Введение
- Как осуществить перенос полученных учащимися знаний и навыков в реальные жизненные ситуации за пределами учебного процесса?
- Как сформировать у учащихся целостную систему знаний и навыков?
- Как разработать последовательность учебных заданий, основанных на аутентичных проблемах?
- Как отобрать содержание обучения, чтобы не перегрузить учащихся?
- Как организовать результативную систему обратной связи для повышения эффективности обучения?
- Чем обусловлено использование четырехкомпонентной модели дизайна обучения в педагогической практике?
- Может ли модель эффективно применяться в школьном обучении?
- Какими компетенциями должен обладать учитель для работы с моделью?
Теоретические основания модели
- задания основываются на реальной деятельности;
- используются «целые» задания (когда учащиеся выполняют задание целиком, от начала до конца, а не отдельные его этапы);
- учебные задания выстраиваются в последовательности от простого к сложному;
- ослабляется поддержка учителем выполнения учебных заданий с течением времени;
- задания варьируются по уровню сложности в зависимости от уровня подготовки обучающегося;
- учащимся предоставляется обратная связь и сопровождение в ходе решения задач.
Краткое описание модели
- «Готовый пример»: обучающимся предоставляются условие, цель и уже выполненное решение. Им требуется проанализировать, оценить это решение или выявить используемый алгоритм.
- «Перевернутая задача»: обучающиеся получают цель и решение, но должны предположить, при каких исходных условиях такое решение будет уместным.
- «Задача на имитацию»: обучающимся предоставляются условие, цель и пример аналогичного решения. На основе примера им предстоит самостоятельно найти собственное решение.
- «Цель не определена»: обучающимся задано условие, им необходимо самостоятельно определить цель и найти решение.
- «Завершение»: обучающимся предоставляются условие задачи, сформулированная цель и неполное решение; их задача — определить недостающие шаги и завершить решение.
- «Полуструктурированная проблема», или «конвенциональная задача»: обучающиеся получают описание ситуации и частично сформулированную цель, затем должны конкретизировать ее и самостоятельно решить задачу.
- Неповторяющиеся навыки — те, которые применяются в зависимости от специфики задач.
- Повторяющиеся навыки — те, которые будут применяться одинаково в любой задаче.
- Навыки, требующие автоматизма, — те, которые должны применяться без дополнительных размышлений.
Обзор результатов метаанализа исследований по применению модели
Анализ исследований по применению модели в школе
|
Статья |
Дизайн исследования и результаты |
Возможности модели |
|
F.K. Sarfo, J. Elen «Developing technical expertise in secondary technical schools: The effect of 4C/ID learning environments», 2007 |
Ученики были разделены на три группы, обучающиеся разными методами. 1. Стандартный метод (контрольная группа). 2. Учебная среда четырехкомпонентной модели с использованием ИКТ (экспериментальная группа). 3. Учебная среда четырехкомпонентной модели без использования ИКТ (экспериментальная группа). Для проверки усвоения знаний были использованы входное и итоговое тестирования, рассчитан размер эффекта по формуле Cohen's d. 1. Школьники, обучающиеся по методике четырехкомпонентной модели с ИКТ, достигли более высоких результатов в обучении по профильным предметам (M = 10,06) по сравнению со школьниками в контрольной группе (M = 5,44). 2. Школьники, обучающиеся по методике четырехкомпонентной модели без ИКТ, показали более высокие результаты в обучении по профильным предметам (M = 8,84) по сравнению со школьниками в контрольной группе (M = 5,44). 3. Не обнаружено значимой разницы в уровне успеваемости между двумя экспериментальными группами (с ИКТ и без ИКТ) |
Модель обеспечивает формирование навыка решения проектных задач, требующих рассуждений, размышлений и выстраивания последовательностей. Компоненты модели и их взаимосвязь способствуют приобретению скоординированных и интегрированных наборов знаний и навыков |
|
M. Melo, G. Miranda «Learning Electrical Circuits: The Effects of the 4C-ID Instructional Approach in the Acquisition and Transfer of Knowledge», 2015 |
Контрольная и экспериментальная группы изучали тему «Электрические цепи» общего курса физики в течение двух 90-минутных уроков. При традиционном подходе (контрольная группа) учитель демонстрировал каждый из навыков выполнения части задания, которые учащиеся должны были усвоить. В экспериментальной группе вместо демонстрации навыков выполнения части задания учитель предоставлял модель того, как учащиеся должны решить задачу в целом. Способность переносить полученные знания измерялась с помощью теста переноса, с ситуациями, где полученные знания об электрических цепях могли быть применены в новых обстоятельствах. Воспринимаемая когнитивная нагрузка измерялась с помощью шкалы самооценки учащихся. 1. Обе группы показали высокие результаты по тесту на усвоение знаний (87% и 81% для экспериментальной группы и 87% и 77% для контрольной группы). 2. В тесте на перенос знаний экспериментальная группа (80% и 82%) получила ощутимо более высокие показатели по сравнению с контрольной группой (63% и 64%). 3. При измерении когнитивной нагрузки результаты теста вывили отсутствие значимых различий в показателях после теста на усвоение знаний. Однако показатели воспринимаемой когнитивной нагрузки после теста на перенос знаний у контрольной группы были выше, чем у экспериментальной (соответственно, обучающиеся по четырехкомпонентной модели в решении заданий на перенос знаний прикладывали меньше усилий). 4. Измерение эффективности обучения показало более высокую производительность при меньших умственных усилиях у экспериментальной группы |
Четырехкомпонентная модель обеспечивает эффективное управление когнитивной нагрузкой. Внутренняя когнитивная нагрузка контролируется последовательностью заданий от простого к сложному. Внешняя нагрузка минимизируется путем представления структурированной последовательности учебных заданий. Для увеличения уместной когнитивной нагрузки учебные задания в рамках одной и той же учебной задачи представляются в разных контекстах |
|
J. Jeuring N. Es, «Designing and comparing two Scratch-based teaching approaches for students aged 10—12 years», 2017 |
В рамках эксперимента проведено сравнение конструктивистского подхода и четырехкомпонентной модели в процессе обучения программированию учащихся средней школы. Проведены входное и итоговое тестирования, после чего определен размер эффекта по формуле Cohen's d. Исследования проводились отдельно в параллелях 5-х и 6-х классов. 1. Все классы значительно улучшили свои результаты между входным и итоговым тестированием. 2. В одной из школ разница между эффектами подходов оказывается в пользу четырехкомпонентной модели (M = 38,46) |
Применение модели дает результаты в младшей возрастной группе при условии активной помощи учителя в использовании своевременной и вспомогательной информации |
|
J.M. Costa, G.L. Miranda «Using Alice Software with 4C-ID Model: Effects in Programming Knowledge and Logical Reasoning», 2019
|
Для проверки усвоения знаний по программированию использовалось тестирование, разработанное на основе таксономии Блума. Также определялся уровень логического мышления испытуемых. 1. Ощутимый эффект от применения четырехкомпонентной модели в приобретении начальных знаний в области программирования выявлен не был. 2. Демонстрируются значительные изменения в логическом мышлении обеих групп до и после обучения (в контрольной группе средний балл вырос с 11,50 до 13,63) |
Использование модели минимизирует различия между учащимися и, следовательно, способствует их академической и социальной интеграции. Благодаря хорошо продуманным и четко выстроенным образовательным компонентам эффективнее формируется навык логического мышления вне зависимости от разницы в уровне образования и социальном положении |
|
S. Zhou, Y. Zhang, X. Liu, Y. Wang, X. Shen «Empirical Research of Oral English Teaching in Primary School Based on 4C/ID Model», 2020 |
В экспериментальном классе проводилось самостоятельное интерактивное обучение устному английскому языку на основе четырехкомпонентной модели; в контрольном классе проводилось традиционное обучение устному английскому языку. Проведено входное и итоговое тестирование на приобретение новых знаний. 1. Присутствует статистически значимое различие между экспериментальной и контрольной группами (P < 0,05) по трем параметрам: аудированию, говорению, количеству слов и общему количеству баллов. 2. Не обнаружено статистически значимой разницы между этими группами в произношении и грамматике (P > 0,05). 3. Баллы студентов из экспериментальной группы значительно ниже, чем учащихся из контрольной группы по параметру «усвоение новых слов». Так, традиционный метод обучения оказывается эффективнее в задаче на «запоминание». 4. Экспериментальный класс превосходит контрольный класс по таким параметрам, как планирование, наблюдение, коррекция, самооценка. Однако учащиеся экспериментального класса немного уступают контрольному в аспекте ориентации на цели из-за того, что методика четырехкомпонентного подхода, выстроенная вокруг решения больших аутентичных проблем, слишком широка, что может вызывать у школьников нечеткое понимание конкретных целей учебной программы |
Модель дает возможность эффективного самостоятельного обучения благодаря подробно прописанным компонентам (вспомогательная и своевременная информация всегда находится в доступе у ученика и дает возможность двигаться в подходящем ему темпе). Модель способствует сокращению разрыва в успеваемости между учениками с высокими и низкими результатами |
|
Y. Ndiaye, J.F. Hérold, M. Chatoney «Applying the 4C/ID-Model to Help Students Structure Their Knowledge System When Learning the Concept of Force in Technology», 2021 |
Проведено входное тестирование для определения уровня знаний по теме «Сила (контактная, дистанционная, гравитационная)» и итоговое тестирование после проведения обучения по четырехкомпонентной модели. Также были проведены интервью с учениками, чтобы исследовать их систему знаний о понятии силы. 1. Анализ количественных данных об успеваемости учащихся показал, что навыки студентов находить взаимосвязь между понятиями и их влияние друг на друга улучшились. 2. Продемонстрировано наличие положительных связей в структуре знаний учеников, когда они связывают различные (дистанционные и контактные) силы со вторым законом Ньютона, а также их влияние на сохранение механической энергии |
Модель дает возможность изучения темы комплексно, через поставленную проблему. Это позволяет решить вопрос фрагментарности знаний, а также проблему различия определений в зависимости от предмета (области применения). Например, определение термина «сила» на уроках физики и технологии может быть различным, хотя речь будет идти об одном и том же. Это приводит к «путанице» в голове у учащихся и к сложности выстраивания междисциплинарных связей |
|
W. Alhabshi, H. A. Abdelaziz «Developing a Multimodal Interactive Learning Environment to Enhance the Reading Comprehension of Grade 4 Students in the UAE Public Schools», 2022 |
Исследовательский проект был основан на синтезе системы технологических педагогических знаний (TPACK) и четырехкомпонентной модели дизайна обучения (4C/ID). Обучение группы учеников чтению на арабском языке происходило с использованием программы, основанной на этих моделях. Результаты исследования показывают, что система, основанная на четырехкомпонентной модели, может улучшить навыки чтения на арабском языке (9% рост показателя усвоения нового знания) |
Использование модели наиболее эффективно для учащихся со средним и низким уровнем подготовки. Рост показателей этой части испытуемых более значителен, чем среди тех, у кого был изначально высокий уровень |
|
A. Hosseinzadeh, M. Karami, M. S. Rezvanian, M. S. Rezvani, M. N. Bahmani, J. Merriënboer «Developing media literacy as complex learning in secondary schools: the effect of 4C/ID learning environments», 2023 |
Экспериментальная группа изучала темы по курсу «Медиаграмотность» по заданиям, разработанным в рамках четырехкомпонентной модели. Контрольная группа — традиционно. Для сравнения результатов обучения, полученных после тестирования, был проведен одномерный ковариационный анализ. 1. Результаты сравнения входного и итогового тестов показали лучший результат усвоения материала у экспериментальной группы (M = 15,3 против M = 14,4). 2. Между экспериментальной и контрольной группами наблюдалась значительная разница хотя бы в одном из компонентов предрасположенности к критическому мышлению. Более высокие средние показатели креативности в экспериментальной группе (M = 43,4 против M = 42,93) свидетельствуют о том, что преподавание курса, разработанного на основе модели, повышает креативность учеников. 3. Между двумя группами наблюдалась значительная разница в компоненте умственной активности. Более высокие средние баллы умственной активности — в группе, обучающейся в рамках модели (M = 49,93 против M = 48,06) |
Использование четырехкомпонентной модели при разработке курса повышает предрасположенность учащихся к критическому мышлению. Учащиеся вовлекаются в учебный процесс и сталкиваются с разнообразными ситуациями, требующими решения проблем, что и способствует активизации критического мышления |
|
Study |
Research Design and results |
Features of the Model |
|
F.K. Sarfo, J. Elen «Developing technical expertise in secondary technical schools: The effect of 4C/ID learning environments», 2007 |
The students were divided into three groups, according to different learning methods. 1. A conventional method of teaching (control group). 2. A 4C/ID learning environment with ICT (experimental group). 3. A 4C/ID learning environment without ICT (experimental group). Pre- and posttests were used to assess knowledge acquisition. The effect size was calculated using Cohen's d. 1. Students learning in a 4C/ID learning environment with ICT achieved higher results in technical expertise (M = 10.06) compared to students in the control group (M = 5.44). 2. Students learning A 4C/ID learning environment without ICT showed higher results in technical expertise (M = 8.84) compared to students in the control group (M = 5.44). 3. No significant difference was found in achievement levels between the two experimental groups (with ICT and without ICT). |
The model promotes the development of problem-solving skills that require reasoning, reflection, and sequencing. |
|
M. Melo, G. Miranda «Learning Electrical Circuits: The Effects of the 4C-ID Instructional Approach in the Acquisition and Transfer of Knowledge», 2015 |
The control and experimental groups studied electrical circuits content within the general physics course during two 90-minute lessons. In the control group (conventional method), the teacher demonstrated each of the skills required to complete parts of the task that students needed to master. In the experimental group, instead of demonstrating the task-part skills, the teacher provided a model of how students should solve the problem as a whole. The ability to transfer acquired knowledge was measured using a transfer test which consisted of situations where the knowledge of electrical circuits could be applied in a new context. Perceived cognitive load was measured using a student self-assessment scale. 1. Both groups showed high results in the knowledge acquisition test (87% and 81% for the experimental group, and 87% and 77% for the control group). 2. In the knowledge transfer test, the experimental group (80% and 82%) achieved significantly higher scores compared to the control group (63% and 64%). 3. When measuring cognitive load, the test results showed no significant differences after the knowledge acquisition test. However, perceived cognitive load scores after the transfer test were higher in the control group than in the experimental group (students learning by the four-component model exerted less effort in solving transfer tasks). 4. The measurement of learning efficiency showed higher performance with less mental effort in the experimental group. |
The 4С/ID model provides effective management of cognitive load. |
|
J. Jeuring N. Es, «Designing and comparing two Scratch-based teaching approaches for students aged 10—12 years», 2017 |
The experiment compared the constructivist approach and the 4С/ID model in teaching programming to schoolchildren. 1. All classes significantly improved their results between the pre- and post-tests. 2. In one of the schools, the difference in effect sizes favored the four-component model (M = 38.46).
|
The application of the model promotes learning in the younger age group provided that the teacher actively assists in using timely and supportive information. |
|
J.M. Costa, G.L. Miranda «Using Alice Software with 4C-ID Model: Effects in Programming Knowledge and Logical Reasoning», 2019
|
Testing based on Bloom's Taxonomy was used to assess the acquisition of programming knowledge. 1. No significant effect of applying the four-component model on acquiring initial programming knowledge was found. 2. Significant changes in logical reasoning were demonstrated in both groups before and after the training (in the control group, the average score increased from 11.50 to 13.63). |
The use of the model minimizes differences between students and, consequently, promotes their academic and social integration. Thanks to well-designed and clearly structured educational components, the skill of logical reasoning is developed more effectively regardless of differences in educational level and social status. |
|
S. Zhou, Y. Zhang, X. Liu, Y. Wang, X. Shen «Empirical Research of Oral English Teaching in Primary School Based on 4C/ID Model», 2020 |
In the experimental class, interactive self-introduction oral English learning based on the 4С/ID model was conducted; in the control class, traditional oral English instruction was used. 1. There is a statistically significant difference between the experimental and control classes (P < 0.05) from three dimensions: listening, speaking, word, and total score. 2. No statistically significant difference was found between these groups in pronunciation and grammar (P > 0.05). 3. Scores of students in the experimental group are significantly lower than those in the control group in the dimension of "new vocabulary acquisition." Thus, the traditional teaching method proves more effective in "memorization." 4. The experimental class outperforms the control class in dimensions such as planning, monitoring, correction, and self-assessment. However, students in the experimental class slightly lag behind the control class in goal orientation because the 4C/ID model approach, built around solving large authentic problems, is too broad, which may cause students to have an unclear understanding of specific curriculum goals. |
The model enables effective independent learning due to its detailed components (supportive and timely information is always accessible to the student, allowing them to progress at a suitable pace). The model helps reduce the achievement gap between high- and low-performing students. |
|
Y. Ndiaye, J.F. Hérold, M. Chatoney «Applying the 4C/ID-Model to Help Students Structure Their Knowledge System When Learning the Concept of Force in Technology», 2021 |
A pre-test was conducted to determine the level of knowledge on the topic "Force (contact force and distant force)" and a post-test after an intervention using the 4C/ID model. Interviews with students were also conducted to explore their knowledge regarding the concept of force. 1. Analysis of quantitative data on student achievement showed that students' skills in finding relationships between concepts and their influence on each other improved. 2. Positive relations were demonstrated in the structure of students' knowledge when they linked different (distant and contact) forces to Newton's second law, as well as their influence on the conservation of mechanical energy. |
The model enables studying the topic as a whole-task, through a interactive and CAD simulations. This helps to address the issue of fragmented knowledge as well as the problem of differing definitions depending on the subject (field of application). For example, the definition of the term "force" in physics and technology lessons may vary, although they refer to the same concept. This leads to "confusion" in students’ minds and difficulties in building interdisciplinary connections |
|
W. Alhabshi, H. A. Abdelaziz «Developing a Multimodal Interactive Learning Environment to Enhance the Reading Comprehension of Grade 4 Students in the UAE Public Schools», 2022 |
The research project was based on the synthesis of the Technological Pedagogical Content Knowledge (TPCK) system and the four-component instructional design model (4C/ID). A group of students was taught to read Arabic using a program based on these models. The results of the study show that a system based on the four-component model can improve Arabic reading skills (a 9% increase in new knowledge acquisition).
|
The use of the model is most effective for medium- and low- level students. The improvement in this group is more significant than among those who initially had a high level. |
|
A. Hosseinzadeh, M. Karami, M. S. Rezvanian, M. S. Rezvani, M. N. Bahmani, J. Merriënboer «Developing media literacy as complex learning in secondary schools: the effect of 4C/ID learning environments», 2023 |
The experimental group studied a course in media literacy using instruction based on the 4C/ID model. The control group studied using the conventional program. A univariate covariance analysis of covariance (ANCOVA) was run to compare the performance of the students after testing. 1. The comparison of pre- and post-test results showed better mastery in the experimental group (M = 15.3 vs. M = 14.4). 2. A significant difference between the experimental and control groups was observed in at least one of the components of critical thinking disposition. Higher average creativity scores in the experimental group (M = 43.4 vs. M = 42.93) indicate that teaching the course based on the model promotes students' creativity. 3. A significant difference between the two groups was observed in the mental engagement component. Higher mean scores of mental engagement were found in the 4C/ID group (M = 49.93 vs. M = 48.06). |
The use of the 4С/ID model in course development increases students' disposition toward critical thinking. Students become engaged in the learning process and encounter various problem-solving situations, which promotes critical thinking. |
- Практикоориентированность модели обеспечивает связь полученных на уроке навыков с будущей профессиональной деятельностью и повседневной жизнью ученика, что решает проблему переноса знаний.
- Модель позволяет успешно регулировать все типы когнитивной нагрузки.
- Комплексное обучение решает проблему фрагментарности знаний учащихся, позволяет рассмотреть и изучить ту или иную проблему целиком.
- Модель предполагает активный анализ, сравнение, оценку и формулирование собственных выводов учащимися в процессе обучения, что способствует развитию у них критического мышления.
Ограничения модели для применения в школе
- Глубокое знание предметной области. Умение видеть связи между разными предметами и предметными областями.
- Понимание основ проблемно-ориентированного обучения, а также того, каким образом проблемы стимулируют и направляют процесс обучения.
- Умение разрабатывать учебные задачи, основанные на реальных ситуациях, которые могут встретиться школьникам в их будущей профессиональной деятельности.
- Использование навыков проведения исследования, чтобы выявить аутентичные задачи, соответствующие учебным целям.
- Владение навыками фасилитации обучения, т. е. способностью поддерживать учеников в процессе решения проблем, предоставлять необходимую помощь и направлять их усилия в нужном направлении.
- Умение стимулировать обмен идеями и совместное решение проблем.
- Владение коммуникативными навыками для объединения учителей в междисциплинарные группы (например, в формате подхода «lesson study»).
- Готовность использовать современные образовательные технологии и инструменты (онлайн-платформы, цифровые ресурсы и т. д.).
- Готовность и желание заниматься профессиональным развитием, включая стрессоустойчивость (так как модель требует больших усилий и глубокого погружения от проектировщика).
Заключение
-
исследования, связанные с изучением перегрузки учащихся в школе и факторов устранения такой перегрузки;
-
исследования, сравнивающие эффективность четырехкомпонентной модели с другими моделями педагогического дизайна к обучению в различных образовательных средах и для разных целевых аудиторий;
-
исследования, оценивающие факторы, которые могут влиять на успешное применение модели, такие как компетенции учителя, учебные характеристики учащихся и контекст обучения. Помимо этого, было бы интересно посмотреть, как выстраивается профессиональное взаимодействие учителей в ходе проектирования учебных программ, занятий с использованием четырехкомпонентной модели;
-
исследования, оценивающие применимость четырехкомпонентной модели в школе на различных возрастных группах. Период школьного образования достаточно длинный и в разном возрасте у детей превалируют различные ведущие виды деятельности, что, вероятно, может оказывать влияние на применимость модели.