Введение
Новая коронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19)
значительно повлияла на жизнь людей во всем мире. К настоящему времени
проведено большое количество психологических исследований, посвященных изучению
влияния пандемии на взрослых [1; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 18; 20; 26 и др.]. Но
публикаций, посвященных исследованию данного феномена в отношении детей, на
момент поиска было обнаружено меньше [10; 13; 15; 23; 24; 25, 27; 32; 33; 36;
40; 44].
Меры социальной изоляции, введенные из-за распространения
COVID-19 повлияли на доступность образования и ухода для детей всех возрастов.
В большинстве стран был введен карантин, а также другие ограничения,
направленные на снижение уровня заболеваемости. Страны вводили серьезные
ограничения для профилактики заражения COVID-19 с января 2020 года. В том числе
закрывались образовательные учреждения, детские сады, площадки [Sinha, 2020]. В 188
странах школы и детские сады полностью приостановили свою деятельность [Pandemic school closures, 2020].
Сотни тысяч детей оказались без доступа к образовательным организациям. Однако
обеспечить полноценную замену данных организаций практически невозможно,
поэтому вопрос изучения механизмов последствий карантина и факторов,
усиливающих и ослабляющих его влияние на психическое развитие детей, становится
крайне важным. Особым условием являлась неопределенность окончания периода
карантина и, как следствие, открытия образовательных организаций.
Вынужденное нахождение дома детей и родителей привнесли
изменения как на уровне взаимоотношений внутри коллективов, так и на уровне
семейных взаимоотношений [Леонова, 2020]. Для семей с детьми карантин связан с прекращением
посещения учебных заведений, общественных мест, в том числе детских площадок,
уменьшением круга общения, снижением физической активности.
Карантин привел к существенным изменениям и в социальной
ситуации развития детей, смене доступных видов деятельности. Есть все основания
предполагать, что столь длительный период времени в условиях социальных
ограничений мог повлиять на психическое развитие детей [Impact of COVID-19, 2020]. В результатах
исследования Шен и коллег отражено не только значительное влияние пандемии на
психическое детей, но и то, что она оказывает неблагоприятные воздействия на
развитие детей в будущем, и это воздействие имеет долгосрочный эффект
[Diagnosis, treatment, and, 2020].
Важным является и само отношение детей к карантину. В
исследовании Семеновой и коллег отражено,
что в старшем дошкольном возрасте большая часть детей
знает о том, что такое опасность и ее источники. В том числе дошкольники имеют
представление и о пандемии. Показано, что дети чаще всего представляют образ
коронавируса как опасность и угрозу жизни и здоровью, наделяют его в основном
негативными чертами. Ситуация карантина и пандемия воспринимается детьми как
угроза неудовлетворенных потребностей в безопасности, свободе, активности
[Семенова, 2021].
Цель настоящего обзора — рассмотрение и систематизация
эмпирических исследований, выделение факторов, повлиявших на психическое
развитие детей во время пандемии.
Исследовательская задача обзора состояла в систематизации
проведенных исследований, попытке выявления факторов, которые в период
карантина влияют на психическое развитие детей.
Отбор исследований психического развития детей во время пандемии
Подход информационного поиска и отбора материалов. Поиск
материалов для обзора осуществлялся с помощью различных информационных
платформ, основными стали: Web of Science, Elibrary. Ввиду особенностей темы
исследований все работы были опубликованы с 2020 по 2022 г. При отборе
учитывались: соответствие тематике обзора, размер выборки, возраст участников.
Исходя из этого было отобрано 18 исследований о влиянии пандемии на развитие
детей. Два из них не имели эмпирической части, одно было посвящено исследованию
развития детей в более раннем возрасте и не включало дошкольников, и в одном
большее внимание уделялось физическому развитию ребенка, а не когнитивному.
Таким образом, в данный обзор было включено 14 полнотекстовых версий работ [15;
22; 23; 24; 25; 27; 30; 31; 32; 33; 36; 40; 41; 44].
Характеристика участников исследований. Совокупную
информационную базу для обзора составили респонденты анализируемых
исследований. Максимальный объем выборки в анализируемых работах — 14647 детей
[SARS pandemic exposure, 2021], минимальный — 12 [Wijaya, 2022]. Возраст детей, принявших участие в рассматриваемых
исследованиях, составляет от 0 до 18 лет. В 11 исследованиях возраст участников
составлял менее 11 лет, именно им мы уделили большее внимание. В исследованиях,
где участие принимали более старшие дети, анализ был правомерен по нескольким
причинам: в одном исследовании выводы были сосредоточены на результатах,
полученных в отношении более младших детей [Faulkner, 2020], в другой публикации
большинству детей (75%) было от 5 до 11 лет [Hutchison, 2020], в третьем исследовании, где
возраст участников превышал заявленный в обзоре, средний возраст составил 7,14
[Pastore, 2020]. Все это обусловило решение включить 3 данных исследования в обзор.
Методики и процедура проведения исследований. В
большинстве исследований процесс сбора данных проходил онлайн и включал 2
этапа: до начала карантина и после, что обусловило возможность изучения влияния
карантина и пандемии. Одно исследование было построено с применением
лонгитюдного метода, что позволило авторам учесть динамику изменений более
полно [Home environment and, 2022]. В приведенных для обзора исследованиях применялись опросные методы,
опросы в основном заполнялись родителями. Если в семье было несколько детей, то
данные просили заполнять об одном ребенке. В исследованиях также использовалась
стандартная анкета, где взрослые заполняли данные о своем образовании, доходе,
количестве детей в семье, социально-экономическом статусе.
Исследования отличаются большим разнообразием методик,
однако три работы включали в себя применение опросника Strength and
Difficulties Questionnaire (SDQ) [Changes in Emotional-Behavioral, 2021; Linnavalli, 2021; Pastore, 2020]. Это опросник успехов и
трудностей, который включает в себя следующие шкалы:
«Эмоциональные проблемы», «Проблемы с поведением»,
«Гиперактивность», «Проблемы со сверстниками», шкалу «Просоциального поведения»
и «Общее число проблем». Данный опросник был разработан для оценки
поведенческих и психологических проблем у детей профессором Лондонского
института психиатрии Р. Гудманом в конце 1990-х годов. Он используется во всем
мире, переведен более чем на 60 языков и обладает высокой точностью диагностики
[Skovgaard, 2012]. В исследованиях использовались разные версии опросника. По каждому
вопросу родителей просят оценить поведение ребенка по следующим категориям
ответов: «неверно», «отчасти верно» или «определенно верно». В анкетах,
связанных с пандемией, родителям предлагались вопросы о демографических данных,
здоровье [Changes in Emotional-Behavioral, 2021], об условиях ухода за детьми и профессиональной сфере,
физиологическом и когнитивном развитии [SARS pandemic exposure, 2021], финансовом положении семьи,
статусе супружеских отношений, совместных видах деятельности родителей и детей
[Casar, 2022] и о том, изменил ли период пандемии их отношения со своими детьми. В
исследовании Линнавалли и коллег благополучие родителей в анкете дополнительно
было измерено с помощью суммарной переменной психологического стресса,
усредненной по одиннадцати пунктам (примеры вопросов:
«Беспокоились ли вы в течение периода пандемии?»,
«Беспокоились о ситуации в целом?», «Беспокоились о
финансах вашей семьи?»). Варианты ответа были 0 = Совсем нет, 1 = Реже, чем
раньше, 2 = Так же часто, как и раньше, 3 = Чаще, чем раньше, 4 = Намного чаще,
чем раньше [Linnavalli, 2021].
Кроме этого, в других исследованиях использовались
следующие методики: шкала Розенберга для само-
оценки матерей [Ando, 2021; Wijaya, 2022], домашняя обстановка оценивалась
на основе Индекса условий ухода за детьми (ICCE) [Home environment and, 2022], Оксфордский опросник
коммуникативного развития (OCD I) использовался для оценки развития словарного
запаса детей [Gibson, 2021], применялась шкала детско-родительских отношений (CPRS),
которая представляет собой шкалу из 15 пунктов и оценивает взгляды родителей на
их отношения с ребенком с использованием 5-балльной системы оценки [Hutchison, 2020] и
другие.
Основные методы статистического анализа, которые были
применены в данных исследованиях: корреляционный и факторный анализ. В
отобранных исследованиях статические методы схожи, что говорит о правомерности
соотнесения результатов работ между собой.
Результаты анализируемых исследований
В результате рассмотрения отобранных публикаций было
определено несколько основных аспектов влияния пандемии на психическое развитие
детей, на которых в большей степени были сфокусированы исследователи. Так,
целью части работ являлось изучение особенностей детско-родительских отношений
в этот период; другой — связь с эффектом от прекращения посещения детьми
дошкольных учреждений и площадок, а также соответствующее изменение образа
жизни, третья группа работ была выделена по фокусу исследования на регуляторных
функциях и эмоциональном развитии детей. Для наиболее полного отражения
результатов исследований, данный раздел построен в соответствии с выделенными
группами.
В таблице ниже (Таблица 1) приведена краткая информация
анализируемых работ: авторы, возраст и количество детей, принявших участие в
исследовании, краткие результаты. Работы упорядочены по уменьшению выборки (от
большей к меньшей).
Связь психического развития детей с детско-родительскими отношениями
Безопасная семейная обстановка, которую могут обеспечить
родители, может снизить уровень стресса и неопределенности. Важно, чтобы
родители продолжали реагировать на потребности своих детей и сохранили свою
жизнестойкость, которая так важна в стрессовых ситуациях [Epishin, 2020]. По сравнению с
подростками, дети младшего возраста требуют большего внимания, они нуждаются в
физическом присутствии родителей, играх с ними [Sinha, 2020]. Исследование Фернандес
Руис и коллег показало, что дети, чьи родители работали, испытывали трудности с
выполнением домашних заданий, и в основном были склонны к плохому настроению
[Fernandez Ruiz, 2021]. Для многих родителей длительный период изоляции и ограничений был
особенно напряженным, а сроки возвращения в дошкольные учреждения были
неопределенны [Pelaez, 2020]. Помимо решения собственных проблем, родители вынуждены были
организовывать время и пространство дошкольника, что вызывало еще больший
стресс родителей. В работе Рассел и коллег было описано, что родители, которые
воспринимали стресс ребенка, как более высокий и сами чувствовали большую
психологическую нагрузку, в том числе по уходу за детьми, сообщали о большем
количестве конфликтов с ребенком. При этом во время пандемии отцы оценивали
свою нагрузку выше, чем матери [Hutchison, 2020]. Таким образом, состояние ребенка может
зависеть от здоровья и комфорта родителя. Финансовое положение, потеря работы,
трудности в супружеской жизни тоже могут увеличивать уровень стресса как в
семье в целом, так и для каждого члена в отдельности.
Другое исследование показало, что влияние карантина на
поведенческие и эмоциональные проблемы детей опосредуется стрессом родителей
[Pastore, 2020]. На протяжении пандемии родители испытывали повышенное психическое
напряжение и обострение проблем в супружеских отношениях, что также влияло на
отношения родитель-ребенок [Linnavalli, 2021].
В исследовании Мочиды и коллег отражено влияние стилей
воспитания на развитие детей. Стили воспитания в семье в значительной степени
коррелировали с психологическими и физическими стрессами, испытываемыми детьми.
Авторитарный стиль воспитания, применение наказаний имели значительную
корреляцию с повышенным психологическим и физическим стрессом, либеральный
стиль воспитания, проявление теплоты и заботы матерей имели положительную
корреляцию с повышением хороших проявлений поведения детей (дети относились к
окружающим людям с большой добротой, проявляли больше признаков роста,
наслаждались собой) даже во время пандемии [Ando, 2021]. В лонгитюдном исследовании,
проведенном в Японии, было описано, что показатели частоты семейных обедов,
отсутствия наказаний и позитивное отношение к ошибкам детей были выше после
начала пандемии, а частота совместных покупок, посещения друзей и родственников
детей и количество социальной поддержки от других людей в 2020 году были ниже
[Home environment and, 2022]. Таким образом, можно сделать вывод: в благополучии и развитии детей во
время пандемии значимую роль играет состояние родителя в кризисной ситуации,
его психическое здоровье, восприятие ситуации и уход за ребенком.
Связь психического развития детей с невозможностью посещения
дошкольных учреждений и снижением физической активности
Ежедневная физическая активность жизненно важна для
физического, психического и социального благополучия детей [The impact of, 2021]. Было
продемонстрированно, что меры во время пандемии COVID-19, такие как закрытие
детских спортивных сооружений и образовательных учреждений, могут оказать
длительное воздействие на изменения привычного образа дня и физической
активности детей [Physical activity behaviour, 2021]. Изменения в физической активности были зарегистрированы
в 64 исследованиях, причем в большинстве исследований сообщалось о снижении
физической активности и увеличении сидячего образа жизни во время изоляции в
нескольких группах населения, включая детей [Stockwell, 2021].
Данные другого исследования свидетельствуют о значительном
снижении физической активности, увеличении сидячего образа жизни и нарушении
режима сна у детей и подростков [Gibbs, 2020].
Исследование Агилар-Фариас и коллег также показывает, что
на ранних стадиях пандемии сократилось время, затрачиваемое на физическую
активность, увеличилось время просмотра развлекательных программ и
продолжительность сна, при этом качество сна снизилось. Однако отмечается, что
дошкольники, у которых есть место для игр дома и которые живут в сельской
местности, испытали слабое воздействие пандемических ограничений на уровень их
физической активности, время просмотра и качество сна [Cortinez-O’Ryan, 2021].
Другие исследования так же свидетельствует об увеличении
экранного времени у дошкольников во время пандемии [Changes in lifestyle, 2021; Gibbs, 2020; Casar, 2022; Faulkner, 2020; Wijaya, 2022].
Пандемия СOVID-19 привела к тому, что дети были изолированы от своих соседей,
друзей в садике и на площадке, они общались только с людьми, живущими с ними
под одной крышей, чтобы избежать распространения вируса. Но семья и родители, в
частности, не были готовы и не имели возможностей организовать для ребенка
качественную развивающую и образовательную среду, среду для взаимодействия со
сверстниками, воссоздать их привычные условия развития до пандемии.
Ограниченное социальное взаимодействие могло повлиять на социальное и
эмоциональное развитие маленьких детей. Дети проводили больше времени дома,
использование смартфонов постепенно становилось все более доминирующим видом
деятельности, одновременно снижая интенсивность других социальных мероприятий
[Wijaya, 2022].
Помимо этого, дети, которые были вынуждены оставаться
дома, чувствовали себя одинокими и испытывали негативные эмоции согласно
исследованию Ли и коллег. В данной работе также было показано, что если ребенок
оставался дома во время изоляции, то отношения между родителями и детьми были в
среднем хуже, в сравнении с семьями, в которых ребенок посещал дошкольные
учреждения [Home environment and, 2022].
Таким образом, невозможность посещения дошкольных
учреждений во время пандемии создает больше дефицитов в развитии — в общении,
развитии социальных навыков, эмоционального интеллекта, и даже может приводить
к ухудшению детско-родительских отношений. Дети вынуждены проводить много
времени с гаджетами, замещая ту деятельность, которой могли бы заниматься при
посещении дошкольных учреждений.
Связь психического развития детей с эмоциональным развитием и
регуляторными функциями
В работе Твардовской и коллег отражена особая роль
«дошкольного возраста в развитии способности к регуляции своего поведения,
мыслительной деятельности». Авторы подчеркивают важность обеспечения всех
условий для развития регуляции дошкольника [Габдулхаков, 2020]. Часть проанализированных
исследований обнаруживает связь различных факторов во время пандемии с
развитием регуляторных функций.
Исследование Дэвис и коллег указывает на то, что также
важным в развитии регуляторных функций является и посещение дошкольных
учреждений, дополнительный уход, кроме родительского. Регуляторные функции
понимались авторами, как навыки, которые поддерживают контроль внимания и
поведения для достижения целей. Результаты показали, что уровень развития
регуляторных функций был выше у детей, которые получали уход и заботу не только
от родителей, но и в детском саду, в учреждениях по уходу за детьми или у няни
в течение периода пандемии. Авторы объясняют это наличием в дошкольных
учреждениях необходимых материалов, подходящих для развития психики детей. А
также указывают на особенности взаимодействия между взрослым и ребенком в
учебных заведениях, что способствует обучению и развитию регуляторных функций
[Gibson, 2021].
В исследовании Хименес-Даси и коллег были получены данные
о том, что у детей в возрасте 6—10 лет во время пандемии наблюдалось снижение
по показателям, связанным с саморегуляцией (эмоциональной регуляцией, контролем
внимания, гиперактивностью и импульсивностью) и готовностью учиться. Эти
изменения, однако, не наблюдались у детей младшего возраста (3 года) [Quintanilla, 2020]. По
мнению авторов, данные результаты отражают большую защищенность психики детей
младшего возраста и меньшую осознанность происходящего. Выше были приведены
данные о снижении физической активности детей, при этом
большинство авторов подчеркивают значимую роль базовых показателей
физической активности и их влияния на регуляторные функции дошкольников [3;
14].
Таким образом, снижение физической активности и нахождение
дома также могло повлиять на развитие регуляторных функций.
Дошкольный период жизни связан не только с когнитивным, но
и с эмоциональным развитием. Возраст детей в дошкольный период жизни — значимый
фактор повышения уровня эмоциональной компетентности. Эмоциональная
компетентность влияет на становление личностных характеристик ребенка, его
успешность социального взаимодействия и вовлеченность в образовательный
процесс, академические достижения в детском саду и школе. [Белолуцкая, 2021].
Согласно модели понимания детьми (Понс, Харрис, 2000)
понимание эмоций детьми включает в себя распознавание эмоций, понимание влияния
внешних причин, роли желаний, убеждений, воспоминаний, моральных правил в
возникновении эмоций, а также понимание того, что эмоции могут быть скрытыми и
смешанными, и их можно регулировать [Айрапетян, 2021].
Исследование Спехт и коллег показало умеренное снижение
эмоционально-поведенческого функционирования детей во время карантина. По
мнению авторов на это могли повлиять: родительский стресс и повышенное давление
на семью во время карантина, общее социальное дистанцирование, связанные со
здоровьем и потенциальные экономические проблемы [Changes in Emotional-Behavioral, 2021]. Мартин-Рекехо и коллеги
получили результаты, которые свидетельствуют о снижении эмоционального
интеллекта детей в возрасте 9-10 лет по 3 шкалам: внутриличностной (понимание и
распознавание собственных эмоций и чувств); межличностной (способность
взаимодействовать с другими людьми, распознавать их чувства); адаптивность
(способность приспосабливаться и справляться с изменениями). Ситуация карантина
повлияла на увеличение и усиление негативных эмоций, что поспособствовало и
снижению показателей эмоционального интеллекта детей [Martín-Requejo, 2021].
Информация об исследованиях развития детей во
время пандемии
Таблица 1
|
Авторы
|
Авторы (на русском языке)
|
Выборка
|
Возраст
|
Результаты
|
|
Y. Fan, H. Wang, Q. Wu,
X. Zhou, Y. Zhou,
B. Wang, Y. Han, T. Xue, T. Zhu (2021) [SARS pandemic exposure, 2021]
|
Ю. Фань, Х. Ван, Ц. Ву, С. Чжоу, Ю. Чжоу, Б. Ван, Ю. Хань, Т. Сюэ, Т.
Чжу
|
14 647
|
0—8 лет
|
Возникшие стрессоры во время пандемии в раннем детстве задерживают как
физиологическое, так и когнитивное развитие детей.
Социальные и психические стрессоры могут оказывать долгосрочное воздействие
на развитие детей.
|
|
S.A. Moore, G. Faulkner,
R.E. Rhodes, M. Brussoni, T. ChulakBozzer, L.J. Ferguson, R. Mitra,
N.O’Reilly, J.C. Spence, L.M. Vanderloo,
M.S. Tremblay (2020) [Faulkner, 2020]
|
С. А. Мур, Г. Фолкнер, Р.Э. Родс, М. Бруссони, Т. Чулак-Боззер,
Л.Дж. Фергюсон,
Р. Митра, Н.О’Рейли, Дж.К. Спенс,
Л.М. Вандерлоо, М.С. Тремблей
|
1472
|
5—17 лет
|
В среднем у детей младшего возраста наблюдаются меньшие изменения в
поведении до и после начала COVID-19 по сравнению с детьми старшего
возраста.
Дети стали менее активными, меньше играли на улице, вели сидячий образ
жизни, больше спали и имели более высокие показатели экранного времени во время
COVID-19.
|
| |
|
|
|
|
|
Авторы
|
Авторы (на русском языке)
|
Выборка
|
Возраст
|
Результаты
|
|
X. Li, D. Jiaoa,
M. Matsumotoa, Y. Zhua,
J. Zhanga, Z. Zhu, Y Liua, M. Cuia,
Y. Wanga, M.Qiana,
A Ajmala, A. AfsariBanua,
Y. Graçaa, E. Tanaka,
T. Watanabec,
Y. Sawadad, E. Tomisaki, T. Anme (2022) [Home environment and, 2022]
|
X. Ли, Д. Цзяоа,
М. Мацумотоа, Ю. Чжуа, Дж. Чжанга, З. Чжу,
Ю. Люа, М. Куйя, Ю. Ванга, М. Киана,
А. Аджмала, А. Афсари Бануа, Ю. , Грасаа,
Э. Танака, Т. Ватанабек, Ю. Савадад, Э. Томисаки, Т. Анме
|
1349
|
0—6 лет
|
Показатели измерений частоты семейных обедов, отсутствия наказаний и
позитивное отношение к ошибкам детей повысились в 2020 году, после начала
пандемии. Однако частота совместных покупок, посещений друзей и родственников
детей снизилась. Кроме того, социальные навыки детей в 2019 году (до начала
пандемии) были развиты выше, чем в 2020 году.
|
|
S. Mochida, M. Sanada,
Q. Shao, J. Lee,
J. Takaoka, S. Ando,
Y. Sakakihara (2021) [Ando, 2021]
|
С. Мочида, М. Санада, К. Шао, Дж. Ли,
Дж. Такаока, С. Андо, Ю. Сакакихара
|
1030
|
1—6 лет
|
Стили воспитания в значительной степени коррелируют со стрессом,
испытываемом детьми. Авторитарный стиль, применение наказаний имеет
значительную корреляцию с повышенным психологическим и физическим стрессом.
Демократический стиль воспитания имеет положительную связь с повышением
позитивных проявлений поведения детей во время пандемии. Наличие социальной
поддержки повышает самооценку матерей и позитивное восприятие процесса
воспитания детей.
|
|
M. Spinelli, F. Lionetti,
M. Pastore, M. Fasolo (2020) [Pastore, 2020]
|
М. Спинелли,
Ф. Лионетти, М. Пасторе, М. Фазоло
|
854
|
2—14 лет
|
Влияние карантина на поведенческие
и эмоциональные проблемы детей опосредуется стрессом родителей.
|
|
S. Stienwandt,
E.E. Cameron,
M. Soderstrom, M. Casar,
C. Le, L.E. Roos (2022) [Casar, 2022]
|
С. Стенвандт, Э.Э. Кэмерон,
М. Содерстром, М. Касар, С. Ле, Л.Э. Роос
|
708
|
2—8 лет
|
Удовлетворенные и неудовлетворенные потребности в уходе за детьми во время
пандемии представляют собой решающий фактор при рассмотрении изменений во
взаимодействии родителей и детей. Родители, не нуждающиеся в помощи в уходе за
детьми и имеющие более низкий уровень стресса, проводят больше времени за
практическими занятиями и играми с ребенком.
|
|
B.S. Russell,
M. Hutchison,
R. Tambling,
A.J. Tomkunas,
A.L. Horton (2020) [Hutchison, 2020]
|
Б.С. Рассел, М. Хатчисон, Р. Тэмблинг,
АДж. Томкунас, А.Л. Хортон
|
420
|
5—18 лет
|
Родители, испытывающие сильную психологическую нагрузку в период пандемии,
оценивали уровень стресса детей, как более высокий, по сравнению с теми
родителями, которые испытывали меньшую психологическую нагрузку, в том числе
нагрузку по уходу за детьми.
В семьях, где родители оценивали уровень стресса детей, как более высокий,
наблюдалось большее количество конфликтов между родителями и детьми.
|
|
M.R. Fernandez Ruiz (2021) [Fernandez Ruiz, 2021]
|
М.Р. Фернандес Руис
|
267
|
3—5 лет
|
Дети, чьи родители работали во время пандемии, испытывали трудности с
выполнением домашних заданий, и в основном были склонны к плохому
настроению.
5-летние дети проявляли больший страх перед коронавирусом.
У 4-летних детей обнаружилось больше всего изменений в поведении и
склонность к плохому настроению во время пандемии.
|
|
I. Olmer Specht, J. Friis Rohde, A. Nielsen,
S. Christian Larsen,
B. Lilienthal Heitmann (2021) [Changes in Emotional-Behavioral, 2021]
|
И. Олмер Cпехт, Дж. Фриис Роде,
А. Нильсен, С. Кристиан Ларсен, Б. Лилиенталь Хайтманн
|
209
|
2—8 лет
|
Исследование показало умеренное снижение эмоционально-поведенческого
функционирования детей во время пандемии.
|
|
C. Davies, A. Hendry,
S.P. Gibson, T. Gliga,
1.
McGillion,
2.
Gonzalez-Gomez (2021) [Gibson, 2021]
|
К. Дэвис, А. Хендри, С.П. Гибсон, Т. Глига, М. МакГиллион,
Н. Гонсалес-Гомес
|
189
|
8 месяцев — 3 года
|
Рост словарного запаса и уровня развития регуляторных функций был выше у
детей, которые получали уход и заботу не только от родителей, но и в детском
саду, в учреждениях по уходу за детьми или у няни в течение периода
пандемии.
|
| |
|
|
|
|
|
Авторы
|
Авторы (на русском языке)
|
Выборка
|
Возраст
|
Результаты
|
| |
|
|
|
Более сильная связь обнаружена между уровнем развития словарного запаса и
получением дополнительного ухода (помимо родительского) для неблагополучных
семей.
|
|
M. Giménez-Dasí,
L. Quintanilla, B. LucasMolina, R. SarmentoHenrique (2020)
[Quintanilla, 2020]
|
М. Хименес-Даси,
Л. Кинтанилья, Б. ЛукасМолина, Р. СарментоЭнрике
|
167
|
3—11 лет
|
Не было обнаружено значимых изменений показателей саморегуляции среди
3-летних детей во время пандемии.
Однако были обнаружены связи между периодом до пандемии и после среди детей
6-10 лет. Их показатели по саморегуляции и готовности учиться оказались более
низкими, чем до пандемии.
|
|
K. Martín-Requejo,
S. Santiago-Ramajo (2021) [Martín-Requejo, 2021]
|
К. Мартин-Рекехо, С. Сантьяго-Рамахо
|
34
|
9—10 лет
|
Выявлено негативное влияние карантина на эмоциональный интеллект детей.
|
|
T. Linnavalli, M.Kallan (2021) [Linnavalli, 2021]
|
Т. Линнавалли, М. Каллан
|
20
|
3—5 лет
|
Во время пандемии родители сообщили, что дети дома чувствовали себя более
одинокими, чем раньше, по сравнению с детьми, которые находились в
детском саду все время или большую часть карантина. Родители испытывали
повышенное психическое напряжение и обострение проблем в супружеских
отношениях, что влияло на отношения родитель-ребенок.
Если ребенок оставался дома во время карантина, отношения между родителями и
детьми были в среднем хуже, чем у тех, чей ребенок посещал дошкольные
учреждения.
|
|
R.P.C. Wijaya,
B.N. Bunga, I.Y. Kiling (2021) [Wijaya, 2022]
|
Р.П.К. Виджая,
Б.Н. Бунга. И.Ю. Килинг
|
12
|
0—8 лет
|
Во время закрытия школ и карантина во время пандемии увеличилось экранное
время детей.
|
Выводы
На основе анализа и систематизации результатов 14 работ
были выделены три основные группы исследований. В подавляющем большинстве
эмпирически подтверждается предположение о том, что психическое развитие детей
во время пандемии и вынужденного нахождения дома зависит от умений родителей
совладать со стрессовыми ситуациями и организовать собственную деятельность и
деятельность ребенка [Ando, 2021; Casar, 2022; Fernandez Ruiz, 2021; Home environment and, 2022; Hutchison, 2020; Linnavalli, 2021; Pastore, 2020].
Также убедительно показано, что развитие ребенка будет
зависеть от его возможностей посещать дошкольное учреждение, детские площадки
[Home environment and, 2022; Faulkner, 2020; Pastore, 2020; Quintanilla, 2020; Wijaya, 2022]. Таким образом, образовательные организации важны в
развитии ребенка, их невозможно полностью заменить в ситуации карантина.
Третья группа исследований, направленных на изучение
особенностей связи развития регуляторных функций и эмоционального развития в
период пандемии COVID-19, выявила значимое снижение показателей саморегуляции и
эмоционального интеллекта [Changes in Emotional-Behavioral, 2021; Gibson, 2021; Martín-Requejo, 2021; Quintanilla, 2020]. В некоторых работах [Gibson, 2021]
обсуждается также важность дополнительного ухода за детьми для развития
регуляторных функций в неблагополучных семьях. Данному аспекту должно быть
уделено усиленное внимание в практике, так как именно в дошкольном возрасте
закладываются основы эмоционального развития ребенка, его навыков
саморегуляции.
Ограничением данной работы можно считать рассмотрение
только нескольких аспектов развития ребенка: когнитивного, эмоционального,
социального. Особенно значимой перспективой является проведение дальнейших
исследований, связанных с влиянием пандемии на развитие детей, в России и их
анализ. Другим важным направлением дальнейших работ может стать изучение и
других сторон развития, на которые повлияла пандемия: например, физические
изменения, здоровье. А также учет гендерных, этнокультульных особенностей и
дальнейшее сопоставление всех сторон развития ребенка, с факторами, которые
оказывали влияние во время пандемии карантина, для более обширного анализа и
составления полной картины последствий пандемии для детей.
В обзоре рассмотрены результаты 14 исследований,
проведенных в разных странах, на тему влияния различных показателей на
когнитивное, эмоциональное и социальное развитие детей в дошкольном возрасте в
период пандемии COVID-19. Была произведена попытка обобщения и систематизации
данных работ, а также выделения факторов, влияющие на психическое развитие
детей в этот период. Результаты исследований свидетельствуют о том, что
существует большое количество важных факторов влияния, однако наиболее
существенную роль играет ограничение социального взаимодействия, климат в
семье, стресс родителей, а также возможность посещения дошкольных заведений.
Похожие выводы были получены и другими исследователями [Сovid-19 и психическое, 2021]. Стоит отметить,
что анализ большего количества исследований после появления новых публикаций,
позволит больше факторов, которые могли оказать влияние на психическое развитие
детей во время COVID-19, а также их значимость. Данное положение можно
рассматривать, как одну из перспектив исследования.
Осознание важности влияния выделенных факторов и
минимизация их негативного эффекта на развитие детей в будущем имеют
практическую значимость при повторе ситуации с COVID-19 или другими
заболеваниями.