Современный ребенок: шаги к пониманию

3845

Аннотация

В статье обобщаются результаты ряда исследований, представленных на международной конференции «Другое детство» (ноябрь 2009, МГППУ). Детство современного ребенка рассмотрено в контексте социокультурных изменений общества. В качестве иллюстрации для фиксации противоречивых черт современного детства в статье приведены фрагменты эссе «Современный ребенок: какой он?», написанные людьми разных возрастов и не имеющих специального психологического образования. Показано, что они в целом соответствуют характеристикам современного детства, выделяемым профессиональными психологами. Обращается внимание, что значительное число исследований, представленных на конференции «Другое детство», посвящено изучению детей группы риска. Обсуждаются причины неадекватного поведения девиантных подростков – их личностный эгоцентризм. В статье показано также, что результаты новейших исследований в области одаренного детства позволяют дифференцировать одаренность и строить различные программы для ее поддержки и развития. Приведены статистические данные о процентном соотношении детей, имеющих те или иные нарушения в развитии. Статья завершается постановкой вопросов о норме и вариантах развития внутри нормы и за ее границами. Авторы ставят перед современными психологами задачу изучения нормы развития ребенка с позиции культурно-исторической психологии в современном социокультурном контексте.

Общая информация

Ключевые слова: общество, детство, норма, современный ребенок

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Обухова Л.Ф., Котляр И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 5–19.

Фрагмент статьи

Современный ребенок, какой он? Актуальность этой проблемы обусловлена экономическими, социальными и культурными процессами, изменившими характер современного общества, в котором сегодня живет и развивается ребенок. Объективные процессы, диктуемые быстро меняющимся миром, предъявляют детям новые требования и, в то же время, дают им совсем другие возможности развития, чем это было десятилетия назад. Ярким свидетельством этого может служить проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. О масштабе этого явления невозможно было помыслить 20–30 лет назад. К социокультурным изменениям можно также отнести возникновение новых социальных заказов, часто искусственно формируемых и не соответствующих общим законам психического развития ребенка.

Следует указать на снижение возраста начала школьного обучения, вытеснение игры из возрастной нормы развития, миграцию населения, опасение и тревогу взрослых о будущем ребенка и т. п. Отмеченные тенденции носят интернациональный характер и могут быть прослежены во многих странах современного мира. Причины изменений отношения к детству западные ученые видят в глобальной интеграции экономики, возрастающей свободе рыночных отношений, конкуренции среди людей, высокой ценности индивидуальной инициативы и частного предпринимательства. Глобальные процессы влияют на жизнь детей и преобразуют саму природу детства. Американские ученые выявили пять процессов, которые оказывают наиболее глубокое влияние на развитие детей в современном обществе и преобразуют форму и содержание работы государственных образовательных учреждений в странах, вовлеченных в процесс глобализации. К ним относится маркетизация, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация.

Литература

  1. Другое детство. Сб. науч. ст. / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г. Юдиной, И. А. Корепановой. М., 2009.
  2. Ребенок в современном обществе. Сб. науч. cт. / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г. Юдиной. М., 2007.
  3. Elkind D. The death of child nature // Phi Delta Kapplan. V. 79. № 3. 2000.
  4. Janet L. Finn, Lynn M. Nybell, Jeffrey J. Shook The meaning and making of childhood in the era of globalization: Challenges for social wook // Children and Youth Services Review. № 32. 2010.

Информация об авторах

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5269
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 3845
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10