Современная зарубежная психология
2021. Том 10. № 4. С. 17–32
doi:10.17759/jmfp.2021100402
ISSN: 2304-4977 (online)
Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта
Аннотация
В 2011 году авторы опубликовали обзор англоязычной психологической литературы, связанной с одаренностью, талантом, выдающимся положением, высокой производительностью и творчеством. Осуществленный анализ литературных источников позволил разработать мегамодель развития талантов, которая пока не обрела своей окончательной формы и используется в качестве инструмента для продвижения политики и практики поддержки одаренных детей в таких областях, как наука, искусство, спорт и профессиональная деятельность. Модель содержит семь базовых принципов, к которым недавно добавился восьмой. Эти принципы формулируются следующим образом: (1) одаренность чувствительна к внешнему воздействию и проявляется в разных предметно-специфических областях; (2) одаренным должны быть предоставлены возможности для трансформации своего потенциала в компетенцию, компетенции в экспертный уровень, и экспертного уровня в преобразующее творчество; (3) предметно-специфические области различаются по срокам возникновения интереса к ним, достижения пика интереса и его спада; 4) возможности для развития талантов должны предоставляться в школе, вне школы и после окончания школы; (5) талантливые люди должны уметь пользоваться предоставляемыми им возможностями; (6) психические навыки, такие как преодоление отвлекающих факторов, могут быть усвоены в ходе специального обучения и являются важными в процессе развития талантов; (7) социальные навыки, такие как способность продвигать себя, становятся все более важными в процессе развития талантов; (8) для того чтобы развитие талантов и обучение одаренных стали более сбалансированными, необходим широкий доступ семьи и школы к инсайдерским знаниям, связанным с процессом развития таланта.
Общая информация
Ключевые слова: развитие таланта, высокая исполнительская деятельность, предметно-специфические области, инсайдерские знания, психосоциальные навыки, возможности , траектории
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100402
Получена: 22.10.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 17–32. DOI: 10.17759/jmfp.2021100402
Литература
- Anderson R.K., Boaler J., Dieckmann J. Achieving elusive teacher change through challenging myths about learning: A blended approach // Education Sciences. 2018. Vol. 8. № 3. P. 1–33. DOI:10.3390/educsci8030098
- Benchmarking psychosocial skills important for talent development / P. Olszewski-Kubilius [et al.] // New Directions for Child and Adolescent Development. 2019. Vol. 168. P. 161–176. DOI:10.1002cad.20318
- Bloom B.J. Generalizations about talent development [Электронный ресурс] // Developing talent in young people / Ed. B.J. Bloom. New York : Ballantine Books, 1985. P. 507–549. URL: https://books.google.ru/books?id=wmDyDwAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 22.11.2021).
- Conceptions of giftedness / Eds. R.J. Sternberg, J.E. Davidson. New York: Cambridge University Press, 1984. 479 p.
- Ericsson K.A., Pool R. Peak: Secrets from the new science of expertise [Электронный ресурс]. Boston: Houghton Mifflin Harcourt, 2016. 336 p. URL: https://books.google.ru/books?id=GmcpCgAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 22.11.2021).
- Fransen J., Gullich A. Talent identification and development in game sports // The psychology of high performance: Developing human potential into domain-specific talent / Eds. R.F. Subotnik, P. Olszewski-Kubilius, F.C. Worrell. Washington, DC: American Psychological Association, 2019. P. 59–92. DOI:10.1037/0000120-002
- Gladwell M. Outliers: The story of success. New York: Back Bay Books, Little, Brown and Company, 2008. 336 p.
- Ifrah G. The universal history of numbers: From prehistory to the invention of the computer. New York: Wiley, 2000. 656 p.
- Jarvin L., Subotnik R.F. Wisdom from conservatory faculty: Insights on success in music performance // Roeper Review. 2010. Vol. 32. № 2. P. 78–87. DOI:10.1080/02783191003587868
- Krutetskii V.A. The psychology of mathematical abilities in school children. University of Chicago Press, 1976. 417 p.
- Lerchenmueller M.J., Sorenson O., Jena A.B. Gender differences in how scientists present the importance of their research: Observational study // BMJ. 2019. Vol. 367. article ID, l6573, 9 p. DOI:10.1136/bmj.l6573
- Libertus M.E., Feigenson L., Halberda J. Preschool acuity of the approximate number system correlates with school math ability // Developmental Science. 2011. Vol. 14. № 6. P. 1292–1300. DOI:10.1111/j.1467-7687.2011.01080.x
- Olszewski-Kubilius P., Subotnik R.F., Worrell F.C. Aiming talent development toward creative eminence in the 21st Century // Roeper Review. 2016. Vol. 38. № 3. P. 140–152. DOI:10.1080/02783193.2016.1184497
- Olszewski-Kubilius P., Subotnik R.F., Worrell F.C. The role of domains in the conceptualization of talent // Roeper Review. 2017. Vol. 39. № 1. P. 59–69. DOI:10.1080/02783193.2017.1247310
- Portenga S.T. High performance talent development in golf // The psychology of high performance: Developing human potential into domain-specific talentIn / Eds. R.F. Subotnik, P. Olszewski-Kubilius, F.C. Worrell. American Psychological Association, 2019. P. 23–58. DOI:10.1037/0000120-003
- Reyes D.L, Salas E. What makes a team of experts an expert team? // The psychology of high performance: Developing human potential into domain-specific talent / Eds. R.F. Subotnik, P. Olszewski-Kubilius, F.C. Worrell. Washington, DC: American Psychological Association, 2019. P. 141–159. DOI:10.1037/0000120-007
- Sternberg R.J. Giftedness as Developing Expertise: A theory of the interface between high abilities and achieved excellence // High Ability Studies. 2001. Vol. 12. № 2. P. 159–179. DOI:10.1080/13598130120084311
- Subotnik R.F. Talent developed: Conversations with masters in the arts and sciences. Eliot Feld // Journal for the Education of the Gifted. 2002. Vol. 25. № 3. P. 290–302. DOI:10.1177/016235320202500305
- Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Channeling gifted abilities into transformative creative productivity // Transformational giftedness / Eds. R.J. Sternberg, D. Ambrose, S. Karami. Palgrave Macmillan. In press.
- Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. № 1. P. 3–54. DOI:10.1177/1529100611418056
- Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. The relationship between expertise and giftedness: A talent development perspective // The science of expertise: Behavioral, neural, and genetic approaches to complex skill / Eds. D.Z. Hambrick, G. Campitelli, B.N. Macnamara. New York, NY: Routledge, 2017. P. 427–434. DOI:10.4324/9781315113371-25
- Tannenbaum A.J. Gifted children: Psychological and educational perspectives. New York: Macmillan Publishing Company, 1983. 527 p.
- Teacher key opinion leaders and mental health consultation in low-income urban schools / M.S. Atkins [et al.] // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2008. Vol. 76. № 5. P. 905–908. DOI:10.1037/a0013036
- Tsay C.J. Sight over sound in the judgment of music performance // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110. № 36. P. 14580–14585. DOI:10.1073/pnas.1221454110
- Wagner I. Producing excellence: The making of virtuosos [Электронный ресурс]. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2015. 336 p. URL: https://books.google.ru/books?id=TDqYCgAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 22.11.2021).
- What’s past is prologue: Relations between early mathematics knowledge and high school achievement / T.W. Watts [et al.] // Educational Researcher. 2014. Vol. 43. № 7. P. 352–360. DOI:10.3102/0013189X14553660
- Worrell F.C., Olszewski-Kubilius P., Subotnik R.F. The psychology of high performance: Overarching themes // The psychology of high performance: Translating human potential into domain-specific talent / Eds. R.F. Subotnik, P. Olszewski-Kubilius, F.C. Worrell. Washington, DC: American Psychological Association, 2019. P. 369–385. DOI:10.1037/0000120-018
- Worrell F.C., Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P. Talent development: A path toward eminence // APA handbook of giftedness and talent / Ed. S. Pfeiffer. Washington, DC: American Psychological Association, 2018. P. 247–258. DOI:10.1037/0000038-016
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1181
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 532
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 17