Феномен лжи в детском возрасте: амбивалентный подход

1219

Аннотация

Проведенный авторами анализ фиксирует амбивалентный (двойственный) подход к феномену лжи как со стороны общества, так в определенной степени и в научном сообществе. С одной стороны, ложь, особенно у детей, – это очевидно негативное явление, которое необходимо разными способами преодолевать. С другой стороны, в большинстве исследований феномен лжи рассматривается как важнейшая социальная компетенция, необходимая для успешной адаптации в обществе. В статье показано, что амбивалентное отношение общества к феномену лжи вытекает из двойственной природы самого этого явления (обмана как намеренного действия), а именно: склонность ко лжи положительно связана с развитием когнитивных и регуляторных возможностей ребенка. Именно потому ранние проявления обмана у детей авторы этих исследований рассматривают как вполне позитивные. Более того, обнаружено, что с феноменом лжи прямо и, судя по всему, содержательным образом соотносится такое важное для общества качество как креативность.

Общая информация

Ключевые слова: феномен лжи, амбивалентный подход, мотивы лжи, интеллектуально-личностное развитие, просоциальное поведение, креативность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090112

Для цитаты: Юркевич В.С., Емельянова И.В. Феномен лжи в детском возрасте: амбивалентный подход [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 114–124. DOI: 10.17759/jmfp.2020090112

Литература

  1. Ариели Д. Честно о нечестности. «Альпина Диджитал», 2012. 300 с.
  2. Иэн Л. Прирожденные лжецы. Мы не можем жить без обмана. Москва: РИПОЛ классик, 2012. 350 с.
  3. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма / И. Кант. М., 1980. С. 292–298.
  4. Макиавелли Н. Государь. Москва: Аст, 2006. 176 с.
  5. Монтень М. Опыты. Москва: Аст, 2020. 767 с.
  6. Радзиховский Л.А. Милый лжец [Электронный ресурс] // Человек. 1990. № 1. URL: http://nikolai.strana.de/psychologie/humanproblem/probl23.html (дата обращения: 24.03.2020).
  7. Райт Р. Моральное животное. Москва: Аст, 2020. 512 с.
  8. Харрис С. Ложь. Почему говорить правду всегда лучше. Альпина Диджитал, 2013. 90 с.
  9. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. 448 с.
  10. Экман П. Узнай лжеца по выражению лица. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 272 с.
  11. Amygdala volume reduction in psychopaths / Y. Yang [et al.]; Society for Research in Psychopathology, 2006.
  12. Blanton B. Radical Honesty: How to Transform Your Life by Telling the Truth. USA: Sparrowhawk Publishing, 2006. 277 p.
  13. Byrne R. The Thinking Ape: Evolutionary Origins of Intelligence. Oxford: Oxford University Press, 1995. 266 p.
  14. Cheating in the name of others: Offering prosocial justifications promotes unethical behavior in young children / L. Zhao [et al.] // Journal of Experimental Child Psychology. 2019. Vol. 177. P. 187–196. DOI:10.1016/j.jecp.2018.08.006
  15. De Solemne M. La Sincerite du Mensonge. Paris: Dervy, 1999. 135 p.
  16. DePaulo B. Singled Out: How Singles Are Stereotyped, Stigmatized, and Ignored, and Still Live Happily Ever After. New York: St. Martin's Press, 2006. 336 p.
  17. Dor D. The role of the lie in the evolution of human language // Language Sciences. 2017. Vol. 63. P. 44–59. DOI:10.1016/j.langsci.2017.01.001
  18. Elementary school children’s cheating behavior and its cognitive correlates / X.P. Ding [et al.] // Journal of Experimental Child Psychology. 2014. Vol. 121. P. 85–95. DOI:10.1016/j.jecp.2013.12.005
  19. Gino F., Ariely D. The Dark Side of Creativity: Original Thinkers Can Be More Dishonest // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 102. № 3. P. 445–459. DOI:10.1037/a0026406
  20. Gunia B.C., Levineb E.E. Deception as competence: The effect of occupational stereotypes on the perception and proliferation of deception // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2019. Vol. 152. P. 122–137. DOI:10.1016/j.obhdp.2019.02.003
  21. Livingstone D. Why We Lie: The Evolutionary Roots of Deception and the Unconscious Mind. New York: St. Martin's Press, 2004. 253 p.
  22. Lying and Truth-Telling in Children: From Concept to Action / F. Xu [et al.] // Child Development. 2010. Vol. 81. № 2. P. 581–596. DOI:10.1111/j.1467-8624.2009.01417.x
  23. Megelmann J., Rapp J. Diotima The influence of reputational concerns on children's prosociality // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 20. P. 92–95. DOI:10.1016/j.copsyc.2017.08.024
  24. Mottron L. The power of аutism // Nature. 2011. Vol. 479. №. 7371. P. 33–35. DOI:10.1038/479033a
  25. Pants on Fire? Detecting Children's Lies / V. Talwar [et al.] // Applied Developmental Science. 2009. Vol. 13. № 3. P. 119–129. DOI:10.1080/10888690903041519
  26. Polite, Instrumental, and dual liars: Relation to children's developing social skills and cognitive ability / J. Lavoie [et al.] // International Journal of Behavioral Development. 2017. Vol. 41. № 2. DOI:10.1177/0165025415626518
  27. Reddy V. How infants know minds. London: Harvard University Press, 2008. 273 p.
  28. Talwar V., Lee K. Social and Cognitive Correlates of Children’s Lying Behavior // Child Development. 2008. Vol. 79. № 4. P. 866–881. DOI:10.1111/j.1467-8624.2008.01164.x
  29. The brain adapts to dishonesty / N. Garrett [et al.] // Nature Neuroscience. 2016. Vol. 19. №. 12. P. 1727–1732. DOI:10.1038/nn.4426
  30. The Creativity of Lying: Divergent Thinking and Ideational Correlates of the Resolution of Social Dilemmas / J. Walczyka [et al.] // Creativity Research Journal. 2008. Vol. 20. № 3. P. 328–342. DOI:10.1080/10400410802355152
  31. Wilson A.E., Smith M.D., Hildy S.R. The Nature and Effects of Young Children's Lies // Social Development. 2003. Vol. 12. № 1. P. 21–45. DOI:10.1111/1467-9507.00220

Информация об авторах

Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586, e-mail: vinni-vi@mail.ru

Емельянова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3006-1598, e-mail: emerina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1130
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1219
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0