало первое вручение недавно учрежденной Международным союзом психологической науки совместно с Mattei Dogan Foundation (Франция) награды за выдающиеся достижения в области психологии хорошо известному в нашей стране специалисту в области экспериментального изучения внимания Майклу Познеру (США). Другим знаменательным событием в рамках ХХIХ Конгресса стала первая мемориальная лекция памяти известнейшего специалиста по психологии развития, Пола Балтеса (США), право чтения которой независимая комиссия экспертов также присудила Майклу Познеру.
Исследования, проводимые с применением экспериментальных и близких к ним квазиэкспериментальных методов, составили значительную долю от представленных на Конгрессе работ. Тем не менее, доминирование экспериментального метода и связанной с ним ориентации на естественно-научные принципы организации исследований в современной мировой психологии не представляется однозначным. С одной стороны, строгие количественные методы продолжают бурно развиваться, а принципы количественного научного подхода внедряются сегодня в такие области психологического знания, где еще недавно предпочтение отдавалось анализу единичных случаев. В качестве примера можно привести так называемый ориентированный на свидетельства подход (evidence-based approach) в психотерапии. С другой стороны, в настоящее время среди специалистов-психологов пристальный интерес вызывает качественный подход к анализу психики, позволяющий, как представляется, преодолеть ограничения количественного, «позитивистского» анализа.
В частности, в ходе Конгресса под председательством Гюнтера Мея (ФРГ) и Яна Вальсинера (США) состоялся симпозиум на тему «Почему психология становится качественной: Эпистемологические основы», прямо затрагивающий проблему противостояния двух исследовательских парадигм. По мнению его сторонников, использование качественного анализа не означает отхода от логической обоснованности метода получения новых знаний, однако это обоснование должно строиться на несколько других принципах, чем классические количественные методы. Так, в выступлении Яна Вальсинера прозвучало предположение, что количественная (основанная на вещественных числах) математика принципиально неспособна описывать психологические феномены. Сезар Чиснерос (Мексика) описал возможности использования формального анализа понятий (formal concept analysis) с целью совершенствования исследовательской практики в рамках качественного подхода в психологии. Качественный анализ и его возможное объединение с методами количественного анализа было также темой одного из семинаров (руководитель – Том Вайзнер, США), проведенных в рамках программы ARTS (Advanced Research Training Seminars) Международного союза психологической науки. Таким образом, в настоящее время в мировой психологии сосуществуют различные исследовательские парадигмы, каждая из которых бурно развивается. Одновременно наметилась тенденция к поиску точек взаимосоприкосновения.
Тематика представленных на Конгрессе работ крайне разнообразна и ее подробный анализ, безусловно, невозможен в рамках данной публикации. Тем не менее, представляется целесообразным выделить основные тематические блоки, охватывающие наибольшую часть сделанных на Конгрессе экспериментально-психологических сообщений (данный анализ основывается, в первую очередь, на содержании приглашенных лекций, приглашенных симпозиумов и обычных симпозиумов). Среди таких глобальных тем, в первую очередь, следует отметить исследования памяти, в частности, эпизодической памяти – ее организации, процесса образования устойчивого знания из эпизодических мнемических следов и т. д. Сразу несколько симпозиумов в рамках Конгресса было посвящено вопросу вычислительного моделирования эпизодической памяти. Исследования рабочей памяти были связаны с такими, скорее, прикладными аспектами, как решение арифметических задач и академическая успеваемость школьников. На этом фоне ярко выделялась приглашенная лекция Роберта Логи (Великобритания), посвященная анализу современного состояния концепции визуально-пространственной рабочей памяти. В этой лекции автор на основе крайне объемного экспериментального материала выдвинул аргументы в пользу функциональной и структурной специфичности рабочей памяти, не сводимой к активированной процессами фокусированного внимания области долговременной памяти (концепция долговременной рабочей памяти Андерса Эриксона и Вальтера Кинча).
Традиционно большое внимание на Конгрессе было уделено проблемам восприятия, в первую очередь зрительного. Отдельные симпозиумы были посвящены восприятию объектов и сложных сцен, а также процессам микрогенеза. Два симпозиума были посвящены проблеме восприятия лица человека. В целом для исследований в области восприятия характерен переход к использованию экспериментальных условий, близких к естественным, а также отказ от упрощенных экспериментальных стимулов. Та же тенденция наблюдается и в психофизических исследованиях, о чем свидетельствует наличие в программе Конгресса симпозиума с красноречивым названием «Экологическая психофизика – От лабораторного эксперимента к сложному реальному миру» (руководители Соноко Кувано, Япония, и Юрген Хельбрюк, ФРГ). Другим традиционным тематическим комплексом стало внимание. Для исследований в этой области характерен анализ взаимодействия внимания с другими психологическими процессами – памятью, эмоциями, исполнительным контролем, моторной программой и др. Современные теоретические разработки по проблеме зрительного внимания были представлены в одноименном приглашенном симпозиуме (руководитель – Клаус Бундесен, Дания).
В области высокоуровневого познания заметным тематическим кластером стали исследования по проблеме принятия решений и когнитивных эвристик. Несколько симпозиумов были посвящены принятию решений в условиях неопределенности, а также причинным суждениям. В целом для данной области также характерен переход к использованию сложных экспериментальных сценариев и стимуляции, приближающейся к естественной. Под руководством Дэвида Шанкса (Великобритания) был проведен отдельный приглашенный симпозиум по вопросам вычислительного моделирования процессов принятия решений. Другой заметный тематический кластер был образован психолингвистическими исследованиями. В частности, известный голландский психолингвист Виллим Левельт прочитал приглашенную лекцию, в которой представил общую многоэтапную модель порождения речи. В рамках сразу нескольких симпозиумов поднимался вопрос о взаимовлиянии языковых структур и познавательных процессов. На Конгрессе также было представлено значительное количество работ, связанных общей темой пространственного познания. Как представляется, изучение форм хранения, манипуляции и передачи пространственной информации приобретает для современного человека совершенно особое значение. Некоторые прорывные исследования в этой области были представлены на организованном крупным французским психологом Мишелем Дени приглашенном симпозиуме. В этой связи можно также отметить приглашенный симпозиум под руководством Барбары Тверски (США), посвященный использованию диаграмм с целью интенсификации процесса мышления. Тенденция к интеграции знаний об отдельных психологических процессах проявилась в наличии в программе Конгресса блока симпозиумов, посвященных проблемам взаимодействия перцептивного и моторного компонентов, а также проблеме «заземленного» познания.
Большой интерес среди участников Конгресса вызвал блок выступлений, объединенный общей темой эмоций. В настоящее время внимание исследователей привлекают к себе такие вопросы, как ментальные репрезентации эмоций (вопрос о дискретности или непрерывности эмоционального пространства), а также использование стратегий активной регуляции эмоциональных состояний с целью улучшения результата методов коррекции психических расстройств. Хотя в этой области традиционно господствуют корреляционные методы, в рамках Конгресса были представлены работы, применяющие рандомизированный эксперимент для исследования указанных проблем. Одним из наиболее значительных событий всего Конгресса стала приглашенная лекция Клауса Шерера (Швейцария), озаглавленная «Архитектура эмоций: Синхронизация компонентных процессов». В ней докладчик представил свое видение эмоций как процесса, подготавливающего оптимальное реагирование организма на жизненно важные события. Движущей силой этого процесса является взаимодействие оценок значимости события и способности организма к его конструктивному преодолению. Процесс является многоуровневым и рекурсивным и характеризуется переменной степенью синхронизации входящих в него подсистем. Лекция К. Шеравра стала ярким примером современной организации исследовательской программы, направленной на исчерпывающее изучение комплексного психологического феномена. В ней координированно используются корреляционные и, прежде всего, экспериментальные методы с привлечением техник трехмерного картирования мозга, электроэнцефалографии и психогенетики.
Экспериментальные работы, посвященные проблеме когнитивного контроля, составляют еще один тематический блок, наиболее часто представленный на Конгрессе.
В частности, в приглашенном симпозиуме под руководством Пио Тудела (Испания) затрагивались вопросы соотношения контроля «сверху-вниз» и автоматических процессов, а в приглашенном симпозиуме, организованном известным немецким специалистом Вольфгангом Принцем, была сделана попытка объединения теорий возникновения когнитивного контроля в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В частности, особое внимание было уделено языку как средству осуществления контроля за познавательными процессами. Отдельный приглашенный симпозиум был посвящен вопросу соотношения интеллекта и когнитивного контроля (руководитель – Эдвард Нека, Польша). В приглашенной лекции бельгийского специалиста Андрэ Вандирендонка когнитивный контроль рассматривался в контексте экспериментальной парадигмы переключения задач, которая крайне бурно развивалась в течение последних 10 лет. В лекции докладчик выдвинул аргументы в пользу возможности объединения противоречивых экспериментальных фактов в рамках единой теоретической схемы, использующей понятие контролируемой реконфигурации ментальных процессов при переключении с одной задачи на другую.
Последний тематический блок составляют исследования с применением технологий регистрации движений глаз, интерес к которым в последнее время значительно оживился как за рубежом, так и в нашей стране. Эти исследования (представленные, в том числе, и в рамках одного приглашенного симпозиума, руководитель – Райнгольд Клигл, ФРГ) связаны, прежде всего, с изучением процессов чтения. В ходе таких экспериментов обычно регистрируются фиксации и саккады, возникающие при чтении отрезков текста с манипулируемыми элементами. Было представлено несколько вычислительных моделей контроля за движениями глаз. В рамках отдельного симпозиума рассматривались практические аспекты использования регистрации движений глаз в современных обучающих технологиях.
XXIX Международный психологический конгресс показал также, что методика современных экспериментальных исследований в психологии претерпела существенные изменения. Это касается, в частности, расширенного использования новых средств и способов регистрации данных. Повсеместное применение находят установки для регистрации движения глаз, ЭЭГ и средства нейровизуализации (прежде всего, фМРТ). Методика современных экспериментальных исследований меняется и в части анализа данных. В рамках нескольких симпозиумов освещались такие вопросы, как анализ категориальных данных, выявление нелинейных зависимостей и др. Большой интерес вызвали работы, посвященные новым методам структурного моделирования. Представляется, что более широкое применение структурного моделирования в экспериментальных исследованиях позволит значительно повысить надежность и достоверность получаемых результатов. Методология экспериментальных исследований стала предметом специального рассмотрения на приглашенном симпозиуме «Анализ каузальных эффектов в экспериментальных и корреляционных исследованиях» (руководитель – Рольф Штайер, ФРГ), в работе которого приняли участие такие ведущие методологи, как Дональд Рубин, Вильям Шадиш и Томас Кук (все – США). В рамках симпозиума анализировались условия, при которых оказывается возможным сделать обобщенный причинный вывод, несмотря на наличие в оценках эффектов воздействий смешений, вызванных нерандомизированным подбором и отсевом испытуемых. Также был предложен ряд косвенных методик для определения наличия таких условий.
Таким образом, ХХIX Международный психологический конгресс продемонстрировал высокий уровень развития современной экспериментальной психологии. Многие классические темы продолжают интенсивно разрабатываться в русле экспериментального подхода, причем наблюдается отчетливый переход к экологически более валидным экспериментам. Ряд новых тем, таких как эмоции и когнитивный контроль, успешно подвергаются экспериментально-психологическому изучению. В современном психологическом эксперименте широко используются сложные методы регистрации первичных данных, а методики анализа данных постоянно совершенствуются. В исследовании сложных психологических феноменов господствует комплексный подход, при котором интенсивно эксплуатируются конвергирующие репликации. Методологические основы психологического эксперимента продолжают активно разрабатываться группой ведущих мировых экспертов.
В целом это свидетельствует о том, что эксперимент остается одним из наиболее совершенных средств получения нового знания в психологии. К сожалению, следует также отметить, что экспериментальные работы российских авторов на XXIX Международном психологическом конгрессе были, скорее, исключением, чем правилом. Остается надеяться, что в будущем российские психологи, возобновляя традиции отечественной экспериментальной психологии, смогут принять более активное участие в смотрах мировой психологической науки.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2981
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 760
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1