Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 3. С. 32–40
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная позиция учителя, фронтальная форма обучения, индивидуальная форма обучения, приоритетные ценности, самооценка, индекс авторитаризма, условия образования
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Алехина С.В., Дмитриева С.М. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 32–40.
Фрагмент статьи
В основе нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного про-цесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся…» [10, с. 4]. При этом большое значение имеет «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)» [там же]. В условиях развития инклюзивной практики, когда в одном классе обучаются дети с различными образовательными потребностями и возможностями, перед учителем стоит задача быть профессионально готовым эффективно работать с различными детьми, следовательно, он должен владеть различными способами учебного взаимодействия с учеником. В основе педагогических технологий лежит профессиональная позиция учителя и используемые формы обучения.
По мнению А. М. Новикова, форму обучения можно определить как «механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени» [5, с. 344]. Выделяются общие формы обучения, к которым относятся фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные, различающиеся по характеру взаимодействия учителя и учащихся [1]. В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две формы обучения: фронтальная и индивидуальная.
<...>
Литература
- Востокова Е. В. Формы обучения: категория дидактики и предметных методик // Педагогика. 2002. № 4.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Митина Л. М. Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Новиков А. М. Методология образования. М., 2006.
- Резапкина Г. В. Психологический портрет учителя // Школьный психолог. 2006. № 6.
- Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М., 2002.
- Сочень Л. Т. Влияние профессиональной позиции педагога на уровень самостоятельности учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. М., 2009. Электронная версия: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
- Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство // Теория и практика развивающего образования в школе В. В. Давыдова. По материалам Юбилейной конференции, посвященной 75-летию В. В. Давыдова. М., 2007.
- Юдина Е. Г. Профессиональное сознание педагога: Опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2401
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 893
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0