Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации

1456

Аннотация

Переход к новой образовательной парадигме, в которой ценность саморазвития учителя объединена с ценностью развития и саморазвития ученика, требует пересмотра содержания и форм обучения учителя в системе дополнительного профессионального образования. Как в соответствии с гуманитарно-антропологической парадигмой, теорией развивающего образования и теорией непрерывного образования взрослых создать новую модель деятельностного содержания системы повышения квалификации, чтобы ее конечным результатом стала новая образовательная практика развивающего образования? Статья раскрывает вариант решения данной проблемы через проектирование самообучающейся организации как развивающейся модели постдипломного образования, в которой категория «деятельно-стное содержание обучения» выступает существенным и необходимым фактором проектирования практики развивающего обучения и источником взрослой учебной самостоятельности и профессионального саморазвития педагога.

Общая информация

Ключевые слова: деятельностное содержание, самообучающаяся организация, повышение квалификации

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Игнатьева Г.А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 4. С. 47–57.

Фрагмент статьи

Применение теории развивающего обучения В.В. Давыдова в системе повышения квалификации учителя знаменует собой качественно новое направление в развитии психологической дидактики постдипломного образования педагога, которая «делает предметом анализа и преобразования саму практику — как педагогичеcкую, так и управленческую» [2, с. 289–315].

В отличие от других концепций развивающего образования ядро теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова составляет положение о новом типе содержания — деятельностном содержании образования, проектирование образцов которого является комплексной научной проблемой, находящейся на стыке философии, педагогики, психологии, теории управления и организации и других наук о человеке и гуманитарных системах.

Говоря о деятельностном содержании как о содержании, «включающем новое представление о деятельности» [1, с. 3–7], содержании как об «освоении новых типов предметной деятельности, прохождении через различные ее формы с последующей рефлексией и осмыслением этих форм» [10, с. 3–9], ученые определили новые единицы содержания, поставили задачу его конструирования, апробации и внедрения в практику образования.

 

Литература

  1. Громыко Ю.В., Давыдов В.В., Лазарев В.С., Рубцов В.В., Слободчиков В.И. Концепция прогноза развития образования до 2015 г. // Народное образование. 1993. №1–2.
  2. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / Последние выступления. М.; Рига, 1998.
  5. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002.
  6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Учебное пособие. М., 2002.
  7. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. М., 2003.
  8. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М., 2001.
  9. Проблемы и перспективы развития системы Эльконина–Давыдова // Вопросы психологии. 2002. №1.
  10. Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников: Пособие для учителя. М., 2001.
  11. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. №2.
  12. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. М., 2003.
  13. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. М., 1997.

Информация об авторах

Игнатьева Галина Александровна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий, доцент, Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Россия, e-mail: gaididakt@rambler.ru