Современная зарубежная психология
2022. Том 11. № 2. С. 81–92
doi:10.17759/jmfp.2022110207
ISSN: 2304-4977 (online)
Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дошкольный возраст, COVID-19, эмоциональное развитие, регуляторные функции, детско-родительские отношения
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110207
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1953.2022
Для цитаты: Бухаленкова Д.А., Нечаева Д.М. Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 81–92. DOI: 10.17759/jmfp.2022110207
Полный текст
Введение
Отбор исследований психического развития детей во время пандемии
Результаты анализируемых исследований
Связь психического развития детей с детско-родительскими отношениями
Связь психического развития детей с невозможностью посещения дошкольных учреждений и снижением физической активности
Связь психического развития детей с эмоциональным развитием и регуляторными функциями
Авторы |
Авторы (на русском языке) |
Выборка |
Возраст |
Результаты |
Y. Fan, H. Wang, Q. Wu, X. Zhou, Y. Zhou, B. Wang, Y. Han, T. Xue, T. Zhu (2021) [40] |
Ю. Фань, Х. Ван, Ц. Ву, С. Чжоу, Ю. Чжоу, Б. Ван, Ю. Хань, Т. Сюэ, Т. Чжу |
14 647 |
0—8 лет |
Возникшие стрессоры во время пандемии в раннем детстве задерживают как физиологическое, так и когнитивное развитие детей. Социальные и психические стрессоры могут оказывать долгосрочное воздействие на развитие детей. |
S.A. Moore, G. Faulkner, R.E. Rhodes, M. Brussoni, T. ChulakBozzer, L.J. Ferguson, R. Mitra, N.O’Reilly, J.C. Spence, L.M. Vanderloo, M.S. Tremblay (2020) [30] |
С. А. Мур, Г. Фолкнер, Р.Э. Родс, М. Бруссони, Т. Чулак-Боззер, Л.Дж. Фергюсон, Р. Митра, Н.О’Рейли, Дж.К. Спенс, Л.М. Вандерлоо, М.С. Тремблей |
1472 |
5—17 лет |
В среднем у детей младшего возраста наблюдаются меньшие изменения в поведении до и после начала COVID-19 по сравнению с детьми старшего возраста. Дети стали менее активными, меньше играли на улице, вели сидячий образ жизни, больше спали и имели более высокие показатели экранного времени во время COVID-19. |
Авторы |
Авторы (на русском языке) |
Выборка |
Возраст |
Результаты |
X. Li, D. Jiaoa, M. Matsumotoa, Y. Zhua, J. Zhanga, Z. Zhu, Y Liua, M. Cuia, Y. Wanga, M.Qiana, A Ajmala, A. AfsariBanua, Y. Graçaa, E. Tanaka, T. Watanabec, Y. Sawadad, E. Tomisaki, T. Anme (2022) [27] |
X. Ли, Д. Цзяоа, М. Мацумотоа, Ю. Чжуа, Дж. Чжанга, З. Чжу, Ю. Люа, М. Куйя, Ю. Ванга, М. Киана, А. Аджмала, А. Афсари Бануа, Ю. , Грасаа, Э. Танака, Т. Ватанабек, Ю. Савадад, Э. Томисаки, Т. Анме |
1349 |
0—6 лет |
Показатели измерений частоты семейных обедов, отсутствия наказаний и позитивное отношение к ошибкам детей повысились в 2020 году, после начала пандемии. Однако частота совместных покупок, посещений друзей и родственников детей снизилась. Кроме того, социальные навыки детей в 2019 году (до начала пандемии) были развиты выше, чем в 2020 году. |
S. Mochida, M. Sanada, Q. Shao, J. Lee, J. Takaoka, S. Ando, Y. Sakakihara (2021) [23] |
С. Мочида, М. Санада, К. Шао, Дж. Ли, Дж. Такаока, С. Андо, Ю. Сакакихара |
1030 |
1—6 лет |
Стили воспитания в значительной степени коррелируют со стрессом, испытываемом детьми. Авторитарный стиль, применение наказаний имеет значительную корреляцию с повышенным психологическим и физическим стрессом. Демократический стиль воспитания имеет положительную связь с повышением позитивных проявлений поведения детей во время пандемии. Наличие социальной поддержки повышает самооценку матерей и позитивное восприятие процесса воспитания детей. |
M. Spinelli, F. Lionetti, M. Pastore, M. Fasolo (2020) [36] |
М. Спинелли, Ф. Лионетти, М. Пасторе, М. Фазоло |
854 |
2—14 лет |
Влияние карантина на поведенческие и эмоциональные проблемы детей опосредуется стрессом родителей. |
S. Stienwandt, E.E. Cameron, M. Soderstrom, M. Casar, C. Le, L.E. Roos (2022) [24] |
С. Стенвандт, Э.Э. Кэмерон, М. Содерстром, М. Касар, С. Ле, Л.Э. Роос |
708 |
2—8 лет |
Удовлетворенные и неудовлетворенные потребности в уходе за детьми во время пандемии представляют собой решающий фактор при рассмотрении изменений во взаимодействии родителей и детей. Родители, не нуждающиеся в помощи в уходе за детьми и имеющие более низкий уровень стресса, проводят больше времени за практическими занятиями и играми с ребенком. |
B.S. Russell, M. Hutchison, R. Tambling, A.J. Tomkunas, A.L. Horton (2020) [31] |
Б.С. Рассел, М. Хатчисон, Р. Тэмблинг, АДж. Томкунас, А.Л. Хортон |
420 |
5—18 лет |
Родители, испытывающие сильную психологическую нагрузку в период пандемии, оценивали уровень стресса детей, как более высокий, по сравнению с теми родителями, которые испытывали меньшую психологическую нагрузку, в том числе нагрузку по уходу за детьми. В семьях, где родители оценивали уровень стресса детей, как более высокий, наблюдалось большее количество конфликтов между родителями и детьми. |
M.R. Fernandez Ruiz (2021) [25] |
М.Р. Фернандес Руис |
267 |
3—5 лет |
Дети, чьи родители работали во время пандемии, испытывали трудности с выполнением домашних заданий, и в основном были склонны к плохому настроению. 5-летние дети проявляли больший страх перед коронавирусом. У 4-летних детей обнаружилось больше всего изменений в поведении и склонность к плохому настроению во время пандемии. |
I. Olmer Specht, J. Friis Rohde, A. Nielsen, S. Christian Larsen, B. Lilienthal Heitmann (2021) [15] |
И. Олмер Cпехт, Дж. Фриис Роде, А. Нильсен, С. Кристиан Ларсен, Б. Лилиенталь Хайтманн |
209 |
2—8 лет |
Исследование показало умеренное снижение эмоционально-поведенческого функционирования детей во время пандемии. |
C. Davies, A. Hendry, S.P. Gibson, T. Gliga, 1. McGillion, 2. Gonzalez-Gomez (2021) [22] |
К. Дэвис, А. Хендри, С.П. Гибсон, Т. Глига, М. МакГиллион, Н. Гонсалес-Гомес |
189 |
8 месяцев — 3 года |
Рост словарного запаса и уровня развития регуляторных функций был выше у детей, которые получали уход и заботу не только от родителей, но и в детском саду, в учреждениях по уходу за детьми или у няни в течение периода пандемии. |
Авторы |
Авторы (на русском языке) |
Выборка |
Возраст |
Результаты |
Более сильная связь обнаружена между уровнем развития словарного запаса и получением дополнительного ухода (помимо родительского) для неблагополучных семей. |
||||
M. Giménez-Dasí, L. Quintanilla, B. LucasMolina, R. SarmentoHenrique (2020) [41] |
М. Хименес-Даси, Л. Кинтанилья, Б. ЛукасМолина, Р. СарментоЭнрике |
167 |
3—11 лет |
Не было обнаружено значимых изменений показателей саморегуляции среди 3-летних детей во время пандемии. Однако были обнаружены связи между периодом до пандемии и после среди детей 6-10 лет. Их показатели по саморегуляции и готовности учиться оказались более низкими, чем до пандемии. |
K. Martín-Requejo, S. Santiago-Ramajo (2021) [33] |
К. Мартин-Рекехо, С. Сантьяго-Рамахо |
34 |
9—10 лет |
Выявлено негативное влияние карантина на эмоциональный интеллект детей. |
T. Linnavalli, M.Kallan (2021) [32] |
Т. Линнавалли, М. Каллан |
20 |
3—5 лет |
Во время пандемии родители сообщили, что дети дома чувствовали себя более одинокими, чем раньше, по сравнению с детьми, которые находились в детском саду все время или большую часть карантина. Родители испытывали повышенное психическое напряжение и обострение проблем в супружеских отношениях, что влияло на отношения родитель-ребенок. Если ребенок оставался дома во время карантина, отношения между родителями и детьми были в среднем хуже, чем у тех, чей ребенок посещал дошкольные учреждения. |
R.P.C. Wijaya, B.N. Bunga, I.Y. Kiling (2021) [44] |
Р.П.К. Виджая, Б.Н. Бунга. И.Ю. Килинг |
12 |
0—8 лет |
Во время закрытия школ и карантина во время пандемии увеличилось экранное время детей. |
Выводы
Литература
-
Аникина В.О., Савенышева С.С., Блох М.Е. Психическое здоровье женщин в период беременности в условиях пандемии коронавируса COVID-19: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 70—78. DOI:10.17759/jmfp.2021100107
-
Белолуцкая А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований // Современное дошкольное образование. 2021. № 4(106). С. 22—33. DOI:10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33
-
Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований / А.А. Твардовская, В.Ф. Габдулхаков, Н.Н. Новик, А.М. Гарифуллина // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 214—238. DOI:10.11621/vsp.2020.03.10
-
Динамика социальных страхов у российских граждан в период первой и второй волны COVID-19 / В.В. Ермолаев, Ю. Воронцова, Д.К. Насонова, А.И. Четверикова // Национальный психологический журнал. 2021. № 41(1). P. 27—38. DOI:10.11621/npj.2021.0103
-
Карпова Э.Б., Николаева Е.А. Негативные психоэмоциональные последствия пандемии COVID-19 в группе риска // Национальный психологический журнал. 2020. № 3(39). С. 66—74. DOI:10.11621/npj.2020.0308
-
Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Исследования психического состояния людей в условиях пандемии COVID- 19 // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 48—56. DOI:10.17759/jmfp.2021100105
-
Кузнецова А.С., Гущин М.В., Титова М.А. Трудовой стресс и проактивные копинг-стратегии среднего медицинского персонала на начальном этапе пандемии COVID-19 // Вестник Московского Университета. 2021. Серия 14. Психология. № 2. С. 199—236. DOI:10.11621/vsp.2021.02.10
-
Лексический анализ высказываний о COVID-19 при высоком уровне соматизации / Т.И. Медведева, С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, О.Ю. Воронцова, М.А. Станкевич // Вестник Московского Университета. 2021. Серия 14. Психология. № 3. С. 39—64. DOI:10.11621/vsp.2021.03.03
-
Леонова Е.В. Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. 2020. № 2(38). С. 48—56. DOI:10.11621/npj.2020.0307
-
Пандемия коронавирусной инфекции Covid-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Вестник Минского университета. 2021. Том. 9. № 4. С. 14—30. DOI:10.26795/2307-1281-2021-9-4-14
-
Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Готовность к вакцинации против коронавируса как мера доверия официальным медицинским рекомендациям: роль тревоги и представлений // Национальный психологический журнал. 2021. № 1(41). С. 76—90. DOI:10.11621/npj.2021.0107
-
Связано ли понимание эмоций детьми с представлениями их воспитателей об эмоциональном развитии? / Д.А. Бухаленкова, М.С. Асланова, З.В. Айрапетян, М.Н. Гаврилова // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 2. С. 53—66. DOI:10.21702/rpj.2021.2.4
-
Сovid-19 и психическое здоровье учащихся: зарубежные исследования / Т.В. Ермолова, А.В. Литвинов, Н.В. Савицкая, О.А. Круковская // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 79—91. DOI:10.17759/jmfp.2021100108
-
Associations Between Executive Functions and Physical Fitness in Preschool Children / A. Veraksa, A. Tvardovskaya, M. Gavrilova, V. Yakupova, M. Musálek // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 674746. 12 p. DOI:10.3389/ fpsyg.2021.674746
-
Changes in Emotional-Behavioral Functioning Among Pre-school Children Following the Initial Stage Danish COVID-19 Lockdown and Home Confinement / I.O. Specht, J. Rohde, A.-K. Nielsen, S.C. Larsen, B.L. Heitmann // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 643057. 6 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.643057
-
Changes in lifestyle behaviours during the COVID-19 confinement in Spanish children: A longitudinal analysis from the MUGI project / M. Medrano, C. Cadenas-Sanchez, M. Oses, L. Arenaza, M. Amasene, I. Labayen // Pediatric Obesity. 2021. Vol. 16. № 4. Article ID 12731. 11 p. DOI:10.1111/ijpo.12731
-
Changes in physical activity and sedentary behaviours from before to during the COVID-19 pandemic lockdown: A systematic review / S. Stockwell, M. Trott, M. Tully, J. Shin, Y. Barnett, L. Butler, D. McDermott, F. Schuch, L. Smith // BMJ Open Sport and Exercise Medicine. 2021. Vol. 7. № 1. Article ID 000960, 8 p. DOI:10.1136/bmjsem-2020-000960
-
Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic / Yu.P. Zinchenko, V.I. Morosanova, N.G. Kondratyuk, T.G. Fomina // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 168—182. DOI:10.11621/pir.2020.0411
-
Covid-19 impact on behaviors across the 24-hour day in children and adolescents: Physical activity, sedentary behavior, and sleep / L.C. Bates, G. Zieff, K. Stanford, J.B. Moore, Z.Y. Kerr, E.D. Hanson, B.B. Gibbs, C.E. Kline, L. Stoner // Children. 2020. Vol. 7. № 9. Article ID 138. 9 p. DOI:10.3390/children7090138
-
COVID-19: Belief in Conspiracy Theories and the Need for Quarantine / M.S. Egorova, O. Parshikova, Y. Chertkova, V.M. Staroverov, O.V. Mitina // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 3—25. DOI:10.11621/pir.2020.0401
-
Diagnosis, treatment, and prevention of 2019 novel coronavirus infection in children: experts’ consensus statement / K.-L. Shen, Y.-H. Yang, R.-M. Jiang [et al.] // World Journal of Pediatrics. 2020. Vol. 16. P. 223—231. DOI:10.1007/ s12519-020-00343-7
-
Early childhood education and care (ECEC) during COVID-19 boosts growth in language and executive function / C. Davies, A. Hendry, S.P. Gibson, T. Gliga, M. McGillion, N. Gonzalez-Gomez // Infant and Child Development. 2021. Vol. 30. № 4. Article ID 2241. 15 p. DOI:10.1002/icd.2241
-
Factors modifying children’s stress during the COVID-19 pandemic in Japan / S. Mochida, M. Sanadaa, Q. Shaoa, J. Leea, J. Takaokaa, S. Ando, Y. Sakakihara // European Early Childhood Education Research Journal. 2021. Vol. 29. № 1. P. 51—65. DOI:10.1080/1350293X.2021.1872669
-
Family Factors Associated with Hands-On Play and Screen Time During the COVID-19 Pandemic / S. Stienwandt, E.E. Cameron, M. Soderstrom, M. Casar, C. Le, L.E. Roos // Child and Youth Care Forum. 2022. 25 p. DOI:10.1007/ s10566-021-09668-4
-
Fernandez Ruiz M. R. Pandemic natives, pandemic immigrants: effects of COVID-19 confinement on the wellbeing of children in preschool education // European Early Childhood Education Research Journal. 2021. Vol. 29. № 6. P. 959—971.
-
Gordeeva T.O., Sychev O.A., Semenov Yu.I. COVID-19: Constructive Optimism, Defensive Optimism, and Gender as Predictors of Autonomous Motivation to Follow Stay-at-Home Recommendations during the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 38—54. DOI:10.11621/pir.2020.0403
-
Home environment and social skills of Japanese preschool children pre- and post-COVID-19 / X. Li, D. Jiaoa, M. Matsumoto [et al.] // Early Child Development and Care. 2022. DOI:10.1080/03004430.2021.2021896
-
Impact of COVID-19 and lockdown on mental health of children and adolescents: A narrative review with recommendations / S. Singh, D. Roy, K. Sinha, S. Parveen, G. Sharma, G. Joshi // Psychiatry Research. 2020. Vol. 293. 10 p. DOI:10.1016/j.psychres.2020.113429
-
Impact of COVID-19 on children: special focus on the psychosocial aspect / R. Ghosh, M.J. Dubey, S. Chatterjee, S. Dubey // Minerva Pediatrics. 2020. Vol. 72. № 3. P. 226—235. DOI:10.23736/S0026-4946.20.05887-9
-
Impact of the COVID-19 virus outbreak on movement and play behaviours of Canadian children and youth: A national survey / S.A. Moore, G. Faulkner, R.E. Rhodes [et al.] // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2020. Vol. 17. № 85. 11 p. DOI:10.1186/s12966-020-00987-8
-
Initial Challenges of Caregiving During COVID-19: Caregiver Burden, Mental Health, and the Parent-Child Relationship / B.S. Russell, M. Hutchison, R. Tambling, A.J. Tomkunas, A.L. Horton // Child Psychiatry and Human Development. 2020. Vol. 51. № 5. P. 671—682. DOI:10.1007/s10578-020-01037-x
-
Linnavalli T., Kalland M. Impact of covid-19 restrictions on the social-emotional wellbeing of preschool children and their families // Education Sciences. 2021. Vol. 11. № 8. P. 435—446. DOI:10.3390/educsci11080435
-
Martín-Requejo K., Santiago-Ramajo S. Reduced Emotional Intelligence in Children Aged 9—10 caused by the COVID-19 Pandemic Lockdown // Mind Brain and Education. 2021. Vol. 15. № 4. P. 269—272. DOI:10.1111/mbe.12297
-
Mental Health and the COVID-19 Pandemic: Hardiness and Meaningfulness Reduce Negative Effects on Psychological Well-Being / V.E. Epishin, A.B. Salikhova, N.V. Bogacheva, M.V. Bogdanova, M.G. Kiseleva // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 75—88. DOI:10.11621/pir.2020.0405
-
Pandemic school closures: risks and opportunities / The Lancet Child & Adolescent Health // The Lancet Child & Adolescent Health. 2020. Vol. 4. № 5, article ID, 2 p. 341 DOI:10.1016/S2352-4642(20)30105-X
-
Parents’ Stress and Children’s Psychological Problems in Families Facing the COVID-19 Outbreak in Italy / M. Spinelli, F. Lionetti, M. Pastore, M. Fasolo // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 1713. 7 p. DOI:10.3389/ fpsyg.2020.01713
-
Pelaez M., Novak G. Returning to School: Separation Problems and Anxiety in the Age of Pandemics // Behavior Analysis in Practice. 2020. № 13. № 3. P. 521—526. DOI:10.1007/s40617-020-00467-2
-
Physical activity behaviour and screen time in Dutch children during the COVID-19 pandemic: Pre-, during- and post- school closures / G. ten Velde, J. Lubrech, L. Arayess, C. van Loo, M. Hesselink, D. Reijnders, A. Vreugdenhil // Pediatric Obesity. 2021. Vol. 16. № 9. Article ID e12779. 7 p. DOI:10.1111/ijpo.12779
-
Psychometric properties of the Danish Strength and Difficulties Questionnaire: the SDQ assessed for more than 70,000 raters in four different cohorts / J. Niclasen, T.W. Teasdale, A.-M.N. Andersen, A.M. Skovgaard, H. Elberling, C. Obel // PloS one. 2012. Vol. 7. № 2. Article ID e32025. 8 p. DOI:10.1371/journal.pone.0032025
-
SARS pandemic exposure impaired early childhood development in China / Y. Fan, H. Wang, Q. Wu, X. Zhou, Y. Zhou, B. Wang, Yi. Han, T. Xue, T. Zhu // Scientific Reports. 2021. Vol. 11. Article ID 8694. 8 p. DOI:10.1038/s41598- 021-87875-8
-
Six Weeks of Confinement: Psychological Effects on a Sample of Children in Early Childhood and Primary Education / M. Giménez-Dasí, L. Quintanilla, B. Lucas-Molina, R. Sarmento-Henrique // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 590463. 7 p. DOI:10.3389/fpsyg.2020.590463
-
Sociodemographic predictors of changes in physical activity, screen time, and sleep among toddlers and preschoolers in chile during the covid-19 pandemic / N. Aguilar-Farias, M. Toledo-Vargas, S. Miranda-Marquez, A. Cortinez-O’Ryan, C. Cristi-Montero, F. Rodriguez-Rodriguez, P. Martino-Fuentealba, A.D. Okely, B. Del Pozo Cruz // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 1. P. 1—13. DOI:10.3390/ijerph18010176
-
The impact of the coronavirus disease 2019 pandemic on physical activity in U.S. children / K. Tulchin-Francis, W.S. Jr, X. Gu [et al.] // Journal of Sport and Health Science. 2021. Vol. 10. № 3. P. 323—332. DOI:10.1016/j.jshs.2021.02.005
-
Wijaya R.P.C., Bunga B.N., Kiling I.Y. Socio-emotional struggles of young children during COVID-19 pandemic: Social isolation and increased use of technologies // Journal of Early Childhood Research. 2022. Vol. 20. № 1. P. 113—127. DOI:10.1177/1476718X211052789
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 744
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 237
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2