Психолог на конкурсе «Учитель года» – необходимость или дань моде?

722

Аннотация

В статье раскрывается необходимость психологического сопровождения участников конкурса «Учитель года». В статье показано значение встречи психолога с участниками перед началом конкурса, для того чтобы обучить их приемам саморегуляции, саморефлексии, осознанию проблемных зон. Автор считает, что занятия с психологом помогут педагогу в развитии и реализации творческого потенциала.

Общая информация

Ключевые слова: конкурс Учитель года, урок, обратная связь, профессиональная задача, активные методы обучения

Рубрика издания: Юбилейные даты

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Грошева И.Е. Психолог на конкурсе «Учитель года» – необходимость или дань моде? // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 3. С. 95–98.

Полный текст

Московский конкурс «Учитель года» проводится ежегодно с 1991 г. Учредителями конкурса стали Департамент образования города Москвы, Совет Московской городской организации профсоюза работников образования и науки, Московский институт повышения квалификации работников образования (ныне Московский институт открытого образования). Оргкомитетом была разработана структура конкурса, определены этапы его проведения, критерии оценки профессионального мастерства участников. В каждом административном округе под руководством окружных управлений образования были созданы оргкомитеты и профессиональные жюри. В состав жюри включены психологи, с целью сопровождения участников конкурса. Я взаимодействовала с конкурсантами первого тура городского этапа.
Три дня городского тура для педагогов - это три дня стресса, который кого-то мобилизует - помогает справиться с ситуацией, кого-то, наоборот, дезорганизует - приводит в состояние замешательства и растерянности.
Знакомлюсь с членами жюри, рассказываю им, как сложно сейчас участникам, что они чувствуют и как это может отразиться на их выступлениях.
Педагоги с волнением ждут начала, кто- то перечитывает свое выступление, кто-то готовит технику, кто-то смеется. Я представляюсь, раскрываю свою профессиональную задачу, говорю о том, чем смогу помочь и, вообще, зачем здесь психолог. Конкурсанты реагируют позитивно, с тем, кто вышел на контакт, общаюсь, а для кого-то моя помощь запоздала.
Итак, конкурс начался...
Первый день - самый волнующий. Творческая самопрезентация и решение проблемного задания.
Переживания, тревога, срыв голоса, тремор рук. Педагоги привыкли всё делать хорошо, ко всему подходить ответственно. Сложно рассказывать о себе, находить нужные слова, метафоры, но они справляются с этим непростым заданием. Вызывает восхищение Елена Исаченкова - она поет про пять минут в учительской судьбе, показывает замечательный художественный короткометражный фильм о ней и ее непростых учениках, демонстрируя тем самым творческий подход и артистизм. Учитель информатики Инесса Зорина прыгает с парашютом, занимается воздухоплаванием, горными лыжами и умеет многое другое...
Следующее конкурсное испытание было представлено проблемным заданием: вы автор нового, более совершенного учебника, что вы внесете, что усовершенствуете и прочее. Дыхание конкурсантов понемногу приходит в норму. Где-то вдали забрезжил баланс торможения и возбуждения.
Время на подготовку - две минуты. И вот поток идей. сходится в одном и том же - связь с практикой, жизнью. Много теории, и мало практического применения. Предложения заключаются в следующем: ввести темы экологии в цикл точных наук, изучение истории через условия задач, заданий, дистанционные задания для инвалидов, электронные учебники, диски с темами к учебному курсу. Слушая друг друга, конкурсанты одобрительно кивают, поддерживая высказываемые предложения.
Первый день завершен. Обращаюсь к конкурсантам с просьбой описать свои впечатления. С удовольствием откликаются все и пишут о том, что испытывают страх, волнение, интерес, радость, и еще о наличии или отсутствии самоудовлетворения.
Собираю листы и, видя глаза педагогов, говорю о том, что всегда ситуация нового таит в себе беспокоящую человека неопределенность, что сейчас их тревога - это 96”
нормальная реакция, характерная для участников любого конкурса или другого испытания    
Рассказываю обо всем этом на бегу. В более спокойной обстановке поговорить не удается - у них много вопросов, касающихся завтрашнего дня: дети, кабинет, техника.
Остаюсь в ощущении незавершенного гештальта, что-то тревожит, теперь уже меня. Сажусь и сочиняю для них метафору.
В одной далекой и прекрасной стране жил-был учитель. Такой целеустремленный, думающий и желающий изменить мир в лучшую сторону. С искренней любовью к детям и своему делу. Все время учился сам, и покоя ему не давала мысль - изобрести волшебное слово, слушая которое дети тут же бы всё усваивали и развивались. Он изобретал, думал, внедрял.. Когда получалось, был доволен и горд. Когда что-то не удавалось детям, огорчался, считая это своим промахом.
Так накопил учитель целый сундук всего интересного, нужного и занимательного. А так как по натуре своей он был очень щедрый, возникла идея раздать это людям. Чтобы всем было хорошо: и взрослым, и детям.
Делясь с другими, он так разволновался, думая, все ли его так поймут, всё ли правильно. «А может, мысли и дела мои глупые и сам я.» Разное вдруг стало закрадываться в голову учителя. Страхи, волнения. Услышала все это его мудрость и спросила:
- Ты добр и порядочен к людям?
- Да, - ответил учитель.
- Ты любишь свое дело, своих учеников?
- А как иначе?! - удивился учитель.
- Ты искренен и правдив?
- Конечно.
- Содержание твоего сундука, твое мастерство, оно действительно помогает детям?
- Да.
- Ну что ж, тогда подумай над тем, о чем я тебя спросила, и реши, стоит ли тебе бояться делиться всем этим с людьми. Ты умен, и я уверена в правильности твоих выводов. Дерзай, учитель!
Второй день - проведение урока и самоанализ.
Не удается встретиться со всеми сразу, так как уроки проводятся в разное время. Я прохожу по кабинетам, подбадривая участников.
Волнуются, но совсем не так, как в первый день. Все-таки урок - естественная «среда обитания» учителя. Тревогу у педагога вызывают новый кабинет, незнакомые ученики и непривычные 25 минут. В самоанализе конкурсанты все как один говорят о нехватке времени. Слушая их, образно представляю ситуацию: всегда готовила большую кастрюлю борща на отряд, а тут дали маленькую - чего, сколько положить? Да бог его знает.так, на глазок. А еще - чтобы вкусно было. Вот они и положили в свои кастрюли: кто-то - сплошное творчество, кто-то - только технику, методические основы. А вот тот, кто смог достичь баланса (лирики и физики), тот и победил.
В те два дня уроков происходили невероятные вещи. Дети не хотели уходить. Им говорили: «Ребята, урок окончен, спасибо», а они совсем не торопились. После занятия прошу детей описать их эмоции, чувства и мысли.
«Очень интересный урок. Не страшно было ошибаться. Очень приятная учительница».
«Познавательно и доступно. Не нудно».
«Просто супер! Очень интересный урок. Замечательный преподаватель. Не волнуется. Не смущает учеников. Масса ощущений, только положительных. Нет слов, одни эмоции».
«Это настоящий учитель года!»
Эти слова были адресованы победителям.
А были и такие высказывания:
«Неплохой урок с учителем хорошего уровня» или: «Глубокомысленный и чувственный урок, не особо касающийся предмета».
Все эти ученические высказывания я положила в конверты и на заключительной встрече подарила конкурсантам. Пусть погреются. Зима еще не закончилась. Да и холодно бывает не только зимой..
И вот последний час конкурса. Жюри совещается. Учителя волнуются. Есть время поговорить, обсудить все происходившее. Выходим на метафору. Принимают. Глаза стали мягче, взгляд не такой серьезный и сосредоточенный. В завершение прошу в качестве обратной связи высказать свои соображения.
Из обратной связи участников:
«Нужно взять недельный отпуск и от всего отдохнуть. Потом собраться с мыслями и начать плодотворную, интересную работу. После этих трех дней у меня появилось желание многое пересмотреть в своей работе, сделать ее более интересной».
«Участие в конкурсе - это
объективная оценка своей профессиональной деятельности;
обмен опытом с коллегами;
разработка новых тем уроков;
опыт публичных выступлений, открытых уроков.
Самое главное - следующий профессиональный уровень!»
И еще много подобных высказываний, которые вдохновляют на жизнь, на подвиг.
Иду к членам жюри, в составе которого - адекватно реагирующие на происходящее люди, двое из них - участники этого конкурса предыдущих лет. Общение с членами жюри психологически комфортное, о чем и написали конкурсанты в своих отзывах. С удовольствием слушают детские высказывания, принимают серьезно, задумываются, соотносят. На протяжении трех дней знакомятся с мнением психолога по поводу происходящего. И победителей выбирают, учитывая все перечисленные факторы.
Вот и всё. Этап городского конкурса завершен, победители названы.
Собственная рефлексия не дает покоя. И все-таки психолог на конкурсе - необходимость или дань моде? Прихожу к выводу, что необходимость, и вот почему.
Задание «Творческая самопрезентация» из 10 участников, представивших свои визитки, оригинально по замыслу и форме выполнили двое. Остальные реализовали четкий, стереотипный алгоритм - рассказ о себе, сопровождавшийся музыкальным или видеофоном. В решении проблемного задания педагоги действовали быстро, но все высказывания были похожи.
Напряженность труда педагога, алгоритмированность учебного процесса, контроль, оценивание - это лишь некоторые составляющие деятельности учителя, которые не могут не влиять на личность педагога в целом.
Психолог может и должен встречаться с участниками перед началом конкурса, для того чтобы обучить приемам саморегуляции, саморефлексии, осознанию проблемных зон. Занятия с психологом помогут педагогу в развитии и реализации творческого потенциала, вариативного подхода в решении учебных и жизненных задач.
Во время конкурса человек настроен, мобилизован, вклиниваясь, мы провоцируем на себя агрессию. Психолог в данном случае что-то новое, неизведанное, а значит, возможно, опасное.
Работа психолога в составе жюри необходима для подачи информации о состоянии педагога, о способе взаимодействия с учениками, о психологическом климате урока, об оправданности педагогических стратегий, способствующих частой смене ролей и созданию демократического климата в классе, и, конечно, для установления психологически комфортной среды конкурса.
Необходима конкретная постановка профессиональной задачи перед психологом на конкурсе (определение его роли, функции, содержания).
Проводя с педагогами активные формы обучения, психологи смогли бы оказать действенную помощь конкурсантам, а не только выполнить роль психологической неотложки.

Информация об авторах

Грошева Илона Евгеньевна, Заведующий методическим отделом Центра научно-методического обеспечения Службы практической психологии образования, Центр "Практический психолог", начальник отдела, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2228
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 722
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0