Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 4. С. 47–57
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: деятельностное содержание, самообучающаяся организация, повышение квалификации
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Игнатьева Г.А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 4. С. 47–57.
Фрагмент статьи
Применение теории развивающего обучения В.В. Давыдова в системе повышения квалификации учителя знаменует собой качественно новое направление в развитии психологической дидактики постдипломного образования педагога, которая «делает предметом анализа и преобразования саму практику — как педагогичеcкую, так и управленческую» [2, с. 289–315].
В отличие от других концепций развивающего образования ядро теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова составляет положение о новом типе содержания — деятельностном содержании образования, проектирование образцов которого является комплексной научной проблемой, находящейся на стыке философии, педагогики, психологии, теории управления и организации и других наук о человеке и гуманитарных системах.
Говоря о деятельностном содержании как о содержании, «включающем новое представление о деятельности» [1, с. 3–7], содержании как об «освоении новых типов предметной деятельности, прохождении через различные ее формы с последующей рефлексией и осмыслением этих форм» [10, с. 3–9], ученые определили новые единицы содержания, поставили задачу его конструирования, апробации и внедрения в практику образования.
Литература
- Громыко Ю.В., Давыдов В.В., Лазарев В.С., Рубцов В.В., Слободчиков В.И. Концепция прогноза развития образования до 2015 г. // Народное образование. 1993. №1–2.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / Последние выступления. М.; Рига, 1998.
- Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Учебное пособие. М., 2002.
- Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. М., 2003.
- Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М., 2001.
- Проблемы и перспективы развития системы Эльконина–Давыдова // Вопросы психологии. 2002. №1.
- Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников: Пособие для учителя. М., 2001.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. №2.
- Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. М., 2003.
- Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. М., 1997.