Феномен коллекционирования в школьных возрастах

803

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление содержания коллекционирования в младшем школьном и подростковом возрастах, особенностей организации школьниками самого процесса коллекционирования. Путем анкетирования (авторская анкета) школьников трех возрастных групп были получены результаты, которые позволили выделить варианты проявления основных компонентов коллекционирования, сделать выводы об особенностях организации и динамике спонтанного коллекционирования в школьных возрастах. Отмечается, что у младших школьников коллекционирование носит "формальный" характер. Наиболее развернуто оно представлено в младшем подростковом возрасте. В этом возрасте оно ближе к характеристикам "идеального" коллекционирования как квазиисследовательской деятельности, чем в других сравниваемых возрастах. Коллекционирование старших подростков носит индивидуальный, частный, скрытый от сверстников характер. Оно похоже по основным характеристикам на коллекции младших школьников. В большинстве случаев коллекционирование в младшем школьном и подростковом возрасте носит вспомогательный характер, т. е. является для ребенка способом включиться в общение со сверстниками, выступает вариантом свободного проявления ребенком собственных желаний, интересов, замыслов.

Общая информация

Ключевые слова: младший подростковый возраст, коллекционирование, мотивы коллекционирования, содержание коллекционирования

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котляр И.А., Журкова Е.А. Феномен коллекционирования в школьных возрастах // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 168–174.

Фрагмент статьи

... Существуют различные варианты этого увлечения, которые определяются материалом коллекций и задачами, которые ставит перед собой коллекционер. В данной работе мы ограничимся рассмотрением этого феномена в определенном возрастном диапазоне, примерно совпадающем с периодом школьной жизни субъектов коллекционирования.

Коллекционирование в детских возрастах не является ни ведущим, ни центральным типом деятельности, однако оно выступает вариантом свободного проявления ребенком собственных желаний, интересов, замыслов, т. е. тем, в чем реализуются основные новообразования возрастов.

В зарубежной психологической литературе коллекционирование упоминается в рамках психоаналитической теории [9], а также рассматривается как одна из форм существования обменных операций в детском сообществе [10]. В отечественных исследованиях коллекционирование упоминается в связи с особенностями увлечений и перестройкой интересов, характерных для определенных периодов развития, а также характеризуется как вклад в построение символической системы «Я» [4], как деятельность, в которой у ребенка могут сложиться «необходимые предпосылки формирования неотчужденных научных понятий, не ограниченных ... ситуацией урока» [2]. Некоторыми педагогами коллекционирование рассматривается как квазиисследовательская деятельность, способная помочь сформировать отдельные навыки познавательной деятельности, расширить творческие возможности детей, внести вклад в воспитание определенных качеств личности [1; 6; 8]. Интересно, что коллекции как материал для развивающих занятий используют уже в детском саду [5; 7].

Однако специальных исследований, посвященных анализу возрастных особенностей коллекционирования, нами не было обнаружено. Каково содержание феномена детского коллекционирования, существуют ли особенности детского коллекционирования, чем оно отличается от взрослой деятельности? Поиск ответов на эти вопросы и лег в основу нашего эмпирического исследования, определив главную его цель: выявление содержания коллекционирования в младшем школьном и подростковом возрастах, особенностей организации школьниками самого процесса коллекционирования.

Основным методом исследования стало анкетирование. Нами была разработана анкета, основные блоки вопросов в которой позволили получить информацию о следующем:

  • представлениях ребенка (коллекционера) о конечном результате – о том, какой коллекция должна получиться;
  • способах работы с предметами коллекционирования;
  • мотивах, которые побуждают ребенка к коллекционированию.

Выборку составили три возрастные группы: младшие школьники (8–10 лет, 3–4 классы), младшие подростки (11–13 лет, 5–7 классы), старшие подростки (14–16 лет, 9 класс). Всего было опрошено 119 человек.

На основе полученных данных мы определили варианты проявлений основных компонентов коллекционирования. ...

Литература

  1. Алексеева И. Марки над Волгой // Марка. 2004. № 2.
  2. Бережковская Е. Л. Как формируются научные понятия // Школьный психолог. 2005. № 4.
  3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1997.
  4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  5. Прохорова Л. Н., Моделкина Р. Н., Кулешова Н. П. Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., 2006.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов М., 1993. Т.1.
  7. Сорокина Е. Коллекции – это интересно // Дошкольное образование. 2005. № 12.
  8. Третьяков В. П. Человек собирающий // Российское экспертное обозрение. 2006. №1 (15).
  9. Фрейд З. Психоанализ и учение о характере. М.: 1993.
  10. Tamar Katriel. Rules and Strategies in Children’s Swapping Exchanges // Research on Language and Social Interaction. Vol. 22. 1988/89.

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Журкова Евгения Алексеевна, сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, педагог-психолог ГОУ школа-интернат «Интеллектуал», Москва, Россия, e-mail: zhurkova_jane@mail.ru