Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 3. С. 12–33
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Неуспевающий ученик глазами одноклассников, учителей и родителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самосознание, сотрудничество, педагогическая деятельность, субъект деятельности, культурное пространство, метод учебно-профессионального экспериментирования
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Мещерякова И.А., Федорова Л.Н. Неуспевающий ученик глазами одноклассников, учителей и родителей // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 3. С. 12–33.
Фрагмент статьи
Любая деятельность может быть успешной или неуспешной. Вопрос об успешности обучения (вне зависимости от того, какими терминами обозначаются разные меры успешности) в школе всегда актуален. Проблема школьной неуспеваемости сложна, многообразна и многофакторна. Не исключено, что она принципиально допускает лишь частичные, ситуативные решения, что, безусловно, не снимает необходимости искать их.
В настоящее время нет единой терминологии в обозначении ребенка с трудностями в обучении, его школьных проблем, почти нет пособий, помогающих учителю осуществлять индивидуальную коррекционную работу. Исключение представляет система помощи Н.П. Локаловой, однако ее применение ограничено определенными причинами неуспешности ученика в первые годы обучения. Учителю и школьному психологу сложно ориентироваться в имеющейся литературе: ведь для обозначения одного и того же понятия используются разные названия — дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении, с задержкой психического развития, «группы риска», педагогически запущенные, соматически ослабленные, нервные и т.д. К этому следует добавить терминологию относительно индивидуально-типологических особенностей детей, основанную на их обучении в различных классах — адаптации, здоровья, педагогической поддержки, углубленного выравнивания и т. д. В англоязычной литературе применяются термины «трудности в обучении» и «специфические трудности в обучении». Первый обозначает затруднения в обучении, не связанные ни с умственной отсталостью, ни с задержкой психического развития, ни с нарушениями восприятия. При отставании в обучении, сочетаемом с такого рода явлениями (а также минимальными дисфункциями мозга, афазиями, алексией и т.п.), используют второй термин, однако оба они недостаточно определены.
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 2. М., 1982.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.
- Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. М., 1961.
- Блонский П.П. Неуспевающий школьник 1 ступени // На путях к новой школе. 1928. № 1.
- Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества // Советская педагогика. 1966. №7.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов н/Д, 1972.
- Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления М., 1954.
- Занков Л.В., Певзнер М.С., Шмидт В.Ф. Трудные дети в школьной работе: Методическое пособие для педагогов и учителей. М.; Л., 1933.
- Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М., 2000.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику // Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, математике и чтению. М., 1993.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
- Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособие для школьного психолога. СПб., 1988.
- Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников //Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.
- Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
- Прохоров Н.О. Психологическое состояние школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. 1990. №5.
- Славина Л.С. Трудные дети. М.; Воронеж, 1998.
- Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / Под ред. А.В. Запорожца и др. М., 1983.
- Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М., 1986.
- Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1977.
- Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
- Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Исследование возрастных и индивидуальных особенностей младших подростков методом наблюдения // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.
- Auble J.-P., Perron R. Quand les «debiles» ont la parole... Que disent-ils? // Enfance. 1989. № 3.
- Borkowski J. G., Weyhing R. S., Carr M. Effects of attributional retraining on strategy-based reading comprehension in learning-disabled students // J. Educ. Psychol. 1988. V. 80, № 1.
- Elliott C. D. Cognitive profiles of learning disabled children // Brit. J. Dev. Psychol., 1989. V. 7. № 2.
- McClelland A. Psychological and psychiatric aspects of learning difficulties // Brit. J. Hosp. Med. 1986. V. 36. № 1.
- Singh H. // Barriers to communication in science education// Education Today. 1995. V. 45, № 3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2484
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 2161
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0