Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе)

1582

Аннотация

В статье показана необходимость взаимодополнения двух институтов воспитания и развития ребенка — семьи и детского сада. Описаны уникальная система отечественного дошкольного образования и трудности современного ее состояния.

Общая информация

Ключевые слова: развивающая предметная среда, старший дошкольный возраст, детский сад, подготовка дошкольников, психологическая готовность к школе, специфические виды деятельности ребенка, дошкольная образовательная среда

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 2. С. 12–17.

Фрагмент статьи

В России, по признанию мирового педагогического сообщества, в XX в. сложилась уникальная система дошкольного образования, которая решала социальные проблемы и обеспечивала всестороннее полноценное развитие детей от рождения до 7 лет.

В результате родители имели возможность работать, продолжать учебу; молодые, многодетные, неполные семьи пользовались определенными формами поддержки (прием детей в учреждения вне очереди, сниженная плата за пребывание детей в детском саду и др.). Система профилактического здравоохранения имела тесные контакты с детскими садами. Дети с ослабленным здоровьем бесплатно посещали санаторные детские сады. Процесс воспитания,  обучения  и  развития  детей происходил на основе научно обоснованных программ, с использованием необходимых методик. Существовали различные режимы функционирования учреждений: двенадцатичасовой, круглосуточный.

Ребенок воспитывается в семье и детском саду. Для ребенка семья — это то место, где он с первых дней ощущает заботу, доброжелательность, где складываются положительные эмоциональные взаимоотношения с близкими взрослыми. Это дает возможность ребенку чувствовать себя уверенным и защищенным, такой опыт остается с ним на всю жизнь.

Сильная сторона детского сада заключается не только в том, что с детьми работают педагоги-профессионалы, но и в том, что ребенок включается в детское сообщество, выстраивая в нем отношения партнерства с другими детьми, усваивая нормы взаимодействия с детьми и взрослыми, осознавая свои возможности и возможности других детей. Иными словами, детский сад обеспечивает полноценную социализацию ребенка.

В связи со сказанным становится понятным, почему лучше всего ребенок развивается, проживая свое детство в двух институтах — семье, создающей атмосферу его безусловного принятия, и в детском саду.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене в частности.

<...>

Литература

  1. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. М., 1986.
  2. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Кольцовой, М.В. Антроповой. М., 1983.
  3. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе: Опыт физиологического и гигиенического исследования / Под ред. О.А. Лосевой. М., 1987.
  4. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978.
  5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 2004.
  6. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. М., 2003.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Информация об авторах

Парамонова Л.А., доктор педагогических наук, директор ГОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца, Россия

Тарасова К.В., доктор психологических наук, заведующая Лабораторией эстетического развития дошкольника Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, Россия

Алиева Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела исследований государственных и федеральных целевых программ в сфере науки и образования Центра исследований и статистики науки, Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ), Москва, Россия, e-mail: alievati@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2844
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1582
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1