Исследовательская магистратура «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: апробация новых модулей в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете

898

Аннотация

Представлен анализ опыта апробации новых модулей основной профес-сиональной образовательной программ исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. Рассмотрены особенности образовательной среды факультета психологии и социальной работы университета, задающие исходные условия реализации проекта, а также опыт реализации компетентностного и деятельностного подходов. Описаны особенности организации образовательного процесса при апробации модулей, специфика применения образовательных технологий и оценочных средств. На примере предмета «Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в исследованиях проблем образования и современного детства» показаны особенности учебного процесса и его результаты. Предложены некоторые из возможных направлений дальнейшего совершенствования образовательной программы.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, компетентностный подход, образовательная среда, модуль основной профессиональной образовательной программы, образовательные результаты, деятельностный подход

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200316

Для цитаты: Андрущенко Т.Ю., Крицкий А.Г., Меркулова О.П. Исследовательская магистратура «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: апробация новых модулей в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 157–165. DOI: 10.17759/pse.2015200316

Фрагмент статьи

В целом программа направлена на под­готовку специалистов, готовых к исследова­нию образования на основе идей и методов культурно-исторической психологии и деятель­ностного подхода, что отражено в системе до­полнительных (по отношению к базовым тре­бованиям образовательного стандарта) ком­петенций. Основные идеи, лежащие в основе проекта, связаны с проектированием обучения посредством включения магистрантов в про­фессиональную исследовательскую деятель­ность, интегрирующую различные виды и фор­мы практик, научно-исследовательской рабо­ты (НИР) и теоретического обучения. Основной единицей проектирования образовательного процесса при этом становится модуль образо­вательной программы, направленный на фор­мирование заданных компетенций, логика по­строения которого связана с развитием спосо­бов исследования учебной деятельности от вы­явления в рамках практики реальных проблем через поиск способов их изучения при осво­ении теоретических курсов до практических проб на практике и при выполнении НИР [1; 3].

Литература

  1. Марголис А. А. Требования к модернизации Т. 4. № 1. С. 9–12. основных профессиональных образователь-3. Рубцов В. В. и др. Компетентностно-деятель­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче-ностный подход к проектированию и разработ­ских кадров в соответствии с профессиональ-ке новой модульной ОПОП исследовательской ным стандартом педагога: предложения к реали-магистратуры «Культурно-историческая пси­зации деятельностного подхода в подготовке пе-хология и деятельностный подход в образова­дагогических кадров // Психологическая наука и нии»: направление подготовки – Психолого-пе­образование. 2014. Т.19. № 3. С.105–126. дагогическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гу­
  2. Меркулова О. П. Удовлетворенность студен-ружапов, З.В Макаровская, Л.К. Максимов // тов получаемым образованием: методики диаг-Психологическая наука и образование. 2014. ностики и взаимосвязанные факторы // Изве-Т. 19. № 3. C. 127–142.
  3. Рубцов В. В. и др. Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педагогическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гуружапов, З.В Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 127–142.

Информация об авторах

Андрущенко Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, e-mail: tandr@vspu.ru

Крицкий Александр Георгиевич, кандидат психологических наук, был заведующим кафедрой психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО ВГСПУ), Волгоград, Россия, e-mail: Kritsky.Alexander@gmail.com

Меркулова Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития факультета психологии и социальной работы, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоград, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2046
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 898
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0