Опыт создания информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической теории Л.С. Выготского»

944

Аннотация

В статье представлен опыт создания информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической теории Л. С. Выготского», обсуждаются принципы основные этапы и трудности ее создания. Представлены результаты работы на данном этапе: подготовлен Словник, определены основные девять разделов Словаря. Отмечается, что работа над Словарем позволила по-новому рассмотреть некоторые понятия Л. С. Выготского. Показано, что такая система может быть использована в учебном процессе при подготовке студентов-психологов к чтению и пониманию текстов Л. С. Выготского.

Общая информация

Ключевые слова: информационно-справочные материалы, Выготский Л.С., культурно-историческая психология, студент, высшее образование, учебная деятельность

Рубрика издания: Инновационные модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Марголис А.А., Котляр И.А., Сафронова М.А. Опыт создания информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической теории Л.С. Выготского» // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 102–111.

Фрагмент статьи

... Если не организовать процесс включения студента в осмысленную и теоретическую, и практическую деятельность, то не происходит трансляция специфического мировоззрения научной школы, через которое и возможно воспитание грамотного рефлексирующего психолога, шире – профессионала. Эта деятельность может быть выстроена одновременно через непосредственное Ученичество (участие в совместных с Учителем и под его руководством научных проектах) при собственной устойчивой мотивации к учению у студента и др.

В нашем исследовании была поставлена задача – спроектировать такие условия изучения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, чтобы она стала «живым знанием» для студентов. Было сформулировано предположение, что учебная деятельность студента, направленная на формирование научного мышления, может быть построена на рефлексивном изучении научного наследия Л.С. Выготского, где специальным инструментом самостоятельного изучения работ этого ученого выступит специальным образом сконструированная информационно-справочная система «Словарь культурно-исторической теории Л.С. Выготского»[2].

Основные разделы данной информационной системы представлены в таблице. Анализ существующих «бумажных» и электронных словарей показал, что словари есть особое культурное средство:

  • осуществляющее рефлексию науки (или области знания) на самое себя (что в науке есть, какая понятийная система и как она организована), позволяющее упорядочивать информацию, обобщая по существенным признакам (т.е. понятиям);

  •  орудие для осуществления первичной ориентировки в какой-либо области знания (обучающиеся);

  • упорядочивающее и систематизирующее справочный материал справочный материал для широкого круга пользователей.

...

Литература

  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
  2. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.
  3. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2005.
  4. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2006.
  6. Эльконин Д.Б. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

 

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Сафронова Мария Александровна, кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375, e-mail: mariasaf@gmail.com