Экспериментальная психология
2020. Том 13. № 2. С. 40–56
doi:10.17759/exppsy.2020130204
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Речевое взаимодействие в триадах «мать—дизиготные близнецы» в 4—6-летнем возрасте детей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дизиготные близнецы, материнская речь, взаимодействие, акустические характеристики, перцептивный анализ
Рубрика издания: Психолингвистика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130204
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ-ОГН №17- 0600503а, РНФ № 18-18-00063. По гранту РФФИ проведена аудио- и видеозапись взаимодействия матери и детей, фонетический, перцептивный анализ речи детей; по гранту РНФ — инструментальный спектрографический анализ речи и статистическая обработка данных.
Для цитаты: Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое взаимодействие в триадах «мать—дизиготные близнецы» в 4—6-летнем возрасте детей // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 40–56. DOI: 10.17759/exppsy.2020130204
Фрагмент статьи
В работах отечественных и зарубежных исследователей широко изучаются особенности взаимодействия матерей с детьми разного возраста и с различным психоневрологическим статусом, обсуждается влияние разных аспектов материнского поведения на формирование речи детей и их когнитивное развитие. Речевое взаимодействие матери и ребенка является одним из важных условий его развития, успешности освоения родного языка.
Литература
-
Баранов И.И., Токова З.З., Тадевосян А.А. Перинатальные исходы при многоплодных родах // Акушерство и гинекология. 2012. № 1. С. 98—102.
-
Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое развитие детей и вокально-речевое взаимодействие в триадах «мать—близнецы»: лонгитюдное исследование // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 3. Биология. 2012. № 4. C. 93—103.
-
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.
-
Ляксо Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать—ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал. 2005. Том 26. № 3. С. 94—106.
-
Ляксо Е.Е., Григорьев А.С. Динамика длительности и частотных характеристик гласных на протяжении первых семи лет жизни детей // Российский физиологический журнал. 2013. Том 99. № 9. С. 1097—1110.
-
Ляксо Е.Е., Столярова Э.И. Специфика реализации речевых навыков 4—5-летних детей в диалоге со взрослым // Психологический журнал. 2008. Том 29. № 3. C. 48—57.
-
Ляксо Е.Е., Фролова О.В. Анализ текстов речи «взрослый—ребенок», «взрослый—взрослый» при нормативном и типичном развитии информантов // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2017. Том 3. № 2. С. 20—47.
-
Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Смирнов А.Г., Куражова А.В., Гайкова Ю.С., Бедная Е.Д., Григорьев А.С. Уровень речевого развития детей на этапе формирования навыка чтения // Психологический журнал. 2012. Том 33. № 1. С. 73—87.
-
Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Рязанова Т.Б., Дозорцева А.В. Близнецы от рождения до трех лет. М.: КОГИТО-Центр, 2002. 144 c.
-
Слепокурова Н.А. О положении фонемной границы между гласными [i] — [e], [o] — [u] и [u] — [o] // Анализ речевых сигналов человеком. Проблемы физиологической акустики. 1971. Вып.7. Том 36. С. 138.
-
Aldrich N.J., Brooks P.J., Yuksel-Sokmen P.O., Ragir S., Flory M.J., Lennon E.M., Karmel B.Z., Gardner J.M. Infant twins’ social interactions with caregivers and same-age siblings // Infant Behavior and Development. 2015. Vol. 41. P. 127—141. doi:10.1016/j.infbeh.2015.08.005
-
Alin-Akerman B. The expectation and parentage of twins. A study on the language development of twin infants // Acta Geneticae Medicae et Gemellologiae: Twin Research. 1987. Vol. 36. № 2. Р. 225—232.
-
Anderson K.N., Rueter M., Connor J.J., Koh B.D. Observed mother— and father—child interaction differences in families with medically assisted reproduction-conceived twins and singletons // Family Process. 2017. Vol. 56. № 4, P. 997—1011. doi: 10.1111/famp.12254
-
Bjelic-Radisic V., Pristauz G., Haas J., Haas J., Tamussino K., Bader A., Lang U., Schlembach D. Neonatal outcome of second twins depending on presentation and mode of delivery // Twins Research and Human Genetics: the official jpornal of the International journal for Twin Studies. 2007. Vol. 10. № 3. P. 521—527. doi: 10.1375/twin.10.3.52
-
Breslau N., Chilcoat H.D., Johnson E.O., Andreski P., Lucia V.C. Neurologic Soft Signs and Low Birthweight: Their Association and Neuropsychiatric Implications // Biological Psychiatry. 2000. Vol. 47. № 1. P. 71—79.
-
Butler S., McMahon C., Ungerer G.A. Maternal speech style with prelinguistic twin infants // Infant and Child Development. 2003. Vol. 12. № 2. P. 129—143.
-
Conway D., Lytton H., Pysh F. Twin-singleton language differences // Canadian Journal of Behavioral Sciences. 1980. Vol. 12. P. 264—271.
-
De Roose М., Beeckmana D., Eggermont K., Vanhouche E., Hecke A.V., Verhaeghe S. Level of parenting stress in mothers of singletons and mothers of twins until one year postpartum: A cross-sectional study // Women Birth. 2017. Vol. 31. № 3. P. 197—203. doi: 10.1016/j.wombi.2017.09.003
-
Dʼhaeseleer E., Geenens E., Parmentier S., Corthals P., Van Lierde K. Language Development of Three- to Twelve- Year-Old Twins Compared to Singletons // Folia Phoniatr Logop. 2016. Vol. 68. P. 92—98. doi: 10.1159/000446701
-
Dodd B., McEvoy S. Twin language or phonological disorder? // Journal of Child Language. 1994. Vol. 20. № 2. P. 273—289.
-
Dostanic T., Sustersic B., Paro-Panjan D. Developmental outcome in a group of twins: Relation to perinatal factors and general movements // European Journal of Paediatric Neurology. 2018. Vol. 22. P. 682—689. doi: 10.1016/j.ejpn.2018.04.006
-
Fernald A., Simon Т. Expanded intonation contours in mother’s speech to newborns // Devel. Psychol. 1984. Vol. 20. № 1. P. 104—113.
-
Fogel A. A relational-historical approach to theory and reseach on communication // The mother-child bond / Ed. M.I. Genta. Rome: Carocci Editore, 1988. P. 1—24 (reprint).
-
Hay D.A., O’Brien P.J. Early Influences on the School Social Adjustment of Twins // Acta Geneticae Medicae et Gemellologiae: Twin Research. 1987. Vol. 36. № 2. P.239—248.
-
Lyakso Е., Gromova A. The acoustic characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age // Psychol. Lang. Communication. 2005. Vol. 9. № 2. P. 5—14.
-
Lyakso Е., Frolova O. Speech interaction in “Mother-Child” dyads with 4—7 years old typically developing children and children with autism spectrum disorders // Lecture Notes in Computer Science. 2018. Vol. 11096. P. 347—356. doi: doi.org/10.1007/978-3-319-99579-3_37
-
Matheny A.P., Bruggemann C. Articulation proficiency in twins and singletons from families of twins // Journal of Speech and Hearing Research. 1972. Vol. 15. № 4. P. 845—851.
-
Noy A., Taubman-Ben-Ari J. Well-Being and Personal Growth in Mothers of Full-Term and Pre-Term Singletons and Twins // Stress and Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress. 2015. Vol. 31. № 5. P. 365—372. doi: 10.1002/smi.2560
-
Olivennes F., Golombok S., Ramoqida C., Rust J. Behavioral and cognitive development as well as family functioning of twins conceived by assisted reproduction: findings from a large population study // Fertility and Sterility. 2005. Vol. 84. № 3. P. 725—733. doi:10.1016/j.fertnstert.2005.03.039
-
Rice M.L., Zubrick S.R., Taylor C.L., Hoffman L., Gayan J. Longitudinal study of language and speech of twins at 4 and 6 years: twinning effects decrease, zygosity effects disappear, and heritability increases // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. Vol. 61. P. 79—93. doi: 10.1044/2017_ JSLHR-L-16-0366
-
Rooney R., Hay D., Levy F. Small for gestational age as a predictor of behavioral and learning problems in twins // Twin Research. 2003. Vol. 6. P. 46—54.
-
Rossi A.C., Mullin P.L., Chmait R.H. Neonatal outcomes of twins according to birth order, presentation and mode of delivery: a systematic review meta-analysis // An International Journal of Obstetrics and G. 2011. Vol. 118. № 5. P. 523—531. doi: 10.1111/j.1471-0528.2010.02836.
-
Rutter M., Thorpe K., Greenwood R., Northstone K., Golding J. Twins as a natural experiment to study the causes of mild language delay: I: Design, twin-singleton differences in language, and obstetric risks // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44. P. 326—341.
-
Taylor C. L., Rice M. L., Christensen D., Blair E., Zubrick S. R. Prenatal and perinatal risks for late language emergence in a population-level sample of twins at age 2. // BMC Pediatrics. 2018. Vol. 18. № 41. P. 1—9. doi:10.1186/s12887-018-1035-9
-
Thorpe К. Twin children’s language development // Early Human Development. 2006. Vol. 82. P. 387— 395. doi:10.1016/j.earlhumdev.2006.03.012
-
Tully L.A., Moffitt T.E., Caspi A., Taylor A., Kiernan H., Andreou P. What effect does classroom separation have on twins’ behavior, progress at school, reading abilities// Twin Research. 2004. Vol. 7. P. 115—124. doi:10.1375/136905204323016087
-
Vorperian H.K., Kent R.D. Vowel Acoustic Space Development in Children: A Synthesis of Acoustic and Anatomic Data // Journal of Speech Language and Hearing Ressearch. 2007. Vol. 50. № 6. P. 1510—1545. doi: 10.1044/1092-4388(2007/104)
-
Wermke K., Robb M.P. Fundamental Frequency of Neonatal Crying: Does Body Size Matter? // Journal of Voice. 2010. Vol. 24. № 4. P. 388—394. doi: 10.1016/j.jvoice.2008.11.002
-
Zlatic L., Macneilage P.F., Matyear C.L., Davis B.L. Babbling of twins in a bilingual environment // Applied Psycholinguistics. 1997. Vol. 18. № 4. P. 453—469.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 535
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 240
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0