Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение

1188

Аннотация

В статье рассматривается отношение к внедрению инклюзивного образования (ИО) в практику школьных образовательных учреждений Москвы со стороны основных заинтересованных участников процесса. Авторы считают, что внедрение ИО носит инновационный характер и затрагивает интересы нескольких социальных групп: прежде всего детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей без ОВЗ, родителей и той и другой группы детей, педагогов (как общеобразовательных, так и специальных коррекционных школ), наконец, управленцев – чиновников городской власти, сотрудников органов управления образованием. Представлены некоторые результаты исследовательского проекта «Инклюзивное образование в Москве: социальные условия, проблемы и ограничения» (данные 2010 г.), касающиеся проблемы информированности участников процесса о ИО и влияния этого фактора на их отношение к внедрению инклюзивного образования. Объектом исследования являлись представители разных целевых групп: педагоги общеобразовательных школ, педагоги инклюзивных школ, педагоги коррекционных школ, родители детей без отклонений в развитии, родители детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всего 458 респондентов. В качестве основного метода использовался выборочный анкетный опрос.

Общая информация

Ключевые слова: уровень информированности, восприятие ИО, инклюзивные школы, прединклюзивные школы, коррекционные школы, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 60–73.

Фрагмент статьи

Успешность осуществления любой реформы, внедрения любой социальной инновации в решающей степени зависит от того, насколько в этих реформах и инновациях учтены интересы основных стейкхолдеров («заинтересованных сторон»), насколько эти интересы согласованы между собой. В свою очередь, согласование интересов начинается с согласования представлений и ожиданий указанных сторон по поводу предполагаемых изменений. Внедрение инклюзивного образования (ИО) в практику школьных образовательных учреждений Москвы является социальной инновацией, очевидно затрагивающей интересы и перспективы нескольких социальных групп – участников процесса и предполагаемых выгодоприобретателей: прежде всего детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей без ОВЗ, родителей и той и другой групп детей, педагогов (как общеобразовательных, так и специальных коррекционных школ), наконец, управленцев – чиновников городской власти, сотрудников органов управления образованием. Естественно предположить, что характер участия перечисленных групп во внедрении инклюзивного образования (способствование или сопротивление этому процессу) зависит от того, как представляют себе инклюзивное образование все заинтересованные стороны, какими они видят свои перспективы в процессе его внедрения, и насколько будут защищены при этом их интересы.

<...>

Литература

  1. Задорин И. В., Михалюк В. И., Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М., Федоров А. С. От-чет о НИР «Социальные условия, проблемы и ограничения внедрения инклюзивного образования в практику учреждений г. Москвы». МГППУ, 2010.
  2. Закон г. Москвы Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве // http://www.garant.ru/hotlaw/ moscow/247523/
  3. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5.

Информация об авторах

Задорин Игорь Вениаминович, ведущий научный сотрудник лаборатории мониторинговых исследований развития различных контингентов детей МГППУ

Колесникова Е.Ю., старший научный сотрудник лаборатории мониторинговых исследований развития различных контингентов детей МГППУ, Москва, Россия

Новикова Елена Михайловна, научный сотрудник, Информационно-аналитический отдел, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: novikovaem@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2626
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1188
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3