Склонность к принятию субъектной/объектной позиции курсантами и студентами во взаимодействиях с образовательной средой

294

Аннотация

В статье представлены результаты исследования склонности к принятию субъектной/объектной позиции в контексте субъект-средовых взаимодействий с образовательной средой военного и педагогического вузов. В исследовании приняли участие 199 респондентов. Полученные данные показали, что курсанты более склонны к принятию субъектной позиции, в то время как у студентов-гуманитариев более выражена склонность к принятию объектной позиции (F=3,498; p=0,043). Оценка субъектных качеств с помощью теста жизнестойкости, проведенная на той же выборке, показала, что образовательная среда военного вуза скорее относится к «карьерному», а не к «догматическому типу».

Общая информация

Ключевые слова: субъектность, субъектная/объектная позиция, курсанты, студенты, субъект-средовые взаимодействия, военный вуз, педвуз, образовательная среда, «догматический тип», «карьерный тип»

Рубрика издания: Экологическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120405

Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания ФГБНУ ПИ РАО.

Для цитаты: Лидская Э.В., Мдивани М.О., Панов В.И. Склонность к принятию субъектной/объектной позиции курсантами и студентами во взаимодействиях с образовательной средой // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 62–71. DOI: 10.17759/exppsy.2019120405

Фрагмент статьи

В связи с переходом на компетентностную парадигму обучения одной из важнейших задач современного образования является задача развития субъектных качеств и, соот­ветственно, субъектности обучающихся. Чаще всего имеются ввиду субъектные качества, обеспечивающие успешность овладения компетенциями, соответствующими профилю данного образовательного учреждения.

Литература

  1. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36—50.
  2. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2013. 396 с.
  3. Капцов А.В. Психолого-педагогическая концепция личностного развития студентов в условиях учебной группы: дисс. … д-ра психол. наук. Самара, 2017. 556 с.
  4. Кодесс П.Б. Экопсихологические взаимодействия с профессиональной средой (на примере социономических профессий) // Экопсихологические исследования—2 / Под ред. В.И. Панова. М.: УРАО «Психологический институт», 2011. С. 238—249.
  5. Колоницкая О.Л. Гуманитарная среда — один из способов решения проблем высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 431—435. URL https://moluch.ru/archive/40/4698/ (дата обращения: 22.11.2019).
  6. Крылов А.К., Александров Ю.И. Особенности взаимодействия рефлекторного агента со средой: модельное исследование // Экспериментальная психология. 2009. № 1. С. 5—22.
  7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  8. Лидская Э.В. Экопсихологические взаимодействия в социальном развитии детей раннего возраста // Экопсихологические исследования—2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития / Под ред. В.И. Панова. М.: УРАО «Психологический институт», 2011. С. 193—203.
  9. Лидская Э.В., Мдивани М.О., Носкова О.Г. Метод интервью в экопсихологическом исследовании профессий (на примере труда нотариусов) // Экопсихологические исследования: сб. материалов 5-ой Российской конференции по экопсихологической психологии. М.: ПИ РАО, 2009. С. 255—277.
  10. Мдивани М.О. Разработка методики определения объектной/субъектнойпозиции во взаимодействиях в образовательной среде // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конференции: в 5 т. Т. 2 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 377—380.
  11. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
  12. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
  13. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13—27.
  14. Панов В.И., Капцов А.В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2(5), С. 1219—1227.
  15. Селезнева М.В. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъектности курсантов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 220 с.
  16. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики (Коллективная монография) [Электронный ресурс] / Под. ред. М.О. Мдивани. М.: Перо, 2017. 160 с. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/375/ekopodkhod.pdf (дата обращения: 04.03.2018).
  17. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  18. Panov V. From Environmental Psychology to Subject-Environment Interactions [Электронный ресурс] // Proceedings of the 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2017). Part of the series ASSEHR. Moscow, Russia. Vol. 124. P. 1135—1139. // URL: https://doi.org/10.2991/iccessh-17.2017.265 (дата обращения: 04.03.2018).

Информация об авторах

Лидская Элеонора Викторовна, младший научный сотрудник, Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0239-1960, e-mail: elidskaya@gmail.com

Мдивани Марина Отаровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1573-0359, e-mail: mdivanim@gmail.com

Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, e-mail: ecovip@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 795
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 294
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3