Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19

232

Аннотация

Представлен аналитический обзор исследований факторов, влияющих на развитие детей во время пандемии COVID-19. Систематизированы результаты 14 исследований 2020—2022 гг. Обобщение их результатов расширяет и уточняет представления о связи процесса развития детей дошкольного возраста с факторами детско-родительских отношений, ситуацией стресса, вынужденной изоляцией во время пандемии. Проанализированные исследования указывают, что уровень стресса родителей и их восприятие стрессогенной ситуации одновременно оказывает влияние на восприятие родителями ребенка и на взаимоотношения с ним. Систематизированы эмпирические свидетельства в пользу посещения детьми детских садов, образовательных центров, а также помощи других родственников в социальном развитии ребенка, его двигательной активности и комфортного климата в семье. Подчеркивается, что во время пандемии среди младших школьников значительно увеличилось количество экранного времени.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, COVID-19, эмоциональное развитие, регуляторные функции, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110207

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1953.2022

Для цитаты: Бухаленкова Д.А., Нечаева Д.М. Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 81–92. DOI: 10.17759/jmfp.2022110207

Полный текст

Введение

Новая коронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19) значительно повлияла на жизнь людей во всем мире. К настоящему времени проведено большое количество психологических исследований, посвященных изучению влияния пандемии на взрослых [1; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 18; 20; 26 и др.]. Но публикаций, посвященных исследованию данного феномена в отношении детей, на момент поиска было обнаружено меньше [10; 13; 15; 23; 24; 25, 27; 32; 33; 36; 40; 44].
Меры социальной изоляции, введенные из-за распространения COVID-19 повлияли на доступность образования и ухода для детей всех возрастов. В большинстве стран был введен карантин, а также другие ограничения, направленные на снижение уровня заболеваемости. Страны вводили серьезные ограничения для профилактики заражения COVID-19 с января 2020 года. В том числе закрывались образовательные учреждения, детские сады, площадки [28]. В 188 странах школы и детские сады полностью приостановили свою деятельность [35]. Сотни тысяч детей оказались без доступа к образовательным организациям. Однако обеспечить полноценную замену данных организаций практически невозможно, поэтому вопрос изучения механизмов последствий карантина и факторов, усиливающих и ослабляющих его влияние на психическое развитие детей, становится крайне важным. Особым условием являлась неопределенность окончания периода карантина и, как следствие, открытия образовательных организаций.
Вынужденное нахождение дома детей и родителей привнесли изменения как на уровне взаимоотношений внутри коллективов, так и на уровне семейных взаимоотношений [9]. Для семей с детьми карантин связан с прекращением посещения учебных заведений, общественных мест, в том числе детских площадок, уменьшением круга общения, снижением физической активности.
Карантин привел к существенным изменениям и в социальной ситуации развития детей, смене доступных видов деятельности. Есть все основания предполагать, что столь длительный период времени в условиях социальных ограничений мог повлиять на психическое развитие детей [29]. В результатах исследования Шен и коллег отражено не только значительное влияние пандемии на психическое детей, но и то, что она оказывает неблагоприятные воздействия на развитие детей в будущем, и это воздействие имеет долгосрочный эффект [21].
Важным является и само отношение детей к карантину. В исследовании Семеновой и коллег отражено,
что в старшем дошкольном возрасте большая часть детей знает о том, что такое опасность и ее источники. В том числе дошкольники имеют представление и о пандемии. Показано, что дети чаще всего представляют образ коронавируса как опасность и угрозу жизни и здоровью, наделяют его в основном негативными чертами. Ситуация карантина и пандемия воспринимается детьми как угроза неудовлетворенных потребностей в безопасности, свободе, активности [10].
Цель настоящего обзора — рассмотрение и систематизация эмпирических исследований, выделение факторов, повлиявших на психическое развитие детей во время пандемии.
Исследовательская задача обзора состояла в систематизации проведенных исследований, попытке выявления факторов, которые в период карантина влияют на психическое развитие детей.
 

Отбор исследований психического развития детей во время пандемии

 
Подход информационного поиска и отбора материалов. Поиск материалов для обзора осуществлялся с помощью различных информационных платформ, основными стали: Web of Science, Elibrary. Ввиду особенностей темы исследований все работы были опубликованы с 2020 по 2022 г. При отборе учитывались: соответствие тематике обзора, размер выборки, возраст участников. Исходя из этого было отобрано 18 исследований о влиянии пандемии на развитие детей. Два из них не имели эмпирической части, одно было посвящено исследованию развития детей в более раннем возрасте и не включало дошкольников, и в одном большее внимание уделялось физическому развитию ребенка, а не когнитивному. Таким образом, в данный обзор было включено 14 полнотекстовых версий работ [15; 22; 23; 24; 25; 27; 30; 31; 32; 33; 36; 40; 41; 44].
Характеристика участников исследований. Совокупную информационную базу для обзора составили респонденты анализируемых исследований. Максимальный объем выборки в анализируемых работах — 14647 детей [40], минимальный — 12 [44]. Возраст детей, принявших участие в рассматриваемых исследованиях, составляет от 0 до 18 лет. В 11 исследованиях возраст участников составлял менее 11 лет, именно им мы уделили большее внимание. В исследованиях, где участие принимали более старшие дети, анализ был правомерен по нескольким причинам: в одном исследовании выводы были сосредоточены на результатах, полученных в отношении более младших детей [30], в другой публикации большинству детей (75%) было от 5 до 11 лет [31], в третьем исследовании, где возраст участников превышал заявленный в обзоре, средний возраст составил 7,14 [36]. Все это обусловило решение включить 3 данных исследования в обзор.
Методики и процедура проведения исследований. В большинстве исследований процесс сбора данных проходил онлайн и включал 2 этапа: до начала карантина и после, что обусловило возможность изучения влияния карантина и пандемии. Одно исследование было построено с применением лонгитюдного метода, что позволило авторам учесть динамику изменений более полно [27]. В приведенных для обзора исследованиях применялись опросные методы, опросы в основном заполнялись родителями. Если в семье было несколько детей, то данные просили заполнять об одном ребенке. В исследованиях также использовалась стандартная анкета, где взрослые заполняли данные о своем образовании, доходе, количестве детей в семье, социально-экономическом статусе.
Исследования отличаются большим разнообразием методик, однако три работы включали в себя применение опросника Strength and Difficulties Questionnaire (SDQ) [15; 32; 36]. Это опросник успехов и трудностей, который включает в себя следующие шкалы:
«Эмоциональные проблемы», «Проблемы с поведением», «Гиперактивность», «Проблемы со сверстниками», шкалу «Просоциального поведения» и «Общее число проблем». Данный опросник был разработан для оценки поведенческих и психологических проблем у детей профессором Лондонского института психиатрии Р. Гудманом в конце 1990-х годов. Он используется во всем мире, переведен более чем на 60 языков и обладает высокой точностью диагностики [39]. В исследованиях использовались разные версии опросника. По каждому вопросу родителей просят оценить поведение ребенка по следующим категориям ответов: «неверно», «отчасти верно» или «определенно верно». В анкетах, связанных с пандемией, родителям предлагались вопросы о демографических данных, здоровье [15], об условиях ухода за детьми и профессиональной сфере, физиологическом и когнитивном развитии [40], финансовом положении семьи, статусе супружеских отношений, совместных видах деятельности родителей и детей [24] и о том, изменил ли период пандемии их отношения со своими детьми. В исследовании Линнавалли и коллег благополучие родителей в анкете дополнительно было измерено с помощью суммарной переменной психологического стресса, усредненной по одиннадцати пунктам (примеры вопросов:
«Беспокоились ли вы в течение периода пандемии?»,
«Беспокоились о ситуации в целом?», «Беспокоились о финансах вашей семьи?»). Варианты ответа были 0 = Совсем нет, 1 = Реже, чем раньше, 2 = Так же часто, как и раньше, 3 = Чаще, чем раньше, 4 = Намного чаще, чем раньше [32].
Кроме этого, в других исследованиях использовались следующие методики: шкала Розенберга для само-
оценки матерей [23; 44], домашняя обстановка оценивалась на основе Индекса условий ухода за детьми (ICCE) [27], Оксфордский опросник коммуникативного развития (OCD I) использовался для оценки развития словарного запаса детей [22], применялась шкала детско-родительских отношений (CPRS), которая представляет собой шкалу из 15 пунктов и оценивает взгляды родителей на их отношения с ребенком с использованием 5-балльной системы оценки [31] и другие.
Основные методы статистического анализа, которые были применены в данных исследованиях: корреляционный и факторный анализ. В отобранных исследованиях статические методы схожи, что говорит о правомерности соотнесения результатов работ между собой.
 

Результаты анализируемых исследований

 
В результате рассмотрения отобранных публикаций было определено несколько основных аспектов влияния пандемии на психическое развитие детей, на которых в большей степени были сфокусированы исследователи. Так, целью части работ являлось изучение особенностей детско-родительских отношений в этот период; другой — связь с эффектом от прекращения посещения детьми дошкольных учреждений и площадок, а также соответствующее изменение образа жизни, третья группа работ была выделена по фокусу исследования на регуляторных функциях и эмоциональном развитии детей. Для наиболее полного отражения результатов исследований, данный раздел построен в соответствии с выделенными группами.
В таблице ниже (Таблица 1) приведена краткая информация анализируемых работ: авторы, возраст и количество детей, принявших участие в исследовании, краткие результаты. Работы упорядочены по уменьшению выборки (от большей к меньшей).
 

Связь психического развития детей с детско-родительскими отношениями

 
Безопасная семейная обстановка, которую могут обеспечить родители, может снизить уровень стресса и неопределенности. Важно, чтобы родители продолжали реагировать на потребности своих детей и сохранили свою жизнестойкость, которая так важна в стрессовых ситуациях [34]. По сравнению с подростками, дети младшего возраста требуют большего внимания, они нуждаются в физическом присутствии родителей, играх с ними [28]. Исследование Фернандес Руис и коллег показало, что дети, чьи родители работали, испытывали трудности с выполнением домашних заданий, и в основном были склонны к плохому настроению [25]. Для многих родителей длительный период изоляции и ограничений был особенно напряженным, а сроки возвращения в дошкольные учреждения были неопределенны [37]. Помимо решения собственных проблем, родители вынуждены были организовывать время и пространство дошкольника, что вызывало еще больший стресс родителей. В работе Рассел и коллег было описано, что родители, которые воспринимали стресс ребенка, как более высокий и сами чувствовали большую психологическую нагрузку, в том числе по уходу за детьми, сообщали о большем количестве конфликтов с ребенком. При этом во время пандемии отцы оценивали свою нагрузку выше, чем матери [31]. Таким образом, состояние ребенка может зависеть от здоровья и комфорта родителя. Финансовое положение, потеря работы, трудности в супружеской жизни тоже могут увеличивать уровень стресса как в семье в целом, так и для каждого члена в отдельности.
Другое исследование показало, что влияние карантина на поведенческие и эмоциональные проблемы детей опосредуется стрессом родителей [36]. На протяжении пандемии родители испытывали повышенное психическое напряжение и обострение проблем в супружеских отношениях, что также влияло на отношения родитель-ребенок [32].
В исследовании Мочиды и коллег отражено влияние стилей воспитания на развитие детей. Стили воспитания в семье в значительной степени коррелировали с психологическими и физическими стрессами, испытываемыми детьми. Авторитарный стиль воспитания, применение наказаний имели значительную корреляцию с повышенным психологическим и физическим стрессом, либеральный стиль воспитания, проявление теплоты и заботы матерей имели положительную корреляцию с повышением хороших проявлений поведения детей (дети относились к окружающим людям с большой добротой, проявляли больше признаков роста, наслаждались собой) даже во время пандемии [23]. В лонгитюдном исследовании, проведенном в Японии, было описано, что показатели частоты семейных обедов, отсутствия наказаний и позитивное отношение к ошибкам детей были выше после начала пандемии, а частота совместных покупок, посещения друзей и родственников детей и количество социальной поддержки от других людей в 2020 году были ниже [27]. Таким образом, можно сделать вывод: в благополучии и развитии детей во время пандемии значимую роль играет состояние родителя в кризисной ситуации, его психическое здоровье, восприятие ситуации и уход за ребенком.
 

Связь психического развития детей с невозможностью посещения дошкольных учреждений и снижением физической активности

 
Ежедневная физическая активность жизненно важна для физического, психического и социального благополучия детей [43]. Было продемонстрированно, что меры во время пандемии COVID-19, такие как закрытие детских спортивных сооружений и образовательных учреждений, могут оказать длительное воздействие на изменения привычного образа дня и физической активности детей [38]. Изменения в физической активности были зарегистрированы в 64 исследованиях, причем в большинстве исследований сообщалось о снижении физической активности и увеличении сидячего образа жизни во время изоляции в нескольких группах населения, включая детей [17].
Данные другого исследования свидетельствуют о значительном снижении физической активности, увеличении сидячего образа жизни и нарушении режима сна у детей и подростков [19].
Исследование Агилар-Фариас и коллег также показывает, что на ранних стадиях пандемии сократилось время, затрачиваемое на физическую активность, увеличилось время просмотра развлекательных программ и продолжительность сна, при этом качество сна снизилось. Однако отмечается, что дошкольники, у которых есть место для игр дома и которые живут в сельской местности, испытали слабое воздействие пандемических ограничений на уровень их физической активности, время просмотра и качество сна [42].
Другие исследования так же свидетельствует об увеличении экранного времени у дошкольников во время пандемии [16; 19; 24; 30; 44]. Пандемия СOVID-19 привела к тому, что дети были изолированы от своих соседей, друзей в садике и на площадке, они общались только с людьми, живущими с ними под одной крышей, чтобы избежать распространения вируса. Но семья и родители, в частности, не были готовы и не имели возможностей организовать для ребенка качественную развивающую и образовательную среду, среду для взаимодействия со сверстниками, воссоздать их привычные условия развития до пандемии. Ограниченное социальное взаимодействие могло повлиять на социальное и эмоциональное развитие маленьких детей. Дети проводили больше времени дома, использование смартфонов постепенно становилось все более доминирующим видом деятельности, одновременно снижая интенсивность других социальных мероприятий [44].
Помимо этого, дети, которые были вынуждены оставаться дома, чувствовали себя одинокими и испытывали негативные эмоции согласно исследованию Ли и коллег. В данной работе также было показано, что если ребенок оставался дома во время изоляции, то отношения между родителями и детьми были в среднем хуже, в сравнении с семьями, в которых ребенок посещал дошкольные учреждения [27].
Таким образом, невозможность посещения дошкольных учреждений во время пандемии создает больше дефицитов в развитии — в общении, развитии социальных навыков, эмоционального интеллекта, и даже может приводить к ухудшению детско-родительских отношений. Дети вынуждены проводить много времени с гаджетами, замещая ту деятельность, которой могли бы заниматься при посещении дошкольных учреждений.

Связь психического развития детей с эмоциональным развитием и регуляторными функциями

 
В работе Твардовской и коллег отражена особая роль «дошкольного возраста в развитии способности к регуляции своего поведения, мыслительной деятельности». Авторы подчеркивают важность обеспечения всех условий для развития регуляции дошкольника [3]. Часть проанализированных исследований обнаруживает связь различных факторов во время пандемии с развитием регуляторных функций.
Исследование Дэвис и коллег указывает на то, что также важным в развитии регуляторных функций является и посещение дошкольных учреждений, дополнительный уход, кроме родительского. Регуляторные функции понимались авторами, как навыки, которые поддерживают контроль внимания и поведения для достижения целей. Результаты показали, что уровень развития регуляторных функций был выше у детей, которые получали уход и заботу не только от родителей, но и в детском саду, в учреждениях по уходу за детьми или у няни в течение периода пандемии. Авторы объясняют это наличием в дошкольных учреждениях необходимых материалов, подходящих для развития психики детей. А также указывают на особенности взаимодействия между взрослым и ребенком в учебных заведениях, что способствует обучению и развитию регуляторных функций [22].
В исследовании Хименес-Даси и коллег были получены данные о том, что у детей в возрасте 6—10 лет во время пандемии наблюдалось снижение по показателям, связанным с саморегуляцией (эмоциональной регуляцией, контролем внимания, гиперактивностью и импульсивностью) и готовностью учиться. Эти изменения, однако, не наблюдались у детей младшего возраста (3 года) [41]. По мнению авторов, данные результаты отражают большую защищенность психики детей младшего возраста и меньшую осознанность происходящего. Выше были приведены данные о снижении физической активности детей, при этом большинство авторов подчеркивают значимую роль базовых показателей физической активности и их влияния на регуляторные функции дошкольников [3; 14].
Таким образом, снижение физической активности и нахождение дома также могло повлиять на развитие регуляторных функций.
Дошкольный период жизни связан не только с когнитивным, но и с эмоциональным развитием. Возраст детей в дошкольный период жизни — значимый фактор повышения уровня эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность влияет на становление личностных характеристик ребенка, его успешность социального взаимодействия и вовлеченность в образовательный процесс, академические достижения в детском саду и школе. [2].
Согласно модели понимания детьми (Понс, Харрис, 2000) понимание эмоций детьми включает в себя распознавание эмоций, понимание влияния внешних причин, роли желаний, убеждений, воспоминаний, моральных правил в возникновении эмоций, а также понимание того, что эмоции могут быть скрытыми и смешанными, и их можно регулировать [12].
Исследование Спехт и коллег показало умеренное снижение эмоционально-поведенческого функционирования детей во время карантина. По мнению авторов на это могли повлиять: родительский стресс и повышенное давление на семью во время карантина, общее социальное дистанцирование, связанные со здоровьем и потенциальные экономические проблемы [15]. Мартин-Рекехо и коллеги получили результаты, которые свидетельствуют о снижении эмоционального интеллекта детей в возрасте 9-10 лет по 3 шкалам: внутриличностной (понимание и распознавание собственных эмоций и чувств); межличностной (способность взаимодействовать с другими людьми, распознавать их чувства); адаптивность (способность приспосабливаться и справляться с изменениями). Ситуация карантина повлияла на увеличение и усиление негативных эмоций, что поспособствовало и снижению показателей эмоционального интеллекта детей [33].
 
 
Информация об исследованиях развития детей во время пандемии
Таблица 1
 

Авторы

Авторы (на русском языке)

Выборка

Возраст

Результаты

Y. Fan, H. Wang, Q. Wu,

X. Zhou, Y. Zhou,

B. Wang, Y. Han, T. Xue, T. Zhu (2021) [40]

Ю. Фань, Х. Ван, Ц. Ву, С. Чжоу, Ю. Чжоу, Б. Ван, Ю. Хань, Т. Сюэ, Т. Чжу

14 647

0—8 лет

Возникшие стрессоры во время пандемии в раннем детстве задерживают как физиологическое, так и когнитивное развитие детей.

Социальные и психические стрессоры могут оказывать долгосрочное воздействие на развитие детей.

S.A. Moore, G. Faulkner,

R.E. Rhodes, M. Brussoni, T. ChulakBozzer, L.J. Ferguson, R. Mitra, N.O’Reilly, J.C. Spence, L.M. Vanderloo,

M.S. Tremblay (2020) [30]

С. А. Мур, Г. Фолкнер, Р.Э. Родс, М. Бруссони, Т. Чулак-Боззер,

Л.Дж. Фергюсон,

Р. Митра, Н.О’Рейли, Дж.К. Спенс,

Л.М. Вандерлоо, М.С. Тремблей

1472

5—17 лет

В среднем у детей младшего возраста наблюдаются меньшие изменения в поведении до и после начала COVID-19 по сравнению с детьми старшего возраста.

Дети стали менее активными, меньше играли на улице, вели сидячий образ жизни, больше спали и имели более высокие показатели экранного времени во время COVID-19.

 
         

Авторы

Авторы (на русском языке)

Выборка

Возраст

Результаты

X. Li, D. Jiaoa,

M. Matsumotoa, Y. Zhua,

J. Zhanga, Z. Zhu, Y Liua, M. Cuia,

Y. Wanga, M.Qiana,

A Ajmala, A. AfsariBanua,

Y. Graçaa, E. Tanaka,

T. Watanabec,

Y. Sawadad, E. Tomisaki, T. Anme (2022) [27]

X. Ли, Д. Цзяоа,

М. Мацумотоа, Ю. Чжуа, Дж. Чжанга, З. Чжу,

Ю. Люа, М. Куйя, Ю. Ванга, М. Киана,

А. Аджмала, А. Афсари Бануа, Ю. , Грасаа,

Э. Танака, Т. Ватанабек, Ю. Савадад, Э. Томисаки, Т. Анме

1349

0—6 лет

Показатели измерений частоты семейных обедов, отсутствия наказаний и позитивное отношение к ошибкам детей повысились в 2020 году, после начала пандемии. Однако частота совместных покупок, посещений друзей и родственников детей снизилась. Кроме того, социальные навыки детей в 2019 году (до начала пандемии) были развиты выше, чем в 2020 году.

S. Mochida, M. Sanada,

Q. Shao, J. Lee,

J. Takaoka, S. Ando,

Y. Sakakihara (2021) [23]

С. Мочида, М. Санада, К. Шао, Дж. Ли,

Дж. Такаока, С. Андо, Ю. Сакакихара

1030

1—6 лет

Стили воспитания в значительной степени коррелируют со стрессом, испытываемом детьми. Авторитарный стиль, применение наказаний имеет значительную корреляцию с повышенным психологическим и физическим стрессом. Демократический стиль воспитания имеет положительную связь с повышением позитивных проявлений поведения детей во время пандемии. Наличие социальной поддержки повышает самооценку матерей и позитивное восприятие процесса воспитания детей.

M. Spinelli, F. Lionetti,

M. Pastore, M. Fasolo (2020) [36]

М. Спинелли,

Ф. Лионетти, М. Пасторе, М. Фазоло

854

2—14 лет

Влияние карантина на поведенческие

и эмоциональные проблемы детей опосредуется стрессом родителей.

S. Stienwandt,

E.E. Cameron,

M. Soderstrom, M. Casar,

C. Le, L.E. Roos (2022) [24]

С. Стенвандт, Э.Э. Кэмерон,

М. Содерстром, М. Касар, С. Ле, Л.Э. Роос

708

2—8 лет

Удовлетворенные и неудовлетворенные потребности в уходе за детьми во время пандемии представляют собой решающий фактор при рассмотрении изменений во взаимодействии родителей и детей. Родители, не нуждающиеся в помощи в уходе за детьми и имеющие более низкий уровень стресса, проводят больше времени за практическими занятиями и играми с ребенком.

B.S. Russell,

M. Hutchison,

R. Tambling,

A.J. Tomkunas,

A.L. Horton (2020) [31]

Б.С. Рассел, М. Хатчисон, Р. Тэмблинг,

АДж. Томкунас, А.Л. Хортон

420

5—18 лет

Родители, испытывающие сильную психологическую нагрузку в период пандемии, оценивали уровень стресса детей, как более высокий, по сравнению с теми родителями, которые испытывали меньшую психологическую нагрузку, в том числе нагрузку по уходу за детьми.

В семьях, где родители оценивали уровень стресса детей, как более высокий, наблюдалось большее количество конфликтов между родителями и детьми.

M.R. Fernandez Ruiz (2021) [25]

М.Р. Фернандес Руис

267

3—5 лет

Дети, чьи родители работали во время пандемии, испытывали трудности с выполнением домашних заданий, и в основном были склонны к плохому настроению.

5-летние дети проявляли больший страх перед коронавирусом.

У 4-летних детей обнаружилось больше всего изменений в поведении и склонность к плохому настроению во время пандемии.

I. Olmer Specht, J. Friis Rohde, A. Nielsen,

S. Christian Larsen,

B. Lilienthal Heitmann (2021) [15]

И. Олмер Cпехт, Дж. Фриис Роде,

А. Нильсен, С. Кристиан Ларсен, Б. Лилиенталь Хайтманн

209

2—8 лет

Исследование показало умеренное снижение эмоционально-поведенческого функционирования детей во время пандемии.

C. Davies, A. Hendry,

S.P. Gibson, T. Gliga,

1.                    McGillion,

2.                    Gonzalez-Gomez (2021) [22]

К. Дэвис, А. Хендри, С.П. Гибсон, Т. Глига, М. МакГиллион,

Н. Гонсалес-Гомес

189

8 месяцев — 3 года

Рост словарного запаса и уровня развития регуляторных функций был выше у детей, которые получали уход и заботу не только от родителей, но и в детском саду, в учреждениях по уходу за детьми или у няни в течение периода пандемии.

 
         

Авторы

Авторы (на русском языке)

Выборка

Возраст

Результаты

       

Более сильная связь обнаружена между уровнем развития словарного запаса и получением дополнительного ухода (помимо родительского) для неблагополучных семей.

M. Giménez-Dasí,

L. Quintanilla, B. LucasMolina, R. SarmentoHenrique (2020) [41]

М. Хименес-Даси,

Л. Кинтанилья, Б. ЛукасМолина, Р. СарментоЭнрике

167

3—11 лет

Не было обнаружено значимых изменений показателей саморегуляции среди 3-летних детей во время пандемии.

Однако были обнаружены связи между периодом до пандемии и после среди детей 6-10 лет. Их показатели по саморегуляции и готовности учиться оказались более низкими, чем до пандемии.

K. Martín-Requejo,

S. Santiago-Ramajo (2021) [33]

К. Мартин-Рекехо, С. Сантьяго-Рамахо

34

9—10 лет

Выявлено негативное влияние карантина на эмоциональный интеллект детей.

T. Linnavalli, M.Kallan (2021) [32]

Т. Линнавалли, М. Каллан

20

3—5 лет

Во время пандемии родители сообщили, что дети дома чувствовали себя более одинокими, чем раньше, по сравнению с детьми, которые находились в

детском саду все время или большую часть карантина. Родители испытывали повышенное психическое напряжение и обострение проблем в супружеских отношениях, что влияло на отношения родитель-ребенок.

Если ребенок оставался дома во время карантина, отношения между родителями и детьми были в среднем хуже, чем у тех, чей ребенок посещал дошкольные учреждения.

R.P.C. Wijaya,

B.N. Bunga, I.Y. Kiling (2021) [44]

Р.П.К. Виджая,

Б.Н. Бунга. И.Ю. Килинг

12

0—8 лет

Во время закрытия школ и карантина во время пандемии увеличилось экранное время детей.

 
 

Выводы

 
На основе анализа и систематизации результатов 14 работ были выделены три основные группы исследований. В подавляющем большинстве эмпирически подтверждается предположение о том, что психическое развитие детей во время пандемии и вынужденного нахождения дома зависит от умений родителей совладать со стрессовыми ситуациями и организовать собственную деятельность и деятельность ребенка [23; 24; 25; 27; 31; 32; 36].
Также убедительно показано, что развитие ребенка будет зависеть от его возможностей посещать дошкольное учреждение, детские площадки [27; 30; 36; 41; 44]. Таким образом, образовательные организации важны в развитии ребенка, их невозможно полностью заменить в ситуации карантина.
Третья группа исследований, направленных на изучение особенностей связи развития регуляторных функций и эмоционального развития в период пандемии COVID-19, выявила значимое снижение показателей саморегуляции и эмоционального интеллекта [15; 22; 33; 41]. В некоторых работах [22] обсуждается также важность дополнительного ухода за детьми для развития регуляторных функций в неблагополучных семьях. Данному аспекту должно быть уделено усиленное внимание в практике, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционального развития ребенка, его навыков саморегуляции.
Ограничением данной работы можно считать рассмотрение только нескольких аспектов развития ребенка: когнитивного, эмоционального, социального. Особенно значимой перспективой является проведение дальнейших исследований, связанных с влиянием пандемии на развитие детей, в России и их анализ. Другим важным направлением дальнейших работ может стать изучение и других сторон развития, на которые повлияла пандемия: например, физические изменения, здоровье. А также учет гендерных, этнокультульных особенностей и дальнейшее сопоставление всех сторон развития ребенка, с факторами, которые оказывали влияние во время пандемии карантина, для более обширного анализа и составления полной картины последствий пандемии для детей.
В обзоре рассмотрены результаты 14 исследований, проведенных в разных странах, на тему влияния различных показателей на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие детей в дошкольном возрасте в период пандемии COVID-19. Была произведена попытка обобщения и систематизации данных работ, а также выделения факторов, влияющие на психическое развитие детей в этот период. Результаты исследований свидетельствуют о том, что существует большое количество важных факторов влияния, однако наиболее существенную роль играет ограничение социального взаимодействия, климат в семье, стресс родителей, а также возможность посещения дошкольных заведений. Похожие выводы были получены и другими исследователями [13]. Стоит отметить, что анализ большего количества исследований после появления новых публикаций, позволит больше факторов, которые могли оказать влияние на психическое развитие детей во время COVID-19, а также их значимость. Данное положение можно рассматривать, как одну из перспектив исследования.
Осознание важности влияния выделенных факторов и минимизация их негативного эффекта на развитие детей в будущем имеют практическую значимость при повторе ситуации с COVID-19 или другими заболеваниями.

Литература

  1. Аникина В.О., Савенышева С.С., Блох М.Е. Психическое здоровье женщин в период беременности в условиях пандемии коронавируса COVID-19: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 70—78. DOI:10.17759/jmfp.2021100107

  2. Белолуцкая А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований // Современное дошкольное образование. 2021. № 4(106). С. 22—33. DOI:10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33

  3. Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований / А.А. Твардовская, В.Ф. Габдулхаков, Н.Н. Новик, А.М. Гарифуллина // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 214—238. DOI:10.11621/vsp.2020.03.10

  4. Динамика социальных страхов у российских граждан в период первой и второй волны COVID-19 / В.В. Ермолаев, Ю. Воронцова, Д.К. Насонова, А.И. Четверикова // Национальный психологический журнал. 2021. № 41(1). P. 27—38. DOI:10.11621/npj.2021.0103

  5. Карпова Э.Б., Николаева Е.А. Негативные психоэмоциональные последствия пандемии COVID-19 в группе риска // Национальный психологический журнал. 2020. № 3(39). С. 66—74. DOI:10.11621/npj.2020.0308

  6. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Исследования психического состояния людей в условиях пандемии COVID- 19 // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 48—56. DOI:10.17759/jmfp.2021100105

  7. Кузнецова А.С., Гущин М.В., Титова М.А. Трудовой стресс и проактивные копинг-стратегии среднего медицинского персонала на начальном этапе пандемии COVID-19 // Вестник Московского Университета. 2021. Серия 14. Психология. № 2. С. 199—236. DOI:10.11621/vsp.2021.02.10

  8. Лексический анализ высказываний о COVID-19 при высоком уровне соматизации / Т.И. Медведева, С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, О.Ю. Воронцова, М.А. Станкевич // Вестник Московского Университета. 2021. Серия 14. Психология. № 3. С. 39—64. DOI:10.11621/vsp.2021.03.03

  9. Леонова Е.В. Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. 2020. № 2(38). С. 48—56. DOI:10.11621/npj.2020.0307

  10. Пандемия коронавирусной инфекции Covid-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Вестник Минского университета. 2021. Том. 9. № 4. С. 14—30. DOI:10.26795/2307-1281-2021-9-4-14

  11. Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Готовность к вакцинации против коронавируса как мера доверия официальным медицинским рекомендациям: роль тревоги и представлений // Национальный психологический журнал. 2021. № 1(41). С. 76—90. DOI:10.11621/npj.2021.0107

  12. Связано ли понимание эмоций детьми с представлениями их воспитателей об эмоциональном развитии? / Д.А. Бухаленкова, М.С. Асланова, З.В. Айрапетян, М.Н. Гаврилова // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 2. С. 53—66. DOI:10.21702/rpj.2021.2.4

  13. Сovid-19 и психическое здоровье учащихся: зарубежные исследования / Т.В. Ермолова, А.В. Литвинов, Н.В. Савицкая, О.А. Круковская // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 79—91. DOI:10.17759/jmfp.2021100108

  14. Associations Between Executive Functions and Physical Fitness in Preschool Children / A. Veraksa, A. Tvardovskaya, M. Gavrilova, V. Yakupova, M. Musálek // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 674746. 12 p. DOI:10.3389/ fpsyg.2021.674746

  15. Changes in Emotional-Behavioral Functioning Among Pre-school Children Following the Initial Stage Danish COVID-19 Lockdown and Home Confinement / I.O. Specht, J. Rohde, A.-K. Nielsen, S.C. Larsen, B.L. Heitmann // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 643057. 6 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.643057

  16. Changes in lifestyle behaviours during the COVID-19 confinement in Spanish children: A longitudinal analysis from the MUGI project / M. Medrano, C. Cadenas-Sanchez, M. Oses, L. Arenaza, M. Amasene, I. Labayen // Pediatric Obesity. 2021. Vol. 16. № 4. Article ID 12731. 11 p. DOI:10.1111/ijpo.12731

  17. Changes in physical activity and sedentary behaviours from before to during the COVID-19 pandemic lockdown: A systematic review / S. Stockwell, M. Trott, M. Tully, J. Shin, Y. Barnett, L. Butler, D. McDermott, F. Schuch, L. Smith // BMJ Open Sport and Exercise Medicine. 2021. Vol. 7. № 1. Article ID 000960, 8 p. DOI:10.1136/bmjsem-2020-000960

  18. Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic / Yu.P. Zinchenko, V.I. Morosanova, N.G. Kondratyuk, T.G. Fomina // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 168—182. DOI:10.11621/pir.2020.0411

  19. Covid-19 impact on behaviors across the 24-hour day in children and adolescents: Physical activity, sedentary behavior, and sleep / L.C. Bates, G. Zieff, K. Stanford, J.B. Moore, Z.Y. Kerr, E.D. Hanson, B.B. Gibbs, C.E. Kline, L. Stoner // Children. 2020. Vol. 7. № 9. Article ID 138. 9 p. DOI:10.3390/children7090138

  20. COVID-19: Belief in Conspiracy Theories and the Need for Quarantine / M.S. Egorova, O. Parshikova, Y. Chertkova, V.M. Staroverov, O.V. Mitina // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 3—25. DOI:10.11621/pir.2020.0401

  21. Diagnosis, treatment, and prevention of 2019 novel coronavirus infection in children: experts’ consensus statement / K.-L. Shen, Y.-H. Yang, R.-M. Jiang [et al.] // World Journal of Pediatrics. 2020. Vol. 16. P. 223—231. DOI:10.1007/ s12519-020-00343-7

  22. Early childhood education and care (ECEC) during COVID-19 boosts growth in language and executive function / C. Davies, A. Hendry, S.P. Gibson, T. Gliga, M. McGillion, N. Gonzalez-Gomez // Infant and Child Development. 2021. Vol. 30. № 4. Article ID 2241. 15 p. DOI:10.1002/icd.2241

  23. Factors modifying children’s stress during the COVID-19 pandemic in Japan / S. Mochida, M. Sanadaa, Q. Shaoa, J. Leea, J. Takaokaa, S. Ando, Y. Sakakihara // European Early Childhood Education Research Journal. 2021. Vol. 29. № 1. P. 51—65. DOI:10.1080/1350293X.2021.1872669

  24. Family Factors Associated with Hands-On Play and Screen Time During the COVID-19 Pandemic / S. Stienwandt, E.E. Cameron, M. Soderstrom, M. Casar, C. Le, L.E. Roos // Child and Youth Care Forum. 2022. 25 p. DOI:10.1007/ s10566-021-09668-4

  25. Fernandez Ruiz M. R. Pandemic natives, pandemic immigrants: effects of COVID-19 confinement on the wellbeing of children in preschool education // European Early Childhood Education Research Journal. 2021. Vol. 29. № 6. P. 959—971.

  26. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Semenov Yu.I. COVID-19: Constructive Optimism, Defensive Optimism, and Gender as Predictors of Autonomous Motivation to Follow Stay-at-Home Recommendations during the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 38—54. DOI:10.11621/pir.2020.0403

  27. Home environment and social skills of Japanese preschool children pre- and post-COVID-19 / X. Li, D. Jiaoa, M. Matsumoto [et al.] // Early Child Development and Care. 2022. DOI:10.1080/03004430.2021.2021896

  28. Impact of COVID-19 and lockdown on mental health of children and adolescents: A narrative review with recommendations / S. Singh, D. Roy, K. Sinha, S. Parveen, G. Sharma, G. Joshi // Psychiatry Research. 2020. Vol. 293. 10 p. DOI:10.1016/j.psychres.2020.113429

  29. Impact of COVID-19 on children: special focus on the psychosocial aspect / R. Ghosh, M.J. Dubey, S. Chatterjee, S. Dubey // Minerva Pediatrics. 2020. Vol. 72. № 3. P. 226—235. DOI:10.23736/S0026-4946.20.05887-9

  30. Impact of the COVID-19 virus outbreak on movement and play behaviours of Canadian children and youth: A national survey / S.A. Moore, G. Faulkner, R.E. Rhodes [et al.] // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2020. Vol. 17. № 85. 11 p. DOI:10.1186/s12966-020-00987-8

  31. Initial Challenges of Caregiving During COVID-19: Caregiver Burden, Mental Health, and the Parent-Child Relationship / B.S. Russell, M. Hutchison, R. Tambling, A.J. Tomkunas, A.L. Horton // Child Psychiatry and Human Development. 2020. Vol. 51. № 5. P. 671—682. DOI:10.1007/s10578-020-01037-x

  32. Linnavalli T., Kalland M. Impact of covid-19 restrictions on the social-emotional wellbeing of preschool children and their families // Education Sciences. 2021. Vol. 11. № 8. P. 435—446. DOI:10.3390/educsci11080435

  33. Martín-Requejo K., Santiago-Ramajo S. Reduced Emotional Intelligence in Children Aged 9—10 caused by the COVID-19 Pandemic Lockdown // Mind Brain and Education. 2021. Vol. 15. № 4. P. 269—272. DOI:10.1111/mbe.12297

  34. Mental Health and the COVID-19 Pandemic: Hardiness and Meaningfulness Reduce Negative Effects on Psychological Well-Being / V.E. Epishin, A.B. Salikhova, N.V. Bogacheva, M.V. Bogdanova, M.G. Kiseleva // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 75—88. DOI:10.11621/pir.2020.0405

  35. Pandemic school closures: risks and opportunities / The Lancet Child & Adolescent Health // The Lancet Child & Adolescent Health. 2020. Vol. 4. № 5, article ID, 2 p. 341 DOI:10.1016/S2352-4642(20)30105-X

  36. Parents’ Stress and Children’s Psychological Problems in Families Facing the COVID-19 Outbreak in Italy / M. Spinelli, F. Lionetti, M. Pastore, M. Fasolo // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 1713. 7 p. DOI:10.3389/ fpsyg.2020.01713

  37. Pelaez M., Novak G. Returning to School: Separation Problems and Anxiety in the Age of Pandemics // Behavior Analysis in Practice. 2020. № 13. № 3. P. 521—526. DOI:10.1007/s40617-020-00467-2

  38. Physical activity behaviour and screen time in Dutch children during the COVID-19 pandemic: Pre-, during- and post- school closures / G. ten Velde, J. Lubrech, L. Arayess, C. van Loo, M. Hesselink, D. Reijnders, A. Vreugdenhil // Pediatric Obesity. 2021. Vol. 16. № 9. Article ID e12779. 7 p. DOI:10.1111/ijpo.12779

  39. Psychometric properties of the Danish Strength and Difficulties Questionnaire: the SDQ assessed for more than 70,000 raters in four different cohorts / J. Niclasen, T.W. Teasdale, A.-M.N. Andersen, A.M. Skovgaard, H. Elberling, C. Obel // PloS one. 2012. Vol. 7. № 2. Article ID e32025. 8 p. DOI:10.1371/journal.pone.0032025

  40. SARS pandemic exposure impaired early childhood development in China / Y. Fan, H. Wang, Q. Wu, X. Zhou, Y. Zhou, B. Wang, Yi. Han, T. Xue, T. Zhu // Scientific Reports. 2021. Vol. 11. Article ID 8694. 8 p. DOI:10.1038/s41598- 021-87875-8

  41. Six Weeks of Confinement: Psychological Effects on a Sample of Children in Early Childhood and Primary Education / M. Giménez-Dasí, L. Quintanilla, B. Lucas-Molina, R. Sarmento-Henrique // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 590463. 7 p. DOI:10.3389/fpsyg.2020.590463

  42. Sociodemographic predictors of changes in physical activity, screen time, and sleep among toddlers and preschoolers in chile during the covid-19 pandemic / N. Aguilar-Farias, M. Toledo-Vargas, S. Miranda-Marquez, A. Cortinez-O’Ryan, C. Cristi-Montero, F. Rodriguez-Rodriguez, P. Martino-Fuentealba, A.D. Okely, B. Del Pozo Cruz // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 1. P. 1—13. DOI:10.3390/ijerph18010176

  43. The impact of the coronavirus disease 2019 pandemic on physical activity in U.S. children / K. Tulchin-Francis, W.S. Jr, X. Gu [et al.] // Journal of Sport and Health Science. 2021. Vol. 10. № 3. P. 323—332. DOI:10.1016/j.jshs.2021.02.005

  44. Wijaya R.P.C., Bunga B.N., Kiling I.Y. Socio-emotional struggles of young children during COVID-19 pandemic: Social isolation and increased use of technologies // Journal of Early Childhood Research. 2022. Vol. 20. № 1. P. 113—127. DOI:10.1177/1476718X211052789

Информация об авторах

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051, e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Нечаева Дарина Михайловна, студент, лаборант кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5850-4242, e-mail: dnechaeva@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 732
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 232
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3