В статье обсуждается проблема готовности детей к школе. Автор определяет психологическую готовность к школьному обучению как необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. Теоретические проблемы психологической готовности к школе разработаны Л.С. Выготским, Л.И, Божович, Д.Б. Элькониным. На основе этих положений автор разработал диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер. Описанная программа валидна, надежна и обладает прогностической значимостью. Программа рассчитана на детей, начиная с 5 лет 6 месяцев.
Для цитаты:Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 2.
Фрагмент статьи
Под психологической готовностью к школьному обучению
понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа
обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот
результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.
Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до
прямого показа решения задачи [4]. Л. С. Выготский указывал на то,
что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону
ближайшего развития» ребенка.
Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл
только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае
учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития
детей и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального
обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требуется,
поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и
конкретный уровень актуального развития ребенка.
Таким образом, психологическая готовность к школьному
обучению — это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка,
при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития»
ребенка.
Если уровень психического развития ребенка такой, что его
«зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной
программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному
обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой
он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих
учеников.
О психологической готовности к школе судят по уровню
развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной,
интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных
выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к
школьному обучению? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к
теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе, уходящей
своими корнями в труды Л. С. Выготского [1, 15, 19, 22 и др.].
Литература
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. 4.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. М., 1982.
Выготский Л. С. мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т.2. М., 1982.
Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.
Гуткина Н. И. «Зона ближайшего развития» и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению. М., 1993(1996).
Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры с первоклассниками на уроках // Готовность к школе. М., 1995.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 (1996).
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1988.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.
Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М. 1988.
Сыэрд Ю. Проблемы
психологической диагностики подготовленности к школе // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.
Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Информация об авторах
Гуткина Нина Иосифовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе», ФГБОУ ВО МГППУ, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, старший научный сотрудник Психологического института РАО, Москва, Россия, e-mail: n-gootkina@mail.ru
Метрики
Просмотров
Всего: 10134
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 2305
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0