Краткое описание курса дополнительной профессиональной программы «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий»

29

Аннотация

В рамках реализации государственного задания в целях повышения квалификации специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам для работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий, была разработана программа с учетом профессионального стандарта специалиста ООиП в отношении несовершеннолетних, образовательных потребностей и технологий обучения взрослых. В программе предусмотрены два углубленных модуля для преподавателей правового блока и психологического блока. При этом определенный объем правовых и психологических знаний необходим обеим категориям преподавателей. Поэтому программа имеет общий модуль и два специальных. Кроме того, некоторое количество часов отведено технологиям обучения взрослых, этическому кодексу специалистов.

Общая информация

Ключевые слова: органы опеки и попечительства, профессиональный стандарт, обучение взрослых, повышение квалификации

Рубрика издания: Педагогика и психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030106

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2022 № 073-00110-22-01 «Научное и учебно-методическое сопровождение внедрения системы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства».

Получена: 04.11.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Лашкул М.В. Краткое описание курса дополнительной профессиональной программы «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 79–88. DOI: 10.17759/ssc.2022030106

Полный текст

Введение

В рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2022 № 073-00110-22-01 «Научное и учебно-методическое сопровождение внедрения системы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства» была разработана и апробирована дополнительная профессиональная программа «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий» (далее — Программа) [8; 9; 10], адресованная специалистам и преподавателям, осуществляющим обучение по дополнительным профессиональным программам для работников органов опеки и попечительства:

— специалисты и преподаватели, читающие правовые и социально-психологические модули, касающиеся сферы защиты прав и интересов детей;

— специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующие вопросы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства.

Программа была переведена в формат онлайн-курса, включающего учебные текстовые и видеоматериалы, контрольные задания для итоговой аттестации. Разработка и перевод Программы в формат онлайн-курса

Программа имеет объем учебного материала (трудоемкость) 74 часа, из них базовый (инвариативный) модуль — 36 часов и два дополнительных вариативных модуля — по 14 часов, 8 часов отведены на самостоятельную работу и изучение узкоспециализированных тем по предоставленным материалам (видеороликам), 2 часа уделяется на написание отчета по участию в Программе (апробация Программы).

Учебный план и основное содержание Программы разработаны с опорой на работающие модели межведомственного взаимодействия, а также лучшие отечественные и зарубежные практики правовой, социальной, психологической, педагогической помощи детям и семьям. В Программу включено совершенствование межпрофессиональных компетенций [1; 4; 5; 6; 7] — умение работать в команде, а также профессиональных компетенций — оказывать адресную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Программа реализуется в форме онлайн-курса с использованием дистанционных технологий (посредством вебинаров) и состоит из обязательных (базовых) и дополнительных (вариативных) модулей (табл. 1), в рамках которых проходит углубленное изучение правовых и психологических тем [2; 3]. По завершению обучения предусмотрено подведение итогов апробации Программы посредством опроса, где слушатели анализируют и оценивают Программу, а также дают предложения по ее улучшению. Экспертный отчет по апробации является одним из оснований для выдачи удостоверения установленного образца о повышении профессиональных компетенций. По итогам апробации предусмотрено внесение корректив в Программу.

Стоит отметить, что часть тем Программы изучается слушателями самостоятельно с последующей консультацией преподавателей и с предоставлением разработанного учебно-методического комплекса (далее — УМК). Слушатели в индивидуальном асинхронном режиме осваивают содержание разделов Программы с помощью видеолекций, презентаций, текстов лекций, выполняют контрольные задания самопроверки. Уточнение элементов знаний, работа с вопросами и неясностями, оставшимися или появившимися у слушателей после изучения УМК, происходят во время соответствующих вебинаров в соответствии с расписанием.

Таблица 1

Дополнительные (вариативные) модули по выбору

Дополнительный образовательный модуль для преподавателей правовых тем программы повышения квалификации

— Правовое регулирование вопросов защиты прав несовершеннолетних. (Международные Конвенции). Правоприменительная практика;

— Правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы в случаях семейного неблагополучия;

Дополнительный образовательный модуль для преподавателей правовых тем программы повышения квалификации

— Имущественные и неимущественные права несовершеннолетних;

— Обеспечение органами опеки и попечительства защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан;

— Деятельность органа опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних в судебном порядке. Участие органов опеки и попечительства в судебных спорах по защите имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних;

— Обеспечение выпускников жилыми помещениями;

— Организация делопроизводства по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (номенклатура дел, издание актов (распоряжений) в сфере опеки и попечительства)

Дополнительный образова- тельный модуль для преподавателей социально-психологических тем программы повышения квалификации

— Психология «травмы сиротства»;

— Психология сиротства;

— Социально-психологическое обследование кандидатов в замещающие родители;

— Специфика подготовки кандидатов, выразивших желание принять в свою семью детей подросткового возраста, сиблингов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

— Специфика сопровождения замещающих семей, принявших на воспитание детей-сирот различных категорий;

— Насилие в отношении детей в приемных семьях и в организациях для детей-сирот

 

Освоение учебного материала включает самостоятельную работу по изучению видеолекций (табл. 2), записанных по узконаправленным темам, литературных источников и глоссария.

Слушатели могут направить свои практические вопросы и кейсы из опыта работы до начала занятий, которые преподаватель может рассмотреть на занятиях или дать консультацию.

Уточнение элементов знаний, умений, работа с вопросами и неясностями, оставшимися или появившимися у слушателей после прочтения предложенных по разделам и темам текстов и просмотра учебных материалов, организуется в онлайн-формате с участием преподавателей.

Для реализации Программы приглашены специалисты, обладающие полноценными знаниями и современной методикой преподавания, необходимыми умениями и опытом в сфере защиты прав и интересов детей для эффективной передачи знаний обучающимся в рамках учебного процесса, а также для организации обратной связи. Занятия со слушателями курсов проводят представители органов государственной власти, высших образовательных организаций (доктора и кандидаты психологических, юридических, социологических наук), научного сообщества, специалисты аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Таблица 2

Содержание видеоматериалов для самостоятельной работы

Наименование тем

1

Реализация права ребенка быть услышанным: как выяснить мнение ребенка и формы участия детей в вопросах, затрагивающих их интересы (рассмотрены различные технологии учета мнения ребенка с разбором кейсов)

2

Обеспечение жилыми помещениями выпускников из числа детей-сирот: разбор типовых ситуаций (рассмотрены различные типы ситуаций с жильем у выпускников из числа детей- сирот; определены главные направления работы)

3

Документооборот специалиста органа опеки и попечительства: анкета ребенка; акт органа опеки о назначении опекуна; заключение органа опеки о возможности быть опекуном; заявление о выдаче заключения органа опеки; акт проверки условий проживания подопечного; акт обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, при спорах родителей

4

Актуализированный профессиональный стандарт специалиста ООиП и его полномочия (анализ)

5

Подготовка и сопровождение принимающих семей:

1. Подготовка кандидатов, выразивших желание принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (основное содержание);

2. Особенности подготовки кандидатов, выразивших желание принять в свою семью ребенка подросткового возраста;

3. Особенности подготовки кандидатов, выразивших желание принять в свою семью сиблингов;

4. Особенности подготовки кандидатов, выразивших желание принять детей-инвалидов;

5. Особенности подготовки кандидатов, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, — родственников (родственная опека);

6. Особенности подготовки кандидатов, выразивших желание принять детей-сирот младенческого возраста;

7. Особенности сопровождения семей, принявших на воспитание:

— ребенка подросткового возраста,

— сиблингов,

— детей-инвалидов,

— детей, оставшихся без попечения родителей, — родственников (родственная опека),

— детей-сирот младенческого возраста

6

Наставничество:

1. Наставничество как социально-психологический феномен

2. Формы наставничества и подготовка волонтеров для работы в программах наставничества

3. Корпоративное наставничество

7

Жестокое обращение и насилие в отношении детей в замещающих семьях и в организации для детей-сирот: физическое и сексуальное насилие (рассмотрены разные типы жестокого обращения, описаны формы и способы выявления)

 

 

 

 

Экспертная оценка курса

В экспертной оценке курса приняли участие 59 слушателей (90,77% из общего количества слушателей, зачисленных на курс) из 16 субъектов Российской Федерации (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Забайкальский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Липецкая, Магаданская, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Ярославская области, г. Москва). Наибольшую заинтересованность проявили специалисты из Смоленской (18,6%) и Владимирской (13,6%) областей — см. рис. 1.

 

Рис. 1. Процент слушателей (экспертов) в разрезе федеральных округов

Экспертную оценку проводили специалисты и преподаватели, читающие в регионах правовые и социально-психологические модули, касающиеся сферы защиты прав и интересов детей, а также специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующие вопросы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства, преимущественно имеющие высшее образование по специальностям «Педагогика / Психология (включая дошкольную, начальную, специальную, практическую)» и «Юриспруденция / Правоведение / История». При этом 11 человек (16,92%) имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Стоит отметить, что «Педагогика и методика начального образования» вынесена в отдельную категорию, чтобы подчеркнуть методический опыт специалистов в работе с детьми младшего школьного возраста.

Образование слушателей курса в разрезе их первого высшего образования представлено на рис. 2.

 

Рис. 2. Базовое образование слушателей курса — экспертов курса

С позиции занимаемой должности группа экспертов разделилась примерно поровну: руководящие должности занимают 28 (47,6%) слушателей, специалисты — 31 (52,24%). Большая часть экспертов (68,4%) имеет стаж работы в сфере защиты прав детей более 5 лет, они сами проводят занятия на курсах повышения квалификации специалистов ООиП в своем регионе. 

Анализ полученных экспертных оценок от слушателей курсов показал, что 79% специалистов считают курс очень полезным для преподавателей, обучающих специалистов ООиП, остальные — достаточно полезным.

Эксперты отметили, что материал курса соответствует примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства [4; 7], актуален и понятно изложен, незначительные трудности возникали с «непрофильными» темами. Высоко оценили записанные видео по узкоспециализированным тематикам 94% специалистов.

Стоит отметить пожелание экспертов увеличить количество кейсов, разбираемых в рамках обучения, в том числе по правовым вопросам, а также более подробно раскрыть темы, касающиеся этических аспектов деятельности специалиста ООиП, организации «постинтернатного» сопровождения несовершеннолетних воспитанников государственных учреждений в период их обучения в образовательных учреждениях, технологии социально-психологического обследования. Также предлагается рассмотреть возможность включения в Программу тематик, связанных с профилактикой противоправного поведения детей, оставшихся без попечения родителей, проведением судебно-психологической, психиатрической, медицинской, социальной экспертиз.

Наиболее полезными для слушателей оказались темы «Защита имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних, реализация права на жилье» и «Подготовка граждан и сопровождение замещающих семей», а наиболее понятными — «Подготовка граждан и сопровождение замещающих семей», «Психологический модуль», «Государственная политика в области защиты прав детей, роль ООиП» и «Сопровождение выпускников».

Наименьший интерес слушателей вызвали темы: «Нормы международного права» и «Взаимодействие с НКО». По-видимому, это связано с тем, что не все слушатели в своей работе нуждаются в этих знаниях, так как отзывов о высоком качестве материала от слушателей представлено немало.

Отдельно экспертам предлагалось оценить предлагаемые для обучающихся тестовые вопросы для итоговой проверочной работы по стандартным критериям соответствия экзаменационного материала содержанию курса.

При оценке итоговых тестов по всем модулям слушатели отметили, что содержание тестов полностью соответствует содержанию учебных материалов. После изучения обучающих материалов не возникло проблем с ответами на вопросы тестов.

Выводы по экспертной оценке курса

Анализ оценки экспертов — специалистов и преподавателей — показал, что Программа включает достаточно большой перечень тем и позволяет получить знания как в правовой, так и социально-психологической сферах.

В целом слушатели достаточно высоко оценили содержание Программы и дистанционный формат работы. Но при дистанционном обучении у слушателей возникли некоторые сложности, связанные с разницей в часовых поясах регионов, наложением рабочего времени слушателя и учебного времени, а также высокой интенсивностью курса. Это потребовало от участников дополнительных усилий при освоении курса.

Однако, несмотря на интенсивность данного курса, они отметили, что контрольный блок затруднений не вызвал, и итоговые тесты полностью отражают содержание изученных материалов. В качестве пожелания в целях дальнейшего совершенствования Программы слушатели курса просят дополнить темы правового блока кейсами, что сделает обучение более практико-ориентированным, и более подробно раскрыть некоторые темы.

Литература

1.Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. 2018. URL: https://base.garant. ru/180422/ (дата обращения: 9.11.2022).

2. Никулина Е.Г. Изменения в содержании профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. С. 32.

3.Ослон В.Н., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Модель профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в условиях профильной магистратуры [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 112—126. DOI:10.17759/ psylaw.2019090309

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://base.garant.ru/400793960/ (дата обращения: 9.11.2022).

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 127 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (магистратура) по направлению подготовки 44.04.02 — Психолого-педагогическое образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 № 50312) [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71796296/ (дата обращения: 02.09.2022).

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2015 г. № 121 «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства» [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://base.garant.ru/71040870/ (дата обращения: 9.11.2022).

7.Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 680н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних”» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30850) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2022. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157177/dc53a5e4f8fca03874 45cfb0ee8a02bb3932aa5b/ (дата обращения: 9.11.2022).

8.Программа повышения квалификации «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства» [Электронный ресурс] // Факультет повышения профессиональной квалификации МГППУ. 2022. URL: https://dpo.mgppu.ru/programs/elements/ppp-223/?sphrase_id=6489 (дата обращения: 18.11.2022).

9.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 22-р «Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года» [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400150053/ (дата обращения: 9.11.2022).

10.Реформирование работы органов опеки и попечительства [Электронный ресурс] // Leader- ID. О мероприятии. 2019. URL: https://yandex.ru/search/?lr=21653&clid=2379720-91&win=440&text=%22Реформирование%20работы%20органов%20опеки%20и%22%20АСИ (дата обращения: 9.11.2022).           

Информация об авторах

Лашкул Марина Валерьевна, заместитель директора, Центр защиты прав и интересов детей (ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6907-1881, e-mail: ml-69@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 202
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 29
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1