Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения

906

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого был анализ профессиональной позиции учителя начальных классов в разных формах обучения. Гипотеза работы состояла в том, что профессиональная позиция учителя, отражающаяся в его приоритетных ценностях, будет различна при фронтальной форме обучения и индивидуальной. В исследовании изучались особенности содержания профессиональной позиции, установки педагогов, на которых основывались их практические действия по отношению к ученикам. Проанализированы выявленные различия в целях педагогической деятельности, представлениях об образе ребенка, в способах коррекции поведения детей. Рассмотрен механизм функционирования профессиональной позиции учителя во фронтальной и индивидуальной формах обучения. Установлено, что индивидуальная форма обучения является условием и задает определенное содержание, при котором позиция педагога по отношению к ученику приближается к партнерской.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная позиция учителя, фронтальная форма обучения, индивидуальная форма обучения, приоритетные ценности, самооценка, индекс авторитаризма, условия образования

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алехина С.В., Дмитриева С.М. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 32–40.

Фрагмент статьи

В основе нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного про-цесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся…» [10, с. 4]. При этом большое значение имеет «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)» [там же]. В условиях развития инклюзивной практики, когда в одном классе обучаются дети с различными образовательными потребностями и возможностями, перед учителем стоит задача быть профессионально готовым эффективно работать с различными детьми, следовательно, он должен владеть различными способами учебного взаимодействия с учеником. В основе педагогических технологий лежит профессиональная позиция учителя и используемые формы обучения.

По мнению А. М. Новикова, форму обучения можно определить как «механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени» [5, с. 344]. Выделяются общие формы обучения, к которым относятся фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные, различающиеся по характеру взаимодействия учителя и учащихся [1]. В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две формы обучения: фронтальная и индивидуальная.

<...>

Литература

  1. Востокова Е. В. Формы обучения: категория дидактики и предметных методик // Педагоги­ка. 2002. № 4.
  2. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
  3. Митина Л. М. Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессиональ­ного развития педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
  4. Митина Л. М. Учитель как личность и про­фессионал. М., 1994.
  5. Новиков А. М. Методология образования. М., 2006.
  6. Резапкина Г. В. Психологический портрет учителя // Школьный психолог. 2006. № 6.
  7. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая под­готовка учителя для новой школы // Психоло­гическая наука и образование. 2010. № 1.
  8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагоги­ка: Учеб. пособие. М., 2002.
  9. Сочень Л. Т. Влияние профессиональной позиции педагога на уровень самостоятель­ности учащихся: Автореф. дис. ... канд. пси­хол. наук. М., 2000.
  10. Федеральный Государственный образо­вательный стандарт начального общего об­разования. Утвержден приказом Министер­ства образования и науки Российской Фе­дерации от 6 октября 2009 г. М., 2009. Элек­тронная версия: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  11. Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторита­ризм и партнерство // Теория и практика разви­вающего образования в школе В. В. Давыдова. По материалам Юбилейной конференции, по­священной 75-летию В. В. Давыдова. М., 2007.
  12. Юдина Е. Г. Профессиональное сознание педагога: Опыт постановки проблемы в со­временном образовании // Психологическая на­ука и образование. 2001. № 1.

Информация об авторах

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Дмитриева Светлана Мирославовна, Аспирантка 4 курса Московского городского психолого-педагогического университета, кафедры «Педагогическая психология», факультета «Психология образования», Москва, Россия, e-mail: smdmitrieva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2452
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 906
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2