Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 2. С. 5–19
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Современный ребенок: шаги к пониманию
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: общество, детство, норма, современный ребенок
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Обухова Л.Ф., Котляр И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 5–19.
Фрагмент статьи
Современный ребенок, какой он? Актуальность этой проблемы обусловлена экономическими, социальными и культурными процессами, изменившими характер современного общества, в котором сегодня живет и развивается ребенок. Объективные процессы, диктуемые быстро меняющимся миром, предъявляют детям новые требования и, в то же время, дают им совсем другие возможности развития, чем это было десятилетия назад. Ярким свидетельством этого может служить проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. О масштабе этого явления невозможно было помыслить 20–30 лет назад. К социокультурным изменениям можно также отнести возникновение новых социальных заказов, часто искусственно формируемых и не соответствующих общим законам психического развития ребенка.
Следует указать на снижение возраста начала школьного обучения, вытеснение игры из возрастной нормы развития, миграцию населения, опасение и тревогу взрослых о будущем ребенка и т. п. Отмеченные тенденции носят интернациональный характер и могут быть прослежены во многих странах современного мира. Причины изменений отношения к детству западные ученые видят в глобальной интеграции экономики, возрастающей свободе рыночных отношений, конкуренции среди людей, высокой ценности индивидуальной инициативы и частного предпринимательства. Глобальные процессы влияют на жизнь детей и преобразуют саму природу детства. Американские ученые выявили пять процессов, которые оказывают наиболее глубокое влияние на развитие детей в современном обществе и преобразуют форму и содержание работы государственных образовательных учреждений в странах, вовлеченных в процесс глобализации. К ним относится маркетизация, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация.
Литература
- Другое детство. Сб. науч. ст. / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г. Юдиной, И. А. Корепановой. М., 2009.
- Ребенок в современном обществе. Сб. науч. cт. / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г. Юдиной. М., 2007.
- Elkind D. The death of child nature // Phi Delta Kapplan. V. 79. № 3. 2000.
- Janet L. Finn, Lynn M. Nybell, Jeffrey J. Shook The meaning and making of childhood in the era of globalization: Challenges for social wook // Children and Youth Services Review. № 32. 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5269
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 3845
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10