Экспериментальная психология
2020. Том 13. № 2. С. 40–56
doi:10.17759/exppsy.2020130204
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Речевое взаимодействие в триадах «мать—дизиготные близнецы» в 4—6-летнем возрасте детей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дизиготные близнецы, материнская речь, взаимодействие, акустические характеристики, перцептивный анализ
Рубрика издания: Психолингвистика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130204
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ-ОГН №17- 0600503а, РНФ № 18-18-00063. По гранту РФФИ проведена аудио- и видеозапись взаимодействия матери и детей, фонетический, перцептивный анализ речи детей; по гранту РНФ — инструментальный спектрографический анализ речи и статистическая обработка данных.
Для цитаты: Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое взаимодействие в триадах «мать—дизиготные близнецы» в 4—6-летнем возрасте детей // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 40–56. DOI: 10.17759/exppsy.2020130204
Полный текст
Введение
В работах отечественных и зарубежных исследователей широко изучаются особенности взаимодействия матерей с детьми разного возраста и с различным психоневрологическим статусом, обсуждается влияние разных аспектов материнского поведения на формирование речи детей и их когнитивное развитие. Речевое взаимодействие матери и ребенка является одним из важных условий его развития, успешности освоения родного языка [3; 22]. В процессе речевого взаимодействия с матерью ребенок извлекает информацию о фонетических, артикуляционных моделях, характерных для звуков данного языка, получает возможность отрабатывать речевые навыки в соответствии с примерами, демонстрируемыми матерью [23; 4]. Материнская речь (МР), обращенная к ребенку раннего возраста, отличается по своим характеристикам от речи, адресованной взрослому [22]. Родители при взаимодействии с детьми, имеющими нарушения развития, изменяют свою речь с учетом речевых способностей детей, тем самым стимулируя развитие у них навыков общения [26; 7].
Формирование речи близнецов обладает определенной спецификой [33; 19]. На протяжении первого года жизни близнецов показано более позднее появление слоговых конструкций, их меньшее разнообразие по сравнению с одиночно рожденными детьми [39; 2], более позднее появление первых слов [35; 17; 2]. В дошкольном возрасте наблюдается медленное увеличение словарного запаса и формирование фразовой речи, использование простых грамматических конструкций, преобладание глаголов и функциональных слов в спонтанной речи [9; 35; 17]. Дети-близнецы имеют сложности в артикуляции звуков [27; 24; 20], трудности в овладении навыком чтения [36]. С одной стороны, специфику речевого развития близнецов объясняют тем, что они относятся к группе риска в связи с особенностями их пренатального развития, периода адаптации после рождения, раннего постнатального развития [31; 34; 21]. Недоношенность, малый вес новорожденного, низкие баллы по шкале Апгар оказывают влияние на уровень развития общей моторики, новорожденных близнецов и в дошкольном возрасте приводят к задержке речевого [21], когнитивного развития, возникновению синдрома дефицита внимания и гиперактивности [15]. Роды при многоплодной беременности в 95% случаев сопровождаются осложнениями, связанными с неправильным положением плодов, длительным или стремительным течением, родовыми травмами, гипоксией [1]. В парах с близнецами вторые по порядку рождения дети в большей степени подвержены риску перинатальных осложнений независимо от способа родоразрешения [32]; при рождении они имеют более низкие баллы по шкале Апгар, чаще подвержены гипоксии [14]. У них фразовая речь формируется позже, чем у первых [35]. Однако открытым является вопрос о различиях в речевом развитии между первыми и вторыми по порядку рождения детьми в дошкольном возрасте.
С другой стороны, установлено, что фактор взаимодействия с матерью и членами семьи [29; 11] является наиболее значимым для речевого и когнитивного развития близнецов.
На этапе раннего развития детей-близнецов вокально-речевое взаимодействие в триадах характеризуется несоблюдением пятиминутной ситуации общения между матерью и ребенком; МР, обращенная к близнецам, содержит преимущественно повествовательные предложения, обращения и комментарии, отсутствует звуковая игра, характерная для речи матерей нормативно развивающихся одиночно рожденных детей [2]. МР, адресованная к одиночно рожденным детям и детям-близнецам, отличается и по акустическим характеристикам. Вариативность частоты основного тона и длительность гласных в словах МР, обращенной к детям-близнецам в возрасте от 3 мес до 2 лет, значимо меньше, чем эти же параметры в МР, обращенной одиночно рожденным детям [2].
В период с 6 до 12 лет качество взаимодействия и коммуникации матери с детьми- близнецами ниже по сравнению с матерями одиночно рожденных детей [13]. На взаимоотношения матери и детей-близнецов оказывают влияние депрессия, стресс, что приводит к снижению вовлеченности матери во взаимодействие с детьми, уменьшению сензитивности при общении с близнецами. Матери близнецов чаще проявляют враждебность по отношению к детям [18].
При изучении особенностей коммуникации матери с детьми-близнецами и речевого развития близнецов исследователи в основном делают акцент на сравнение с группой одиночно рожденных детей и ранний возраст детей — первые 3 года жизни.
Принимая во внимание тот факт, что в интранатальном периоде вторые по порядку рождения близнецы из пары подвергаются большему риску осложнений; и с учетом имеющихся литературных сведений о раннем речевом развитии детей-близнецов можно предположить, что уровень речевого развития детей в пределах пары будет различаться и в более старшем возрасте — 4—6 лет. С учетом существующих данных о связи характеристик речевого поведения матери с уровнем речевого развития ребенка [26] представляется важным рассмотреть особенности речевого поведения матери при взаимодействии с каждым из близнецов в паре с целью выявления связей между характеристиками МР, обращенной к первому и второму ребенку-близнецу, и уровнем речевого развития детей.
В работе проверяются две гипотезы. В качестве первой гипотезы проверяли предположение о том, что характеристики речевого взаимодействия матери и уровень речевого развития детей-близнецов взаимосвязаны и изменяются с возрастом детей. Вторая гипотеза — первые по порядку рождения дети из пар дизиготных близнецов по сравнению со вторыми детьми имеют более высокий уровень речевого развития в возрасте 4—6 лет по синтаксической структуре реплик в диалоге, количеству произносимых согласных звуков, значениям частоты основного тона гласных в словах.
Для проверки гипотез были поставлены следующие задачи исследования: 1) изучить особенности речевого взаимодействия матери с близнецами в возрасте 4—6 лет, специфику речи матери, обращенной к детям-близнецам в паре; 2) определить уровень речевого развития детей — дизиготных близнецов, сравнить особенности речевого развития близнецов в паре.
Методика
В исследовании принимали участие 5 триад «мать—дизиготные близнецы» в возрасте детей от 4 до 6 лет. Дети родились путем кесарева сечения на сроке гестации 36—38 недель, имели вес при рождении от 2100 г до 3580 г, баллы по шкале Апгар 7/8, по заключению невропатолога, диагноз — перинатальная энцефалопатия легкой степени тяжести (Р.91.8 по МКБ-10, 1998). Под первым и вторым ребенком понимали порядок рождения ребенка в результате кесарева сечения. Возраст матерей на момент рождения детей-близнецов составлял от 24 до 32 лет (28±3 лет).
В работе использован междисциплинарный подход, включающий комплексную методику [6; 8; 26]: аудио и видеозапись речевого взаимодействия матери с детьми; экспертный анализ фрагментов речевого взаимодействия матери с детьми; перцептивный, фонетический, инструментальный спектрографический анализ речи детей; статистический анализ данных.
Запись речи и поведения близнецов в процессе взаимодействия с матерью проводили в домашних условиях с интервалом в 6 месяцев. Для наиболее полной оценки речевых способностей детей использовали стандартизированные ситуации: 1) диалог матери и ребенка на заданные темы 2) описание картинок в книге; 3) пересказ.
Аудиозапись осуществляли на цифровой магнитофон «Marantz PMD660» с использованием выносного микрофона «SENNHEIZER e835S», для видеосъемки использовали камеру «Sony HDR-c X560E».
Для экспертного анализа отобрано 184 фрагмента речевого взаимодействия матери с ребенком в возрасте 4, 5, 6 лет длительностью до 20 с. (62, 60, 62 — количество фрагментов соответственно для каждого возраста). Фрагменты прослушивали эксперты — специалисты в области изучения детской речи (n=8, возраст — 28±6 лет). Эксперты заполняли анкету, содержащую 21 параметр, характеризующий МР и 19 характеристик речи ребенка [26].
Проводили анализ ответных реплик детей в диалогах при взаимодействии с матерью. Определяли частоту встречаемости реплик разного типа: одно слово, простое предложение, сложное предложение, реплика из нескольких фраз.
Для проведения перцептивного анализа речи детей были составлены 30 аудиотестов, содержащих слова и фразы детей, вырезанные из фрагментов взаимодействия с матерью. Аудиторы — носители русского языка, не имеющие профессионального опыта общения с детьми (n=90), прослушивали тест и записывали символами русского алфавита транскрипцию слов и фраз, определяли значение услышанного. Слово считалось достоверно распознанным, если 75% и более аудиторов правильно указали его значение. С целью оценки сформированности артикуляторных навыков близнецов слова описывал профессиональный фонетист с помощью символов системы транскрибирования SAMPA для русского языка.
С помощью инструментального спектрографического анализа в звуковом редакторе Cool Edit Pro определяли временные и спектральные характеристики гласных в словах детей-близнецов. Определяли длительность гласных. На стационарных участках гласных определяли значение частоты основного тона (ЧОТ, F0) и первых двух формант (F1, F2). То есть использовали акустические характеристики речи, отражающие физиологические процессы изменения конфигурации речевого тракта, иннервации голосовых складок, формирования речевого дыхания. Формой представления данных о спектральных характеристиках гласных является построение на двухформантной плоскости (с координатами F1, F2) формантных треугольников с вершинами, соответствующими значениям двух первых формант кардинальных гласных [а], [у], [и]. Для определения четкости артикуляции гласных считали площадь формантного треугольника по формуле [37], адаптированной для русского языка [5].
Статистическую обработку данных проводили в программе «Statistica 10.0» с использованием непараметрического критерия Манна—Уитни, ранговой корреляции Спирмана (при уровне значимости p<0,05), множественного регрессионного анализа.
Исследование одобрено Этическим комитетом СПбГУ.
Результаты
Особенности речевого взаимодействия «мать—ребенок» в парах с близнецами
Экспертный анализ фрагментов речевого взаимодействия матери с близнецами показал, что мать инициирует речевое взаимодействие с детьми 4—5-летнего возраста в 100% случаев, к шестилетнему возрасту мать инициирует взаимодействие с первым ребенком в 85%, а со вторым в 75% случаев. К разряду эмоциональных эксперты отнесли 60% и 55% высказываний матери, обращенных к четырехлетним близнецам, к пятилетнему возрасту количество эмоциональных высказываний, обращенных к первым и вторым детям, снижается до 30% и 35% соответственно. В 100% высказываний матери обращаются к близнецам, четко и громко произнося слова и фразы, 80—90% высказываний матерей грамматически просты. В речи матерей эксперты отмечают такие характеристики, как стимуляция к общению (до 60% высказываний), повторы слов за детьми, выделение голосом слов, растягивание звуков в словах, паузы между фразами. Матери обращаются по имени, употребляют указания в речи, обращенной преимущественно ко вторым детям.
Для проверки предположения о взаимосвязи между характеристиками речевого поведения матери и характеристиками речи близнецов для регрессионного анализа в качестве независимых переменных выбраны характеристики МР, обращенной детям, зависимых переменных — характеристики речи детей.
Выявлена связь между характеристиками МР и характеристиками речи близнецов (рис. 1). При проявлении инициативы со стороны матери, первые дети отвечают разборчиво (F(1,70)=16,651; p<0,0001; R2=0,192; 0=0,438), произносят разные типы реплик, включая фразы (F(1,70)=6,7190; p<0,01; R2=0,296; 0=0,582); вторые дети — репликами из одного слова (F(1,70)=7,2811; p<0,005; R2=0,129; 0=0,365).
Четкое произношение матери при взаимодействии с первыми детьми приводит к формированию разборчивой речи (F(1,70)=25,910; p<0,00001; R2=0,259; 0=0,519) и ответам фразой (F(1,70)=9,6385; p<0,002; R2=0,121; 0=0,347) у первых детей; со вторыми детьми — к ответным репликам с их стороны (F(1,70)=17,922; p<0,0001; R2=0,203; 0=0,451), чаще однословным (F(1,70)=4,0389; p<0,05, F(1,70); R2=0,156; 0=0,395). Когда мать обращается к близнецам, первые дети отвечают на реплику матери (F(1,70)=16,945; p<0,0001; R2=0,194; 0 =0,444) фразой (F(1,70)=8,9230; p<0,003; R2=0,113; 0=0,336); вторые повторяют часть реплики матери (F(1,70)=12,348; p<0,001;R2=0,149; 0=0,387).
Поэтому при обращении ко вторым детям мать дополнительно стимулирует их к ответу. Так, вторые дети произносят фразы, когда мать использует комплекс характеристик: ее речь эмоциональна (F(20,51)=2,299; p<0,01 R2=0,474; 0=0,56), она задает вопросы 0=0,849) или отвечает на вопросы ребенка (0=0,849), обращается к ребенку по имени (0=0,454).
Мать обращается к первым детям по имени, когда они повторяют часть реплики матери (F(1,70)=8,2534; p<0,005; R2=0,105; 0=0,324) или сердятся (F(1,70)=8,253; p<0,005; R2=0,113; 0=0,272); ко вторым, если они не проявляют инициативу при взаимодействии (F(1,70)=4,452;p<0,0001;R2=0,125;0=0,256). При стимуляции матерью детей к ответу первые (F(1,70)=16,322; p<0,0001; R2=0,189; 0=0,334) и вторые дети (F(1,70)=13,180; p<0,00001; R2=0,158; 0=0,398) отвечают на реплики матери, однако первые дети проявляют при этом положительные эмоции (F(1,70)=19,676; p<0,0001; R2=0,194; 0=0,219), а вторые дети повторяют часть реплики матери (F(1,70)=10,199; p<0,002; R2=0,127; 0=0,356) и могут проявлять как положительные (F(1,70)=45,805; p<0,00001; R2=0,396; 0=0,628), так и отрицательные эмоции (F(1,70)=10,199; p<0,002; R2=0,127; 0=0,356).
Рис. 1. Характеристики материнской речи и речи детей при взаимодействии (по данным регрессионного анализа); 0 — коэффициент регрессии
Для ответа на вопрос о различиях в возрастной динамике характеристик МР, обращенной к первым и вторым детям, с применением регрессионного анализа в качестве независимой переменной был выбран возраст детей (табл. 1). В МР, обращенной к первым детям, с увеличением возраста детей уменьшается количество повторов слов детей (F(1,70)=28,341; p<0,00005;R2=0,288;0=-0,537), мать реже растягивает звуки в словах (F(1,70)=14,172; p<0,00005; R2=0,168; 0=-0,410), реже выделяет голосом слова. В МР, адресованной вторым детям, с увеличением возраста мать чаще обращается к ним по имени (F(1,70)=44,888; p<0,00001; R2=0,390; 0=0,625) и использует больше указаний (F(1,70)=24,421; p<0,00001; R2=0,259; 0=0,508).
Таблица 1
Возрастная динамика характеристик материнской речи, обращенной к близнецам
Независимая переменная: возраст детей |
||||||
R2 |
F |
в |
Ст откл в |
B |
Ст откл B |
t |
Первый ребенок |
||||||
Зависимая переменная: |
||||||
повторяет слова за ребенком |
||||||
0,288 |
28,341 |
-0,537 |
0,101 |
-1,804 |
0,339 |
-5,324 |
растягивает звуки в словах |
||||||
0,168 |
14,172 |
-0,410 |
0,109 |
-1,858 |
0,494 |
-3,765 |
Второй ребенок |
||||||
зависимая переменная: |
||||||
обращается по имени |
||||||
0,39 |
44,888 |
0,625 |
0,093 |
1,727 |
0,258 |
6,700 |
содержит указания |
||||||
0,259 |
24,421 |
0,508 |
0,103 |
1,543 |
0,312 |
4,940 |
Примечание: R2 — коэффициент корреляции (квадрат); р — коэффициент регрессии; ст откл — стандартное отклонение.
Таким образом, выявлена связь между характеристиками речи матери и детей-близнецов в процессе их речевого взаимодействия. Показаны различия в характеристиках МР, обращенных к первому и второму по порядку рождения ребенка из пары, особенности речевого поведения первых и вторых детей из пары при взаимодействии с матерью. Прослежена возрастная динамика МР.
Во второй части исследования с целью выявления специфики речевого развития близнецов в парах проведен детальный анализ речи детей на основе комплексного подхода.
Структура ответных реплик детей при взаимодействии с матерью
В диалоге с матерью и при описании картинок у всех четырехлетних детей преобладают реплики из одного слова (например, «кашу») или простого предложения (например, «У зас есть сережки») (табл. 3). Сложные предложения (например, «Я ее поехала, потому что папа меня ее позвал») встречаются в речи только первых детей. К 5 годам, как у первых, так и у вторых детей, уменьшается частота встречаемости реплик из одного слова и простой фразы, увеличивается частота встречаемости реплик из нескольких фраз. При описании картинки частота встречаемости реплик из нескольких фраз значимо выше (p<0,05) у первых по порядку рождения детей. При пересказе у первых детей преобладают реплики из одного слова и нескольких фраз, у вторых — простые фразы и реплики из одного слова.
В 6 лет в диалоге с матерью и при описании картинок реплики детей-близнецов представлены преимущественно одним словом или простой фразой. К 6 годам в диалоге с взрослым увеличивается частота встречаемости сложных фраз в речи обоих детей в парах близнецов. При описании картинки в речи первых детей возрастает частота встречаемости сложных фраз, у вторых детей увеличивается частота встречаемости простых фраз и реплик из нескольких фраз. При пересказе первые дети значимо чаще (p<0,01) произносят реплики из нескольких фраз, вторые дети — реплики из одного слова. При описании картинок частота встречаемости реплик из одного слова значимо выше (p<0,05) у вторых детей, только у первых присутствуют сложные фразы. При пересказе первые дети значимо чаще (p<0,01) произносят реплики из нескольких фраз, вторые дети — реплики из одного слова. Выявлена связь между весом ребенка при рождении и частотой встречаемости реплик из одного слова (r=-0,9; p<0,001; критерий Спирмена), простой фразы (r=0,83; p<0,01) и сложной фразы (r=0,85; p<0,01).
Таблица 2
Структура ответных реплик детей при взаимодействии с матерью
Возраст детей |
Ситуация |
Дети |
Вид реплики (частота встречаемости) |
|||
Одно слово |
Простая фраза |
Сложная фраза |
Несколько фраз |
|||
4 года |
Диалог |
Первые |
0,64 |
0,30 |
0,03 |
0,02 |
Вторые |
0,71 |
0,27 |
0,01 |
0,01 |
||
Картинка |
Первые |
0,77 |
0,23 |
|
|
|
Вторые |
0,70 |
0,26 |
0,04 |
|
||
5 лет |
Диалог |
Первые |
0,47 |
0,29 |
0,01 |
0,06 |
Вторые |
0,41 |
0,28 |
0,01 |
0,07 |
||
Картинка |
Первые |
0,38 |
0,35 |
0,01 |
0,26 |
|
Вторые |
0,35 |
0,50 |
0,02 |
0,13 |
||
Пересказ |
Первые |
0,65 |
0,15 |
|
0,2 |
|
Вторые |
0,43 |
0,41 |
0,05 |
0,11 |
||
6 лет |
Диалог |
Первые |
0,51 |
0,31 |
0,06 |
0,04 |
Вторые |
0,53 |
0,35 |
0,04 |
0,07 |
||
Картинка |
Первые |
0,22 |
0,39 |
0,17 |
0,23 |
|
|
Вторые |
0,34 |
0,37 |
|
0,29 |
|
Пересказ |
Первые |
0,33 |
0,18 |
0,04 |
0,46 |
|
|
Вторые |
0,42 |
0,18 |
0,05 |
0,13 |
Примечание: полужирным шрифтом отмечены статистически значимые различия между первыми и вторыми детьми — p<0,05, критерий Манна—Уитни.
Распознавание слов, произносимых детьми, аудиторами
При прослушивании тестов, содержащих вырезанные из контекста диалога слова четырехлетних детей-близнецов, с вероятностью 0,75 аудиторы распознавали значение 20% и 30% слов первого и второго ребенка соответственно. Значимых различий по этому показателю между первыми и вторыми детьми не выявлено. Аудиторы правильно определяли количество слогов в словах.
К пятилетнему возрасту детей количество слов, распознаваемых аудиторами с вероятностью 0,75, увеличивается до 40% и 35% у первого и второго ребенка соответственно. В тех словах, значение которых не было достоверно распознано, аудиторы правильно указывали количество слогов (10% и 20%), гласные звуки (20% и 15%), согласные звуки только в словах первого ребенка (10%). Более высокий процент распознанных слов вторых детей 4-хлетнего возраста и большее количество слогов, правильно указанных в словах пятилетних вторых по порядку рождения детей по сравнению с первыми, можно объяснить более простым фонетическим составом их слов.
К шести годам количество слов, значение которых достоверно распознают аудиторы, достигает 60%. Сложности при распознавании вызывают слова с пропусками или заменами согласных на другие звуки, слова, содержащие согласные с несформированной артикуляцией. В этих словах аудиторы правильно определяют слоговую структуру и гласные.
Фонетический анализ слов детей
С возрастом увеличивается количество звуков, четко артикулируемых как первыми, так и вторыми детьми. В возрасте 4 и 5 лет согласные звуки первых детей описываются большим количеством символов SAMPA (в 4 года — 31 и 26 символами, в 5 лет — 34 и 29 символами). В 4 года у вторых детей, по сравнению с первыми, не описаны зубной согласный [z], губно-зубные согласные. У детей начинают формироваться звуки со сложной артикуляцией — [S], [tS’], однако дети чаще заменяют их на другие согласные. Наиболее частотными являются замены согласных звуки [r], [tS’]. Различия между первыми и вторыми детьми заключаются в замене согласных [ts], [b] — у первых детей, [v] — у вторых детей. У первых детей, по сравнению со вторыми, по порядку рождения выявлена значимо меньшая (p<0,01) частота встречаемости пропусков согласных в словах, присутствуют ошибки, связанные с добавлением согласных и слогов в словах.
К 5 годам у всех близнецов появляется нормативный вариант произнесения согласного [Z], у первых детей — согласных [s], [S’], [r], у вторых — [S], [tS’]. Но у всех детей в парах близнецов преобладают варианты замен этих небно-зубных согласных на другие согласные. В речи детей присутствуют слова, содержащие звуки с несформированной артикуляцией.
К 6 годам у первых и вторых детей формируется правильная артикуляция небно-зубных звуков [tS’], [ts], [S’]. Наряду с нормативным произнесением этих звуков, дети продолжают заменять согласные. В словах, как первых, так и вторых детей, присутствуют 33 согласных звука, исключение составляют у первых детей мягкий согласный [r’], у вторых детей — [Z].
Уменьшается количество вариантов замен согласных в словах всех детей. Наиболее часто дети заменяют звук [r]. У первых детей, в отличие от вторых, присутствуют замены звука [v], у вторых — замены звука [d].
В целом, несмотря на улучшение артикуляторных навыков близнецов в период с четырех до шести лет, фонетическая сторона их речи не достигает нормативных показателей к шестилетнему возрасту.
Акустические характеристики гласных из слов близнецов
В период с 4 до 6 лет значения ЧОТ ударных гласных из слов первых детей значимо ниже (p<0,05), чем у вторых (рис. 2А). ЧОТ ударных гласных из слов первых детей значимо снижается к шестилетнему возрасту (4 года — 345±67 Гц, медиана — 345 Гц; 6 лет — 317±66 Гц, медиана — 301 Гц). ЧОТ ударных гласных из слов вторых детей значимо не изменяется (4 года — 382±73Гц, медиана — 388 Гц; 6 лет — 339±64 Гц, медиана — 375 Гц). Длительность ударных и безударных гласных и их стационарных участков снижается в период с 4 до 6 лет в словах всех детей и значимо не различается в словах первых и вторых детей. У всех детей длительность ударных гласных значимо больше (p<0,01), чем безударных (рис. 2Б). Уменьшение длительности гласных и их стационарных участков с возрастом отражает процессы формирования речевого дыхания у детей.
Формантные треугольники ударных гласных [а], [у], [и] из слов первых и вторых детей в возрасте 4, 5, 6 лет располагаются в высокочастотной области двухформантной плоскости (рис. 3), что связано с высокими значениями ЧОТ гласных детей. В 4 года формантный треугольник гласных из слов вторых детей смещен в более высокочастотную область по сравнению с формантным треугольником гласных из слов первых детей (рис. 3А). Значения формантных частот гласного [у], первой форманты гласного [и], второй форманты гласного [а] достоверно ниже в словах первых детей (p<0,05). В 5 лет значение ЧОТ, F1 ударного гласного [а] значимо ниже (p<0,05) в словах первых детей. В 6 лет значения формантных частот гласного [у] в словах обоих детей в парах дизиготных близнецов смещаются в область расположения гласного [o] взрослой речи. Формантный треугольник гласных из слов вторых детей приближается по своему расположению на двухформантной плоскости к формантному треугольнику гласных из слов первых детей (рис. 3Б). Различия между первыми и вторыми детьми заключаются в более низких значениях ЧОТ ударного гласного и первых двух формант гласного [а] первых детей.
Рис. 2. Акустические характеристики ударных гласных из слов детей (медианы): А — частота основного тона, черная линия — первые дети, серая линия — вторые дети. * — p<0,05, ** — p<0,01, критерий Манна—Уитни, различия между первыми и вторыми детьми; Б — длительность, черная сплошная линия — ударного гласного, черная пунктирная линия — безударного гласного первых детей, серая сплошная линия — ударного гласного, серая пунктирная линия — безударного гласного вторых детей. ** — p<0,01, *** — p<0,001, критерий Манна—Уитни, различия по длительности ударных и безударных гласных
Рис. 3. Формантные треугольники с вершинами, соответствующими значениям первых двух формант гласных звуков [а], [у], [и] из слов, произносимых детьми (медианные значения): А — 4 года, Б — 6 лет. Сплошная линия — первые дети, прерывистая линия — вторые дети; вертикальными и горизонтальными линиями обозначены фонемные границы между гласными [10]
Значения площадей формантных треугольников гласных из слов первых и вторых детей значимо не различаются, за исключением пятилетнего возраста, когда площадь формантного треугольника гласных вторых детей значимо больше (p<0,05), чем у первых.
Обсуждение
В ходе лонгитюдного исследования с использованием комплексного методического подхода получены новые данные о речевом развитии детей — дизиготных близнецов в возрасте 4—6 лет в процессе их речевого взаимодействия с матерью; показаны различия в характеристиках МР, обращенной к первому и второму ребенку в паре. Выбор в качестве объекта исследования дизиготных близнецов обоснован увеличением частоты рождения этих детей, связанной с тенденцией к увеличению возраста деторождения матерей, а также благодаря использованию методов вспомогательных репродуктивных технологий [29]. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения взаимного влияния характеристик МР и детской речи в дошкольном возрасте, так как именно к концу данного периода начинается подготовка детей к школьному обучению.
Используемый в данной работе подход к сравнению особенностей развития речи у близнецов в пределах пары позволяет выявить связь между характеристиками МР, обращенной к каждому ребенку в паре, и уровнем его речевого развития.
Согласно существующим в литературе данным, матери близнецов меньше взаимодействуют с детьми, реже привлекают их внимание, реже им читают [35]. Наблюдается рассогласование коммуникативных сигналов в триаде «мать—близнецы», возникающее из-за необходимости распределения внимания между двумя детьми [12; 9]. Исследователи полагают, что такая ситуация вызывает у матерей стресс, в особенности при отсутствии помощи со стороны близких [18; 28]. Показано, что матери близнецов часто подвержены депрессии [35]. В нашей работе оценивается, насколько мать использует предоставленную ей возможность индивидуального общения с каждым из детей для реализации присущего ей стиля взаимодействия с ребенком. Все матери, принимающие участие в данном исследовании, проявляют инициативу при взаимодействии с детьми, но, согласно данным регрессионного анализа, в большей степени стимулируют к общению вторых по порядку рождения детей, которые, по результатам проведенного анализа, имеют более низкий уровень речевого развития. Так, при взаимодействии со вторыми по порядку рождения детьми, в том случае, если они не проявляют инициативу, матери произносят отдельные слова в ситуации пересказа или рассказа по картинке или отвлекаются от темы диалога, дополнительно стимулируя ребенка к ответу. Например, изменяют интонацию, выделяют голосом слова, обращаются к ребенку по имени, чтобы привлечь его внимание и активизировать его речевое поведение. Таким образом, полученные результаты подтверждают предположение о связи характеристик МР с уровнем речевого развития ребенка.
Полученные данные о более простой структуре ответных реплик вторых по порядку рождения детей в диалоге с матерью соответствуют данным экспертного анализа. В возрасте от 4 до 6 лет у первых и у вторых детей из пар дизиготных близнецов происходит постепенное усложнение реплик, произносимых в диалогах со взрослым, что согласуется с общими тенденциями развития одиночно рожденных детей [6]. При этом у первых детей в парах реплики имеют более сложную синтаксическую структуру по сравнению с репликами вторых детей, что, вероятно, обусловливается более медленным темпом освоения грамматических конструкций вторыми по порядку рождения детьми и подтверждает предположение о более высоком уровне речевого развития первых детей.
В работе в качестве одного из основных методов использован инструментальный спектрографический анализ, который применяется для изучения физиологических механизмов формирования речи.
Наблюдаемая динамика акустических характеристик речи близнецов в период с 4 до 6 лет отражает процессы роста, дифференцировки тканей речевого тракта и соответствует изменению акустических характеристик речи одиночно рожденных детей [5; 25]. Обнаруженная в ходе исследования закономерность, указывающая на наличие более высоких значений ЧОТ гласных из слов вторых по порядку рождения детей, с одной стороны, может объясняться антропометрическими показателями детей, с другой стороны, может отражать незрелость механизмов иннервации голосовых складок и влияние нейрофизиологических факторов на характер их работы [38]. Показано, что дети, имеющие нарушения развития, демонстрируют более высокие значения ЧОТ, что может быть маркером, отражающим нарушение нейромоторной регуляции структур голосового аппарата [26]. Таким образом, данные инструментального спектрографического анализа подтверждают выдвинутое предположение о более высоком уровне речевого развития первых по порядку рождения детей.
Несмотря на снижение значений ЧОТ, смещение формантных треугольников гласных первых и вторых детей в низкочастотную область двухформантной плоскости, значения ЧОТ и формантных частот остаются высокими и не соответствуют значениям этих характеристик гласных взрослой речи, что показано и на одиночно рожденных детях [5; 25].
Метод фонетического анализа речи детей позволил проследить динамику формирования согласных как звуков речи, требующих более сложной координации работы отделов речевого тракта и дыхательной системы ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о большем количестве согласных, произносимых первыми детьми из пар дизиготных близнецов во все возрастные срезы, за исключением 6 лет, по сравнению с количеством, произносимых вторыми. Данный факт подтверждает выдвинутое предположение о более высоком уровне сформированности артикуляторных навыков и соответственно о более четкой нейромоторной координации всех элементов речевого тракта первых детей. Однако к 6 годам все дети продолжают совершать ошибки при произнесении согласных в словах, что согласуется с данными, полученными на материале английского языка, об артикуляционных трудностях, возникающих у близнецов [24; 20].
В ходе проведенного исследования с использованием комплекса методов для анализа речи подтверждено предположение о более высоком уровне речевого развития первых по порядку рождения детей в парах близнецов, что может быть обусловлено биологическими и социальными факторами. В частности, особенностями перинатального периода, например, более высоким весом первых детей при рождении по сравнению со вторыми по порядку рождения детьми. Согласно имеющимся в литературе данным, вторые по порядку рождения дети в большей степени подвержены риску во время родов [32]. С другой стороны, различиями в характеристиках взаимодействия матери с детьми, в процессе которого мать, с учетом особенностей речевого поведения второго ребенка из пары, дополнительно старается активизировать его речевую активность, используя при этом большее разнообразие характеристик МР, что присуще матерям детей более раннего возраста.
Заключение
В ходе лонгитюдного исследования подтверждены проверяемые гипотезы о взаимосвязи характеристик речевого поведения матери и характеристик речевого поведения детей-близнецов, отражающих уровень их речевого развития, о различиях в уровне речевого развития детей в паре. Выявлены различия в характеристиках материнской речи, обращенной к первым и вторым детям из пары, в зависимости от их речевого поведения и возраста. В процессе речевого взаимодействия мать в большей степени стимулирует к общению вторых по порядку рождения детей, имеющих более низкий уровень речевого развития, используя более широкий диапазон характеристик материнской речи. Выявлены характеристики речи детей-близнецов, по которым различается уровень речевого развития первого и второго ребенка в паре: значения ЧОТ гласных, значения формант ударных гласных в 4 года, количество произносимых согласных и ошибки, совершаемые при их произнесении, сложность ответных реплик.
Литература
- Баранов И.И., Токова З.З., Тадевосян А.А. Перинатальные исходы при многоплодных родах // Акушерство и гинекология. 2012. № 1. С. 98—102.
- Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое развитие детей и вокально-речевое взаимодействие в триадах «мать—близнецы»: лонгитюдное исследование // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 3. Биология. 2012. № 4. C. 93—103.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.
- Ляксо Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать—ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал. 2005. Том 26. № 3. С. 94—106.
- Ляксо Е.Е., Григорьев А.С. Динамика длительности и частотных характеристик гласных на протяжении первых семи лет жизни детей // Российский физиологический журнал. 2013. Том 99. № 9. С. 1097—1110.
- Ляксо Е.Е., Столярова Э.И. Специфика реализации речевых навыков 4—5-летних детей в диалоге со взрослым // Психологический журнал. 2008. Том 29. № 3. C. 48—57.
- Ляксо Е.Е., Фролова О.В. Анализ текстов речи «взрослый—ребенок», «взрослый—взрослый» при нормативном и типичном развитии информантов // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2017. Том 3. № 2. С. 20—47.
- Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Смирнов А.Г., Куражова А.В., Гайкова Ю.С., Бедная Е.Д., Григорьев А.С. Уровень речевого развития детей на этапе формирования навыка чтения // Психологический журнал. 2012. Том 33. № 1. С. 73—87.
- Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Рязанова Т.Б., Дозорцева А.В. Близнецы от рождения до трех лет. М.: КОГИТО-Центр, 2002. 144 c.
- Слепокурова Н.А. О положении фонемной границы между гласными [i] — [e], [o] — [u] и [u] — [o] // Анализ речевых сигналов человеком. Проблемы физиологической акустики. 1971. Вып.7. Том 36. С. 138.
- Aldrich N.J., Brooks P.J., Yuksel-Sokmen P.O., Ragir S., Flory M.J., Lennon E.M., Karmel B.Z., Gardner J.M. Infant twins’ social interactions with caregivers and same-age siblings // Infant Behavior and Development. 2015. Vol. 41. P. 127—141. doi:10.1016/j.infbeh.2015.08.005
- Alin-Akerman B. The expectation and parentage of twins. A study on the language development of twin infants // Acta Geneticae Medicae et Gemellologiae: Twin Research. 1987. Vol. 36. № 2. Р. 225—232.
- Anderson K.N., Rueter M., Connor J.J., Koh B.D. Observed mother— and father—child interaction differences in families with medically assisted reproduction-conceived twins and singletons // Family Process. 2017. Vol. 56. № 4, P. 997—1011. doi: 10.1111/famp.12254
- Bjelic-Radisic V., Pristauz G., Haas J., Haas J., Tamussino K., Bader A., Lang U., Schlembach D. Neonatal outcome of second twins depending on presentation and mode of delivery // Twins Research and Human Genetics: the official jpornal of the International journal for Twin Studies. 2007. Vol. 10. № 3. P. 521—527. doi: 10.1375/twin.10.3.52
- Breslau N., Chilcoat H.D., Johnson E.O., Andreski P., Lucia V.C. Neurologic Soft Signs and Low Birthweight: Their Association and Neuropsychiatric Implications // Biological Psychiatry. 2000. Vol. 47. № 1. P. 71—79.
- Butler S., McMahon C., Ungerer G.A. Maternal speech style with prelinguistic twin infants // Infant and Child Development. 2003. Vol. 12. № 2. P. 129—143.
- Conway D., Lytton H., Pysh F. Twin-singleton language differences // Canadian Journal of Behavioral Sciences. 1980. Vol. 12. P. 264—271.
- De Roose М., Beeckmana D., Eggermont K., Vanhouche E., Hecke A.V., Verhaeghe S. Level of parenting stress in mothers of singletons and mothers of twins until one year postpartum: A cross-sectional study // Women Birth. 2017. Vol. 31. № 3. P. 197—203. doi: 10.1016/j.wombi.2017.09.003
- Dʼhaeseleer E., Geenens E., Parmentier S., Corthals P., Van Lierde K. Language Development of Three- to Twelve- Year-Old Twins Compared to Singletons // Folia Phoniatr Logop. 2016. Vol. 68. P. 92—98. doi: 10.1159/000446701
- Dodd B., McEvoy S. Twin language or phonological disorder? // Journal of Child Language. 1994. Vol. 20. № 2. P. 273—289.
- Dostanic T., Sustersic B., Paro-Panjan D. Developmental outcome in a group of twins: Relation to perinatal factors and general movements // European Journal of Paediatric Neurology. 2018. Vol. 22. P. 682—689. doi: 10.1016/j.ejpn.2018.04.006
- Fernald A., Simon Т. Expanded intonation contours in mother’s speech to newborns // Devel. Psychol. 1984. Vol. 20. № 1. P. 104—113.
- Fogel A. A relational-historical approach to theory and reseach on communication // The mother-child bond / Ed. M.I. Genta. Rome: Carocci Editore, 1988. P. 1—24 (reprint).
- Hay D.A., O’Brien P.J. Early Influences on the School Social Adjustment of Twins // Acta Geneticae Medicae et Gemellologiae: Twin Research. 1987. Vol. 36. № 2. P.239—248.
- Lyakso Е., Gromova A. The acoustic characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age // Psychol. Lang. Communication. 2005. Vol. 9. № 2. P. 5—14.
- Lyakso Е., Frolova O. Speech interaction in “Mother-Child” dyads with 4—7 years old typically developing children and children with autism spectrum disorders // Lecture Notes in Computer Science. 2018. Vol. 11096. P. 347—356. doi: doi.org/10.1007/978-3-319-99579-3_37
- Matheny A.P., Bruggemann C. Articulation proficiency in twins and singletons from families of twins // Journal of Speech and Hearing Research. 1972. Vol. 15. № 4. P. 845—851.
- Noy A., Taubman-Ben-Ari J. Well-Being and Personal Growth in Mothers of Full-Term and Pre-Term Singletons and Twins // Stress and Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress. 2015. Vol. 31. № 5. P. 365—372. doi: 10.1002/smi.2560
- Olivennes F., Golombok S., Ramoqida C., Rust J. Behavioral and cognitive development as well as family functioning of twins conceived by assisted reproduction: findings from a large population study // Fertility and Sterility. 2005. Vol. 84. № 3. P. 725—733. doi:10.1016/j.fertnstert.2005.03.039
- Rice M.L., Zubrick S.R., Taylor C.L., Hoffman L., Gayan J. Longitudinal study of language and speech of twins at 4 and 6 years: twinning effects decrease, zygosity effects disappear, and heritability increases // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. Vol. 61. P. 79—93. doi: 10.1044/2017_ JSLHR-L-16-0366
- Rooney R., Hay D., Levy F. Small for gestational age as a predictor of behavioral and learning problems in twins // Twin Research. 2003. Vol. 6. P. 46—54.
- Rossi A.C., Mullin P.L., Chmait R.H. Neonatal outcomes of twins according to birth order, presentation and mode of delivery: a systematic review meta-analysis // An International Journal of Obstetrics and G. 2011. Vol. 118. № 5. P. 523—531. doi: 10.1111/j.1471-0528.2010.02836.
- Rutter M., Thorpe K., Greenwood R., Northstone K., Golding J. Twins as a natural experiment to study the causes of mild language delay: I: Design, twin-singleton differences in language, and obstetric risks // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44. P. 326—341.
- Taylor C. L., Rice M. L., Christensen D., Blair E., Zubrick S. R. Prenatal and perinatal risks for late language emergence in a population-level sample of twins at age 2. // BMC Pediatrics. 2018. Vol. 18. № 41. P. 1—9. doi:10.1186/s12887-018-1035-9
- Thorpe К. Twin children’s language development // Early Human Development. 2006. Vol. 82. P. 387— 395. doi:10.1016/j.earlhumdev.2006.03.012
- Tully L.A., Moffitt T.E., Caspi A., Taylor A., Kiernan H., Andreou P. What effect does classroom separation have on twins’ behavior, progress at school, reading abilities// Twin Research. 2004. Vol. 7. P. 115—124. doi:10.1375/136905204323016087
- Vorperian H.K., Kent R.D. Vowel Acoustic Space Development in Children: A Synthesis of Acoustic and Anatomic Data // Journal of Speech Language and Hearing Ressearch. 2007. Vol. 50. № 6. P. 1510—1545. doi: 10.1044/1092-4388(2007/104)
- Wermke K., Robb M.P. Fundamental Frequency of Neonatal Crying: Does Body Size Matter? // Journal of Voice. 2010. Vol. 24. № 4. P. 388—394. doi: 10.1016/j.jvoice.2008.11.002
- Zlatic L., Macneilage P.F., Matyear C.L., Davis B.L. Babbling of twins in a bilingual environment // Applied Psycholinguistics. 1997. Vol. 18. № 4. P. 453—469.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 703
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 301
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1