Экспериментальная психология
2019. Том 12. № 4. С. 62–71
doi:10.17759/exppsy.2019120405
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Склонность к принятию субъектной/объектной позиции курсантами и студентами во взаимодействиях с образовательной средой
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъектность, субъектная/объектная позиция, курсанты, студенты, субъект-средовые взаимодействия, военный вуз, педвуз, образовательная среда, «догматический тип», «карьерный тип»
Рубрика издания: Экологическая психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120405
Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания ФГБНУ ПИ РАО.
Для цитаты: Лидская Э.В., Мдивани М.О., Панов В.И. Склонность к принятию субъектной/объектной позиции курсантами и студентами во взаимодействиях с образовательной средой // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 62–71. DOI: 10.17759/exppsy.2019120405
Фрагмент статьи
В связи с переходом на компетентностную парадигму обучения одной из важнейших задач современного образования является задача развития субъектных качеств и, соответственно, субъектности обучающихся. Чаще всего имеются ввиду субъектные качества, обеспечивающие успешность овладения компетенциями, соответствующими профилю данного образовательного учреждения.
Литература
-
Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36—50.
-
Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2013. 396 с.
-
Капцов А.В. Психолого-педагогическая концепция личностного развития студентов в условиях учебной группы: дисс. … д-ра психол. наук. Самара, 2017. 556 с.
-
Кодесс П.Б. Экопсихологические взаимодействия с профессиональной средой (на примере социономических профессий) // Экопсихологические исследования—2 / Под ред. В.И. Панова. М.: УРАО «Психологический институт», 2011. С. 238—249.
-
Колоницкая О.Л. Гуманитарная среда — один из способов решения проблем высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 431—435. URL https://moluch.ru/archive/40/4698/ (дата обращения: 22.11.2019).
-
Крылов А.К., Александров Ю.И. Особенности взаимодействия рефлекторного агента со средой: модельное исследование // Экспериментальная психология. 2009. № 1. С. 5—22.
-
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
-
Лидская Э.В. Экопсихологические взаимодействия в социальном развитии детей раннего возраста // Экопсихологические исследования—2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития / Под ред. В.И. Панова. М.: УРАО «Психологический институт», 2011. С. 193—203.
-
Лидская Э.В., Мдивани М.О., Носкова О.Г. Метод интервью в экопсихологическом исследовании профессий (на примере труда нотариусов) // Экопсихологические исследования: сб. материалов 5-ой Российской конференции по экопсихологической психологии. М.: ПИ РАО, 2009. С. 255—277.
-
Мдивани М.О. Разработка методики определения объектной/субъектнойпозиции во взаимодействиях в образовательной среде // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конференции: в 5 т. Т. 2 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 377—380.
-
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
-
Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
-
Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13—27.
-
Панов В.И., Капцов А.В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2(5), С. 1219—1227.
-
Селезнева М.В. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъектности курсантов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 220 с.
-
Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики (Коллективная монография) [Электронный ресурс] / Под. ред. М.О. Мдивани. М.: Перо, 2017. 160 с. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/375/ekopodkhod.pdf (дата обращения: 04.03.2018).
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
-
Panov V. From Environmental Psychology to Subject-Environment Interactions [Электронный ресурс] // Proceedings of the 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2017). Part of the series ASSEHR. Moscow, Russia. Vol. 124. P. 1135—1139. // URL: https://doi.org/10.2991/iccessh-17.2017.265 (дата обращения: 04.03.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 767
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 286
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1